город Омск |
|
19 января 2011 г. |
Дело N А46-9207/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 января 2011 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Лотова А.Н., Золотовой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Леоновой Г.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
(регистрационный номер 08АП-10278/2010)
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области
на решение Арбитражного суда Омской области от 20.10.2010
по делу N А46-9207/2010 (судья Ухова Л.Д.),
по заявлению конкурсного управляющего главы крестьянского (фермерского) хозяйства Канунникова Дмитрия Сергеевича - Чернякова Олега Михайловича
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области
о признании незаконными действий
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - Вилькин А.Е. (удостоверение N 033413 действительно до 30.10.2012) по доверенности от 30.12.2010 N 253 сроком действия по 31.12.2011;
от конкурсного управляющего главы крестьянского (фермерского) хозяйства Канунникова Дмитрия Сергеевича - Чернякова Олега Михайловича - Бурмистров П.В. по доверенности б/н от 27.02.2010 сроком действия 1 год;
УСТАНОВИЛ:
решением от 20.10.2010 по делу N А46-9207/2010 Арбитражный суд Омской области удовлетворил требования конкурсного управляющего главы крестьянского (фермерского) хозяйства Канунникова Дмитрия Сергеевича (далее по тексту - глава КФХ Канунников О.М.) - Чернякова Олега Михайловича (далее по тексту - конкурный управляющий Черняков О.М.), признал незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее по тексту - Управление Росреестра по Омской области, Управление), выразившиеся в отказе предоставить конкурсному управляющему главы КФХ Канунникова Д.С. Чернякову Олегу Михайловичу по запросу б/н от 24.03.2010 информацию о правах на недвижимое имущество и о регистрации перехода прав на объекты недвижимого имущества с участием (КФХ, ИП, гражданина РФ) Канунникова Дмитрия Сергеевича, а также копии договоров, актов приема-передачи, иных документов, подтверждающих регистрацию соответствующих прав и смен у правообладателя - за период с 01 марта 2007 года по день исполнения ответа на данный запрос.
Суд обязал Управление Росреестра по Омской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов конкурсного управляющего главы КФХ Канунникова Д.С. Чернякова Олега Михайловича путем предоставления сведений по запросу б/н от 24.03.2010.
Суд взыскал с Управления в пользу конкурсного управляющего главы КФХ Канунникова Д.С. Чернякова Олега Михайловича уплаченную государственную пошлину в сумме 200 руб. 00 коп.
Управление Росреестра по Омской области, не согласившись с решением суда обжаловало его в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела, установил следующие обстоятельства.
Решением Арбитражного суда Омской области от 27.02.2010 по делу N А46-16605/2009 по заявлению ООО "Техно-строй" Омского района Омской области глава КФХ Канунников Д.С. признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев, конкурсным управляющим утвержден Черняков Олег Михайлович.
Запрос о предоставлении информации конкурсным управляющим вместе с решением Арбитражного суда Омской области от 27.02.2010 по делу N А46-16605/2009 направлен в адрес Управления почтовой корреспонденцией, что подтверждается квитанцией об отправке от 02.06.2010 N 30524.
Согласно данному запросу арбитражный управляющий обратился о предоставлении сведений (копий договоров, актов приема-передачи, иных документов) о правах на недвижимое имущество, о регистрации перехода прав на объекты недвижимого имущества с участием (КФХ, ИП, Гр. РФ) Канунникова Дмитрия Сергеевича, за период с 01.03.2007 по день исполнения ответа на данный запрос.
Сообщением Управления от 11.07.2010 N 01/156/2010-1957 в предоставлении запрашиваемой информации конкурсному управляющему было отказано.
Основанием для отказа в предоставлении информации согласно данному сообщению послужили обстоятельства, связанные с несоответствием поступившего по почте запроса требованиям пункта 3 статьи 7 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 N 122-ФЗ -подлинность подписи лица, запрашивающего обобщенные сведения о правах отдельного лица посредством почтового запроса не засвидетельствована в нотариальном порядке.
В выдаче копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме конкурсному управляющем было отказано на основании пункта 3 статьи 7 названного выше Федерального закона, а также Инструкции "О порядке выдачи правообладателям по их заявлениям в письменной форме копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме", утвержденной приказом Министерства юстиции РФ от 25.05.2004 N 107 - предусматривающих выдачу соответствующих документов по заявлениям правообладателей в письменной форме, за плату.
Применительно к выдаче копии документов в сообщении указано, что размер платы устанавливается "Правилами осуществления платы за предоставление информации о зарегистрированных правах, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2004 N 773.
Конкурсный управляющий главы КФХ Канунникова Д.С. - Черняков О.М., считая действия Управления, выразившиеся в отказе в предоставлении запрашиваемой информации, незаконными и нарушающими права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании этих действий незаконными и обязании Управления предоставить сведения по запросу от 24.03.2010.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что процедура предоставления информации о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества, регламентированная нормами Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" по отношению к процедуре получения сведений, запрашиваемых арбитражными управляющими после и в связи с введением в отношении должника процедуры, применяемой в деле о банкротстве, соотносятся как общее с частным, в связи с чем в рассматриваемой ситуации применению подлежат нормы законодательства о банкротстве - Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", поскольку они расцениваются как специальные нормы. Запрошенные конкурсным управляющим сведения (копии договоров, актов приема-передачи, иных документов) о правах на недвижимое имущество, о регистрации перехода прав на объекты недвижимого имущества с участием (КФХ, ИП, Гр., РФ) Канунникова Д.С., за период с 01.03.2007 по день исполнения ответа на данный запрос, являются как раз той необходимой информацией, при отсутствии которой невозможно надлежащим образом исполнить обязанности конкурсного управляющего, предусмотренные действующим законодательством, и предпринять все необходимые меры в интересах самого должника и кредиторов в рамках процедуры банкротства должника.
Также суд указал, что в силу положений Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, предоставляет бесплатно информацию о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним - по запросам: арбитражного управляющего в деле о банкротстве в отношении принадлежащих соответствующему должнику объектов недвижимого имущества. При этом, период, за который арбитражному управляющему могут представляться сведения в отношении принадлежащих соответствующему должнику объектов недвижимого имущества, в законе не конкретизирован.
По мнению суда первой инстанции, предоставление сведений посредством почтового отправления является лишь одной из форм предоставления информации и не исключает возможность исполнения запроса посредством выдачи информации на руки предъявителю запроса, удостоверив полномочия его адресата. Доказательствами обратного, которые бы свидетельствовали об отсутствии соответствующего нормативного порядка, регулирующего выдачу сведений на руки предъявителям запроса, посредством удостоверения полномочий обратившихся за получением информации лиц, суд не располагает.
Управление Росреестра по Омской области в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции в связи с недоказанностью имеющих значение для дела доказательств, который суд посчитал установленными, и неправильным применением норм материального права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Управление считает, что обжалуемый отказ в предоставлении сведений является законным, ссылаясь на следующее: в соответствии с абзацем четырнадцатым пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", если запрос о предоставлении сведений представляется путем почтового отправления, то подлинность подписи лица, запрашивающего их, и верность копий документов, прилагаемых к такому запросу, должны быть засвидетельствованы в нотариальном порядке, что конкурсным управляющем сделано не было; Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" предоставляет арбитражному управляющему право запрашивать у органов власти без взимания платы сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, но не копии документов, о предоставлении которых в данном случае обратился конкурсный управляющий; в силу положений пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и пункта 1 статьи 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" на основании запроса не могут быть представлены сведения о сделках должника, совершенных за три года до даты принятия заявления о признании должника банкротом с приложением копий соответствующих документов в отношении имущества, которое на данный момент уже не принадлежит должнику.
Податель апелляционной жалобы не согласен с выводом суда о приоритете применения Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" по отношению к нормам Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", указывая на отсутствие в настоящее время противоречий между нормами статьи 20.3 первого из указанных законов и нормами статьи 7 второго из указанных законов.
