город Омск |
|
03 декабря 2010 г. |
Дело N А46-8679/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 декабря 2010 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рыжикова О.Ю.
судей Киричёк Ю.Н., Кливера Е.П.
при ведении протокола судебного заседания: Михайловой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
(регистрационный номер 08АП-9734/2010)
Государственного учреждения - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Омской области от 04.10.2010
по делу N А46-8679/2010 (судья Третинник М.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агрофора"
к Государственному учреждению - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации,
о признании недействительным решения от 09.04.2010 N 28 с/с, и обязании возместить расходы по обязательному социальному страхованию в размере 132 181 руб. 66 коп. в счет пособия по беременности и родам
при участии в судебном заседании представителей:
от Государственного учреждения - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - Загорулько С.И. (паспорт, доверенность N 56 от 25.12.2009 сроком действия по 31.12.2010);
от ООО "Агрофора" - Васенина С.Н. (паспорт, доверенность от 10.06.2009 сроком действия 3 года),
УСТАНОВИЛ:
Решением от 04.10.2010 по делу N А46-5777/2010 Арбитражный суд Омской области удовлетворил требования общества с ограниченной ответственностью "Агрофора" (далее - ООО "Агрофора", общество), признал недействительным решение государственного учреждения - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - отделение) от 09.04.2010 N 28 с/с об отказе в выделении средств на возмещение расходов по обязательному социальному страхованию страхователям-плательщикам единого социального налога.
Обязал государственное учреждение - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Агрофора" - возместив расходы общества по обязательному социальному страхованию в размере 132 181 руб. 66 коп. в счет пособия по беременности и родам.
В обоснование принятого судебного акта суд первой инстанции указал на то, что обществом выполнены все предусмотренные нормативными правовыми актами условия для предъявления к возмещению расходов, понесенных при назначении и выплате пособия по беременности и родам. Выводы о злоупотреблении Красовской Е.Н. правом на возмещение расходов на цели социального страхования суд первой инстанции отклонил, посчитав данное обстоятельство не доказанным.
Кроме того, судом установлено нарушение процедуры принятия спорного решение, которое выразилось в несоблюдении сроков принятия такого решения, а также в не уведомлении общества о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Данные нарушения судом первой инстанции расценены в качестве существенных, повлекших нарушение прав и законных интересов общества, не позволивших ему реализовать свое право на защиту.
В апелляционной жалобе ГУ ОРО ФСС РФ просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование своей позиции Фонд социального страхования указал, что Красовская Е.Н. в связи с рождением ребенка подготовила документы для получения пособия в 10 организациях, в которых она числится в качестве работника по совместительству, а также является учредителем и руководителем. Заработная плата Красовской Е.Н. была увеличена за три месяца до ухода в декретный отпуск до 45 000 руб., при этом данная сумма экономически необоснованна, так как у общества не имелось материальных средств к ее выплате и данная заработная плата уплачивалась из заемных средств.
ООО "Агрофора" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало на неправомерность отказа в возмещении расходов на обязательное социальное страхование, а также на отсутствие оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Государственного учреждения - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, считает, что судом первой инстанции не правильно применены нормы материального и процессуального права, сделаны выводы не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, на основании чего просит решение Арбитражного суда Омской области от 04.10.2010 по делу N А46-8679/2010 отменить и принять по делу новый судебный акт.
На вопрос суда о том, был ли уведомлен заявитель о времени и месте проведения проверки, представитель Государственного учреждения - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации пояснил, что ни Красовская ни общество не были извещены.
