г. Москва |
Дело N А40-95813/10-21-503 |
03 февраля 2011 г. |
N 09АП-32722/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 февраля 2011 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Якутова Э.В.
судей: Веклича Б.С. Поташовой Ж.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яцевой В.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу
ООО "Казакова-центр"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.10.2010
по делу N А40-95813/10-21-503 судьи Каменской О.В.
по заявлению ООО "Казакова-центр"
к Комитету по архитектуре и градостроительству города Москвы, Комитету по культурному наследию г. Москвы
третьи лица Департамент земельных ресурсов г. Москвы
о признании незаконным решения
при участии:
от заявителя: Назарова Е.В. по дов. от 10.11.2010, паспорт 45 00 989707
от ответчиков: Москомархитектура, Андреенкова Н.В. по дов. от 16.08.2010 N 011-03-1012/0, уд. N 42678;
Москомнаследие, Кулабухов С.В. по дов. от 23.12.2010 N 16-03-206/8-220, уд. N 29342
от третьих лиц: Осипов М.А. по дов. от 27.12.2010 N 33-и-3157/0, уд. N 556
УСТАНОВИЛ
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 21.10.2010 ООО "Казакова-центр" (далее - Общество) было отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным отказа Москомархитектуры в подготовке градостроительного плана земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Казакова, вл.7, оформленный письмом от 17.05.2010 за N 001-ГПЗУ-918/0-(0)-5 и об обязании Москомархитектуры в 30-дневный срок разработать, оформить, утвердить и выдать ООО "Казакова-Центр" градостроительный план земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Казакова, вл.7.
Общество не согласилось с решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой считает, что данное решение суда является незаконным, судом неправильно применены нормы материального права.
Просит решение отменить, заявленные Обществом требования удовлетворить.
В отзыве на апелляционную жалобу Москомнаследие считает апелляционную жалобу Общества не подлежащей удовлетворению, а решение суда - законным и обоснованным.
Отзывы на апелляционную жалобу Москомархитектурой и Департаментом земельных ресурсов г. Москвы (далее - ДЗР) не представлены.
В судебном заседании представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Указал на то, что Москомархитектура не имела законных оснований для направления проекта ГПЗУ в Москомнаследие для получения соответствующего заключения, поскольку, по мнению Общества, земельный участок по ул. Казакова, вл.7 не находится на территории объекта культурного наследия (памятника истории и культуры), а также в зоне охраны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры).
Отметил, что Москомархитектурой не предоставлен проект зон охраны, имеющий положительное заключение историко-культурной экспертизы.
Полагает, что Москомнаследие уже согласовало параметры будущего строительства в предпроектной документации.
В судебном заседании представитель Москомархитектуры поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Пояснил, что Москомархитектура в процессе подготовки ГПЗУ выявила, что вышеуказанный земельный участок расположен на территории зоны строгого регулирования застройки, а Москомнаследие отклонило от согласования представленный проект ГПЗУ в связи с тем, что посчитало оформление и выдачу ГПЗУ на указанный земельный участок преждевременным.
Указал на то, что согласно Регламенту организации работы органов исполнительной власти, государственных учреждений и государственных унитарных предприятий города Москвы в режиме "одного окна" причиной мотивированного отказа в выдаче запрашиваемого заявителем документа может служить отрицательное заключение органа исполнительной власти города Москвы, городской организации, а также экспертизы, необходимой для обоснования принятия решения (согласования) органа исполнительной власти города Москвы или городской организации, которое отнесено к полномочиям данного органа (организации) в соответствии с законодательством.
В связи с этим считает, что Москомархитектура имела правовые основания для отказа Обществу в подготовке ГПЗУ, действовала в рамках закона, не нарушала законных прав заявителя и осуществляла подготовку ГПЗУ в соответствии с правовыми актами Правительства Москвы.
В судебном заседании представитель Москомнаследия поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, полностью согласился с правовой позицией Москомархитектуры, изложил свои доводы.
Указал на то, что поскольку при подготовке ГПЗУ не получено положительного заключения Москомнаследия, то у Москомархитектуры не было оснований для выдачи заявителю запрашиваемого документа, т.к. при подготовке ГПЗУ имело место несоответствие запрашиваемого документа требованиям, установленным законодательством.
Представитель ДЗР в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции и правовую позицию ответчиков, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Пояснил, что земельный участок по указанному адресу поставлен на кадастровый учет.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей сторон и третьего лица, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит отмене на основании п.4 ч.1, ч.2 ст.270 АПК РФ исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "Казакова-центр" обратилось в Москомархитектуру с заявкой от 09.04.2010 N 001-ГПЗУ-918/0-(0)-0 на разработку градостроительного плана земельного участка (далее - ГПЗУ) по адресу: г. Москва, ул. Казакова, вл.7 (общая площадь 6 300 кв.м., кадастровый номер 77:01:0003007:55).
