город Омск |
|
01 февраля 2011 г. |
Дело N А46-11937/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2011 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Кливера Е.П., Киричёк Ю.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания
Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
(регистрационный номер 08АП-10108/2010)
общества с ограниченной ответственностью "Дарина"
на решение Арбитражного суда Омской области от 11.10.2010
по делу N А46-11937/2010 (судья Чернышёв В.И.),
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дарина", индивидуального предпринимателя Кученева Николая Виленовича, индивидуального предпринимателя Литвинова Александра Алексеевича
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области
о признании недействительным постановления от 10.09.2010 N 59,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Дарина" - директор Винник В.З. (паспорт), Тимохина Е.В. (паспорт, по доверенности от 03.12.2010 сроком действия 1 год);
от индивидуального предпринимателя Кученева Николая Виленовича - Тимохина Е.В. (паспорт, по доверенности от 07.08.2009 сроком действия 3 года);
от индивидуального предпринимателя Литвинова Александра Алексеевича - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области - Тимченко И.П. (удостоверение N 16 выдано 17.05.2007, по доверенности от 16.08.2010 сроком действия 1 год), Сергеева К.С. (удостоверение N 531 выдано 05.08.2010, по доверенности от 16.08.2010 сроком действия 1 год), Козловский И.В. (удостоверение N 49 выдано 17.05.2007, по доверенности от 16.08.2010 сроком действия 1 год);
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Дарина" (далее - ООО "Дарина", общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области (далее -Управление Роспотребнадзора по Омской области) от 10.09.2010 N 59 об уничтожении особо опасной продукции. Указанное заявление было принято к производству арбитражного суда Омской области, делу присвоен номер N А46-11937/2010.
Суд первой инстанции, установив, что в производстве Арбитражного суда Омской области находятся: дело N А46-11938/2010, возбужденное по заявлению индивидуального предпринимателя Кученева Николая Виленовича (далее - предприниматель Кученёв Н.В.) к Управлению Роспотребнадзора по Омской области о признании недействительным постановления от 10.09.2010 N 59; дело N А46-11939/2010, возбужденное по заявлению индивидуального предпринимателя Литвинова Александра Алексеевича (далее - предприниматель Литвинов А.А.) к Управлению Роспотребнадзора по Омской области о признании недействительным постановления от 10.09.2010 N 59, требования по которым заявлены в отношении одного и того же постановления, обязывающего заявителей по указанным делам организовать уничтожение одной и той же продукции, объединил дело N А46-11937/2010 с делами N А46-11938/2010, N А46-11939/2010 в одно производство для их совместного рассмотрения, присвоив им номер А46-11937/2010 (определение Арбитражного суда Омской области от 01.10.2010 по делу N А46-11937/2010).
Решением от 11.10.2010 по делу N А46-11937/2010 Арбитражный суд Омской области отказал в удовлетворении заявленных ООО "Дарина", предпринимателями Кученевым Н.В. и Литвиновым А.А. требований.
При принятии обжалуемого решения арбитражный суд исходил из того, что правовые основания для удовлетворения заявленных ООО "Дарина", предпринимателями Кученевым Н.В. и Литвиновым А.А. требований отсутствуют, поскольку вынесенное Управлением Роспотребнадзора по Омской области постановление от 10.09.2010 N 59 соответствует нормам действующего законодательства.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Дарина" обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
В апелляционной жалобе, дополнениях к ней, ООО "Дарина" просит решение арбитражного суда отменить.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, ООО "Дарина" указывает на отсутствие полномочий у Управления Роспотребнадзора по Омской области на вынесение постановления об уничтожении особо опасной продукции в силу статьи 51 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерального от 30.06.2004 N 322.
По мнению подателя апелляционной жалобы, ссылка суда первой инстанции в обжалуемом решении на часть 4 статьи 1 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" является несостоятельной, поскольку данный Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с применением мер по предотвращению возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний человека, профилактике заболеваний человека.
Податель жалобы также указывает на то, что в соответствии с пунктом 3 статьи 25 Федерального закона от 02.02.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" на основании результатов экспертизы соответствующий орган государственного надзора и контроля обязан принять постановление об утилизации или уничтожении такой продукции, однако такая экспертиза Управлением Роспотребнадзора по Омской области не представлена.
По утверждению подателя жалобы, поскольку по результатам повторных исследований в пробах отобранных специалистами общества образцов возбудитель сибирской язвы не обнаружен, то в силу пункта 2.28 СанПиН "Гигиенические требования к безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. СанПиН 2.3.1078-01", в соответствии с которым "_при получении неудовлетворительных результатов исследований хотя бы по одному из показателей безопасности, по нему проводят повторные исследования удвоенного объема выборки, взятого из той же партии. Результаты повторного исследования распространяются на всю партию".
До рассмотрения апелляционной жалобы по существу от представителей ООО "Дарина" поступило заявление о фальсификации протоколов ФГУЗ СтавНИПЧИ N 16 от 16.08.2010, N 18 от 18.08.2010, N 30 от 25.08.2010; исследований БУ Ветлаборатироии ХМАО-Югры Ханты-Мансийска N 87-2206/64 от 09.08.2010, N 87-2206/28 от 11.08.2010; протокола ГУ "Тюменская ОВЛ" от 12.08.2010 N 1656/1, 1657/1; протоколов ФГУЗ СтавНИПЧИ N II от 09.08.2010, N 17 от 16.08.2010; письма ФГУЗ СтавНИПЧИ N 786 от 18.08.2010.
Суд апелляционной инстанции отклонил заявление о фальсификации указанных документов, в связи с тем, что ООО "Дарина", в нарушение требований пункта 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не обосновало невозможность подачи заявления о фальсификации в суд первой инстанции.
При этом судом апелляционной инстанции отмечается следующее.
Пунктом 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" установлено, что поскольку суд апелляционной инстанции на основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в материалах дела и дополнительно представленным доказательствам, то при решении вопроса о возможности принятия новых доказательств, в том числе приложенных к апелляционной жалобе или отзыву на апелляционную жалобу, он определяет, была ли у лица, представившего доказательства, возможность их представления в суд первой инстанции или заявитель не представил их по не зависящим от него уважительным причинам.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 также определено, что отсутствуют основания для рассмотрения в суде апелляционной инстанции заявлений о фальсификации доказательств, представленных в суд первой инстанции, так как это нарушает требования части 3 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о раскрытии доказательств до начала рассмотрения спора, за исключением случая, когда в силу объективных причин лицу, подавшему такое заявление, ранее не были известны определенные факты. При этом к заявлению о фальсификации должны быть приложены доказательства, обосновывающие невозможность подачи такого заявления в суд первой инстанции.
Материалами дела подтверждено, что ООО "Дарина" при рассмотрении дела в суде первой инстанции ходатайство о фальсификации доказательств не заявлено, а доказательств, обосновывающих невозможность подачи такого заявления, не имеется.
Также представителем Управлением Роспотребнадзора по Омской области было заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 23.12.2010; решения Куйбышевского районного суда от 24.08.2010 по делу N 2-5230/2010, подтверждающее вступление в законную силу; кассационное определение от 24.11.2010 по делу N 33-7373/2010, подтверждающее отказ от кассационной жалобы Управления Роспотребнадзора по Омской области, которое судом апелляционной инстанции было удовлетворено, поскольку в соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации документы, представленные для обоснования возражений относительно апелляционной жалобы в соответствии со статьей 262 настоящего Кодекса, принимаются и рассматриваются арбитражным судом апелляционной инстанции по существу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ООО "Дарина" поддержали требования, заявленные в апелляционной жалобе, в дополнениях к ней.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу и в устном выступлении в судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Управлением Роспотребнадзора по Омской области заявленные в апелляционной жалобе требования отклонили по основаниям, изложенным в отзыве, просят решение арбитражного суда оставить без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Предприниматели Кученев Н.В. и Литвинов А.А. отзыв на апелляционную жалобу не представили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с частью 1 статьи 266, частями 2, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя предпринимателя Литвинова А.А., надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания и не заявившего ходатайства об его отложении.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание суда апелляционной инстанции, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
28.07.2010 в Управление Роспотребнадзора по Омской области поступили экстренные извещения о случаях инфекционного заболевания с предварительным диагнозом "Сибирская язва" (от 28.07.2010 N 64554, N 10279, N 495, N 494, N 296, N 295).
В ходе проводимой прокуратурой Омской области с привлечением контролирующих органов проверки на стадии предварительного следствия установлено, что с 13.07.2010 по 27.07.2010 в личном подсобном хозяйстве Айтенова И.Г., расположенном на территории бывшей деревни Бурановка Бекишевского сельского поселения Тюкалинского района Омской области, Сбитнев В.М., Джумабаев А.Г., Почейкин А.И., Лопатин А.Е., Фетисов Ю.Ю. и другие без профилактических прививок осуществляли забой лошадей.
01.08.2010 умер один больной (Лопатин А.Е.), принимавший участие в забое лошадей на подворье Айтенова И.Г., клинический диагноз - "Сибирская язва, кожная форма, карбункулёзный вариант, тяжёлое лечение...".
С 28.07.2010 по 23.08.2010 на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Омской области Ускова П.А. N 2955/вп в порядке согласования о проведении внеплановой выездной проверки с прокуратурой Омской области (решение о согласовании N 7/2-35-96-2010) в присутствии директора ООО "Дарина" Винника В.З., представителя ООО "Дарина" Новицкой Е.В. главным специалистом-экспертом отдела санитарного надзора Аушевой Т.Ю., главным специалистом-экспертом отдела надзора на транспорте и санитарной охраны территории Руденковой Т.М., и.о. начальника отдела надзора на транспорте и санитарной охраны территории Шаховой Т.А., врачом экспертом отделения обеспечения надзора за питанием населения ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области" Анашкиной Н.Е., помощниками санитарного врача отделения обеспечения надзора за питанием населения ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области" Фоминской Г.С, Кох И.М. была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Дарина", в ходе которой выявлено следующее.
На основании договоров давальческого сырья от 03.01.2005 ООО "Дарина" принимает на себя обязательства по изготовлению из сырья, поступившего от предпринимателей Литвинова А.А., Кученева Н.В., следующей продукции: замороженные полуфабрикаты (пельмени, вареники), замороженные блюда (блины фаршированные, беляши), качество которых должно соответствовать требованиям действующих стандартов и технических условий.
По результатам лабораторного исследования объектов внешней среды в пробах почвы и подстилки (N 337, N 339) обнаружена ДНК возбудителей Bacillus anthracis. Согласно экспертизам N 357-358 от 30.07.2010 ГУ "Омская областная ветеринарная лаборатория" при микроскопическом исследовании материала от павших лошадей обнаружены капсульные формы бацилл группы антракоидов: при серологическом исследовании - реакция преципитация (горячий способ) - результат положительный. При ПЦР-диагностике от кобылы выявлен генетический материал бактерий вида сибирской язвы Bacillus anthracis (сибирская язва) (эксп. N358).
Согласно закупочным актам N 427 от 13.07.2010, N 428 от 14.07.2010, N 429 от 20.07.2010, N 430 от 28.07.2010 ИП Кученевым НВ. приобретено мясо конины из личного подворного хозяйства Айтенова И.Г. и принято на переработку ООО "Дарина". По информации от 02.08.2010 N 53 директора ООО "Дарина" Винника В.З. ООО "Дарина" является предприятием по переработке мясного сырья и изготовлению мясных полуфабрикатов по договорам на изготовление продукции из давальческого сырья с ИП Кученевым НВ.
31.07.2010 ООО "Дарина" выдано предписание о прекращении реализации, изъятии из оборота в торговой сети не соответствующей санитарным правилам продукции - полуфабрикаты мясные (пельмени "Особенные" и "Русские"), в рецептуре которых использовалось мясо конины из эпизоотического и эпидемиологического очага, за период с 13.07.2010 по 28.07.2010 включительно.
Управлением ООО "Дарина" вменено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения, о чём составлен протокол об административном правонарушении от 12.08.2010 и возбуждено дело об административно правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьёй 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением Куйбышевского районного суда г. Омска от 17.08.2010 ООО "Дарина" за нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обществу назначено наказание в виде административного приостановления деятельности цеха по производству мясных полуфабрикатов на 30 суток. Данное постановление суда решением Омского областного суда от 07.09.2010 признано законным и указанный судебный акт вступил в силу.
Решением Куйбышевского районного суда г. Омска от 24.08.2010 действия ООО "Дарина", предпринимателя Кученева Н.В., предпринимателя Литвинова А.А. в части изготовления и реализации продукции - мясных полуфабрикатов, изготовленных ООО "Дарина" с 13.07.2010 по 06.08.2010, признаны противоправными в отношении неопределённого круга лиц. На ООО "Дарина" и названных индивидуальных предпринимателей возложена обязанность по доведению решения суда до сведения потребителей через средства массовой информации.
В данном решении суд отметил, что Управление Роспотребнадзора по Омской области уполномочено на проведение всего комплекса мероприятий по обнаружению, изъятию из оборота и уничтожению потенциально опасной для потребителей продукции. Решение получено сторонами 31.08.2010. На момент принятия настоящего решения (11.10.2010) срок для обжалования истёк, у арбитражного суда отсутствует информация о принятии к производству кассационных жалоб на указанное решение.
В письме от 06.08.2010 N 01/8973-09 на имя прокурора г. Омска Управление Роспотребнадзора по Омской области отмечало, что представители ООО "Дарина" воспрепятствуют осуществлению должностных полномочий специалистами Управления в целях предотвращения распространения инфекционного заболевания (сибирской язвы) при проведении внеплановой проверки: руководитель отключил все возможные средства связи, не принимает почтовую корреспонденцию, представитель Общества указывает, что продукция не принадлежит ООО "Дарина".
В период с 13.07.2010 по 28.07.2010 при выработке пельменей 2 видов: "Особенные" и "Русские" использовалось в рецептуре мясо конины, поступившее из эпизоотического очага сибирской язвы J111X гр. Айтенова И.Г (Поставщик), через Покупателя Кученева Н.В.
В соответствии с представленными товарно-транспортными накладными данная продукция отправлена предпринимателями Кученевым НВ. и Литвиновым А.А. в торговые предприятия г. Омска и за пределы Омской области, а именно: г. Нижневартовск, г. Москва, г. Тверь, г. Ханты-Мансийск, Свердловская область.
По информации Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области от 31.07.2010 N 2075 указанная продукция может стать причиной заболевания людей сибирской язвой.
Уведомлением-требованием от 09.08.2010 у предпринимателей были запрошены документы, подтверждающие право ООО "Дарина" на изготовление полуфабрикатов из давальческого сырья, а также подтверждающие факт передачи изготовленной продукции (мясных полуфабрикатов) от ООО "Дарина".
Требованиями от 20.08.2010 N N 1, 2, 3 у предпринимателя Литвинова А.А, предпринимателя Кученева Н.В., ООО "Дарина" соответственно была запрошена информация, подтверждающая принадлежность продукции, выработанной в период с 13.07.2010 по 28.07.2010, а также в период с 29.07.2010 по 11.08.2010 включительно с указанием объёма, наименования продукции, даты выработки по партиям, рецептуры на полуфабрикаты, копии журнала составления фаршей и другая документация на весь ассортимент выработанной продукции. Данная информация в запрашиваемом объёме заявителями предоставлена не была.
В информации от 23.08.2010 на имя прокурора Омской области и начальника УВД по Омской области руководитель Управления Роспотребнадзора по Омской области отметил, что собственниками продукции, произведённой ООО "Дарина", являются предприниматель Кученев Н.В., предприниматель Литвинов А.А. Документы, разграничивающие их права на продукцию, не представлены. При проведении проверки выявлены расхождения в объёмах произведённой ООО "Дарина" продукции, так как различные объёмы партий зафиксированы в журнале контроля качества продукции и регистрации удостоверений о качестве. В этой связи просил правоохранительные органы оказать содействие в проведении проверки.
По мнению Управления Роспотребнадзора по Омской области, продукция, выработанная и после проведения заключительной дезинфекции помещений, технологического оборудования, инвентаря, спецодежды, имевших контакт с мясом конины, полученной из эпизоотического очага (личное подсобное хозяйство Айтенова И.Г. (с. Бекишево Тюкалинского района)) в период с 13 по 28 июля 2010 года, была контаминирована (загрязнена) возбудителем сибирской язвы, что подтверждается соответствующими исследованиями. Учитывая, что в этот период вырабатывалась продукция с мясом различная, в том числе и без мяса конины в рецептуре, то контаминация продукции, изготовленной на общем оборудовании, не вызывает, как полагает заинтересованное лицо, сомнения, тем более, что возбудители сибирской язвы выделены из продукции, выработанной 14.07.2010 (пельмени "Русские", пельмени "Омские"), 20.07.2010, 30.07.2010, 31.07.2010 (пельмени "Особенные"), то есть изготовленной и после даты дезинфекции.
В связи с этим Управлением Роспотребнадзора по Омской области сделан вывод о том, что выработанная на ООО "Дарина" в период с 13.07.2010 по 06.08.2010 продукция (согласно имеющихся записей в "Журнале готовой продукции и регистрации удостоверений о качестве" в количестве 195 095,81 кг.) не соответствует требованиям нормативных документов (СанПин. 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов"; ГОСТ Р 52675-2006 "Полуфабрикаты мясные и мясосодержащие"; ТУ 9214-001-42047292-2005 "Пельмени замороженные ТМ "Дарина", Изменение N 1; СП 3.1.7.2629-10 "Профилактика сибирской язвы") по микробиологическим показателям безопасности и является опасной для здоровья и жизни потребителей.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области от 06.09.2010.
В рамках указанной внеплановой выездной проверки Управлением Роспотребнадзора руководителю ООО "Дарина" Виннику В.З. было выдано Предписание N 2955/ВН от 11.08.2010 о проведении дополнительных санитарно -противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение и ограничение распространения случаев сибирской язвы, которым предписано:
1) произвести дезинфекцию в производственных помещениях, на оборудовании, средствах транспорта, спецодежде, обуви, посуде и др. объектах средствами, обладающими спороцидной активностью, дезинсекцию и дератизацию в помещениях ОО "Дарина" силами организации, имеющей право заниматься дезинфекционной еятельностью (со сроком исполнения: с 11.08.2010 по 16.08.2010),
2) произвести камерную дезинфекцию спецодежды и обуви рабочих производственных цехов (со сроком исполнения: с 11.08.2010 по 16.08.2010),
3) обеспечить лабораторный контроль качества дезинфекционных мероприятий,
4) изъять из оборота, в том числе из торговой сети полуфабрикаты мясные производства ООО "Дарина", произведённые за период с 13.07.2010 по 11.08.2010 (со сроком исполнения: до 13.08.2010),
5) организовать приём и хранение вышеуказанной продукции в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (со сроком исполнения: с 11.08.2010),
6) представить документы, подтверждающие возврат, приём и хранение вышеуказанной продукции (со сроком исполнения: 13.08.2010),
7) обеспечить проведение прививок против сибирской язвы работникам по роду деятельности, подвергающимся риску заражения сибирской язвой в процессе переработки сырья животного происхождения (со сроком исполнения: до 16.08.2010).
ООО "Дарина" обратилось в арбитражный суд Омской области с заявлением о признании Предписания Управления Роспотребнадзора N 2955/ВН от 11.08.2010 в части пунктов 4, 5, 6 незаконным, как принятого с нарушением действующего законодательства и нарушающего его права и охраняемые законом интересы.
Решением Арбитражного суда Омской области от 30.09.2010 по делу N А46-10433/2010 заявление общества с ограниченной ответственностью "Дарина" о признании недействительным предписания Управлению Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Омской области о проведении дополнительных санитарно - противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение и ограничения распространения случаев сибирской язвы, в части его пунктов 4, 5, 6 оставлено без удовлетворения.
В материалы дела заинтересованным лицом представлен, в том числе, протокол лабораторных испытаний ФГУЗ СтавНИПЧИ Роспотребнадзора N II от 09.08.2010 проб пельменей "Особенные", выработанных ООО "Дарина" 20.07.2010, номер партии 87/7, согласно которому в пробе пельмени "Особенные" методом полимезарной цепной реакции в реальном времени обнаружены специфические фрагменты ДНК Bacillus anthracis: ген pag А плазмиды токсинообразования рХО1, ген cap А плазмиды капсулообразования рХО2. При исследовании бактериологическим методом из материала пробы выделена культура возбудителя сибирской язвы, идентифицированная на основании результатов бактериоскопии, характера роста на плотных и жидких питательных средах, положительного теста с бактериофагом диагностическим сибиязвенным "Гамма А-26" жидким, положительного теста на капсулообразование in vitro, положительного теста "Жемчужного ожерелья", отрицательного результата теста на щелочную фосфатазу, положительных результатов метода флуреосцелующих антител с использованием иммуноглобулинов соматических флюоресцирующих и метода ПЦР. Кроме того, в материалы дела представлены результаты лабораторных исследований БУ ХМАО-Югры ветеринарная лаборатория пробы пельменей "Особенные" производства ООО "Дарина", выработанных 31.07.2010 от партии весом 5400 кг, отобранных на складе - холодильнике ООО "Антонина" (г. Сургут, ул. Рационализаторов, 25), которым подтверждается получение 09.08.2010 предварительного положительного результата на сибирскую язву методом серологического исследования, реакция преципитации (исследование N 87-2206/64 от 09.08.2010).
На основании материалов указанных проверок, полагая, что действия ООО "Дарина", предпринимателей Кученева Н.В., Литвинова А.А. по изготовлению и обороту опасной продукции нарушают законные права потребителей, предусмотренные статьёй 41 Конституции Российской Федерации, и являются нарушением действующего законодательства в области обеспечения безопасности пищевых продуктов, во исполнение статьи 2 Конституции Российской Федерации, в соответствии с частями 5, 6 статьи 15, статьёй 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статьёй 25 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", пунктами 2, 3, 9-12, 15, 17 Постановления Правительства РФ от 29.09.1997 N 1263 "Об утверждении Положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении", СП 3.1.7.2629-10 "Профилактика сибирской язвы", в целях охраны здоровья граждан и недопущения заболевания людей сибирской язвой, а также предупреждения распространения особо опасной инфекции Руководитель Управления Роспотребнадзора по Омской области Главный государственный санитарный врач по Омской области Крига А.С. вынес постановление N 59 от 10.09.2010 об уничтожении особо опасной продукции, согласно которому постановил:
1. признать продукцию (мясные полуфабрикаты) с мясной начинкой производства ООО "Дарина", изготовленную в период с 13.07.2010 по 06.08.2010, опасной для жизни и здоровья человека и уничтожить;
2. ООО "Дарина", индивидуальному предпринимателю Кученеву Н.В., индивидуальному предпринимателю Литвинову А.А. организовать уничтожение находящейся во владении продукции, указанной в пункте 1 настоящего постановления, способами, предусмотренными санитарными правилами (методом кремации, сжигания);
3. учитывая, что подлежащая уничтожению продукция представляет опасность возникновения и распространения особо опасного инфекционного заболевания и загрязнения окружающей среды, в состав комиссии, образуемой владельцем продукции совместно с организацией, ответственной за её уничтожении, включить представителей Управления Роспотребнадзора по Омской области;
4. постановление должно быть исполнено в срок до 04.10.2010 (включительно);
5. предоставить в срок до 05 октября 2010 года в Управление Роспотребнадзора по Омской области документ(ы), подтверждающие выполнение данного постановления;
6. ООО "Дарина" совместно с индивидуальными предпринимателями Кученевым Н.В., Литвиновым А.А. в течение 3-х дней после получения постановления об уничтожении опасной продукции предоставить в Управление Роспотребнадзора по Омской области план-график уничтожения продукции;
7. объём подлежащей уничтожению продукции 195 095,81 кг. (общий объём выработанной продукции). В течение 3-х дней после получения постановления об уничтожении опасной продукции предоставить в Управление Роспотребнадзора по Омской области уточнённую информацию по объёму продукции (д.в. 13.07.2010 - 06.08.2010), находящейся во владении ООО "Дарина", предпринимателя Кученева Н.В., предпринимателя Литвинова А. А.;
8. ответственность за выполнение настоящего постановления возлагается на: ООО "Дарина", г. Омск, ул. 10 лет Октября, 209, ОГРН (ИНН): 1025500980141 (5505021523); индивидуального предпринимателя Кученева Н.В., ИНН 550501782555, ОГРНИП 394550512100349, 644121, ул. Кучерявенко, д.7, кв. 31; индивидуального предпринимателя Литвинова А.А., ИНН 550500512108, ОГРНИП 304550508500171, 44005, г. Омск, ул. Избышева, 21-16.
Считая указанное постановление несоответствующим закону и нарушающим их права и законные интересы, ООО "Дарина", индивидуальные предприниматели Кученев Н.В., Литвинов А.А. обратились в Арбитражный суд Омской области с соответствующим заявлением.
11.10.2010 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственного органа, если такой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для принятия судом решения о признании ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственного органа недействительным необходима совокупность двух обстоятельств - несоответствие (противоречие) акта закону или иному правовому акту и нарушение актом прав и законных интересов юридического или физического лица (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)" регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Данным законом устанавливаются:
1) порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
2) порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок;
3) права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;
4) права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)" предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)" основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе, поступление в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
Статьей 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)" установлено, что результаты проверки, проведённой органом государственного контроля (надзора) с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Признавая несостоятельным довод заявителей относительно отсутствия полномочий у Управления Роспотребнадзора по Омской области на вынесение постановления об уничтожении особо опасной продукции, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Полномочия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека определены следующими Федеральными законами и нормативными актами Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 06.04.2004 N 154 установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, защиты прав потребителей и на потребительском рынке.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.06.2010 N 438) утверждено "Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" (далее Положение).
Согласно пункту 1 названного Положения Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка (в ред. Постановления Правительства РФ от 08.08.2009 N 649).
В силу пункта 5 указанного Положения Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет следующие полномочия:
- осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе:
- государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства;
- государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
- контроль за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг;
- устанавливает причины и выявляет условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
- осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров.
- осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 приведённого Положения Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) имеет право:
- пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29.09.1997 N 1263 Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству внешних экономических связей и торговли Российской Федерации предписано разработать и утвердить инструктивные и методические документы, регламентирующие государственный надзор и контроль в области экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использования или уничтожения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19.10.2007 N 658 утверждён Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по исполнению государственной функции по осуществлению в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, и соблюдения правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 7 Административного регламента административные процедуры осуществления надзора в установленной сфере деятельности включают в себя:
- надзор за выполнением требований санитарного законодательства, санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно- эпидемиологический надзор;
- меры пресечения нарушений санитарного законодательства, выдачу предписаний и вынесение постановлений о фактах нарушения санитарного законодательства, а также привлечение к ответственности лиц, их совершивших;
- проведение санитарно-эпидемиологических расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний, отравлений;
- принятие мер по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг);
В соответствии с пунктом 7.22 Административного регламента осуществляется приостановление производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), которые не соответствуют обязательным требованиям; отзыв с внутреннего рынка и (или) от потребителя или потребителей товаров (работ, услуг), которые не соответствуют обязательным требованиям.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24.04.2006 N 308 утверждено Типовое положение о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Типовое положение).
На основании пункта 1 Типового положения территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъекту Российской Федерации (далее -Управление Роспотребнадзора по субъекту РФ), осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Управление Роспотребнадзора по субъекту РФ в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ее актами и настоящим Типовым положением (пункт 5 Типового положения).
Пунктом 8.2 Типового положения территориальные органы Роспотребнадзора наделены полномочиями по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания, а также по принятию мер административного, ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленных на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами обязательных требований в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По положениям статьи 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" под санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями понимаются организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
В соответствии с частью 2 статьи 50 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки:
- об устранении выявленных нарушений санитарных правил;
- о прекращении реализации не соответствующей санитарным правилам или не имеющей санитарно-эпидемиологического заключения продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;
Согласно части 5 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при выявлении нарушений санитарного законодательства, которое создаёт угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, выносить мотивированные постановления о приостановлении до устранения такого нарушения или о запрещении в случае невозможности его устранения: производства, хранения, транспортировки и реализации продовольственного сырья, пищевых продуктов и др.
Частью 2 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предусмотрено, что в случае, если при проведении проверки установлено, что деятельность юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуального предпринимателя, эксплуатация ими зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые ими товары (выполняемые работы, предоставляемые услуги) представляют непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или такой вред причинен, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля обязаны незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения вплоть до временного запрета деятельности юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуального предпринимателя в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, отзыва продукции, представляющей опасность для жизни, здоровья граждан и для окружающей среды, из оборота и довести до сведения граждан, а также других юридических лиц, индивидуальных предпринимателей любым доступным способом информацию о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения.
Судом первой инстанции установлено и обществом не опровергнуто что, опасность продукции подтверждена эпидемиологическими данными и положительными результатами лабораторных исследований.
Так, при лабораторном исследовании сорока четырех проб продукции, производителем которой является ООО "Дарина", в четырех пробах пельменей выделен возбудитель сибирской язвы, в пяти пробах - ДНК возбудителя сибирской язвы, в трех пробах - антиген возбудителя сибирской язвы (в мясо содержащей продукции, произведенной 14, 20, 30, 31 июля 2010 года).
Требования к качеству и безопасности пищевых продуктов определяются положениями Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Федеральный закон N 29-ФЗ), согласно части 2 статьи 3 которого не могут находиться в обороте пищевые продукты, не соответствующие требованиям нормативных документов, имеющие признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности. Такие пищевые продукты не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Согласно статье 4 Федерального закона N 29-ФЗ качество и безопасность пищевых продуктов, материалов и изделий обеспечиваются посредством: применения мер государственного регулирования в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий; проведения гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и юридическими лицами, осуществляющими деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, организационных, агрохимических, ветеринарных, технологических, инженерно-технических, санитарно-противоэпидемических и фитосанитарных мероприятий по выполнению требований нормативных документов к пищевым продуктам, материалам и изделиям, условиям их изготовления, хранения, перевозок и реализации; проведения производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, условиями их изготовления, хранения, перевозок и реализации, внедрением систем управления качеством пищевых продуктов, материалов и изделий; применения мер по пресечению нарушений настоящего Федерального закона, в том числе требований нормативных документов, а также мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности к лицам, виновным в совершении указанных нарушений.
В силу статьи 9 Федерального закона N 29-ФЗ требования к качеству пищевых продуктов, материалов и изделий, обеспечению их безопасности, упаковке, маркировке, производственному контролю за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, процедурам оценки и подтверждения их соответствия требованиям нормативных документов, методикам их испытаний и идентификации, а также к техническим документам, системам качества устанавливаются соответствующими государственными стандартами.
Требования к качеству и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, установленные государственными стандартами, санитарными и ветеринарными правилами и нормами, являются обязательными для граждан (в том числе индивидуальных предпринимателей) и юридических лиц, осуществляющих деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, оказанию услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и сфере общественного питания (пункт 4 статьи 9 Федерального закона N 29-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона N 29-ФЗ государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов осуществляется, в том числе федеральным органом исполнительной власти в области государственного санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти в области государственного контроля торговли, качества товаров и услуг и защиты прав потребителей Российской Федерации, органами, осуществляющими государственный надзор в области стандартизации и сертификации.
Исходя из положений статьи 17 Федерального закона N 29-ФЗ изготовление пищевых продуктов, материалов и изделий следует осуществлять в соответствии с техническими документами при соблюдении требований санитарных и ветеринарных правил и норм.
Изготовитель пищевых продуктов, материалов и изделий в целях обеспечения их качества и безопасности разрабатывает и внедряет системы качества в соответствии с требованиями государственных стандартов (пункт 1).
Для изготовления пищевых продуктов должно применяться продовольственное сырьё, качество и безопасность которого соответствует требованиям нормативных документов (пункт 2).
Продовольственное сырьё животного происхождения допускается для изготовления пищевых продуктов только после проведения ветеринарно-санитарной экспертизы и получения изготовителем заключения государственной ветеринарной службы Российской Федерации, удостоверяющего соответствие продовольственного сырья животного происхождения требованиям ветеринарных правил и норм. Используемые в процессе изготовления пищевых продуктов материалы и изделия должны соответствовать требованиям нормативных документов к качеству и безопасности таких материалов и изделий.
При изготовлении пищевых продуктов допускается применение материалов и изделий, прошедших государственную регистрацию в порядке, установленном статьёй 10 настоящего Федерального закона (пункт 4).
Изготовитель обязан проверить качество и безопасность каждой партии пищевых продуктов, материалов и изделий и передать покупателю вместе с пищевыми продуктами, материалами и изделиями удостоверение качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий (пункт 6).
Изготовитель пищевых продуктов, материалов и изделий обязан немедленно приостановить изготовление некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий на срок, необходимый для устранения причин, повлекших за собой изготовление таких пищевых продуктов, материалов и изделий. В случае, если устранить такие причины невозможно, изготовитель обязан прекратить изготовление некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий, изъять их из оборота, обеспечив возврат от покупателей, потребителей таких пищевых продуктов, материалов и изделий, организовать в установленном порядке проведение их экспертизы, утилизацию или уничтожение (пункт 8).
Названным федеральным законом органы, осуществляющие государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, наделены полномочиями по вынесению постановлений об утилизации или уничтожении некачественных и (или) опасных пищевых продуктов, материалов и изделий.
В соответствии со статьёй 24 Федерального закона N 29-ФЗ некачественные и опасные пищевые продукты, материалы и изделия подлежат изъятию из оборота; владелец некачественных и (или) опасных пищевых продуктов, материалов и изделий обязан изъять их из оборота самостоятельно или на основании предписания органов государственного надзора и контроля.
Согласно части 3 статьи 25 Федерального закона N 29-ФЗ на основании результатов экспертизы некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий - владелец некачественных и (или) опасных пищевых продуктов, материалов и изделий осуществляет выбор способов и условий их утилизации или уничтожения в соответствии с требованиями нормативных либо технических документов и согласовывает с органом государственного надзора и контроля, вынесшим постановление об утилизации или уничтожении таких пищевых продуктов, материалов и изделий, способы и условия их утилизации или уничтожения.
Владелец некачественных и (или) опасных пищевых продуктов, материалов и изделий обязан представить в орган государственного надзора и контроля, документ подтверждающий факт уничтожения таких продуктов.
В опровержение довода подателя апелляционной жалобы о непредставлении заинтересованным лицом такой эксперты, Управление Роспотребнадзора по Омской области в материалы дела представило экспертные заключения по результатам лабораторных исследований N 4224-ГП-Л от 09.08.2010 (т. 1, л.д. 116-120), N 4905 ГП-Л от 01.09.2010 (т. 1, л.д. 110-115).
Довод подателя жалобы о том, что по результатам повторных исследований в пробах отобранных специалистами общества образцов возбудитель сибирской язвы не обнаружен не является основанием для удовлетворении заявленных требований.
Отзыв с внутреннего рынка и (или) от потребителя или потребителей товаров (работ, услуг), которые не соответствуют обязательным требованиям, применяется также в порядке и по основаниям, установленным Федеральным законом "О техническом регулировании".
В силу пункта 4 статьи 1 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" настоящий федеральный закон не регулирует отношения, связанные с применением мер по предотвращению возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний человека, профилактике заболеваний человека, оказанию медицинской помощи (за исключением случаев исполнения обязательных требований к продукции, в том числе пищевой продукции), следовательно, применим к рассматриваемым правоотношениям, в связи с чем довод апелляционной жалобы ООО "Дарина" отклоняется за его несостоятельностью.
Согласно части 3 статьи 39 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" в случае, если орган государственного контроля (надзора) получил информацию о несоответствии продукции требованиям технических регламентов и необходимо принятие незамедлительных мер по предотвращению причинения вреда жизни или здоровью граждан при использовании этой продукции либо угрозы причинения такого вреда, орган государственного контроля (надзора) вправе выдать предписание о приостановке реализации этой продукции; информировать приобретателей через средства массовой информации о несоответствии этой продукции требованиям технических регламентов и об угрозе причинения вреда жизни или здоровью граждан при использовании этой продукции.
В соответствии с частью 2 статьи 38 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" при подтверждении достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) в течение десяти дней с момента подтверждения достоверности такой информации обязан разработать программу мероприятий по предотвращению причинения вреда и согласовать её с органом государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией.
Программа должна включать в себя мероприятия по оповещению приобретателей о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения, а также сроки реализации таких мероприятий. В случае, если для предотвращения причинения вреда необходимо произвести дополнительные расходы, изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан осуществить все мероприятия по предотвращению причинения вреда своими силами, а при невозможности их осуществления объявить об отзыве продукции и возместить убытки, причинённые приобретателям в связи с отзывом продукции.
Устранение недостатков, а также доставка продукции к месту устранения недостатков и возврат её приобретателям осуществляются изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) и за его счёт.
В соответствии с пунктом 2 части 1 Постановления Правительства РФ от 29.09.1997 N 1263 "Об утверждении положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении" некачественная и опасная пищевая продукция подлежит изъятию из оборота, экспертизе, утилизируется или уничтожается (в ред. Постановления Правительства РФ от 16.04.2001 N 295).
Этим Постановлением определяется порядок проведения экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов. Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 29.09.1997 N 1263 некачественной и опасной признается пищевая продукция, которая:
- не соответствует требованиям нормативных документов;
- имеет признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.
Такая пищевая продукция подлежит изъятию из оборота, экспертизе, утилизируется или уничтожается.
На основании заключения органами государственного надзора и контроля оформляется постановление о запрещении использования пищевой продукции по назначению, о её утилизации или уничтожении (пункт 11 Постановления Правительства РФ от 29.09.1997 N 1263).
В случае принятия решения об уничтожении пищевой продукции владелец такой продукции обосновывает возможные способы и условия её уничтожения, которые согласовываются с органами государственного санитарно - эпидемиологического надзора (пункт 12 Постановления Правительства РФ от 29.09.1997 N 1263).
Уничтожение пищевой продукции осуществляется любым технически доступным способом с соблюдением обязательных требований нормативных и технических документов по охране окружающей среды и проводится в присутствии комиссии, образуемой владельцем продукции совместно с организацией, ответственной за её уничтожение (пункт 17 Постановления Правительства РФ от 29.09.1997 N 1263).
Имеющиеся материалы дела свидетельствуют о том, что предприниматель Кученев Н.В. являлся поставщиком мяса конины из эпизоотического и эпидемического очага особо-опасной инфекции (сибирской язвы) в период с 13.07.2010 по 28.07.2010 для ООО "Дарина", расположенного по адресу г. Омск, ул. 10 лет Октября, 209, что подтверждается закупочными актами N 428 от 14.07.2010, N 429 от 20.07.2010, N 430 от 28.07.2010 (т. 1, л.д. 147-149) и ветеринарными свидетельствами формы N 2 от 20.07.2010 N 0213214; от 28.07.2010 N 0306733, от 14.07.2010 N 0213205, от 13.07.2010 N0213204 (т. 1, л.д. 150, т. 2, л.д. 1, 2 (оборотная сторона), 3, 4).
Согласно договорам на изготовление продукции из давальческого сырья от 03.01.2005 собственниками продукции производства ООО "Дарина" являются предприниматель Кученев Н.В. и предприниматель Литвинов А.А.
ООО "Дарина" вправе использовать всё передаваемое сторонами сырье, необходимое для изготовления продукции, вне зависимости, от какой стороны оно поступило.
Системный анализ смысла и содержания главы IV Федерального закона N 29-ФЗ, устанавливающей общие требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов на разных её стадиях от разработки, постановки на производство, её изготовлении и до реализации (статья 16 - при разработке и постановке на производство, статья 17 - при изготовлении, статья 18 -при расфасовке, упаковке и маркировке, статья 19 - при хранении и перевозках, статьи 20 - 24 - при реализации) указывает на то, что обязанность по изъятию некачественной продукции, её уничтожению может быть возложена как на владельца (статья 24 Федерального закона N 29-ФЗ), так и на её изготовителя в силу пункта 8 статьи 17 Федерального закона N 29-ФЗ.
Отмеченная продукция, изготовленная ООО "Дарина", представляет особую опасность в связи с обнаружением в мясных полуфабрикатах возбудителя сибирской язвы.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.05.2010 N 56 утверждены Санитарные правила 3.1.7.2629-10" (вместе с "Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.7.2629-10 "Профилактика сибирской язвы") (зарегистрировано в Минюсте РФ 17.06.2010 N 17577). Данные Санитарные правила устанавливают основные требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения заболеваний сибирской язвой среди людей.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для выполнения на всей территории Российской Федерации государственными органами, предприятиями и иными хозяйственными субъектами, учреждениями, организациями, общественными объединениями, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами.
По положениям пункта 9.1. Санитарных правил граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица, осуществляющие переработку и реализацию мяса, мясопродуктов, шкур и другого животноводческого сырья, обязаны выполнять требования, направленные на обеспечение их безопасности для населения.
В силу пункта 9.3. названных Правил руководители и владельцы предприятий по заготовке, переработке и реализации животноводческой продукции и сырья (независимо от форм собственности) обеспечивают необходимые условия обеззараживания мяса и других продуктов, а также утилизации или уничтожения продуктов, признанных негодными в пищу, и хранение мясной продукции, а также сохранность подозрительного на сибирскую язву мяса в период проведения лабораторных исследований в специальных изолированных камерах, холодильниках.
Как установлено пунктом 9.4. указанных Санитарных правил, при обнаружении или установлении факта поступления на мясоперерабатывающее предприятие мяса и мясопродуктов от больных сибирской язвой животных органы, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в установленном порядке вводят на предприятии ограничительные мероприятия.
Пункт 9.5. данных Санитарных правил предусматривает, что при лабораторном подтверждении сибирской язвы (предварительный положительный ответ) зараженные туши животных, внутренние органы и шкуры направляют на техническую утилизацию или сжигают.
Проводят дезинфекцию помещений, оборудования, спецодежды и других инфицированных объектов.
Как следует из материалов дела, уведомлением-требованием от 09.08.2010 у предпринимателей были запрошены документы, подтверждающие право ООО "Дарина" на изготовление полуфабрикатов из давальческого сырья, а также подтверждающие факт передачи изготовленной продукции (мясных полуфабрикатов) от ООО "Дарина".
Требованиями от 20.08.2010 N N 1, 2, 3 у предпринимателя Литвинова А.А, предпринимателя Кученева Н.В., ООО "Дарина" соответственно была запрошена информация, подтверждающая принадлежность продукции, выработанной в период с 13.07.2010 по 28.07.2010, а также в период с 29.07.2010 по 11.08.2010 включительно с указанием объёма, наименования продукции, даты выработки по партиям, рецептуры на полуфабрикаты, копии журнала составления фаршей и другая документация на весь ассортимент выработанной продукции.
Между тем, данная информация Управлению Роспотребнадзора по Омской области в запрашиваемом объеме заявителями предоставлена не была.
Кроме того, как следует из буквального содержания оспариваемого постановления, Управление Роспотребнадзора по Омской области предложило заявителям в течение 3-х дней после получения постановления об уничтожении опасной продукции предоставить в Управление Роспотребнадзора по Омской области уточнённую информацию по объёму продукции, находящейся во владении ООО "Дарина", предпринимателя Кученева Н.В., предпринимателя Литвинова А.А.
Также Управлением Роспотребнадзора по Омской области было предложило в течение 3-х дней после получения постановления об уничтожении опасной продукции предоставить в Управление Роспотребнадзора по Омской области план-график уничтожения продукции.
Заявителями каких-либо пояснений относительно невозможности по объективным причинам выполнить оспариваемое постановление в упоминаемые в нём сроки ни в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, ни в ходе рассмотрения настоящего спора в порядке апелляционного производства не представлено.
Суд первой инстанции обоснованно принял во внимание содержание постановления Куйбышевского районного суда г. Омска от 17.08.2010, решения Куйбышевского районного суда г. Омска от 24.08.2010 в отношении заявителей, в которых содержались ссылки на результаты проведённых исследований указанной продукции.
В соответствии с частью 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Как следует из содержания части 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, устанавливаются судом на основании доказательств по делу, содержащих сведения о фактах.
Исходя из изложенных норм, материалов дела, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что Управление Роспотребнадзора по Омской области, вынося оспариваемое постановление от 10.09.2010 N 59 по уничтожению особо опасных пищевых продуктов, действовало в рамках предоставленных законом полномочий, по содержанию оспариваемый акт соответствует требованиям закона, в связи чем постановление от 10.09.2010 N 59 является законным и обоснованным.
Не принимаются судом апелляционной инстанции во внимание ссылки на постановление от 20.05.1997 N 8-П, постановление от 11.03.1998 N 8-П, поскольку данные разъяснения даны Конституционным судом Российской Федерации по иным обстоятельствам, в связи с чем также отношения к рассматриваемому делу не имеют.
Таким образом, отказав в удовлетворении заявленных ООО "Дарина", предпринимателями Кученевым Н.В. и Литвиновым А.А. требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, в связи с чем апелляционная жалоба ООО "Дарина" удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ООО "Дарина".
Поскольку в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 1 Информационного письма от 11.05.2010 N 139, обществом при подаче апелляционной жалобы подлежала к уплате государственная пошлина в сумме 1000 руб., а фактически обществом была уплачена в сумме 2000 руб., то 1000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины подлежат возврату ООО "Дарина" из федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Омской области от 11.10.2010 по делу N А46-11937/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Дарина" из федерального бюджета 1000 рублей излишне уплаченной по платежному поручению от 01.11.2010 N 431 на сумму 2000 рублей при подаче апелляционной жалобы государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-11937/2010
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Дарина", Индивидуальный предприниматель Кученев Николай Виленович, Индивидуальный предприниматель Литвинов Александр Алексеевич
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области
Хронология рассмотрения дела:
01.02.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10108/2010