город Омск |
|
03 декабря 2010 г. |
Дело N А70-5178/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 декабря 2010 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рыжикова О.Ю.
судей Киричёк Ю.Н., Кливера Е.П.
при ведении протокола судебного заседания: Михайловой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
(регистрационный номер 08АП-8161/2010)
общества с ограниченной ответственностью "Мегас"
на решение Арбитражного суда Тюменской области от 10.08.2010
по делу N А70-5178/2010 (судья Минеев О.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мегас"
к Департаменту имущественных отношений Тюменской области
3-е лицо общество с ограниченной ответственностью "Тюменьполимергаз"
о признании права на приобретение в аренду земельного участка для целей, не связанных со строительством с видом разрешенного использования: "для организации стоянки и парковки автотранспорта предприятия", представляющего собой часть земельного участка с кадастровым номером 72:23:0220001:228, примерной площадью 650 кв.м., расположенного в границах: по границе земельного участка с кадастровым номером 72:23:0220001:102, от т.1391 до т.1392; по границе земельного участка с кадастровым номером 72:23:02200001:227, от т.1392 до т.243; по границе земельного участка с кадастровым номером 72:23:02200001:227, от т.243 до т.240; по границе дороги по ул. Энергетиков в г. Тюмени, от т.240 на расстояние 20 метров к т.1387 земельного участка с кадастровым номером 72:23:0220001:228; по границе части земельного участка с кадастровым номером 72:23:0220001:228, от точки, расположенной на расстоянии 20 метров от точки 240, к точке 1391 земельного участка с кадастровым номером 72:23:0220001:102; и об обязании предоставить указанный земельный участок в аренду,
при участии в судебном заседании представителей:
от ООО "Мегас" - Семенова А.В (паспорт, доверенность от 01.12.2009 сроком действия 3 года);
от Департамента имущественных отношений Тюменской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от ООО "Тюменьполимергаз" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Решением от 10.08.2010 по делу N А70-5178/2010 Арбитражный суд Тюменской области отказал в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Мегас" (далее - ООО "Мегас", общество) уточненных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее - Департамент, ответчик) о признании недействительным решения исходящий N 100409034/10-1 от 09.04.2010 об отказе в предоставлении земельного участка; о признании права на приобретение в аренду земельного участка для целей, не связанных со строительством с видом разрешенного использования: "для организации стоянки и парковки автотранспорта предприятия", представляющего собой часть земельного участка с кадастровым номером 72:23:0220001:228, примерной площадью 650 кв.м., расположенного в границах: по границе земельного участка с кадастровым номером 72:23:0220001:102, от т.1391 до т.1392, по границе земельного участка с кадастровым номером 72:23:02200001:227, от т.1392 до т.243, по границе земельного участка с кадастровым номером 72:23:02200001:227, от т.243 до т.240, по границе дороги по ул.Энергетиков в г.Тюмени, от т.240 на расстояние 20 метров к т.1387 земельного участка с кадастровым номером 72:23:0220001:228, по границе части земельного участка с кадастровым номером 72:23:0220001:228, от точки, расположенной на расстоянии 20 метров от точки 240, к точке 1391 земельного участка с кадастровым номером 72:23:0220001:102; об обязании Департамента предоставить указанный земельный участок в аренду заявителю.
В обоснование принятого судебного акта суд первой инстанции указал на отсутствие в материалах дела согласия третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Тюменьполимергаз" (далее - ООО "Тюменьполимергаз") являющегося арендатором части испрашиваемо земельного участка на предоставление его заявителю. Судом также отмечено, что отсутствовали основания для вынесения на рассмотрение Совместной комиссии обращения заявителя, так как в отношении данного участка не выполнены кадастровые работы и не осуществлен кадастровый учет.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новы судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь при этом на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и неполное выяснение обстоятельств дела.
Заявитель указывает, что к сложившимся правоотношениям подлежала применению ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ), а не 11.5 ЗК РФ.
ООО "Мегас" ссылается на незаключенность соглашения о предоставлении земельного участка в аренду ООО "Тюменьполимергаз", так как не согласованы его существенные условия - предмет договора.
Также, по мнению общества, суд первой инстанции дал неверную оценку доводу о ненаправлении документов на земельный участок в Совместную комиссию.
В отзыве на апелляционную жалобу Департамент с ее доводами не соглашается, считает их необоснованными, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель ООО "Мегас" поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе. Считает, что судом первой инстанции не правильно применены нормы материального и процессуального права, сделаны выводы не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, на основании чего просил решение Арбитражного суда Тюменской области от 10.08.2010 по делу N А70-5178/2010 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.
Заявителю на праве собственности принадлежит объект недвижимости - нежилое строение общей площадью 736,4 кв.м., расположенное по адресу: г.Тюмень, ул.Энергетиков, 167, стр.7, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 72НВ861117, выданным 24.08.2001 (л.д.16).
Указанное нежилое строение расположено на земельном участке с кадастровым номером 72:23:0220001:227 площадью 3 460 кв.м., по адресу: г.Тюмень, ул.Энергетиков, 167, стр.7, также принадлежащем заявителю на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 72НЛ724608, выданным 22.12.2009 (л.д.17).
С целью приобретения в аренду земельного участка, прилегающего к указанному выше нежилому строению (в отношении испрашиваемого земельного участка не были выполнены кадастровые работы и не был осуществлен его государственный кадастровый учет), для целей организации стоянки и парковки автомобильного транспорта (для целей, не связанных со строительством), ООО "Мегас" 29.03.2010 обратилось в Департамент с соответствующим заявлением от 29.03.2010 (л.д.8, 58), приложив к нему необходимый пакет документов, что подтверждается распиской в получении документов N 100329025 от 29.03.2010 (л.д.7).
В ответ на данное обращение Департамент письмом от 09.04.2010 N 100409034/10-1 сообщил о невозможности формирования испрашиваемого земельного участка, по причине того, что он накладывается на земельный участок, предоставленный третьему лицу (л.д.9).
Несогласие ООО "Мегас" с отказом Департамента в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
10.08.2010 Арбитражным судом Тюменской области принято обжалуемое решение.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Постановлением Правительства Тюменской области от 02.07.2007 N 144-П утверждено Положение о порядке принятия решения о предоставлении земельных участков на территории административного центра Тюменской области муниципального образования городской округ г.Тюмень, а также земельных участков, находящихся в собственности Тюменской области, независимо от места их расположения (далее - Положение).
Порядок принятия решения о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, регламентирован разделом X Положения.
Заявитель для предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, подает в Департамент заявление о предоставлении земельного участка, к которому прилагаются документы, указанные в пункте 1 приложения к настоящему Положению (пункты 61, 62).
Решение о предоставлении земельного участка принимается Департаментом на основании решения Совместной комиссии в порядке, установленном главами VIII, IX настоящего Положения в зависимости от того, выполнены в отношении земельного участка кадастровые работы и осуществлен его государственный кадастровый учет, указанный в заявлении, либо не выполнены в отношении земельного участка кадастровые работы и не осуществлен его государственный кадастровый учет (пункт 63).
Поскольку, в отношении испрашиваемого ООО "Мегас" земельного участка не были выполнены кадастровые работы и не был осуществлен его государственный кадастровый учет, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что порядок предоставления данного земельного участка регулируется разделом IX Положения - "Порядок принятия решения о предоставлении земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями, в отношении которых не выполнены кадастровые работы и не осуществлен их государственный кадастровый учет".
Согласно пункту 57 Положения, на основании заявления о предоставлении земельного участка и прилагаемых к нему документов Департамент готовит проект границ земельного участка либо схему расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, в отношении которых Совместной комиссией принято решение о его предоставлении, и в течение 5 (пяти) дней с момента принятия данного решения издает распоряжение об утверждении проекта границ указанного земельного участка либо схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории. Распоряжение в течение 5 (пяти) дней с момента его издания направляется Заявителю для выполнения им за свой счет установления на местности границ земельного участка, описания земельного участка в целях подготовки землеустроительного дела и его государственного кадастрового учета.