Конкурсный управляющий Черняков О.М. в соответствии с представленным суду апелляционной инстанции отзывом на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления Росреестра по Омской области поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции; представитель конкурсного управляющего Чернякова О.М. поддержал возражения, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил отказать в ее удовлетворении, решение суда - оставить без изменения.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей конкурсного управления и Управления, изучив апелляционную жалобу, отзыв, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, находит его подлежащим отмене исходя из следующего.
В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее по тексту - Федеральный закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав носит открытый характер. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан предоставлять сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, о любом объекте недвижимости любому лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме (юридическому лицу - документы, подтверждающие регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя).
Выписки из Единого государственного реестра прав, утвержденные в установленном порядке, должны содержать описание объекта недвижимости, зарегистрированные права на него, а также ограничения (обременения) прав, сведения о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости.
Согласно пункту 2 статьи 7 этого закона орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, должен в течение пяти рабочих дней предоставить запрошенную информацию заявителю или выдать ему в письменной форме мотивированный отказ. Такой отказ может быть обжалован обратившимся за информацией лицом в суд.
Перечень лиц, которым предоставляются сведения о содержании правоустанавливающих документов, за исключением сведений об ограничениях (обременениях), обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости, выписки, содержащие сведения о переходе прав на объекты недвижимости, а также сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным, установлен в пункте 3 статьи 7 Федерального закона N 122-ФЗ. К указанным лицам отнесены, в том числе арбитражные управляющие в деле о банкротстве в отношении принадлежащих должнику объектов недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона N 122-ФЗ за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, а также за предоставление информации, указанной в пункте 6 статьи 7 настоящего Федерального закона, взимается плата.
В соответствии с законами Российской Федерации орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, предоставляет бесплатно информацию о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним по запросам, в том числе, арбитражного управляющего в деле о банкротстве в отношении принадлежащих соответствующему должнику объектов недвижимого имущества (пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 122-ФЗ).
Аналогичное положение закреплено в пункте 1 статьи 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее по тексту - Федеральный закон N 127-ФЗ), согласно которому арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право запрашивать необходимые сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе об имущественных правах, и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления.
При этом физические лица, юридические лица, государственные органы и органы местного самоуправления представляют запрошенные арбитражным управляющим сведения в течение семи дней со дня получения запроса без взимания платы (абзац десятый пункта 1 статьи 20.3 Федерального закона N 127-ФЗ).
Таким образом, и нормы Федерального закона N 122-ФЗ, и нормы Федерального закона N 127-ФЗ предусматривают бесплатное предоставление арбитражному управляющему сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество должника и сделках с ним.
Противоречий между приведенными положениями законов нет, в связи с чем суд апелляционной инстанции считает, что необходимость в определении приоритета в применении этих законов отсутствует.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона N 122-ФЗ сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, предоставляются в виде выписки из Единого государственного реестра прав (далее по тексту - ЕГРП) или в ином виде, определенном органом нормативно- правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.
Исходя из положений статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления (пункт 1 статьи 2 Федерального закона); документированная информация - зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель (пункт 11 статьи 2 Федерального закона).
В запросе конкурсный управляющий Черняков О.М. просил Управление предоставить сведения (копии договоров, актов приема-передачи, иных документов) о зарегистрированных за Канунниковым Д.С. (в качестве главы КФХ, индивидуального предпринимателя и гражданина РФ) правах на недвижимое имущество, о регистрации перехода прав на объекты недвижимого имущества с его участием за период с 01.03.2007 по день исполнения ответа на данный запрос.
Таким образом, арбитражный управляющий правомерно в целях надлежащего исполнения своих обязанностей как конкурсного управляющего главы КФХ Канунникова Д.С., обратился в Управление Росреестра по Омской области с запросом о предоставлении сведений о наличии зарегистрированных прав должника на недвижимое имущество без внесения платы за их представление.
