город Омск |
|
15 ноября 2010 г. |
Дело N А75-4599/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 ноября 2010 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Леоновой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
(регистрационный номер 08АП-8156/2010)
общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Сургут"
на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.08.2010
по делу N А75-4599/2010 (судья Загоруйко Н.Б.),
принятое по заявлению Администрации Нефтеюганского района
к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Сургут"
о взыскании 479 790 руб. 40 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Сургут" - Марыкина А.Б., предъявлен паспорт, по доверенности N 176/10 от 10.06.2010 сроком действия 3 года;
от Администрации Нефтеюганского района - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное образование Нефтеюганский район в лице администрации Нефтеюганского района (далее по тексту - Администрация, истец) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Сургут" (далее по тексту - ООО "Газпром трансгаз Сургут", Общество, ответчик) о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды земель N 480 от 25.11.2004 в сумме 460 365 руб. 05 коп., а также 25 046 руб. 46 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 06.08.2010 по делу N А75-4599/2010 требования, заявленные Администрацией, удовлетворены.
Суд первой инстанции взыскал с ООО "Газпром трансгаз Сургут" в пользу Администрации 460 365 руб. 06 коп. задолженности за аренду земельного участка по договору аренды земель N 480 от 25.11.2004, 25 045 руб. 46 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, а также 12 708 руб. 21 коп. государственной пошлины.
Удовлетворяя заявленные истцом требования, суд первой инстанции исходил из того, что в нарушение условий договора аренды земель N 480 от 25.11.2004 ответчик свои обязательства по своевременному внесению арендной платы за пользование земельным участком не исполнил, в связи с чем, у него образовалась задолженность перед истцом в размере 460 365 руб. 06 коп.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Газпром трансгаз Сургут" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 06.08.2010 по делу N А75-4599/2010 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, заявленных Администрацией.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указало, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального права и выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. В частности, податель апелляционной жалобы считает, что, во-первых, произведенный Администрацией расчет суммы задолженности (расчет произведен согласно положениям Приказа Департамента государственной собственности N 3-нп от 30.12.2008 "Об арендной плате за земельные участки") является неверным, так как вместо ставки равной 2 Администрация применила ставку равную 3. Между тем, как утверждает Общество, арендуемый Обществом земельный участок предназначен для размещения объектов трубопроводного транспорта, в связи с чем, должна была быть применена ставка равная 2. Как указано в жалобе, судом первой инстанции указанное обстоятельство не было принято во внимание.
Во-вторых, податель жалобы считает, что при расчете арендной платы Администрация неправомерно не перевела ставку арендной платы в процентное выражение, что необходимо было сделать в соответствии с пунктом 4 Порядка определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, а также за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установленным Приказом Департамента государственной собственности N 3-нп от 30.12.2008 "Об арендной плате за земельные участки".
Кроме того, Общество утверждает, что уведомлений об изменении арендной платы по договору N 480 Общество от администрации не получало.
Представитель ООО "Газпром трансгаз Сургут" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, решение суда первой инстанции считает незаконным и подлежащим отмене.
Администрацией представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому истец решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению. В отзыве Администрация указала, что согласно договору аренды земель от 25.11.2004 N 480 земельный участок был предоставлен ООО "Газпром трансгаз Сургут" под эксплуатацию производственной базы УТТ и СТ N 1 (автоколонна N 5), в связи с этим, ставка арендной платы при расчете аренды правильно применена равная 3 - для земельных участков под прочие объекты. Также истец указал в отзыве, что распоряжением Департамента государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры N 1718 от 26.05.2010 были даны официальные толкования нормативно-правового акта - приказ Департамента государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры N 3-нп от 30.12.2008, согласно которым ставка арендной платы, установленная пунктом Порядка определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, а также за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установленная Приказом Департамента государственной собственности N 3-нп от 30.12.2008 "Об арендной плате за земельные участки" применяется в числовом значении без дополнительного перевода в процентное выражение.
От Администрации поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, между Администрацией (Арендодатель) и ООО "Газпром трансгаз Сургут" (Арендатор) подписан договор аренды земель от 25.11.2004 N 480 (далее - договор аренды), согласно которому Арендодатель сдает, а Арендатор принимает в аренду земельный участок из земель поселений, кадастровый номер 86:08:030301:0021, расположенный по адресу: Нефтеюганский район, п.Самсоновский КС-6, КС-6 "Самсоновская" в границах участка для использования под эксплуатацию производственной базы УТТ и СТ N1 (автоколонна) в границах, указанных на кадастровом плане участка, общей площадью 4, 3539 га. Земельный участок выделен на основании постановления главы района N 280 от 24.11.2004 (пункт 1.1 договора аренды).
Договор аренды заключен на срок до 24.11.2014 (пункт 1.2 договора аренды).
В разделе 2 договора аренды стороны согласовали размер арендной платы, порядок и сроки ее внесения, а также условия изменения размера годовой арендной платы.
