город Омск |
|
27 января 2011 г. |
Дело N А46-7710/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2011 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Золотовой Л.А., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Моисеенко Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
(регистрационный номер 08АП-9903/2010)
Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе города Омска
на решение Арбитражного суда Омской области от 11.10.2010
по делу N А46-7710/2010 (судья Ярковой С.В.),
принятое по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе города Омска
к открытому акционерному обществу "Сладонеж"
о взыскании 197 руб. 60 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе города Омска - не явился, извещен;
от открытого акционерного общества "Сладонеж" - Ищенко Ю.В., предъявлен паспорт, по доверенности от 11.01.2011 сроком действия 1 год; Чернакова И.А., предъявлен паспорт, по доверенности от 11.08.2010 сроком действия 1 год;
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном административном округе г. Омска (далее по тексту - Пенсионный фонд, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о взыскании с открытого акционерного общества "Сладонеж" (далее по тексту - ОАО "Сладонеж", Общество, заинтересованное лицо) штрафа в сумме 197 руб. 60 коп., начисленного за представление недостоверных сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Решением Арбитражного суда Омской области от 11.10.2010 по делу N А46-7710/52010 в удовлетворении требований, заявленных Пенсионным фондом, отказано.
Мотивируя решение, суд первой инстанции указал, что Пенсионный фонд не доказал наличие оснований для привлечения Общества к ответственности за представление неполных или недостоверных сведений по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, так как ошибка, допущенная Обществом при исчислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 4 квартал 2008 года Обществом была выявлена самостоятельно до того момента, когда об этом стало известно Пенсионному фонду и на дату составления акта N 2 от 14.01.2010 у Общества отсутствовала недоимка по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в связи с чем, основания для привлечения Общества к ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", отсутствуют.
Не согласившись с указанным судебным актом, Пенсионный фонд обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 11.10.2010 по делу N А46-7710/52010 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований.
В обоснование апелляционной жалобы Пенсионный фонд указал, что Обществом за 2008 год были представлены недостоверные сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, что и послужило основанием для привлечения Общества к ответственности предусмотренной пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". При этом, в жалобе Пенсионный фонд указал, что в данном случае не может идти речь об исправлении ошибки со стороны Общества, так как при получении корректирующих сведений в декабре 2009 года за 2008 год Пенсионный фонд установил факт представления Обществом неполных и недостоверных сведений.
Общество в письменном отзыве на апелляционную жалобу указало, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению. Общество, ссылаясь на положения статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации, указывает, что самостоятельно обнаружило ошибку в представленных в феврале 2009 года данных по индивидуальным сведениям и ошибка была устранена путем подачи уточненной декларации по страховым взносам за 2008 год в связи с чем, 26.12.2009 Общество направило в Пенсионный фонд корректирующие индивидуальные сведения персонифицированного учета.
Представители Общества в судебном заседании поддержали доводы отзыва на апелляционную жалобу.
Пенсионный фонд, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайство об отложении судебного заседания не представлено.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 24.02.2009 ОАО "Сладонеж" в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее по тексту - Закон N 27-ФЗ) представило в Пенсионный фонд индивидуальные сведения персонифицированного учета посредством передачи по телекоммуникационным каналам связи.
В соответствии с указаниями Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 N 987н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах" Пенсионным фондом была проведена проверка представленных сведений, по результатам которой 24.02.2009 в адрес ОАО "Сладонеж" было направлено уведомление об обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями о застрахованных лицах и результатами проверки и необходимости их устранения.
27.02.2009 ОАО "Сладонеж" представило в Пенсионный фонд уточненные индивидуальные сведения персонифицированного учета, которые согласно протоколу от 27.02.2009, переданному по телекоммуникационным каналам связи, были приняты органом пенсионного фонда к обработке.
26.12.2009 ОАО "Сладонеж", обнаружив ошибку в представленных в феврале 2009 года данных по индивидуальным сведениям, направило в Пенсионный фонд корректирующие индивидуальные сведения персонифицированного учета.
В связи с чем, специалистами Управления была проведена камеральная проверка своевременности представления обществом сведений о каждом работающем у него застрахованном лице за 2008 год, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По результатам проверки был составлен акт N 2 от 14.01.2010, в котором зафиксирован факт предоставления Обществом недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
На основании указанного акта начальником Управления вынесено решение N 2 от 29.01.2010 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, за представление неполных и (или) недостоверных сведений за 2008 года в виде взыскания штрафа в размере 10% причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд РФ, в сумме 197 руб. 60 коп.
В соответствии со статьей 104 Налогового кодекса Российской Федерации Обществу требованием N 3 от 29.01.2010 было предложено уплатить начисленный штраф в добровольном порядке в срок до 08.02.2010.
Поскольку добровольно штраф уплачен не был, Управление обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, которое является предметом рассмотрения по настоящему делу.
Как было указано выше, суд первой инстанции требования Пенсионного фонда признал необоснованными и отказал в их удовлетворении.
Исследовав порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы сторон, апелляционный суд пришел к выводу о том, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных тербований. При этом, апелляционный суд исходит из следующего.
Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании" (далее Закон N 167-ФЗ) законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, Федеральных законов "Об основах обязательного социального страхования", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации" и "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
Закон N 27-ФЗ устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же Законом определены обязанность (статья 15), объем и сроки (статья 11) представления таких сведений.
