г. Саратов |
Дело N А12-12914/2010 |
резолютивная часть постановления оглашена 16 декабря 2010 года
в полном объеме постановление изготовлено 23 декабря 2010 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Агибаловой Галины Ивановны,
судей Клочковой Наталии Александровны, Никитина Александра Юрьевича,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Дементьевой Мариной Сергеевной,
при участии в судебном заседании представителей сторон:
от администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области - Сарамсаковой Альфии Шайдулловны, действующей на основании доверенности N 245-Д от 11 января 2010 года,
от управления финансов администрации городского округа-город Волжский - Сарамсаковой Альфии Шайдулловны, действующей на основании доверенности от 17 марта 2010 года,
от Управления транспорта и дорожных коммуникаций администрации городского округа-город Волжский - Сарамсаковой Альфии Шайдулловны, действующей на основании доверенности N 23 от 25 января 2010 года,
иные лица, участвующие в деле, - не явились, извещены надлежащим образом в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уведомления о вручении почтовых отправлений адресатам приобщены к материалам дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления транспорта и дорожных коммуникаций администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области, г. Волжский, Волгоградская область,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04 октября 2010 года
по делу N А12-12914/2010, судья Харченко И.В.,
по иску управления транспорта и дорожных коммуникаций администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области, г. Волжский, Волгоградская область,
к ответчикам: 1. управлению автомобильных дорог администрации Волгоградской области, г. Волгоград,
2. комитету бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области, г. Волгоград,
третьим лицам, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора:
1. администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области, г. Волжский, Волгоградская область,
2. управлению финансов администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области, г.Волжский, Волгоградская область,
3. администрации Волгоградской области, г. Волгоград,
о взыскании 812 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Управление транспорта и дорожных коммуникаций администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением о взыскании за счет казны Волгоградской области денежных средств в размере 812 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 04 октября 2010 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Управление транспорта и дорожных коммуникаций администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04 октября 2010 года отменить.
Заявитель жалобы полагает вынесенное решение незаконным и подлежащим отмене по тем основаниям, что суд неполно и не всесторонне рассмотрел обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, и неверно применил нормы материального права.
Ответчики находят решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на то, что истец, в нарушение статей 72, 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, принял на себя недоведенные до него лимиты бюджетных обязательств, заключил муниципальные контракты, не имея на то правовых оснований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, в открытом судебном заседании, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, управление транспорта и дорожных коммуникаций администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области заключило в 2009 году шесть муниципальных контрактов, на общую сумму 812 000 рублей, с подрядчиками: ООО "Каскад", ООО "Перспектива" и МУ "Стройтехнадзор", - на выполнение работ по маршрутному ориентированию участников дорожного движения, с указанием в качестве источника финансирования: "субсидии из областного бюджета на реализацию мероприятий областной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Волгоградской области на 2007 -2012 годы":
- муниципальный контракт на выполнение подрядных работ N 1124 от 14 сентября 2009 года на 99 941 рублей 28 копеек (т.1 л.д.10-11),
- муниципальный контракт на выполнение подрядных работ N 1220 от 05 октября 2009 года на 411 190 рублей 82 копеек (т.1 л.д.12-14),
- муниципальный контракт на выполнение подрядных работ N 1477 от 01 декабря 2009 года на 187 200 рублей (т.1 л.д.15-16),
- муниципальный контракт на выполнение подрядных работ N 1483 от 03 декабря 2009 года на 34 058 рублей 72 копеек (т.1 л.д.17-18),
- муниципальный контракт на выполнение подрядных работ N 1492 от 03 декабря 2009 года на 12 655 рублей 03 копеек (т.1 л.д.19-20),
- муниципальный контракт на выполнение подрядных работ N 1502 от 07 декабря 2009 года на 66 954 рублей (т.1 л.д.21-22).
Поскольку финансирование из областного бюджета не поступило, истец обратился с иском к ответчикам, управлению автомобильных дорог администрации Волгоградской области и комитету бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области о взыскании указанной суммы за счет казны субъекта.
На основании частей 1, 2 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации: "Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, в арбитражный суд вправе обратиться и иные лица".
Согласно статье 28 Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.
Использование бюджетных средств органами местного самоуправления является экономической сферой их деятельности.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно определил подведомственность настоящего спора арбитражному суду.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что Законом Волгоградской области от 27 декабря 2006 года N 1392-ОД "Об областной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в Волгоградской области" на 2007-1012 годы" из средств областного бюджета на 2009 год было предусмотрено выделение городу Волжскому денежных средств в размере 812 000 рублей, в том числе на создание системы маршрутного ориентирования участников дорожного движения и обустройство дорожными ограждениями.
Постановлением администрации Волгоградской области от 24 августа 2009 года N 312-п "О долгосрочной областной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в Волгоградской области на 2009-2012 годы" на создание системы маршрутного ориентирования участников дорожного движения и обустройство дорожными ограждениями наиболее опасных участков дорог городу Волжскому предусматривалось выделение за счет средств бюджета Волгоградской области денежных средств в размере 812 000 рублей.
Государственным заказчиком долгосрочной областной целевой Программы было определено управление автомобильных дорог администрации Волгоградской области.
Денежные средства на реализацию указанной областной программы были предусмотрены в областном бюджете после принятия соответствующих поправок, внесенных законом Волгоградской области от 22 июня 2009 года N 1897-ОД "О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 10.12.2008 N 1810-ОД "Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" (пункт 35 Приложения N 29).
Однако, Законом Волгоградской области от 04 декабря 2009 года N 1962-ОД "О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 10.12.2008 N 1810-ОД "Об областном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов", в связи с антикризисными мерами, субсидии на реализацию мероприятий областной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения" городу Волжский были исключены из приложения 29 к Закону Волгоградской области от 10 декабря 2008 N 1810-ОД.