Данный земельный участок используется Обществом на основании договора замены стороны в обязательстве по договору аренды земельного участка N М-01-028157 от 19.01.2005 (зарегистрирован в УФРС по Москве 04.09.2009, запись регистрации N 77-77/019/2009-929).
В процессе подготовки ГПЗУ было выявлено, что вышеуказанный земельный участок расположен на территории зоны строгого регулирования застройки, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 07.07.1998 N 545 "Об утверждении зон охраны центральной части города Москвы (в пределах Камер-Коллежского вала)".
В соответствии с п.5.10. постановления Правительства Москвы от 02.09.2008 N 801-ПП и п. 3.9. постановления Правительства Москвы от 19.05.2009 N 455-ПП Москомархитектура направила проект ГПЗУ на согласование в Москомнаследие.
07.05.2010 Москомархитектурой было получено заключение Москомнаследия N ГПЗУ-11/0, согласно которому Москомнаследие отклонило от согласования представленный проект ГПЗУ в связи с тем, что оформление и выдачу ГПЗУ на земельный участок по адресу: ул. Казакова, вл.7 считает преждевременным.
Письмом Москомархитектуры от 17.05.2010 N 001-ГПЗУ-918/0-(0)-5 ООО "Казакова-центр" было отказано в подготовке ГПЗУ.
При этом, Москомархитектурой было указано на то, что на основании с п.5.10. постановления Правительства Москвы от 02.09.2008 N 801-ПП подготовка ГПЗУ в отношении земельного участка, находящегося в зоне охраны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры), производится при наличии положительного заключения Москомнаследия, направляемого в Москомархитектуру и в Контрольный комитет города Москвы.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции исходил из того, что у Москомархитектуры не было оснований для выдачи заявителю запрашиваемого документа, т.к. при подготовке ГПЗУ имело место несоответствие запрашиваемого документа требованиям, установленным законодательством.
При этом суд указал на то, что Москомархитектура осуществляет подготовку и выдачу градостроительных планов земельных участков в режиме "одного окна" в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 19.05.2009 N 455-ПП "О совершенствовании процедуры разработки, оформления и утверждения градостроительных планов земельных участков" (далее - Постановление N 455-ПП).
Постановлением Правительства Москвы от 19.05.2009 N 455-ПП утвержден Регламент рассмотрения заявлений на выдачу, получение согласование, регистрацию и утверждение градостроительных планов земельных участков в режиме "одного окна" (далее - Регламент).
В соответствии с Постановлением N 455-ПП Москомархитектура подготавливает градостроительные планы земельных участков по заявлениям собственников, арендаторов, пользователей земельных участков о выдаче градостроительных планов земельных участков, в отношении которых проведен государственный кадастровый учет.
В соответствии с п.1.3.2 Регламента Служба "одного окна" Москомархитектуры осуществляет прием заявлений и документов от заявителей для подготовки и выдачи градостроительного плана земельного участка либо мотивированного отказа.
К заявлению о выдаче градостроительного плана земельного участка прикладываются документы перечень, которых установлен Постановлением N 455-ПП:
- Нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на земельный участок;
- Кадастровая выписка (оригинал или нотариально заверенная копия, оформленные в установленном порядке) о земельном участке на бумажном носителе (формы КВ.1-КВ.4 и КВ.6, утвержденные приказом Минюста России от 19.03.2008 N 66) и кадастровая выписка о земельном участке на электронном носителе (форма КВ.6);
- Нотариально заверенные копии кадастровых паспортов зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства (форма утверждена приказом Минюста России от 18.02.2008 N 32), расположенных на земельном участке, или нотариально заверенные выписки из технических паспортов зданий (строений) (форма 1а утверждена постановлением Правительства Москвы от 01.12.1998 N 915), расположенных на земельном участке, с экспликацией и планом земельного участка;
- Нотариально заверенные копии свидетельств о государственной регистрации прав на здания, строения, сооружения, находящиеся на земельном участке;
- Другие акты о правах на недвижимое имущество, выданные до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";
- Договоры с организациями и предприятиями, предоставляющими услуги по энерго-, газо-, паро-, водоснабжению, водоотведению и канализованию услуг фиксированной телефонной связи и др., выданные в установленном порядке (оригиналы или нотариально заверенные копии, оформленные в установленном порядке);
- Нотариально заверенные копии устава со всеми изменениями и дополнениями к нему (для юридических лиц), нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность (для физических лиц);
- Документ, подтверждающий согласие собственника или законного представителя собственника объекта капитального строительства на проведение работ по подготовке градостроительного плана земельного участка (для арендатора, пользователя объекта).