Суд первой инстанции исходя из содержания и анализа заявления и представленных в материалы дела планов (чертежей, схем) (л.д.59, оборот л.д.60, л.д.68, 72, 74-75, 88, 98), верно установил, что ООО "Мегас" испрашивало в аренду часть земельного участка с кадастровым номером 72:23:0220001:228.
Из пункта 4 кадастровой выписки о земельном участке от 24.03.2010 N 7223/201/10-5340 следует, что земельный участок с кадастровым номером 72:23:0220001:228 ранее имел кадастровый номер 72:23:0220001:0127 (л.д.10, 60, 69, 97).
Из кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером 72:23:0220001:127 от 07.08.2009 N 7223/201/09-17273 (л.д.34) следует, что из него сформирован земельный участок с кадастровым номером 72:23:0220001:228.
В материалы дела также представлена кадастровая выписка о принадлежащем Обществу на праве собственности земельном участке с кадастровым номером 72:23:0220001:227 от 01.03.2010 N 7223/201/10-3580, из пункта 4 которой усматривается, что данный земельный участок сформирован за счет земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0220001:0019 и 72:23:0220001:127 (л.д.20, 92).
Исходя из данных сведений, а также при сопоставлении имеющихся в материалах дела планов (чертежей, схем) (л.д.11, 21, 27, 35, 68, 74, 88, 93, 98) арбитражным судом правильно установлено, что из земельного участка с кадастровым номером 72:23:0220001:127 была выделена часть земельного участка, занятая нежилым строением по адресу: г.Тюмень, ул.Энергетиков, 167, стр.7, которая вошла в состав земельного участка с кадастровым номером 72:23:0220001:227; оставшейся части земельного участка присвоен кадастровый номер 72:23:0220001:228.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что в данном случае участок с кадастровым номером 72:23:0220001:127 был разделен, поскольку при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование (пункт 1 статьи 11.4 ЗК РФ), между тем материалы дела не содержат каких-либо доказательств того, что земельный участок с кадастровым номером 72:23:0220001:127 прекратил свое существование, имеется лишь указание на смену его номера.
В материалы дела представлен договор N 23-20/760 аренды земельного участка (землеустроительное дело N 22776) от 05.08.2005 (далее - договор аренды от 05.08.2005), согласно которому Департамент (арендодатель) передал ООО "Тюменьполимергаз" (арендатор) в аренду сроком до 28.02.2006 земельный участок с кадастровым номером 72:23:0220001:127 площадью 1 326 кв.м., расположенный по адресу: г.Тюмень, ул.Энергетиков, 167, стр.7, 9, для эксплуатации нежилых строений производственного назначения (л.д.39-44).
Как верно указал суд первой инстанции, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что отношения по договору аренды от 05.08.2005 прекратились после истечения срока, на который он был заключен (28.02.2006), и земельный участок, являющийся объектом аренды, возвращен Департаменту.
Напротив, соглашением от 25.08.2009 договор аренды земельного участка от 05.08.2005 N 23-20/760 был возобновлен на срок по 27.06.2010 (л.д.33).
Суд апелляционной инстанции не принимает во внимание ссылку апелляционной жалобы на то, что указанное соглашение является незаключенным, поскольку оно не является предметом рассмотрения по настоящему делу.
В материалах дела также отсутствуют доказательства того, что после 27.06.2010 договор аренды от 05.08.2005 прекратился, и земельный участок, являющийся объектом аренды, возвращен Департаменту.