Таким образом, фактической реализации Программы Волгоградской областью в 2009 году не происходило, бюджетом области указанные денежные средства городскому округу-городу Волжский не доводились.
Закон Волгоградской области от 27 декабря 2006 года N 1392-ОД (в редакции от 17 ноября 2008 года) "Об областной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в Волгоградской области на 2007 - 2012 годы" утратил силу в связи с принятием Закона Волгоградской области от 03 ноября 2009 года N 1950-ОД, вступившего в силу со дня его официального опубликования (опубликован в "Волгоградской правде" - 18 ноября 2009 года).
Одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип самостоятельности бюджетов, предусмотренный статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и означающий право органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней).
Статьей 14 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено право муниципальных образований иметь собственный бюджет.
В соответствии со статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований органов государственной власти, и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только при наличии собственных финансовых средств (за исключением субсидий, субвенций и дотаций, представляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации).
Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (часть1 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Суд первой инстанции обоснованно исходил из положений пунктов 3 и 4 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе и из Республиканского фонда софинансирования расходов, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 2 статьи 12 Федерального закона N 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Статьей 10 указанного закона предусмотрено, что федеральные, региональные и местные программы обеспечения безопасности дорожного движения финансируются за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников.
В подпункте 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения поселения относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения.
В соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в предмет ведения местного самоуправления включено муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения.
Истец по настоящему спору не доказал относимость заключенных им контрактов к вопросам ведения субъекта Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. Государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году и плановом периоде.
В пункте 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой. Согласно пунктом 1 статьи 221 Кодекса бюджетная смета бюджетного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится бюджетное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Минфином России.
В соответствии с пунктом 2 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, возможны только в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Статья 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает в основе использования денежных средств принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства предоставляются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств, либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 289 названного Кодекса нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.
Предоставление субвенций органам местного самоуправления из бюджета субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утвержденными законом субъекта Российской Федерации.
Как следует из отзыва на иск управления автомобильных дорог администрации Волгоградской области, порядок предоставления субсидий в 2009 году администрацией Волгоградской области не принимался, соглашения с ответчиком о принятии на себя бюджетных обязательств субъект Российской Федерации также не заключал (т.1 л.д.60-63). (Для сравнения были предоставлены документы по оформлению субсидий в 2010 году - Соглашение N 92-10 от 04 июня 2010 года о предоставлении субсидии_ с приложением и постановление Администрации Волгоградской области N 113-п от 12 апреля 2010 года "О предоставлении субсидии_" с указанием порядка ее получения - т.1 л.д.64-69).
Доказательств доведения истцу лимитов бюджетных ассигнований по бюджетным обязательствам в рамках вышеуказанной программы в установленном законом порядке в 2009 году подателем апелляционной жалобы ни в суд первой инстанции, ни в апелляционный суд не представлено.
В связи с чем, у истца не возникло права требовать осуществления финансирования не доведенных до него в установленном порядке лимитов.
Судом первой инстанции было установлено, что в связи с невозможностью финансирования мероприятий указанной Программы в 2009 году все муниципальные образования, в том числе истец были проинформированы о том, что софинансирование мероприятий программы из областного бюджета производиться не будет.
Данное обстоятельство подтверждено факсограммой от 25 сентября 2009 года и истцом не оспаривается.
Из анализа заключенных истцом контрактов следует, что 5 из 6 контрактов были заключены после извещения областного органа об отсутствии софинансирования Программы на 2009 год. И все контракты были заключены без доведенных лимитов.
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что "_истец в нарушение указанных норм законодательства принял на себя не доведенные до него лимиты бюджетных средств, заключив муниципальные контракты и договоры, не имея на то правовых оснований".
Поскольку, уточненным Законом Волгоградской области от 10 декабря 2008 года N 1810-ОД "Об областном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов" не предусмотрено софинансирование расходов г. Волжского, то орган местного самоуправления должен был внести соответствующие изменения в муниципальные контракты в установленном статьей 767 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядке.
Как видно из материалов дела, истцом по существу оспаривается порядок изменения межбюджетного трансферта в виде субсидии.
Вместе с тем, возможность и порядок изменения субсидий допускается бюджетным законодательством.
Согласно статье 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае уменьшения бюджетному учреждению главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения бюджетным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, бюджетное учреждение должно обеспечить согласование новых сроков, а если необходимо, и других условий государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров.
Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание, что государственным заказчиком и, соответственно, получателем денежных средств по субсидии на реализацию областной программы (приложение N 2 (2/18) в областном бюджете в период действия соответствующих поправок, внесенных законом Волгоградской области от 22 июня 2009 года N 1897-ОД "О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 10 декабря 2008 года N 1810-ОД "Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" (пункт 35 Приложения N 29) было указано управление транспорта и коммуникаций Волгоградской области.
Доводам истца давалась надлежащая оценка судом первой инстанции.
Истец, в нарушение правил статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доказательств в подтверждение своих доводов по жалобе не представил.
У суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения иска.
Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, не подлежит отмене, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются, в том числе, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04 октября 2010 года по делу N А12-12914/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через Арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший решение.
Направить постановление арбитражного суда лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.И. Агибалова |
Судьи |
Н.А. Клочкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-12914/2010
Истец: Управление транспорта и дорожных коммуникаций администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области
Ответчик: управление автомобильных дорог администрации Волгоградской области, Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области
Третье лицо: Администрация городского округа - г. Волжский Волгоградской области, Управление финансов администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области, Администрация Волгоградской области
Хронология рассмотрения дела:
10.08.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10154/11
25.07.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10154/11
21.04.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2250/11
23.12.2010 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-8898/2010