город Омск |
|
21 декабря 2010 г. |
Дело N А75-5311/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 декабря 2010 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции,
дело N А75-5311/2010 (судья Кущева Т.П.), принятое
по заявлению открытого акционерного общества Научно Технический Центр "Эврика-Трейд"
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском Федеральном округе
об оспаривании постановления о назначении административного наказания,
представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество Научно Технический Центр "Эврика-Трейд" (далее - ОАО НТЦ "Эврика-Трейд", общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском Федеральном округе (далее - РО ФСФР, административный орган) о признании постановления от 30.04.2010 N 62-10-267/ПН о назначении административного наказания незаконным.
Решением от 12.08.2010 по делу N А75-5311/2010 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отказал в удовлетворении требований ОАО НТЦ "Эврика-Трейд".
При принятии решения суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения и отсутствии правовых оснований для признания его малозначительным, в связи с чем отказал ОАО НТЦ "Эврика-Трейд" в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе ОАО НТЦ "Эврика-Трейд" просит принятый судебный акт отменить и принять новый - об удовлетворении заявленных обществом требований.
По мнению подателя апелляционной жалобы, административным органом при вынесении оспариваемого постановления были нарушена статья 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении получен обществом только 28.04.2010, тогда как должен был быть направлен в адрес общества в течение 3 дней.
Податель жалобы отмечает, что поскольку отсутствовали билеты, общество не имело возможности прибыть в г. Екатеринбург, в связи с чем направило ходатайство об отложении рассмотрения административного дела.
По утверждению подателя апелляционной жалобы, в период с февраля 2010 года по 23 апреля 2010 года общество не имело возможности выполнить предписание, поскольку в указанный период в обществе проводились аудиторская, налоговая проверки, а также необходимо было подготовить годовой бухгалтерский баланс.
При этом общество указывает на то, что генеральный директор ОАО НТЦ "Эврика-Трейд" Григорьев С.Н. в периоды с 24.02.2010 по 02.03.2010 и с 14.04.2010 по 23.04.2010 находился в служебной командировке.
Общество также полагает, что судом необоснованно не применена к рассматриваемой ситуации статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в силу малозначительности совершенного им правонарушения.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы ОАО НТЦ "Эврика-Трейд" Восьмой арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции от 12.08.2010 по настоящему делу подлежит отмене на основании пункта 1 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, части 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело, рассмотрение которого начато одним судьей или составом суда, должно быть рассмотрено этим же судьей или составом суда.
В силу пункта 1 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела арбитражным судом в незаконном составе является безусловным основанием для отмены судебного акта.
Согласно части 6.1. статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 настоящего Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления апелляционной жалобы вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции. О переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции выносится определение с указанием действий лиц, участвующих в деле, и сроков осуществления этих действий.
Установив отсутствие доказательств нахождения дела N А75-5311/2010 в производстве судьи Кущевой Т.П., о чём необоснованно указано в определении Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.07.2010 об отложении судебного разбирательства (т. 1, л.д. 115), определением от 10.11.2010 Восьмой арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению арбитражного дела N А75-5311/2010 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
До начала судебного заседания, назначенного на 16.12.2010, от РО ФСФР поступил письменный отзыв, в котором административный орган просит в удовлетворении требований общества отказать.
Рассмотрев материалы дела, заявление ОАО НТЦ "Эврика-Трейд", отзыв на него, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
29.01.2010 административным органом в адрес ОАО НТЦ "Эврика-Трейд" направлено предписание о предоставлении документов для раскрытия информации, обязанность которой установлена Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (т. 1, л.д. 93-94).
