г. Москва |
Дело N А40-74557/10-92-400 |
03 февраля 2011 г. |
N 09АП-31467/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 февраля 2011 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захарова С.Л.,
судей: Свиридова В.А., Москвиной Л.А.
при ведении протокола помощником судьи Марновой Ю.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ОАО "Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу" (ОАО "СКБ-Банк)
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.10.2010
по делу N А40-74557/10-92-400, судьи Уточкина И.Н.,
по заявлению ОАО "Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу" (ОАО "СКБ-Банк)
к Федеральной налоговой службе
об оспаривании решения
при участии:
от заявителя:
не явился, извещен;
от ответчика:
Решетникова Н.Ю. по доверенности от 19.10.2010, удостоверение N 2127;
УСТАНОВИЛ
ОАО "Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу" (ОАО "СКБ-Банк") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Федеральной налоговой службы, оформленного письмом от 18.03.2010 N 2-6-14/0097@ о запрете проведения стимулирующей лотереи.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14.10.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение налогового органа основано на нормах действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Банк подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, заявленные требования удовлетворить. В обоснование этого указывается, что проведение Банком стимулирующей лотереи не является нарушением норм Федерального Закона от 02.12.1990 "О банках и банковской деятельности", Гражданского Кодекса РФ, а также норм Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях".
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просит оставить без изменения решение суда первой инстанции, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился. Располагая доказательствами его надлежащего извещения о времени и месте судебного разбирательства, суд рассмотрел дело в порядке ст. ст. 123 и 156 АПК РФ.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает её необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что ОАО "СКБ-банк" письмом от 27.02.2010. исх.N 7/435 обратилось в ФНС России с уведомлением о проведении всероссийской стимулирующей лотереи "Розыгрыш мотоцикла марки "Урал-Волк" в период с 20.03.2010 по 30.06.2010.
Рассмотрев указанное уведомление, Федеральная налоговая служба приняла решение, оформленное письмом от 18.03.2010 N 2-6-14/0097@, о запрете проведения стимулирующей лотереи, мотивировав тем, что банкам запрещено организовывать и проводить стимулирующие лотереи, поскольку условие о розыгрыше призового фонда стимулирующих лотерей не может быть включено в договор банковского вклада, а привлечение Банками денежных средств физических лиц во вклады с розыгрышем призовых фондов стимулирующих лотерей противоречит ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности".
Банк, полагая, что оспариваемое решение налогового органа нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным решения налогового органа, суд первой инстанции исходил из того, что Банк в силу законодательства о банковской деятельности не вправе выступать организатором стимулирующей лотереи.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции признает данные выводы суда первой инстанции ошибочными, исходя из следующих обстоятельств.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон о лотереях) разрешение на проведение лотереи выдается заявителю федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления на срок не более чем пять лет на основании заявления о предоставлении указанного разрешения.
Однако, в силу п. 8 этой же нормы установлено, что положения настоящей статьи не распространяются на стимулирующие лотереи.
Согласно п. 1 ст. 7 Закона о лотереях право на проведение стимулирующей лотереи возникает в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
В силу п. 3 ст. 7 указанного Закона уведомление о проведении стимулирующей лотереи с приложением документов должно быть направлено организатором стимулирующей лотереи в указанный в части 1 настоящей статьи соответствующий уполномоченный орган не менее чем за двадцать дней до дня проведения стимулирующей лотереи. Указанный орган в течение пятнадцати дней со дня получения такого уведомления имеет право запретить проведение стимулирующей лотереи.
Как усматривается из материалов дела, Банком полностью соблюден порядок направления в ФНС уведомления о проведении стимулирующей лотереи, предусмотренный Законом о лотереях.
Однако, ФНС России оспариваемым письмом запретило Банку проводить стимулирующую лотерею на основании ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 "О банках и банковской деятельности" и нормах ст. 834 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 "О банках и банковской деятельности" кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.
Вместе с тем, сам факт заключения кредитных договоров с гражданами с розыгрышем призов не подпадает под действие установленного ст. 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" запрета, поскольку проведение стимулирующей лотереи не может быть отнесено ни к производственной, ни к торговой, ни к страховой деятельности. Аналогичная позиция в отношении банковских вкладов изложена в ч. 2 Письма ЦБ РФ от 10.07.2003 N 105-Т.
Единственное ограничение на проведение банками стимулирующих лотерей, которое установлено ЦБ РФ, как органом, осуществляющим в силу Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" банковское регулирование, это: запрет на привлечение во вклады денежные средства физических лиц на условиях выплаты вкладчикам дохода в виде товаров народного потребления или иных материальных объектов в неденежной форме в качестве приза вместо выплаты дохода в виде процентов в денежной форме (ч. 2 Письма ЦБ РФ от 10.07.2003 N 105-Т); заперт на включение условия о розыгрыше приза в договор банковского вклада (ч. 3 Письма ЦБ РФ от 10.07.2003 N 105-Т).
В отношении заключения кредитных договоров с гражданами никакого запрета не существует.
В условиях стимулирующей лотереи "Розыгрыш мотоцикла марки "Урал-Волк" нет указания о том, что заключение кредитного договора обусловлено или каким-то иным образом поставлено в зависимость от участия граждан в стимулирующей лотерее. Банком не проводится выдача кредитов с целью проведения лотереи - наоборот, Банком проводится лотерея с целью популяризации банковского продукта. Участие гражданина в стимулирующей лотерее, его выигрыш никак не влияют на заключение кредитного договора или на размер процентной ставки за пользование кредитом. Условие о розыгрыше соответствующей части призового фонда лотереи также не включено в условия кредитного договора. Расходы Банка, связанные с проведением стимулирующей лотереи, осуществляются не за счет средств участников лотереи, а за счет собственных средств Банка.
В связи с этим, вопреки выводам суда первой инстанции, проведение Банком стимулирующей лотереи не является нарушением норм Федерального Закона от 02.12.1990 "О банках и банковской деятельности", Гражданского Кодекса РФ, а также норм Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях".
Не может быть принят во внимание вывод суда первой инстанции о том, что банки, в силу приведенного законодательства, не могут быть организаторами стимулирующей лотереи, поскольку ни законодательством о банках и банковской деятельности, ни гражданским законодательством, ни законодательством о проведении лотереей не предусмотрено абсолютного запрета на проведение банками стимулирующих лотерей.
Кроме того, о правомерности проведения кредитными организациями стимулирующей лотереи, свидетельствует, в том числе Письмо Минфина РФ от 20.02.2009 N 03-04-06-01/37, в котором рассматривается ситуация, связанная с проведением банка среди своих вкладчиков - физических лиц стимулирующей лотереи.
Указанное Письмо доведено до неопределенного круга лиц. В указанном Письме Минфин РФ также разъясняет последствия проведения банком стимулирующей лотереи, и порядок исполнения обязанностей, возникающих у банка после проведения стимулирующей лотереи.
Представитель заявителя в судебном заседании сослался на положения ст. 22 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях", указав, что кредитная организация может участвовать в проведении лотереи только для распространения лотерейных билетов, хранения призового фонда лотереи и выплаты выигрышей в денежной форме участникам лотереи, а также возврата денежных средств по лотерейным билетам тиражной лотереи, проданным, но не участвовавшим в тиражах тиражной лотереи в связи с прекращением их проведения.
Между тем, данный довод следует признать ошибочным, поскольку приведенная норма касается возможности участия кредитной организации в лотерее на договорной основе с организатором лотереи. Однако, в настоящем случае, сама кредитная организация является организатором стимулирующей лотереи, в связи с чем ограничения на участие в такой лотереи, установленные для кредитных учреждений ст. 22 Закона о лотереях на ОАО "СКБ-Банк" распространяться не могут.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает необходимым отменить решение суда первой инстанции ввиду несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и полагает возможным вынести новый судебный акт об удовлетворении заявления о признании незаконным решения Федеральной налоговой службы, оформленного письмом от 18.03.2010 N 2-6-14/0097@.
Расходы по уплате государственной пошлины по заявлению и апелляционной жалобе подлежат взысканию с ответчика согласно положениям статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также в силу разъяснения, изложенного в п. 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.10.2010 по делу N А40-74557/10-92-400 отменить.
Признать незаконным решение Федеральной налоговой службы России оформленного письмом от 18.03.2010 N 2-6-14/0097@.
Взыскать с ФНС России в пользу ОАО "Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу" (ОАО "СКБ-Банк) судебные расходы в размере 4000 (четырех тысяч) рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-74557/10-92-400
Истец: ОАО "Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу"(ОАО "СКБ-Банк)
Ответчик: Федеральная налоговая служба России
Хронология рассмотрения дела:
03.02.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-31467/2010