Часть 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ вменяет в обязанность страхователю представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее Закон N 165-ФЗ) страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах уплачивать страховые взносы и (или) налоги, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Для обязательного пенсионного страхования таковым является Закон N 167-ФЗ, статья 6 которого к числу страхователей относит лиц, выступающих в роли работодателей.
В силу статьи 6 Закона N 167-ФЗ Общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Пункт 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ устанавливает, что страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта, в орган ПФ РФ о каждом работающем у него застрахованном лице сведения о страховых взносах и страховом стаже.
Из анализа статьи 11 Закона N 27-ФЗ следует, что срок сдачи сведений персонифицированного учета установлен для страхователей, уплачивающих страховые взносы за своих наемных работников.
В силу статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно статье 19 Закона N 27-ФЗ Правительством Российской Федерации утверждается Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах.
Во исполнение положений указанной статьи Постановлением Правительства РФ от 15.03.1997 N 318 "О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования" утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования (далее - Инструкция), согласно которой каждый страхователь ежегодно, до 1 марта года, следующего за расчетным периодом, представляет в территориальный орган относящиеся к расчетному периоду индивидуальные сведения в отношении каждого работавшего у него застрахованного лица.
В соответствии с пунктом 29 Инструкции в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган формах документов персонифицированного учета страхователь в 2-недельный срок представляет исправленные формы.
Согласно пункту 35 Инструкции при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями о застрахованных лицах и результатами проверки территориальный орган уведомляет страхователя об имеющихся расхождениях и необходимости их устранения.
Согласно пункту 36 Инструкции страхователь в 2-недельный срок после уведомления территориального органа об имеющихся расхождениях между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки устраняет их и представляет в территориальные орган уточненные данные.
Из содержания данных пунктов Инструкции следует, что в случае выявления расхождения между представленными страхователем индивидуальными сведениями о застрахованных лицах и результатами проверки Фонд направляет страхователю уведомление об этом с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок. При исправлении страхователем в установленный срок обнаруженных территориальным органом Пенсионного фонда ошибок, санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ, не применяются.
В данном случае, как указывалось ранее, недостоверность сведений была выявлена не заявителем, а страхователем самостоятельно, до представления корректирующих сведений Пенсионный фонд уведомление в адрес Общества с требованием их исправления не направлял.
Согласно статье 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным законом. Закон N 27-ФЗ входит в систему законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Порядок производства по делу о правонарушении в сфере учета в системе обязательного пенсионного страхования Законом N 27-ФЗ не установлен, в связи с чем, к рассматриваемым правоотношениям подлежит применению порядок, установленный Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 81 Налогового кодекса Российской Федерации при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.
При этом согласно подпункту 1 пункта 4 статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.
В данном случае судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ОАО "Сладонеж" самостоятельно обнаружило ошибку в представленных в феврале 2009 года данных по индивидуальным сведениям, ошибка была устранена, в связи с чем, 26.12.2009 Общество направило в Пенсионный фонд корректирующие индивидуальные сведения персонифицированного учета.
Как верно указал суд первой инстанции, из акта проверки представленных страхователем неполных и (или) недостоверных сведений в орган пенсионного фонда от 14.01.2010 N 2 следует, что проверка проводилась Пенсионным фондом в отношении корректирующих индивидуальных сведений персонифицированного учета, самостоятельно переданных обществом по телекоммуникационным каналам связи 26.12.2010, следовательно, корректирующие индивидуальные сведения персонифицированного учета ОАО "Сладонеж" подало в орган пенсионного фонда до того момента, когда Пенсионному фонду стало известно о факте отражения в индивидуальных сведениях персонифицированного учета неполных или недостоверных сведений.
Кроме того, из содержания положений статей 106 - 109 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что при производстве по делу о налоговом правонарушении подлежат доказыванию, как сам факт совершения такого правонарушения, так и вина налогоплательщика. Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения и отсутствие события налогового правонарушения в силу статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации относится к обстоятельствам, исключающим привлечение налогоплательщика к ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации в решении о привлечении к ответственности излагаются обстоятельства совершенного правонарушения, как они установлены проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика (страхователя) к ответственности за конкретные правонарушения с указанием статей, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности.
В акте проверки и в решении заявителя содержится лишь констатация факта несоответствия представленных Обществом сведений, в связи с чем сделан вывод об их недостоверности и наличии правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, но не указывается, какие конкретные сведения признаны недостоверными, в чем выражается их недостоверность, не изложены обстоятельства, касающиеся установления противоправности действий Общества, виновности его в совершении правонарушения.
Таким образом, суд апелляционной инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств, пришел к выводу об отсутствии у Пенсионного фонда оснований для взыскания с Общества штрафа за представление неполных или недостоверных сведений по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, так как ошибка была выявлена и устранена Обществом самостоятельно, до того момента, когда об этом стало известно заявителю.
Суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае Пенсионным фондом не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривается, так как Пенсионный фонд, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины освобожден.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 11.10.2010 по делу N А46-7710/52010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-7710/2010
Истец: Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска
Ответчик: Открытое акционерное общество "Сладонеж"
Хронология рассмотрения дела:
27.01.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9903/2010