Указанное предписание необходимо было исполнить путем предоставления в административный орган в течение 10 рабочих дней с даты поступления настоящего предписания следующих документов:
1) Свидетельство о государственной регистрации общества;
2) Протокол общего собрания акционеров (годового, внеочередного), проведенного в 2008 году, содержащего решение об утверждении (не утверждении) годового отчета, годовой бухгалтерской отчетности общества за 2007 год;
3) Протокол общего собрания акционеров (годового, внеочередного), проведенного в 2009 году, содержащего решение об утверждении (не утверждении) годового отчета, годовой бухгалтерской отчетности общества за 2008 год;
4) Письменное уведомление (свидетельство) уполномоченного государственного органа о государственной регистрации изменений и/или дополнений, внесенных в Устав общества (государственной регистрации новой редакции устава) и протокол общего собрания акционеров, на котором принято соответствующее решение (при условии принятия), за период с 2007 по 2010 года включительно;
5) Информацию о странице в сети Интернет, на которой Общество осуществляет раскрытие информации, обязанность, по раскрытию которой установлена действующим законодательством РФ;
6) Скриншот страницы в сети Интернет (снимок экрана, показывающий то, что видит пользователь на экране монитора), подтверждающий размещение информации, подлежащей раскрытию в соответствии с Положением о раскрытии информации в сети Интернет, используемой обществом для раскрытия информации, а именно;
- Годового отчета за 2007, 2008 годы (в случае его утверждения общим собранием акционеров общества);
- Годовой бухгалтерской отчетности в составе бухгалтерского баланса (форма N 1), отчета о прибылях и убытках (форма N 2), отчета об изменениях капитала (форма N 3), отчета о движении денежных средств (форма N 4), приложения к бухгалтерскому балансу (форма N 5), пояснительной записки, а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту, за 2007, 2008 годы;
- Устава общества со всеми внесенными в него изменениями и/или дополнениями;
- Списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания 2, 3 и 4 квартала 2009 года;
7) Скриншот страницы в сети Интернет информационного агентства, уполномоченного федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг на осуществление распространения информации, раскрываемой на рынке ценных бумаг, подтверждающий опубликование в ленте новостей сообщения о раскрытии в сети Интернет годового отчета за 2008 г., годовой бухгалтерской отчетности за 2008 год и текста списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания 2, 3 и 4 квартала 2009 года.
Предписание получено ОАО НТЦ "Эврика-Трейд" 13.02.2010 (уведомление о вручении N 62099222104627, т. 1, л.д. 95) и в установленный срок указанные документы представлены не были.
16.04.2010 в отношении ОАО НТЦ "Эврика-Трейд" составлен протокол об административном правонарушении N 62-10-271/пр-ап и возбуждено дело об административном правонарушении по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (т. 1, л.д. 91-92).
При проведении мероприятий по контролю за исполнением предписания, административным органом было выявлено, что истребованные документы, а также скриншот страницы в сети Интернет, подтверждающий обеспечение доступа к указанным в предписании документам в Региональное отделение представлены 26 апреля 2010 года.
По состоянию на дату рассмотрения дела об административном правонарушении было установлено, что документы, истребованные административным органом, в РО ФСФР представлены с нарушением срока.
30.04.2010 руководителем РО ФСФР вынесено постановление о назначении административного наказания N 62-10-267/ПН, в соответствии с которым за нарушение части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на общество наложен административный штраф в размере 500 000 руб. (т. 1, л.д. 7-8).
Не согласившись с указанным постановлением, ОАО НТЦ "Эврика-Трейд" обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с вышеназванным заявлением.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворения заявленных ОАО НТЦ "Эврика-Трейд" требований, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа.
Согласно статье 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" порядок и сроки раскрытия информации о существенных фактах определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 48 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" утверждение годовых отчетов, годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества относится к компетенции общего собрания акционеров общества.
В силу пункта 1 статьи 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" открытое акционерное общество обязано раскрывать годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность.
В соответствии с пунктом 2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" обязательное раскрытие информации Обществом осуществляется в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам России N 06-117/пз-н от 10.10.2006 утверждено Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 8.1.1, пунктом 8.3.1 Положения Общество обязано раскрывать: годовой отчет акционерного общества; годовую бухгалтерскую отчетность акционерного общества;) устав и иные внутренние документы акционерного общества, регулирующие деятельность его органов; сведения об аффилированных лицах акционерного общества;) дополнительные сведения, предусмотренные настоящей главой Положения.
Согласно пункту 8.3.3 Положения годовая бухгалтерская отчетность Общества должна содержать: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, предусмотренные нормативными актами Российской Федерации, аудиторское заключение, подтверждающее достоверность годовой бухгалтерской отчетности Общества, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту, пояснительную записку.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность. Бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов, по реализации товаров (работ, услуг), состоит из: бухгалтерского баланса; отчета о прибылях и убытках; приложений к ним, предусмотренных нормативными актами; аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии; пояснительной записки.
На основании статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" организации, имеющие организационно-правовую форму открытого акционерного общества, подлежат обязательному аудиту.
В соответствии с пунктом 8.3.5 общество обязано опубликовать текст годовой бухгалтерской отчетности на странице в сети Интернет не позднее 45 дней с даты истечения установленного законодательством Российской Федерации срока представления годовой бухгалтерской отчетности.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 13.06.2006 N 319-О освобождение от обязанности ведения бухгалтерского учета применительно к деятельности открытого акционерного общества не исключает необходимость составления по данным об имущественном и финансовом положении и результатам хозяйственной деятельности бухгалтерской отчетности в установленной законом форме в целях обеспечения информационной открытости и возможности реализации акционерами своих прав, в том числе права получать информацию о деятельности акционерного общества.