При этом указание в запросе на договоры, акты приема-передачи и иные документы, не исключает возможности исполнить Управлением этот запрос в соответствии с требованиями Федерального закона N 122-ФЗ без взимания платы, в том числе путем представления выписки из ЕГРП, с отражением в ней этих сведений.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что отказ Управления в предоставлении конкурсному управляющему Чернякову О.М. сведений из ЕГРП о зарегистрированных в период со 01.03.2007 по день исполнения запроса о правах Канунникова Д.С. на недвижимое имущество со ссылкой на неуплату госпошлины не соответствует требованиям статьи 20.3 Федерального закона N 127-ФЗ, пункта 2 статьи 8 статьи Федерального закона N 122-ФЗ.
Между тем, суд апелляционной инстанции считает, что Управление законно отказало в предоставлении конкурсному управляющему запрошенных сведений по следующим основаниям.
Согласно пункту 3 статьи 7 Федерального закона N 122-ФЗ, если запрос о предоставлении указанных в настоящем пункте сведений представляется посредством почтового отправления, подлинность подписи лица, запрашивающего их, или его представителя на таком запросе и верность копий документов, прилагаемых к такому запросу, должны быть засвидетельствованы в нотариальном порядке, если иное не установлено органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.
Из материалов дела следует, что запрос о предоставлении сведений был направлен в Управление Росреестра по Омской области конкурсным управляющим Черняковым О.М. по почте. Однако приведенные требования закона о нотариальном удостоверении соблюдены не были.
Кроме того, из представленной в материалы дела копии решения суда от 27.02.2010 по делу N А46-16605/2009 о признании главы КФХ Канунникова Д.С. несостоятельным (банкротом) и назначении конкурсным управляющим Чернякова О.М. видно, что она не заверена судом, то есть не является надлежащей копий судебного акта.
Соответственно отказ Управления в выдаче сведений по запросу конкурсного управляющего Чернякова О.М. на основании того, что арбитражным управляющим не соблюдены требований пункта 3 статьи 7 Федерального закона N 122-ФЗ, является законным и обоснованным.
Таким образом, несмотря на необоснованное указание Управлением в сообщении об отказе в предоставлении информации на то, что конкурсный управляющий не оплатил государственную пошлину за представление сведений, Управление правомерно отказало в предоставлении сведений из ЕГРП, поскольку конкурсный управляющий Черняков О.М. в нарушение пункту 3 статьи 7 Федерального закона N 122-ФЗ, не подтвердил надлежащим образом свои полномочия как конкурсного управляющего КФХ Канунникова Д.С., а также подлинность его подписи на запросе и верность копии решения суда, приложенной к запросу.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что требования конкурсного управляющего главы КФХ Канунникова Д.С. Чернякова О.М. удовлетворению не подлежат, решение суда первой инстанции об их удовлетворении подлежит отмене.
В связи с отказом в удовлетворении требований конкурсного управляющего Чернякова О.М., в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за подачу заявления в суд первой инстанции в сумме 200 руб. относятся на конкурсного управляющего Чернякова О.М.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь пунктом 4.1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку Управление, являющееся ответчиком по делу, не платило государственную пошлину при подаче апелляционной жалобы в силу освобождения на основании пункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктами 2, 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области удовлетворить. Решение Арбитражного суда Омской области от 20.10.2010 по делу N А46-9207/2010 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований конкурсного управляющего главы крестьянского (фермерского) хозяйства Канунникова Дмитрия Сергеевича - Чернякова Олега Михайловича о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, выразившихся в отказе предоставить конкурсному управляющему главы крестьянского (фермерского) хозяйства Канунникова Дмитрия Сергеевича - Чернякову Олегу Михайловичу по запросу б/н от 24.03.2010 сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и о регистрации перехода прав на объекты недвижимого имущества с участием (КФХ, ИП, гражданина РФ) Канунникова Дмитрия Сергеевича за период с 01 марта 2007 года по день исполнения ответа на данный запрос, и об обязании предоставить эти сведения по запросу б/н от 24.03.2010, отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-9207/2010
Истец: Конкурсный управляющий КФХ Канунникова Д.С. Черняков О.М.
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области
Хронология рассмотрения дела:
19.01.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10278/2010