Судом первой инстанции верно установлено из материалов дела, что земельный участок с кадастровым номером 72:23:02200001:227 сформирован после заключения договора аренды от 05.08.2005 (л.д.20, 25, 27, 73-74, 92), и верно указано, что после формирования из земельного участка с кадастровым номером 72:23:0220001:127 земельного участка с кадастровым номером 72:23:0220001:228, оставшаяся территория земельного участка с кадастровым номером 72:23:0220001:127 (то есть фактически земельный участок с кадастровым номером 72:23:0220001:228), в отсутствии доказательств прекращения договора аренды от 05.08.2005, продолжает находиться в аренде у ООО "Тюменьполимергаз".
Судом первой инстанции исходя из вышеизложенного правильно применен п. 1 ст. 11.5 ЗК РФ, в соответствии с которым при выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел (в данном случае - земельный участок с кадастровым номером 72:23:02200001:127), сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок). Следовательно, аренда измененного земельного участка не прекращается.
Таким образом, на момент обращения заявителя в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка (29.03.2010) и на момент принятия Департаментом оспариваемого решения (09.04.2010) испрашиваемый ООО "Мегас" земельный участок находился в аренде у ООО "Тюменьполимергаз", то есть не являлся свободным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 4 статьи 11.2 ЗК РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 настоящей статьи.
Пунктом 6 рассматриваемой статьи закреплено, что образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке (пункт 8 статьи 11.2 ЗК РФ).
Суд первой инстанции правильно указал, что образование испрашиваемого ООО "Мегас" земельного участка за счет части земельного участка, находящегося в аренде у ООО "Тюменьполимергаз" на основании договора от 05.08.2005, возможно лишь при наличии в письменной форме согласия ООО "Тюменьполимергаз" на образование нового (испрашиваемого) земельного участка, которого в материалах дела нет.
Более того, из письменных пояснений ООО "Тюменьполимергаз" следует, что третье лицо не согласно на предоставление испрашиваемого ООО "Мегас" земельного участка и находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению (л.д.76).
При таких обстоятельствах, вывод заинтересованного лица о невозможности формирования испрашиваемого ООО "Мегас" земельного участка примерной площадью 650 кв.м. обоснованно признаны правомерными и соответствующими ЗК РФ.
При этом суд первой инстанции правильно отклонил довод заявителя, приведенный и в апелляционной жалобе, о том, что оспариваемое решение незаконно, так как принято ответчиком без направления документов на Совместную комиссию по выработке решения о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам (далее - Совместная комиссия).
Департаментом не было принято решение об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, поскольку в аренду заинтересованному лицу на основании положительного решении Совместной комиссии может быть предоставлен лишь земельный участок, в отношении которого выполнены кадастровые работы и осуществлен его государственный кадастровый учет.
Однако в процессе работ по заявлению ООО "Мегас" Департаментом было выявлено наложение испрашиваемого земельного участка на земельный участок с кадастровым номером 72:23:0220001:127, предоставленный в аренду ООО "Тюменьполимергаз", то есть установлена невозможность формирования земельного участка. Поэтому основания для вынесения на рассмотрение Совместной комиссии обращения ООО "Мегас" от 29.03.2010 отсутствовали.
Кроме того, уполномоченным органом по распоряжению землями на территории г.Тюмени, государственная собственность на которые не разграничена, является Департамент, а не Совместная комиссия (совещательный орган). В данном случае оспариваемое решение принято Департаментом в пределах его полномочий.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что заявителем не приведено обоснований, каким-образом нарушаются его интересы, с учетом того, что расположение земельного участка не согласовано.
В остальной части подателем жалобы доводов в обоснование неправомерности принятого судебного акта не приведено.
Таким образом, суд первой инстанции правильно пришел к выводу об отсутствии у него правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Тюменской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 10.08.2010 по делу N А70-5178/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-5178/2010
Истец: общество с ограниченной ответственностью "Мегас"
Ответчик: Департамент имущественных отношений Тюменской области
Третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Тюменьполимергаз"
Хронология рассмотрения дела:
03.12.2010 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8161/2010