Исходя из выше изложенного, ОАО НТЦ "Эврика-Трейд" обязано вести бухгалтерский учет в общеустановленном порядке, а также в соответствии с пунктом 8.3.5 Положения, Общество обязано опубликовать текст годовой бухгалтерской отчетности в общеустановленном порядке (состоящей из форм 1, 2, 3, 4, 5, пояснительной записки, аудиторского заключения) на странице в сети Интернет.
При этом пунктом 8.3.6 Положения установлена обязанность по обеспечению доступа на странице в сети Интернет к тексту годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества - в течение не менее трех лет с даты его опубликования в сети Интернет.
В силу пункта 8.1.1. Положения общество обязано раскрывать годовой отчет акционерного общества.
В соответствии с пунктом 8.2.3 Положения годовой отчет общества должен содержать: положение общества в отрасли; приоритетные направления деятельности общества; отчет Совета директоров общества о результатах развития общества по приоритетным направлениям деятельности; перспективы развития общества; отчет о выплате дивидендов по акциям общества; описание основных факторов риска, связанных с деятельностью общества; перечень совершенных обществом в отчетном году сделок; состав Совета директоров; сведения о лице, занимающим должность единоличного исполнительного органа общества; критерии определения и размер вознаграждения лица, занимающего должность единоличного исполнительного органа Общества, каждого члена коллегиального исполнительного органа общества, каждого члена совета директоров или общий размер вознаграждения всех этих лиц, выплачиваемого по результатам отчетного года; сведения о соблюдении обществом кодекса корпоративного поведения, иную информацию, предусмотренную уставом, иными внутренними документами общества.
На основании пункта 8.2.4. Положения общество обязано опубликовать текст годового отчета на странице в сети Интернет в срок не позднее 2 дней с даты составления протокола (даты истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) общего собрания акционеров, на котором принято решение об утверждении годового отчета акционерного общества.
При этом пунктом 8.2.5 Положения установлена обязанность по обеспечению доступа на странице в сети Интернет к тексту годового отчета акционерного общества - в течение не менее трех лет с даты его опубликования в сети Интернет.
В соответствии с пунктом 1.6 Положения, если иное не установлено настоящим Положением, либо иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, при опубликовании информации в сети Интернет, за исключением публикации в ленте новостей, эмитент может использовать сайт эмитента в сети Интернет либо иной сайт в сети Интернет (далее -страница в сети Интернет). При опубликовании информации в сети Интернет эмитент обязан обеспечить свободный и необременительный доступ к такой информации, а также сообщать по требованию заинтересованных лиц адреса страниц, на которых осуществляется опубликование информации. Ссылка на раздел (разделы), содержащий информацию, которую эмитент обязан раскрывать в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг в сети Интернет, либо ссылка на указанную ссылку должна быть размещена на главной (начальной) странице в сети Интернет, используемой эмитентом для раскрытия информации.
Вся информация, которую эмитент обязан раскрывать в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг в сети Интернет, должна быть доступна в течение сроков, установленных этими нормативными правовыми актами, на одной странице в сети Интернет.
Из материалов дела следует, что в связи с проведением камеральной проверки деятельности общества РО ФСФР в адрес ОАО НТЦ "Эврика-Трейд" было направлено предписание о предоставлении документов N 62-10-СФ-03/1027 от 29.01.2010 (т.1, л.д.93-94), требования которого обществом в установленный срок - не позднее 01.03.2010, не исполнены.
Факты наличия нарушений законодательства, непредставления всех необходимых документов, неисполнения предписания в установленный срок, подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 16.04.2010 N 62-10-271/пр-ап (т. 1, л.д. 91-92). Правомерность выданного предписания обществом в суде также не оспаривается и, кроме того, подтверждается материалами дела.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о совершении ОАО НТЦ "Эврика-Трейд" административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В апелляционной жалобе ОАО НТЦ "Эврика-Трейд" указывает на то, что в период с февраля 2010 года по 23 апреля 2010 года общество не имело возможности выполнить предписание, поскольку в указанный период в обществе проводились аудиторская, налоговая проверки, а также необходимо было подготовить годовой бухгалтерский баланс. При этом общество указывает на то, что генеральный директор ОАО НТЦ "Эврика-Трейд" Григорьев С.Н. в периоды с 24.02.2010 по 02.03.2010 и с 14.04.2010 по 23.04.2010 находился в служебной командировке. В обоснование указанного довода общество ссылается на справки от 18.06.2010 N 584, N 581, N 583, N 582 (т. 1, л.д.107-110).
Статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Исходя из части 2 статьи 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо может быть признано невиновным в совершении административного правонарушения только в том случае, если будет установлено, что данным лицом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в неисполнении в установленный срок законного предписания, вынесенного уполномоченным органом.
Имеющиеся материалы дела свидетельствуют о том, что о необходимости совершить соответствующие действия общество было поставлено в известность заблаговременно, что предполагало возможность воспользоваться услугами третьих лиц для размещения в сети Интернет соответствующей информации.
Технические трудности, возникшие у ОАО НТЦ "Эврика-Трейд", являются внутренними организационными проблемами общества, но никоим образом не свидетельствуют о невозможности исполнения предписания.
При этом нахождение генерального директора в служебной командировке, вопреки доводам подателя жалобы, не исключало возможность представления документов.
Изложенные обстоятельства, по убеждению суда апелляционной инстанции, не могут свидетельствовать о наличии всех необходимых и достаточных сведений относительного того, что общество предпринимало все зависящие от него меры для выполнения предписание федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа.
Из материалов дела следует, что обществом не применена та степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него для соблюдения норм публичного права, установленных действующим законодательством, что свидетельствует о виновности общества в совершении указанного правонарушения, выраженной в пренебрежительном отношении к обязанности общества выполнить предписание федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа.
В соответствии с требованиями статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обществом не представлено доказательств невозможности исполнения данного предписания.
Указанные факты свидетельствуют о том, что причин для неисполнения предписания в установленный срок у общества не имелось.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что вина общества в совершении указанного правонарушения установлена оспариваемым постановлением и доказана, указанный факт заявителем не опровергнут.
Исходя из установленных обстоятельств, суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод административного органа о доказанности совершения ОАО НТЦ "Эврика-Трейд" административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод общества о том, что при принятии оспариваемого постановления нарушены требования статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судом апелляционной инстанции отклоняется, исходя из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Из материалов дела следует, что 15.04.2010 обществом в адрес административного органа направлено ходатайство о составлении протокола об административном правонарушении в его отсутствие (т. 1, л.д. 73).
16.04.2010 в отношении ОАО НТЦ "Эврика-Трейд" составлен протокол об административном правонарушении N 62-10-271/пр-ап (т. 1, л.д. 91-92), и в тот же день направлена телеграмма о времени и месте рассмотрения административного дела (т. 1, л.д. 87), которая получена уполномоченным на получение телеграмм 18.04.2010 (т. 1, л.д.86).
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у общества было достаточно времени для приобретения билетов на самолет.
При этом апелляционным судом отмечается, что при отсутствии билетов у общества была возможность уехать в г. Екатеринбург железнодорожным или автомобильным транспортом.
Материалами дела подтверждается, что в удовлетворении ходатайства ОАО НТЦ "Эврика-Трейд" об отложении рассмотрения административного дела РО ФСФР отказано в порядке статьи 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определением от 30.04.2010 ввиду отсутствия оснований для удовлетворения ходатайства (т. 1, л.д. 48).
Довод общества о малозначительности совершенного административного правонарушения, судом апелляционной инстанции отклоняется, по следующим основаниям.
Статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.
Пунктом 18.1 вышеназванного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предусмотрено, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. При разрешении вопроса о законности либо незаконности привлечения к ответственности необходимо установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Имеющиеся в материалах дела документы не свидетельствуют о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и признания совершенного обществом правонарушения малозначительным.
При этом объектом, на который посягает бездействие ОАО НТЦ "Эврика-Трейд", является установленный в государстве порядок управления в части регулирования рынка ценных бумаг. Нарушение установленного порядка управления в данной сфере отношений подрывает существующую систему контроля над деятельностью лиц на рынке ценных бумаг.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается в длительном неисполнении в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор в области финансовых рынков, об устранении нарушений действующего законодательства.
Таким образом, оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным не имеется, поскольку обстоятельства совершения ОАО НТЦ "Эврика-Трейд" административного правонарушения не имеют свойства исключительности.
Между тем из оспариваемого постановления следует, что наказание обществу назначено по низшему пределу, установленному частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что осуществление проверочных действий, составление протокола об административном правонарушении и вынесение оспариваемого постановления осуществлены административным органом в рамках предоставленных ему полномочий с соблюдением процедуры, установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, при проведении проверки и оформлении ее результатов требования, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, РО ФСФР соблюдены, порядок привлечения к административной ответственности нарушен не был.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены оспариваемого постановления, что влечет отказ в удовлетворении заявленного ОАО НТЦ "Эврика-Трейд" требования.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и жалобы на решения арбитражного суда по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь частью 2, 4 статьи 211, частью 6.1 статьи 268, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12.08.2010 по делу N А75-5311/2010 отменить.
В удовлетворении требований открытого акционерного общества Научно Технический Центр "Эврика-Трейд" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-5311/2010
Истец: Открытое акционерное общество Научно Технический Центр "Эврика-Трейд"
Ответчик: Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском Федеральном округе