Размер арендной платы составляет 12 262 руб. 31 коп., арендная плата вносится арендатором ежеквартально, до 10 числа следующего за отчетным кварталом за первые 3 квартала, а в 4 - м квартале - не позднее 1 декабря текущего года. Размер арендной платы может быть изменен в случае индексации арендной платы или изменений базовой ставки арендной платы, о чем арендодатель извещает арендатора. В этом случае исчисление и уплата арендной платы осуществляется на основании дополнительного соглашения к договору.
Согласно пункту 4.2 договора аренды установлено, что Арендатор обязан своевременно вносить арендную плату.
По утверждению Администрации Обществом обязательства по внесению арендной платы исполнялись ненадлежащим образом, в вязи с чем, за период с 11.10.2009 по 27.04.2010 у Общества образовалась задолженность по арендной плате в сумме 460 365 руб. 05 коп.
В связи с тем, что Общество в добровольном порядке не оплатило задолженность по арендной плате, Администрация обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с настоящим иском.
Как было указано выше, суд первой инстанции требования истца признал обоснованными и удовлетворил в полном объеме.
Исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, оценив доводы сторон, апелляционный суд пришел к выводу о том, что требования истца правомерно признаны судом первой инстанции подлежащими удовлетворению. При этом, апелляционный суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В силу данной правовой нормы размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, должен соответствовать обязательным для сторон договора правилам и порядку определения арендной платы за землю согласно нормативно-правовым актам федерального и местного уровня. При изменении этого порядка, влекущего изменение размера арендной платы, арендатор обязан вносить арендную плату в размере, установленном такими актами.
При аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов.
В соответствии с абзацем 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, распоряжение земельными участками, расположенными на территории Нефтеюганского района, осуществляется Администрацией Нефтеюганского района.
Как было указано выше, Обществу на основании договора аренды N 480 от 25.11.2004 передан в аренду земельный участок из земель поселений, кадастровый номер 86:08:030301:0021, расположенный по адресу: Нефтеюганский район, п.Самсоновский КС-6, КС-6 "Самсоновская" в границах участка для использования под эксплуатацию производственной базы УТТ и СТ N 1 (автоколонна) в границах, указанных на кадастровом плане участка, общей площадью 4, 3539 га, сроком до 24.11.2014.
Факт принятия в аренду и использования Обществом указанного в договоре аренды земельного участка подтверждается материалами дела и Обществом не отрицается.
Статьей 614 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В силу статей 8, 307 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из договоров, сделок и из иных оснований, указанных в Гражданском кодексе РФ. В силу возникшего обязательства кредитор вправе требовать от должника исполнения его обязанности.
По правилам статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Между тем, как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в нарушение указанных норм права и условий договора аренды Общество не оплачивало в полном размере аренду земельного участка в период с 11.10.2009 по 27.04.2010, в связи с чем, у ответчика перед истцом образовалась задолженность по арендной плате в сумме 460 365 руб. 05 коп.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о неисполнении ответчиком договорных обязательств по оплате аренды земельного участка и наличия у Общества спорной задолженности.
Доводы апелляционной жалобы о том, что произведенный Администрацией расчет арендной платы является неверным, подлежат отклонению как несостоятельные на основании следующего.
Во-первых, на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры указанный порядок в отношении земельных участков населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, установлен приказом Департамента государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.12.2008 N 3-нп "Об арендной плате за земельные участки" (с последующими изменениями и дополнениями). Данный приказ официально опубликован в сборнике "Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", 01.01.2009 - 31.01.2009, N 1, статьей 51 и подлежит применению с 01.02.2009.
Пунктом 2.4 договора аренды установлено, что размер годовой арендной платы может быть изменен в соответствии с законодательными актами об индексации арендной платы или изменения базовой ставки арендной платы. Арендодатель обязан известить Арендатора об изменении суммы арендной платы.
Кроме того, согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды. Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом стороны не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор аренды.
Изменение размера платы (в том числе установленной в твердой сумме платежей) в результате принятия соответствующим органом нормативных актов не является в данной случае изменением условий договора о размере арендной платы применительно к пункту 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, а представляет собой исполнение согласованного сторонами условия договора.
Размер арендной платы был рассчитан Администрацией по формуле, определенной разделом 4 Порядка определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, а также за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установленным Приказом Департамента государственной собственности N 3-нп от 30.12.2008 "Об арендной плате за земельные участки" с 3 квартала 2009 года.
ООО "Газпром трансгаз Сургут" было уведомлено Администрацией об изменении суммы арендной платы, что подтверждается уведомлением N 2011 от 02.09.2009 (л.д. 27-29), что в свою очередь, опровергает довод Общества о неизвещении его Администрацией об изменении размера арендной платы.
В материалах дела имеется расчет задолженности ООО "Газпром трансгаз Сургут" по арендной плате по договору аренды земель от 25.11.2004 N 480, согласно которому задолженность ответчика по оплате аренды за 3 квартал 2009 года, 4 квартал 2009 года и 1 квартал 2010 года составила 460 365 руб. 06 коп. (л.д. 58). Размер задолженности определен Администрацией с учетом произведенных ответчиком платежей.
Указанный расчет задолженности проверен апелляционным судом и признан правильным.
При этом, является несостоятельным утверждение ООО "Газпром трансгаз Сургут" о том, что при расчете арендной платы Администрация неправомерно не перевела ставку арендной платы в процентной выражение, что необходимо было сделать в соответствии с разделом 4 Порядка определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, а также за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установленным Приказом Департамента государственной собственности N 3-нп от 30.12.2008 "Об арендной плате за земельные участки".
Так, Распоряжением Департамента государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26.05.2010 N 1718 было утверждено официальное толкование порядка применения ставки арендной платы при определении размера арендной платы за использование земельных участков по формуле, установленной разделом 4 Порядка определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, а также за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установленным Приказом Департамента государственной собственности N 3-нп от 30.12.2008 "Об арендной плате за земельные участки".
Департамент государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры разъяснил, что ставка арендной платы при определении размера арендной платы за использование земельных участков по формуле, установленной пунктом Порядка определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, а также за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установленным Приказом Департамента государственной собственности N 3-нп от 30.12.2008 "Об арендной плате за земельные участки", определяется в соответствии с разделом 4 Порядка определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, а также за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в числовом значении, указанном в соответствующей строке таблицы, без дополнительного перевода в процентное выражение (л.д. 84,85).
Таким образом, учитывая разъяснения, данные Департаментом государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры рассчитывая размер арендной платы, подлежащий оплате Обществом за аренду земельного участка, Администрация обоснованно использовала показатель ставки аренды платы без дополнительного перевода в процентное выражение.
Также подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о том, что произведенный Администрацией расчет суммы задолженности по арендной плате является неверным, так как вместо ставки, равной 2, Администрация применила ставку, равную 3, поскольку арендуемый Обществом земельный участок предназначен для размещения объектов трубопроводного транспорта, в связи с чем, должна была быть применена ставка равная 2.
Так, согласно таблице 5 приказа Департамента государственной собственности N 3-нп от 30.12.2008 "Об арендной плате за земельные участки" установлены ставки арендной платы за земельные участки, расположенные на землях населенных пунктов городских округов горд Нефтеюганск, город Пыть-Ях, городских и сельских поселений Нефтеюганского муниципального района.
При расчете размера арендной платы, подлежащей уплате Обществом за аренду земельного участка, Администрация использовала ставку, равную 3, что соответствует виду разрешенного использования земельного участка номер 13 - подвид "прочие".
Общество утверждает, что необходимо было использовать ставку, равную 3, что соответствует такому подвиду разрешенного использования земельного участка, как "объекты трубопроводного транспорта", так как ООО "Газпром трансгаз Сургут" является организацией, осуществляющей транспортировку газа, конденсата, нефти по магистральным трубопроводам.
Между тем, как было указано выше, согласно договору аренды земельный участок был предоставлен ООО "Газпром трансгаз Сургут" под эксплуатацию производственной базы УТТ и СТ N 1 (автоколонна N 5).
Согласно кадастровому плану земельного участка, разрешенное использование (назначение) земельного участка с кадастровым номером 86:08:030301:0021, предоставленного Обществу в аренду, "под промышленные объекты и объекты соцкульбыта"; фактическое использование - "эксплуатация производственной базы УТТ и СТ N 1 (автоколонна N 5) (л.д. 11).
Общество в подтверждение своей позиции ссылается на приказ Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 01.08.2007 N 295, которым утвержден перечень видов имущества, которое входит в состав единого производственно-технологического комплекса организаций, осуществляющих добычу природного газа и транспортировки газа по трубопроводам и указывает на то, что принадлежащее ему имущество, расположенное на спорном земельном участке, входит в состав единого производственно-технологического комплекса организаций, осуществляющих добычу природного газа и транспортировки газа по трубопроводам.
Между тем, суд апелляционной инстанции считает, что ссылка ответчика на положения приказа Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 01.08.2007 N 295 в данном случае является несостоятельной.
Так, данный приказ определяет перечень видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организаций, осуществляющих добычу природного газа и транспортировки газа по трубопроводам, а не объектов трубопроводного транспорта. Кроме того, вид разрешенного использования земельного участка определен при его предоставлении в аренду и указан в договоре аренды N 480 от 25.11.2004.
При таких обстоятельствах, Администрация правомерно при расчете арендной платы применяла ставку арендной платы, равную 3, что соответствует подвиду разрешенного использования арендуемого Обществом земельного участка - "прочие".
Учитывая указанное, суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца 460 365 руб. 06 коп. задолженности по оплате аренды земельного участка.
Поскольку материалами дела установлен факт неисполнения Обществом обязательств по оплате аренды земельным участком и наличия у Общества задолженности по арендной плате, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование Администрации о взыскании с ответчика 25 046 руб. 46 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных в порядке статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Расчет суммы процентов проверен апелляционным и признан правильным.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Судебные расходы в размере 2 000 руб. по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на ответчика, то есть на ООО "Газпром трансгаз Сургут".
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 06.08.2010 по делу N А75-4599/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
О.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-4599/2010
Истец: Администрация Нефтеюганского района
Ответчик: общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Сургут"
Хронология рассмотрения дела:
21.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5178/11
11.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5178/11
17.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А75-4599/2010
15.11.2010 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8156/2010