Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 7 марта 2007 г. N КА-А40/1128-07
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2007 г.
Открытое акционерное общество "Тольяттиазот" (далее - общество) и общество с ограниченной ответственностью "Волжско-Уралосибирский регистратор" (далее - регистратор) обратились в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным предписания Федеральной службы по финансовым рынкам (далее - ФСФР России) от 09.06.06 N 06-ВГ-04-1/8723 о предоставлении документов.
Решением названного арбитражного суда от 25.09.06, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.11.06, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с судебными актами двух инстанций, ОАО "Тольяттиазот" подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить как незаконные и принять по делу новое решение, удовлетворив заявленное требование. При этом сослалось на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие сделанных выводов фактическим обстоятельствам дела, указало на нарушение при вынесении судебных актов норм процессуального права. В частности, согласно приведенным в кассационной жалобе доводам, неправильно применены нормы Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", неправомерна данная судами оценка затребованной информации как необходимой и достаточной для принятия ФСФР России решения по проводимой проверке.
Отзыв на жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель общества поддержал жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель ФСФР России возражал против ее удовлетворения, считая принятые по делу судебные акты соответствующими законодательству и имеющимся в материалах дела доказательствам. ООО "Волжско-Уралосибирский регистратор" уведомлено о месте и времени судебного разбирательства по жалобе в установленном порядке, его представитель на заседание суда кассационной инстанции не явился.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалованных по делу актов суда первой и апелляционной инстанции.
Судами по делу установлены следующие фактические обстоятельства.
Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (далее также - ФАУФИ) письмом N ВН-04/10159 от 06.05.05 обратилось в Федеральную службу по финансовым рынкам с просьбой провести проверку правильности внесения записей в реестр акционеров о переходе права собственности на акции, принадлежащие ОАО "Тольяттиазот" и ОАО "Трансаммиак". Данное обращение обосновано ссылкой на поручения Президента Российской Федерации от 06.12.05 N Пр-2204 и Правительства Российской Федерации от 01.02.05 N МФ-П9-369 принять меры по возврату в федеральную собственность 51% акций ОАО "Трансаммиак". Кроме того, ФАУФИ сослалось на наличие сведений о возможности отчуждения акций вышеуказанными организациями - ОАО "Тольяттиазот" и ОАО "Трансаммиак".
Направляемые ФСФР России в адрес ООО "Волжско-Уралосибирский регистратор"предписания о представлении ряда документов, касающихся реестра владельцев именных ценных бумаг ОАО "Тольяттиазот", не были исполнены регистратором со ссылкой на невозможность представления документов вследствие уклонения общества от предоставления имеющейся информации либо отсутствия соответствующего разрешения со стороны общества.
Оспариваемым по делу предписанием от 09.06.06 N 06-ВГ-04-1/8723 ФСФР России предписала регистратору в течение пяти рабочих дней с даты его получения устранить нарушение требований законодательства Российской Федерации и представить копию списка зарегистрированных лиц в реестре ОАО "Тольяттиазот" по состоянию на 28.02.05 и на дату получения предписания.
Общество и регистратор оспорили указанное предписание в судебном порядке как вынесенное с превышением полномочий, предоставленных федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В соответствии с Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", Федеральным законом от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.04 N 317, ФСФР России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков.
Согласно п. 10 ст. 42, п. 7 ст. 44 Федерального закона N 39-ФЗ, п. 2 ст. 11 Федерального закона N 46-ФЗ ФСФР России осуществляет контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, и вправе направлять обязательные для исполнения предписания, а также требовать представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в ее компетенции.
В связи с изложенным ФСФР России вправе проводить проверку правильности внесения записей в реестр акционеров о переходе права собственности на акции. Сама по себе проверка правильности совершения профессиональным участником рынка ценных бумаг действий, предусмотренных законодательством о ценных бумагах, является одним из средств реализации контрольных полномочий ФСФР России и мерой предупреждения нарушений законодательства.
В силу п. 6.1 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности ФСФР России имеет право запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам.
Суд апелляционной инстанции правильно признал, что ФСФР России самостоятельно определяет объем информации, необходимой для осуществления возложенных на нее полномочий.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильному выводу о том, что ФСФР России выдала предписание в рамках имеющихся у нее законодательно установленных полномочий. Оспариваемым предписанием права и законные интересы ОАО "Тольяттиазот" в сфере предпринимательской деятельности не нарушены.
Судом кассационной инстанции отклоняется довод общества, касающийся невозможности сделать на основании затребованных ФСФР России документов вывод о правильности перехода права собственности на акции. Суды при рассмотрении дела установили, что предметом исследования государственного органа являлась правильность внесения записей в реестр акционеров о переходе права собственности на акции.
Ссылка в жалобе на неправомерность проверки судами оспариваемого ненормативного акта на предмет соответствия Федеральному закону от 29.07.04 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" также отклоняется. Суды рассмотрели заявленное требование по существу, применили нормы права, регулирующие спорные правоотношения. Ссылка судов на нормы указанного Закона не может служить основанием для отмены обжалованных судебных актов, соответствующих требованиям законодательства.
Другие доводы жалобы также не свидетельствуют о допущенной по делу судебной ошибке.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных ст. 288 АПК РФ оснований для отмены обжалованных по делу судебных актов.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.09.06 по делу А40-50569/06-144-148, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.11.06 N 09АП-15879/2006-АК по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "Тольяттиазот" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 7 марта 2007 г. N КА-А40/1128-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании