г. Москва |
Дело N А40-101928/09-24-814 |
21 декабря 2010 г. |
N 09АП-27973/2010-ГК |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2010 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Банина И.Н.,
Судей: Катунова В.И., Семикиной О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Грибановой М.Е.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика -
Министерства финансов Российской Федерации
на решение Арбитражного суда города Москвы от 07.05.2010г.
по делу N А40-101928/09-24-814
принятое единолично судьёй Мироненко Э.В.
по иску МП Нижнего Новгорода "Нижегородэлектротранс"
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
с участием Нижегородской области в лице Министерства финансов Нижегородской области в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора
о взыскании 123 528 481, 58 руб. убытков
при участии представителей сторон:
от истца - Костин А.В. по доверенности N 855/01-43 от 01.10.2010г.
от ответчика - Смирнова Я.М. по доверенности N 01-06-08/215 от 15.09.2010г.
УСТАНОВИЛ
Муниципальное предприятие Нижнего Новгорода "Нижегородэлектротранс" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании за счёт казны Российской Федерации 123 528 481 руб. 58 коп. убытков, возникших в связи с предоставлением льгот по перевозке отдельных категорий граждан.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07.05.2010г. по делу N А40-101928/09-24-814 исковые требования МП Нижнего Новгорода "Нижегородэлектротранс" удовлетворены в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации 41 152 981 руб. 58 коп. убытков. В остальной части иска отказано.
Ответчик не согласился с принятым решением, обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе удовлетворении заявленных исковых требований в полном объёме.
Ответчик полагает, что при вынесении оспариваемого решеия судом первой инстанции были неправильно установлены фактические обстоятельства дела, а выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, представил письменные пояснения.
Представитель истца в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объёме.
Третье лицо, надлежащим образом извещённое о времени и месте проведения судебного заседания, своего представителя для участия в судебном заседании не направил. Каких-либо заявлений и ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, от третьего лица не поступило. Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица в порядке, предусмотренном статьёй 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд полагает о наличии оснований для отмены решения Арбитражного суда города Москвы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец является коммерческим транспортным предприятием, целью и предметом деятельности которого является организация перевозки населения общественным транспортом и получение прибыли.
В 2006 году истец осуществлял перевозку граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, на основании единых социальных проездных билетов, в связи с чем, понёс расходы в размере заявленной суммы исковых требований, определённой расчётным методом.
Разрешая спор по существу, Арбитражный суд города Москвы пришёл к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в части взыскания 41 152 981 руб. 58 коп.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что если государством на транспортную организацию возлагается обязанность предоставления льгот отдельным категориям граждан, государство обязано возместить провозную плату, которую транспортная организация получила бы при обычных условиях гражданского оборота, при отсутствии льгот.
Обязанность публично-правового образования по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот, и прекращение обязательства государства возможно только путем его исполнения.
Так как государство не исполнило соответствующую обязанность, у истца возникли убытки. Причинная связь между бездействием государства и наступлением вреда выражается в том, что надлежащее исполнение государством своих обязанностей привело бы к перечислению бюджетных средств, достаточных для компенсации истцу не полученной от потребителей платы, что предотвратило бы причинение вреда истцу.
Арбитражный апелляционный суд не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств:
Институт обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта имеет несколько составляющих:
- право льготного (бесплатного) проезда для отдельных категорий граждан предусматривается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
- порядок, условия и размер возмещения транспортным предприятиям расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льготного (бесплатного) проезда определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
До 2005 года возмещение убытков транспортным предприятиям возмещался за счет средств федерального бюджета, поскольку нормативными правовыми актами Российской Федерации было предусмотрено право льготного проезда для отдельных категорий граждан.
В настоящее время федеральных законов или иных нормативных актов федерального уровня, устанавливающих меры социальной защиты и социальной поддержки в виде предоставления льгот по оплате проезда в общественном транспорте, в том числе обязывающих субъекты Российской Федерации или муниципальные образования предоставлять льготы при осуществлении пассажирских перевозок, а также предоставляющих субвенции из Федерального бюджета на исполнение подобных расходных обязательств субъектов Российской Федерации, не имеется.
С 2005 года в связи со вступление в действие Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - Федеральный закон от 22.08.2004г. N 122-ФЗ) с 01.01.2005 был изменен механизм обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. N 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 статьи 26.3, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Субъекты Российской Федерации самостоятельно определяют, каким образом будет на соответствующей территории предоставлена равной доступность услуг общественного транспорта, исходя их потребностей населения и денежных средств, предусмотренных на эти цели в бюджете субъекта Российской Федерации.
Поскольку институт обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан существует в рамках вопросов социального обеспечения, находящихся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации (пункт ж), субъекты Российской Федерации вправе в данной области издавать свои нормативные правовые акты.
Право на возмещение убытков у транспортных организаций возникает лишь вследствие реализации отдельными категориями граждан своего права на льготный проезд.
На территории Нижегородской области обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта было установлено постановлением Правительства Нижегородской области от 21.01.2005г. N 3 "О введении на территории Нижегородской области единого социального проездного билета" (далее - Постановление N 3), пунктом 1 которого установлен на территории Нижегородской области с 01.03.2005г. единый порядок предоставления льготного проезда гражданам при наличии единого социального проездного билета к соответствующему документу, дающему право на льготы при проезде на городском пассажирском транспорте и пригородном автотранспорте.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 21.01.2005г. N 3 "О введении на территории Нижегородской области единого социального проездного билета" утверждены:
- Положение о распределении средств, выделяемых из федерального бюджета на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Нижегородской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации;
- Положение о распределении между предприятиями транспорта средств, полученных от реализации единых социальных проездных билетов на территории Нижегородской области.
Получателями целевых средств являются предприятия транспорта, выполняющие социальные перевозки, или местные администрации, организующие транспортное обслуживание граждан, имеющих право на приобретение единого социального проездного билета. Получатели целевых средств в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, по установленной форме в печатном и электронном виде представляют в Департамент социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области, Министерство финансов Нижегородской области, Департамент транспорта Нижегородской области отчет о предоставленных услугах по единым социальным проездным билетам и полученных целевых средствах (пункт 9 Положения).
Министерство финансов Нижегородской области (в лице которого было привлечено третье лицо - Нижегородская область) указало, что компенсация убытков из областного бюджета на основании ежемесячно представляемых отчетов о финансово-хозяйственной деятельности (исх. N 306-132840 от 05.05.2010г.).
В этом же письме Министерство финансов Нижегородской области указало исходные данные, в соответствии с которыми формировались отчеты предприятий о предоставленных услугах по единым социальным проездным билетам и полученных целевых средствах.
Таким образом, механизм обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта на территории Нижегородской области выглядел следующим образом:
- отдельным категориям граждан, перечень которых закреплен в Постановлении N 3, предоставлялось право приобретения ЕСПБ за 100 рублей;
- организации, осуществляющие перевозку отдельных категорий граждан на льготных условиях, должны были предоставлять отчеты о транспортной работе, в которых указывались убытки, возникшие от финансово-хозяйственной деятельности, в том числе от льготных перевозок граждан.
Данное фактическое обстоятельство подтверждается письмом Министерства финансов Нижегородской области от 26.11.2010 N 306-21-1-7892, представленным ответчиком в суд апелляционной инстанции.
Так в соответствии с указанным письмом Министерства финансов Нижегородской области убытки от финансово-хозяйственной деятельности истца в 2006 году составляли 130 430 000 руб.
Из областного бюджета истцу было перечислено на покрытие указанных убытков денежные средства в размере 138 844 000 рублей, в том числе с учетом денежных средств, перечисленных из федерального бюджета в размере 25 271 200 рублей.
Кроме того, истцом от реализации ЕСПБ отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации было получено совместно с МП "Нижегородское метро" - 7,85 % от общего объема транспортных услуг - 18 828 400 руб.
Таким образом, возникшие убытки истца в 2006 году от финансово-хозяйственной деятельности, в том числе от перевозки отдельных категорий граждан, покрыты в полном объеме.
Реализация права транспортных организаций на возмещение убытков вследствие перевозки отдельных категорий граждан на льготных условиях происходит в сфере иных правоотношений и с помощью иных механизмов, отличных от межбюджетных перечислений, указанных в нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются в рамках бюджетного процесса, субъектами которого являются публично-правовые образования, в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации. Суть данных правоотношений - перечисление денежных средств между бюджетами, потому они не могут затрагивать прав и обязанностей транспортных организаций, поскольку транспортные организации не являются участниками бюджетных правоотношений.
В 2006 году межбюджетные трансферты перечислялись из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации на основании Правил предоставления, расходования и учета в 2006 году субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2005г. N 827 и распоряжения Правительства Российской Федерации N 436-р.
При этом условием предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации являлось принятие нормативных правовых актов, обеспечивающих доступность услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан.
В случае если субъектом Российской Федерации не обеспечивается равная доступность услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, данному субъекту Российской Федерации межбюджетные трансферты не предоставляются.
Между тем, Российская Федерация в 2006 году перечисляла межбюджетные трансферты в связи с тем, что субъектом Российской Федерации был введен эффективный правовой механизм по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Таким нормативно-правовым актом, обеспечивающим равную доступность услуг общественного транспорта, на территории Нижегородской области является Постановление N 3.
При этом межбюджетные трансферты - это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Поэтому обязанность по перечислению денежных средств из бюджета одного уровня бюджету другого уровня не может затрагивать права и интересы истца, который, являясь коммерческой организацией, не участвует в межбюджетных правоотношениях.
Более того, наличие в федеральных законах о федеральном бюджете на соответствующий год и о его исполнении указания на обязанность Российской Федерации по перечислению межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации не порождает обязанности Российской Федерации по возмещению транспортным организациям выпадающих доходов.
При этом в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2005г. N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" было запланировано перечисление межбюджетных трансфертов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта в размере 4 010 127 500 руб. (в том числе Нижегородской области в размере 117 978 400 руб. - постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2005г. N 827 и распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2006г. N 436-р).
Данный факт подтверждается отчетом о фактически произведенных расходах на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъекта Российской федерации на 4 квартал 2006 года.
Обязательства Российской Федерации по доведению межбюджетных трансфертов на поддержание равной доступности выполнены в полном объеме. Указанные денежные средства были перечислены субъектам Российской Федерации в полном объеме, что подтверждается Федеральным законом от 03.04.2008г. N 36-ФЗ "Об исполнении федерального бюджета за 2006 год" и законами о региональных бюджетах.
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации как таковой федеральный закон о федеральном бюджете не порождает и не отменяет прав и обязательств. Иных федеральных нормативно-правовых актов, содержащих нормы обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта путем предоставления льготного (бесплатного) проезда отдельным категориям граждан с 2005 года не существует.
Таким образом, выводы суда о том, что Российской Федерацией возложена обязанность на транспортные организации по перевозке отдельных категорий граждан на льготных условиях не соответствует фактическим обстоятельствам дела, поскольку суд установил факт, что льгота установлена нормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации, а бездействие Российской Федерации, выразившееся в неисполнении обязанности по возмещению транспортной организации выпадающих доходов, возникших в связи с перевозкой отдельных категорий граждан, отсутствует.
При указанных обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения исковых требований МУП г. Нижнего Новгорода "Нижегородэлектротранс" в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации 41 152 981 руб. 58 коп. убытков.
С учётом изложенного, решение Арбитражного суда города Москвы от 07.05.2010г. по делу N А40-101928/09-24-814 в части возврата МП Нижнего Новгорода "Нижегородэлектротранс" из федерального бюджета государственной пошлины в размере 100 000 руб. и взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации 41 152 981 руб. 58 коп. убытков, подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ и относятся на истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266, 267, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда города Москвы от 07.05.2010г. по делу N А40-101928/09-24-814 в части возврата Муниципальному предприятию Нижнего Новгорода "Нижегородэлектротранс" из федерального бюджета государственной пошлины в размере 100 000 руб. 00 руб. и взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации 41 152 981 руб. 58 коп. убытков отменить и иске в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации 41 152 981 руб. 58 коп. убытков отказать.
Взыскать с Муниципального предприятия Нижнего Новгорода "Нижегородэлектротранс" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе 2 000 руб. 00 коп.
В остальной части решение оставить без изменения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий |
И.Н. Банин |
Судьи |
В.И. Катунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-101910/09-24-814
Истец: МУП города Нижнего Новгорода "Нижегородэлектротранс"
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации, Министрерство финансов РФ
Третье лицо: Министерство финансов Нижегородской области, Муниципальное предприятие г.Нижнего Новгорода "Нижегородэлектротранс", Муниципальное прдприятие г. Москва Нижнего Новгорода "Нижегородэлектротранс