На вопрос представителя, в чем выражается "злоупотребление" обществом с ограниченной ответственностью "Агрофора", представитель пояснил, что Красовская несправедливо получала заработную плату за 4-ех часовой рабочий день в размере 45 000 руб., при этом общество с ограниченной ответственностью "Агрофора" работало в убыток.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Агрофора" с доводами апелляционной жалобы не согласился, по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
На вопрос суда о том, кем работала Красовская ранее, представитель Государственного учреждения - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации пояснил, что Красовская работала в обществе с ограниченной ответственностью "Агрофора" с 2006 года, однако оформлена официально лишь перед уходом в декретный отпуск.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
ГУ-ОРО ФСС по итогам камеральной проверки было принято решение от 09.04.2010 N 28 об отказе в выделении средств на выплату пособия по беременности и родам в сумме 132 181,66 руб.
Причиной такового решения, по мнению заинтересованного лица, стало создание искусственной ситуации многочисленного внешнего совместительства, превышение общей суммы пособий максимального размера, установленного федеральным законодательством и нарушение таковой возможной выплатой баланса бюджетных ассигнований, запланированных на цели обязательного социального страхования, что следует расценивать как злоупотребление заявителем своими правами с целью получения многократно завышенного пособия.
Полагая, что вышеуказанное решение нарушает права и законные интересы заявителя, ООО "Агрофора" обратилось в арбитражный суд.
04.10.2010 Арбитражным судом Омской области принят обжалуемое решение.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со статьями 7, 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ) пособие по беременности и родам является страховым обеспечением, которое выплачивается застрахованному лицу за счет средств обязательного социального страхования в случае наступления страхового случая, в частности материнства.
Согласно статье 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) возникают с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора.
Из подпункта 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ следует, что страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
В силу статьи 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" выплата пособия по беременности и родам производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ) с 01.01.2007 отношения по определению условий, размера и порядка обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, урегулированы настоящим Федеральным законом.
Порядок исчисления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам определен статьей 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ в заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по беременности и родам осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица, а в случае, если застрахованное лицо занято у нескольких страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ и пунктом 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности, вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
С учетом изложенного, а также в соответствии с положениями части 1 статьи 65 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ГУ ОРО ФСС РФ должно представить доказательства наличия оснований для отказа страхователю в возмещении расходов на обязательное социальное страхование.
Суд апелляционной инстанции полагает, что таких доказательств ни спорное решение, ни иные материалы настоящего арбитражного дела не содержат.
Материалами дела подтверждается, что между ООО "Агрофора" и Красовской Е.Н. заключен трудовой договор от 11.01.2009 о выполнении обязанностей в должности главного бухгалтера, режим работы - среда с 14.00 до 18.00, заработная плата определена в размере 15 000 руб., а с 01.04.2009 в сумме 45 000 руб.
Факт выплаты заявителем Красовской Е.Н. дохода, исчисление и удержание с него налога на доходы физических лиц и страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в составе единого социального налога, заинтересованным лицом не оспорен.
Следовательно, ООО "Агрофора" правомерно предъявлены к возмещению расходы, понесенные им при назначении и выплате пособия по беременности и родам Красовской Е.Н.
Доводы отделения ФСС о том, что Красовская Е.Н. устроена по совместительству в 10 организациях, что она является учредителем и руководителем, что заработная плата Красовской Е.Н. умышленно увеличена для получения пособия в большем размере и др., не могут быть приняты судом апелляционной инстанции во внимание.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что органом ФСС не установлено обстоятельств, свидетельствующих о том, что расходы ООО "Агрофора" по государственному социальному страхованию произведены с нарушением установленных правил или не подтверждены документами.
Для правомерности позиции, изложенной в оспариваемом решении, ГУ-ОРО ФСС РФ необходимо доказать, что обществом были совершены действия, направленные на неправомерное возмещение расходов за счет средств Фонда социального страхования путем искусственного создания условий для получения Красовской Е.Н. средств Фонда социального страхования.
Такие доказательства в материалах дела отсутствуют.
Факт наличия трудовых отношений Красовской Е.Н. в 10 организациях не свидетельствует о нарушении ООО "Агрофора" какой-либо нормы, а также не подтверждает создание обществом искусственной ситуации на необоснованное получение Красовской Е.Н. средств из Фонда социального страхования.
