город Омск |
|
08 февраля 2011 г. |
Дело N А46-7709/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2011 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Киричёк Ю.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
(регистрационный номер 08АП-9905/2010)
Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе города Омска (далее - ГУ - УПФ РФ в ЦАО г. Омска; орган Пенсионного фонда РФ; заявитель)
на решение Арбитражного суда Омской области от 11.10.2010
по делу N А46-7709/2010 (судья Ярковой С.В.), принятое
по заявлению ГУ - УПФ РФ в ЦАО г. Омска
к открытому акционерному обществу "Инжиниринговая компания "ТриЭф", ОГРН 1025500752903, ИНН 5503008767 (далее - ОАО "ИК "ТриЭф"; Общество; заинтересованное лицо
о взыскании 228 руб. 80 коп.,
при участии в судебном заседании:
от ОАО "ИК "ТриЭф" - Ищенко Ю.В. по доверенности от 11.01.2011 N 79-3F, действительной до 31.12.2011 (личность удостоверена паспортом гражданина РФ);
от ГУ - УПФ РФ в ЦАО г. Омска - представитель не явился, лицо о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
ГУ - УПФ РФ в ЦАО г. Омска обратилось с заявлением в Арбитражный суд Омской области о взыскании с ОАО "ИК "ТриЭф" штрафа в сумме 228 руб. 80 коп., начисленного за представление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Решением Арбитражного суда Омской области от 11.10.2010 в удовлетворении заявление органа Пенсионного фонда РФ, отказано.
В обоснование принятого решения, суд первой инстанции указал, что ГУ - УПФ РФ в ЦАО г. Омска не доказало наличие оснований для привлечения Общества к ответственности за представление неполных и (или) недостоверных сведений по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, так как ошибка, допущенная заинтересованным лицом при исчислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2008 год была выявлена им самостоятельно до того момента, когда об этом стало известно органу Пенсионного фонда РФ и на дату составления акта N 1 от 11.01.2010 у ОАО "ИК "ТриЭф" отсутствовала недоимка по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. В связи с этим основания для привлечения Общества к ответственности пункту 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" отсутствуют.
Не согласившись с указанным судебным актом, орган Пенсионный фонд РФ обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 11.10.2010 по делу N А46-7709/52010 отменить, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленного им требования.
В обоснование апелляционной жалобы ГУ - УПФ РФ в ЦАО г. Омска указало, что ОАО "ИК "ТриЭф" за 2008 год были представлены недостоверные сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, что и послужило основанием для привлечения Общества к ответственности предусмотренной пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
При этом в жалобе заявитель указал, что в данном случае не может идти речь об исправлении ошибки со стороны Общества, так как при получении корректирующих сведений в декабре 2009 года за 2008 год орган Пенсионный фонд РФ установил факт представления заинтересованным лицом неполных и недостоверных сведений.
Податель жалобы, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
Общество в устном выступлении в суде апелляционной инстанции и в письменном отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заинтересованное лицо, ссылаясь на положения статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации, указывает, что самостоятельно обнаружило ошибку в представленных в феврале 2009 года данных по индивидуальным сведениям и ошибка была устранена путем подачи уточненной декларации по страховым взносам за 2008 год в связи с чем, 26.12.2009 Общество направило в орган Пенсионного фонда РФ корректирующие индивидуальные сведения персонифицированного учета.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с частью 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие ГУ - УПФ РФ в ЦАО г. Омска, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания и не заявившего ходатайства о его отложении.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на апелляционную жалобу, заслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
27.02.2009 в силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ) заинтересованное лицом представило в ГУ - УПФ РФ в ЦАО г. Омска индивидуальные сведения персонифицированного учета посредством передачи по телекоммуникационным каналам связи.
В соответствии с указаниями Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 N 987н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах" органом Пенсионного фонда РФ была проведена проверка представленных сведений, по результатам которой 02.03.2009 в адрес ОАО "ИК "ТриЭф" было направлено уведомление об обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями о застрахованных лицах и результатами проверки и необходимости их устранения.
02.03.2009 Общество представило в орган Пенсионного фонда РФ уточненные индивидуальные сведения персонифицированного учета, которые согласно протоколу, переданному по телекоммуникационным каналам связи, были приняты заинтересованным лицом к обработке.
26.12.2009, обнаружив ошибку в представленных в феврале 2009 года данных по индивидуальным сведениям, ОАО "ИК "ТриЭф" направило в ГУ - УПФ РФ в ЦАО г. Омска корректирующие индивидуальные сведения персонифицированного учета.
В связи с этим специалистами органа Пенсионного фонда РФ была проведена камеральная проверка своевременности представления обществом сведений о каждом работающем у него застрахованном лице за 2008 год, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По результатам проверки был составлен акт N 1 от 11.01.2010, в котором зафиксирован факт предоставления Обществом недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
На основании указанного акта орган Пенсионного фонда РФ вынес решение N 01 от 25.01.2010 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, за представление неполных и (или) недостоверных сведений за 2008 года в виде взыскания штрафа в размере 10% причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд РФ, в сумме 228 руб. 80 коп.
В соответствии со статьей 104 Налогового кодекса Российской Федерации в адрес ОАО "ИК "ТриЭф" было направлено требование N 2 от 25.01.2010, которым предложено уплатить начисленный штраф в добровольном порядке в срок до 08.02.2010.
Поскольку добровольно штраф уплачен не был, ГУ - УПФ РФ в ЦАО г. Омска обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявленным требованием.
11.10.2009 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании" (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ) законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, Федеральных законов "Об основах обязательного социального страхования", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации" и "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же Законом определены обязанность (статья 15), объем и сроки (статья 11) представления таких сведений.
Часть 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ вменяет в обязанность страхователю представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ) страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах уплачивать страховые взносы и (или) налоги, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Для обязательного пенсионного страхования таковым является Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ, статья 6 которого к числу страхователей относит лиц, выступающих в роли работодателей.
В силу статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ Общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Пункт 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ устанавливает, что страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта, в орган Пенсионного фонда РФ о каждом работающем у него застрахованном лице сведения о страховых взносах и страховом стаже.
Из анализа статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ следует, что срок сдачи сведений персонифицированного учета установлен для страхователей, уплачивающих страховые взносы за своих наемных работников.
В силу статьи 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно статье 19 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ Правительством Российской Федерации утверждается Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах.
Во исполнение положений указанной статьи Постановлением Правительства РФ от 15.03.1997 N 318 "О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования" утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования (далее - Инструкция), согласно которой каждый страхователь ежегодно, до 1 марта года, следующего за расчетным периодом, представляет в территориальный орган относящиеся к расчетному периоду индивидуальные сведения в отношении каждого работавшего у него застрахованного лица.
В соответствии с пунктом 29 Инструкции в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган формах документов персонифицированного учета страхователь в 2-недельный срок представляет исправленные формы.
Согласно пункту 35 Инструкции при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями о застрахованных лицах и результатами проверки территориальный орган уведомляет страхователя об имеющихся расхождениях и необходимости их устранения.
Согласно пункту 36 Инструкции страхователь в 2-недельный срок после уведомления территориального органа об имеющихся расхождениях между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки устраняет их и представляет в территориальные орган уточненные данные.
Из содержания данных пунктов Инструкции следует, что в случае выявления расхождения между представленными страхователем индивидуальными сведениями о застрахованных лицах и результатами проверки Фонд направляет страхователю уведомление об этом с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок. При исправлении страхователем в установленный срок обнаруженных территориальным органом Пенсионного фонда ошибок, санкции, предусмотренные статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, не применяются.
В данном случае, как указывалось ранее, недостоверность сведений была выявлена не заявителем, а страхователем самостоятельно, до представления корректирующих сведений Пенсионный фонд уведомление в адрес Общества с требованием их исправления не направлял.
Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным законом.
Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ входит в систему законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Порядок производства по делу о правонарушении в сфере учета в системе обязательного пенсионного страхования Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ не установлен, в связи с чем, к рассматриваемым правоотношениям подлежит применению порядок, установленный Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 81 Налогового кодекса Российской Федерации при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.
При этом согласно подпункту 1 пункта 4 статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.
Судом первой инстанции установлено и материалами настоящего дела подтверждается, что ОАО "ИК "ТриЭф" самостоятельно обнаружило ошибку в представленных в марте 2009 года данных по индивидуальным сведениям, ошибка была устранена, в связи с чем, 26.12.2009 заинтересованное лицо направило в ГУ - УПФ РФ в ЦАО г. Омска корректирующие индивидуальные сведения персонифицированного учета.
Как верно указал суд первой инстанции, из акта проверки представленных страхователем неполных и (или) недостоверных сведений в орган Пенсионного фонда РФ от 11.01.2010 N 1 следует, что проверка проводилась заявителем в отношении корректирующих индивидуальных сведений персонифицированного учета, самостоятельно переданных Обществом по телекоммуникационным каналам связи 26.12.2010, следовательно, корректирующие индивидуальные сведения персонифицированного учета ОАО "ИК "ТриЭф" подало в орган Пенсионного фонда РФ до того момента, когда заявителю стало известно о факте отражения в индивидуальных сведениях персонифицированного учета неполных или недостоверных сведений.
Кроме того, из содержания положений статей 106-109 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что при производстве по делу о налоговом правонарушении подлежат доказыванию, как сам факт совершения такого правонарушения, так и вина налогоплательщика.
Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения и отсутствие события налогового правонарушения в силу статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации относится к обстоятельствам, исключающим привлечение налогоплательщика к ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации в решении о привлечении к ответственности излагаются обстоятельства совершенного правонарушения, как они установлены проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика (страхователя) к ответственности за конкретные правонарушения с указанием статей, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности.
В акте проверки и в решении заявителя содержится лишь констатация факта несоответствия представленных Обществом сведений, в связи с чем, заключен вывод об их недостоверности и (или) неполноте и наличии правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, но не указывается, какие конкретные сведения признаны недостоверными, в чем выражается их недостоверность либо неполнота, не изложены обстоятельства, касающиеся установления противоправности действий Общества, виновности его в совершении правонарушения.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии у ГУ - УПФ РФ в ЦАО г. Омска оснований для взыскания с Общества штрафа за представление неполных и (или) недостоверных сведений по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, так как ошибка была выявлена и устранена Обществом самостоятельно, до того момента, когда об этом стало известно заявителю.
Суд апелляционной инстанции также считает, что в данном случае органом Пенсионного фонда РФ не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба органа Пенсионного фонда РФ удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривается, так как Пенсионный фонд, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 11.10.2010 по делу N А46-7709/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.П. Кливер |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-7709/2010
Истец: Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска
Ответчик: Открытое акционерное общество "Инжиниринговая Компания "ТриЭф"
Хронология рассмотрения дела:
08.02.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9905/2010