Согласно п. 3.9 Регламента Проект градостроительного плана земельного участка, находящегося на территории объекта культурного наследия (памятника истории и культуры), в зоне охраны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры), направляется в Комитет по культурному наследию города Москвы для получения заключения в соответствии с п.5.10 постановления Правительства Москвы от 02.09.2008 N 801-ПП.
На основании п.5.10 постановления Правительства Москвы от 02.09.2008 N 801-ПП Подготовка градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, находящегося на территории объекта культурного наследия (памятника истории и культуры), в зоне охраны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) производится при наличии положительного заключения Комитета по культурному наследию города Москвы, направляемого в Москомархитектуру и в Контрольный комитет города Москвы.
Пунктом 3.9. постановления Правительства Москвы от 19.05.2009 N 455-ПП установлено, что проект ГПЗУ находящегося на территории объекта культурного наследия (памятника истории и культуры), в зоне охраны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры), направляется в Комитет по культурному наследию города Москвы для получения заключения в соответствии с п.5.10. постановления Правительства Москвы от 02.09.2008 N 801-ПП.
В свою очередь, п.5.10. постановления Правительства от 02.09.2008 N 801-ПП определяет, что подготовка такого ГПЗУ производится при наличии положительного заключения Комитета по культурному наследию г. Москвы, направляемого в Москомархитектуру и в Контрольный комитет города Москвы (копия).
Суд первой инстанции также указал на то, что на момент подачи заявки и во время подготовки ГПЗУ действовал Регламент организации работы органов исполнительной власти, государственных учреждений и государственных унитарных предприятий города Москвы в режиме "одного окна", утвержденный постановлением Правительства Москвы от 30.05.2006 N 352-ПП "О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию работы органов исполнительной власти, государственных учреждений и государственных унитарных предприятий города Москвы в режиме "одного окна"".
Согласно п.5.5 и п/п 5.5.4. Регламента причиной мотивированного отказа в выдаче запрашиваемого заявителем документа может служить отрицательное заключение органа исполнительной власти города Москвы, городской организации, а также экспертизы, необходимой для обоснования принятия решения (согласования) органа исполнительной власти города Москвы или городской организации, которое отнесено к полномочиям данного органа (организации) в соответствии с законодательством.
В связи с этим, суд первой инстанции посчитал, что у Москомархитектуры не было оснований для выдачи заявителю запрашиваемого документа, т.к. при подготовке ГПЗУ имело место несоответствие запрашиваемого документа требованиям, установленным законодательством.
В то же время, судом не было учтено следующее.
Анализ частей 2 и 3 ст.41 ГрК РФ позволяет сделать вывод, что документация по планировке территории готовится применительно к любым земельным участкам, как предназначенных для строительства, так и не подлежащих застройке.
В соответствии с п.3 ст.44 ГрК РФ в составе градостроительного плана земельного участка указываются:
1) границы земельного участка;
2) границы зон действия публичных сервитутов;
3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;
5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);
6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;
7) информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия);
8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Таким образом, в градостроительном плане, в том числе, указываются места допустимого размещения зданий, строений, сооружений, информация о разрешенном использовании земельного участка, требования к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке.
В силу этого, ГПЗУ по своему содержанию является не правоустанавливающим или правоподтверждающим документом, а документом, содержащим информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах земельного участка, поставленного на кадастровый учет.
Соответственно, подготовка и выдача ГПЗУ по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица является безусловной обязанностью уполномоченного органа.
При этом закон не обуславливает реализацию заявителями права на получение этой информации обоснованием целей, для которых она истребуется.
Поскольку в ГПЗУ отражаются уже установленные разрешения и ограничения в пределах земельного участка, то эти разрешения и ограничения фиксируются на дату выдачи ГПЗУ.
Частью 2 ст.44 ГрК РФ установлено, что подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе либо проекта межевания территории либо в виде отдельного документа.
Критерием разграничения в этом случае является:
подготовка проекта межевания территории как часть реализации требований федерального законодательства о градостроительной деятельности, которая осуществляется соответствующими органами исполнительной власти и местного самоуправления. При этом подготовка проекта межевания территории является составной частью документации по проекту планировки территории. Данная работа производится вне зависимости от наличия либо отсутствия обращений физических или юридических лиц в порядке, установленном ч.ч. 1-16 ст.46 ГрК РФ.
Иной порядок определен федеральным законодательством для подготовки ГПЗУ по обращениям физических или юридических лиц. В соответствии с ч.17 ст.46 ГрК РФ в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Соответственно, отсутствие утвержденного проекта межевания, как и отсутствие градостроительной документации, содержащей параметры и ограничения возможного строительства, реконструкции на данном земельном участке, не может служить основанием для отказа в подготовке и выдаче Обществу ГПЗУ. Строго формально, отсутствие указанных документов может свидетельствовать об отсутствии каких-либо ограничений на момент подготовки ГПЗУ.
Согласно ст.51 Градостроительного кодекса РФ ГПЗУ прикладывается к заявлению о подготовке и выдаче разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, то есть является необходимым документом для получения разрешений на строительство.
Однако, это не означает, что ГПЗУ выдается только в том случае, если обратившееся за ним лицо намеревается осуществлять строительство либо реконструкцию объектов капитального строительства, поскольку лицо в любом случае вправе знать о градостроительных разрешениях и ограничениях на земельном участке, в том числе и в целях решения для себя вопроса о градостроительных перспективах использования данного земельного участка.
При этом, как уже указывалось выше, согласно ст.41 ГрК РФ как часть документации по планировке территории ГПЗУ готовится применительно к любым земельным участкам, как предназначенных для строительства, так и не подлежащих застройке.
Аналогично, само по себе нахождение земельного участка на территории, на которой запрещено строительство либо реконструкция объектов капитального строительства, не может служить основанием для отказа в выдаче ГПЗУ.
Следует также обратить внимание на то, что приказом Минрегиона РФ от 11.08.2006 N 93 (зарегистрирован в Минюсте РФ 08.11.2006 N 8456) утверждена Инструкция о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка.
Согласно Инструкции отсутствие сведений, например, об отсутствии кадастрового номера земельного участка, об установленном градостроительном регламенте, или о том, что на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента, не может служить основанием для отказа в выдаче ГПЗУ, поскольку в соответствующих строках формы пишется - "Кадастровый номер отсутствует", "Градостроительный регламент не установлен".
Также и в отношении информации о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства и объектах культурного наследия (раздел V Инструкции) строка "Объекты, включенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" заполняется, если на территории, для которой ведется подготовка градостроительного плана земельного участка, находятся объекты, занесенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. При этом указываются:
- номер объекта культурного наследия согласно чертежу градостроительного плана земельного участка;
- историческое назначение объекта культурного наследия и его фактическое использование;
- наименование органа государственной власти, принявшего решение о включении выявленного объекта культурного наследия в единый государственный реестр, наименование нормативного правового акта, дата и номер его принятия.
В строке "регистрационный номер в реестре" указываются:
- регистрационный номер и дата постановки на учет в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В случае отсутствия объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствующие строки вписываются слова: "Не имеется".
Таким образом, расположение земельного участка на территории зоны строгого регулирования застройки N 001, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 07.07.1998 N 545 "Об утверждении зон охраны центральной части г. Москвы (в пределах Камер-Коллежского вала)", может являться основанием для отражения информации об этих ограничениях в ГПЗУ, но не основанием для отказа в его выдаче.
По существу, отказ в подготовке ГПЗУ возможен только в том случае, когда заявителем при подаче заявки не указаны точные границы земельного участка, на который испрашивается ГПЗУ.
В настоящем случае земельный участок по адресу: г. Москва, ул. Казакова, вл.7 определен, поставлен на кадастровый учет под номером 77:01:0003007:55.
В силу изложенного, с учетом того, что Обществом были представлены все необходимые для оформления ГПЗУ документы, ссылка ответчиков на то, что имело место несоответствие запрашиваемого документа требованиям, установленным законодательством, не может быть признана обоснованной.
Не может быть признан обоснованным и вывод суда первой инстанции о том, что отказом в оформлении ГПЗУ не затронуты права и законные интересы Общества, поскольку в силу положений ГрК РФ Общество безусловно вправе получить информацию о градостроительных разрешениях и ограничениях на земельном участке, находящемся у него в аренде.
Также необходимо обратить внимание на то, что суд апелляционной инстанции, признавая незаконными действия Москомархитектуры по отказу в выдаче ГПЗУ, не вправе определять его содержание.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает необоснованным и не основанным на законе вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Принимая во внимание вышеизложенное и, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.10.2010 по делу N А40-95813/10-21-503 отменить.
Признать незаконным отказ Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы в подготовке градостроительного плана земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Казакова, вл.7, оформленный письмом от 17.05.2010 за N 001-ГПЗУ-918/0-(0)-5.
Обязать Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы в тридцатидневный срок выдать ООО "Казакова-центр" градостроительный план земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Казакова, вл.7.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Э.В. Якутов |
Судьи |
Б.С. Веклич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-95813/10-21-503
Истец: ООО "Казакова-центр"
Ответчик: Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы
Третье лицо: Департамент земельных ресурсов города Москвы, Комитет по культурному наследию г. Москвы
Хронология рассмотрения дела:
03.02.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-32722/2010