Как уже было указано, согласно статье 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по беременности и родам осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица, а в случае, если застрахованное лицо занято у нескольких страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности).
Действующим законодательством не предусмотрено каких-либо ограничений в количестве рабочих мест, которые может занимать физическое лицо.
Все обстоятельства получения Красовской Е.Н. пособия у иных организаций-работодателей для рассматриваемого дела не имеют правового значения.
То обстоятельство, что Красовской Е.Н. заработная плата выплачивается из заёмных средств не свидетельствуют об обоснованности доводов ОРО ФСС РФ.
Суд апелляционной инстанции полагает, что определение размеров оплаты является исключительной прерогативой работодателя.
В соответствии со статьей 132 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.
В данном случае, орган ФСС не доказал, что Красовская Е.Н. непосредственно возложенную на нее трудовую функцию главного бухгалтера ООО "Агрофора" не выполняла, равно как не доказал, что уровень квалификации и сложность выполняемой Красовской Е.Н. работы не соответствует установленному в трудовом договоре размеру оплаты труда.
По таким основаниям, апелляционный суд признает необоснованным и неправомерным спорное решение ОРО ФСС РФ "О непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования" от 09.04.2010 N 28 с/с которым не были приняты к зачету расходы в сумме 133 181 руб. 66 коп.
Кроме того, судом первой инстанции верно установлено нарушение органом ФСС порядка принятия решения об отказе в возмещении расходов на обязательное социальное страхование.
Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 07.04.2008 N 81 утверждены Методические указания о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам (далее - Методические указания).
Данные Методические указания зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 13.05.2008 N 11667, соответствуют требованиям закона и регламентируют, в частности, порядок проведения выездных проверок Фонда, составление и форму актов проверок, порядок вынесения решений по результатам рассмотрения материалов проверок и обязательны для применения учреждениями Фонда социального страхования.
Так, страхователь вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 рабочих дней со дня получения акта представить в соответствующее отделение (филиал отделения) Фонда социального страхования Российской Федерации письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом страхователь вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в вышеуказанный срок передать в отделение (филиал отделения) Фонда документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта (пункт 23).
По истечении срока, указанного в пункте 23, в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) отделения (филиала отделения) Фонда выносит решение по результатам рассмотрения акта и других материалов проверки.
Материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации (обособленного подразделения), индивидуального предпринимателя (их представителей). О времени и месте рассмотрения материалов проверки отделение (филиал отделения) Фонда социального страхования Российской Федерации извещает страхователя заблаговременно. В случае неявки должностных лиц материалы проверки и представленные страхователем возражения, объяснения, другие документы рассматриваются в их отсутствие.
По результатам рассмотрения материалов проверки в случае выявления в ходе проверки расходов, произведенных страхователем с нарушением требований законодательных или иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию либо не подтвержденных документами в установленном порядке, руководитель отделения (филиала отделения) Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока рассмотрения материалов проверки принимает соответствующее решение. По проверкам, в ходе которых не выявлены нарушения, решение руководителем отделения (филиала отделения) Фонда социального страхования Российской Федерации не принимается (пункт 26).
В рассматриваемом случае, акт документальной выездной проверки заявителя составлен 21.10.2009, однако решение принято с нарушением указанных выше сроков - 09.04.2010. При этом общество о времени и месте рассмотрения материалов проверки не извещалось. Указанные нарушения являются существенными, повлекли нарушение прав и законных интересов заявителя, не позволив реализовать ему право на представление доводов в защиту своей позиции и доказательств в ее обоснование.
При таких обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2077 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" (в редакции Информационного письма Президиума ВАС от 11.05.2010 N 139) Фонд социального страхования освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае выступления в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 04.10.2010 по делу N А46-8679/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-8679/2010
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Агрофора"
Ответчик: Государственное учреждение -Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственное учреждение -Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации