г. Москва |
Дело N А40-24885/10-152-116 |
03 февраля 2011 г. |
N 09АП-34763/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 февраля 2011 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.А. Свиридов
судей С.Л. Захаров, Л.А. Москвина
при ведении протокола судебного заседания Халиной И.Ю.
Рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Федеральной службы по финансовым рынкам
на решение Арбитражного суда города Москвы от 24 ноября 2010 г.
по делу N А40-24885/10-152-116 судьи Рогова А.Н.
по заявлению ООО Управляющая компания "Лидер Капитал"
к Федеральной службе по финансовым рынкам
о признании незаконным и отмене постановления
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Сухарев М.А. паспорт 46 02 089075; Копейкин А.А. по дов. от 19.01.2011г.;
от ответчика: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
ООО Управляющая компания "Лидер Капитал" (далее-Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Федеральной службы по финансовым рынкам (далее ФСФР России) о назначении административного наказания от 12.02.2010г. N 10-18/пн.
Решением от 24.11.2010г. арбитражный суд удовлетворил заявленные требования, мотивировав свои выводы тем, что ответчиком не доказаны обстоятельства послужившие основанием для привлечения общества к административной ответственности, при этом порядок привлечения к ответственности не нарушен.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, ФСФР России обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, поскольку предписание выполнено не было. Считает, что обстоятельства послужившие основанием для привлечения общества к ответственности доказаны. Сослался на Правила оказания услуг почтовой связи, регламентирующие порядок отправления и получения почтовых отправлений. Указал на вину общества в совершении правонарушения.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Сообщил, что общество не получало предписание. Указал, что лицо, получившее предписание не работает у заявителя. Сослался на отсутствие вины в совершении правонарушения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает их необоснованными, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился. Располагая доказательствами надлежащего извещения указанного лица о времени и месте судебного разбирательства, суд рассмотрел дело в порядке ст.ст.123 и 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения общества, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Заявитель является организацией, осуществляющей деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами на основании лицензии ФСФР России на осуществление соответствующей от 18.10.2007г.21-000-1-00507.
ФСФР России установило, что заявителем не выполнены требования законодательства Российской Федерации по предоставлению до опубликования копий расчетов размера собственных средств на 31.07.2009г., 31.08.2009г., 30.09.2009г. и 31.10.2009г.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" подпунктом 13 пункта 2 статьи 55 Федерального закона "Об инвестиционных фондах", пунктом 5.3.7 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам в адрес заявителя было направлено предписание ФСФР России от 22.12.2009г. N 09-СХ-01/30082 об устранении нарушения и предоставлении информации, которым обществу предписывалось в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты получения предписания устранить вышеуказанное нарушение, предоставив в ФСФР России расчеты размера собственных средств заявителя на 31.07.2009г., 31.08.2009г., 30.09.2009г. и 31.10.2009г.; а также предоставить документы, подтверждающие наличие у заявителя сайта в сети Интернет, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат обществу.
Согласно уведомлению о вручении почтового отправления предписание было получено заявителем 30.12.2009г. Таким образом, последним днем исполнения Предписания является 14.01.2010г.
По состоянию на 28.01.2010г. вышеуказанное нарушение не устранено, а запрашиваемые документы не предоставлены. Также предписание не было исполнено и на момент составления протокола об административном правонарушении.
В соответствии с ч.9 ст.15.29 КоАП РФ воспрепятствование профессиональным участником рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондом, негосударственным пенсионным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда проведению федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков проверок либо неисполнение или ненадлежащее исполнение предписаний федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
На основании протокола об административном правонарушении от 01.02.2010г. года N 16-128 АД 2009, составленным ответчиком в присутствии законного представителя Общества - генерального директора Сухарева М.А., ФСФР России в присутствии указанного выше представителя рассмотрено административное дело в отношении Общества и вынесено постановление от 12.02.2010г. N 10-18/пн о назначении административного наказания, которым Общество привлечено к административной ответственности по ч.9 ст. 15.29 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 700 000 рублей.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд.
Порядок привлечения общества к административной ответственности не нарушен и соответствует нормам КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 16 Нормативов достаточности собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, утвержденных приказом ФСФР России от 24.04.2007г. N 07-50/пз-н, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов обязана раскрыть расчет размера собственных средств, осуществленный на последний календарный день каждого месяца, в течение 30 дней с указанного дня путем опубликования на сайте в сети Интернет, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат этому профессиональному участнику рынка ценных бумаг, управляющей компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 39 Федерального закона "Об инвестиционных фондах" (далее - Федеральный закон) управляющая компания обязана иметь сайт в сети Интернет, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат этой управляющей компании.
В соответствии с пунктом 9 статьи 51 Федерального закона, управляющая компания паевого инвестиционного фонда до распространения, предоставления или раскрытия информации обязана представить в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг или в уполномоченную им организацию указанную информацию в случаях и порядке, которые установлены нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Пунктом 1.18 Положения о требованиях к порядку и срокам раскрытия информации, связанной с деятельностью акционерных инвестиционных фондов и управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, а также к содержанию раскрываемой информации, утвержденному приказом от 22.06.2005 N 05-23/пз-н (далее - Положение), установлено, что управляющая компания паевого инвестиционного фонда до распространения или опубликования информации обязана представить в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг или уполномоченную им организацию копии документов, содержащих указанную информацию, за исключением проспектов ценных бумаг акционерного инвестиционного фонда, правил, изменений и дополнений в правила, отчетности акционерного инвестиционного фонда и управляющей компании паевого инвестиционного фонда, информации, указанной в пунктах 2.3 и 3.16 Положения, и иных документов, подлежащих представлению в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг в соответствии с Законом и иными нормативными правовыми актами.
Таким образом, нормативные правовые акты Российской Федерации устанавливают для управляющей компании обязанность иметь сайт в сети Интернет, содержат требование по ежемесячному опубликованию Управляющей компании на сайте в сети Интернет расчета размера собственных средств, а также требование по ежемесячному до опубликования на сайте предоставлению в ФСФР России копии расчета размера собственных средств, произведенного на последний календарный день предыдущего месяца.
Согласно пункту 2 приказа ФСФР России от 23.10.2008 N 08-40/пз-н "О внесении изменений в нормативы достаточности собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, утвержденные Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 24 апреля 2007 г. N 07-50/пз-н" требование к опубликованию управляющими компаниями расчета собственных средств вступило в силу с 01 июля 2009 г.
В соответствии с пунктами 1 и 5.3.14 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004г. N 317 (далее Положение о Федеральной службе по финансовым рынкам), Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности) и осуществляет функции по контролю и надзору, отнесенные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Согласно пункту 5.3.7 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам ФСФР России вправе направлять предписания управляющим компаниям инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (далее - Закон о защите прав и законных интересов инвесторов), предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации.
Согласно подпункту 13 пункта 2 статьи 55 Закона, федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг выносит обязательные для исполнения предписания акционерным инвестиционным фондам, управляющим компаниям, специализированным депозитариям, агентам по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев и регистраторам акционерных инвестиционных фондов, лицам, осуществляющим ведение реестров владельцев инвестиционных паев, о представлении информации, в том числе информации, доступ к которой ограничен или запрещен в соответствии с федеральным законом, объяснений и документов, необходимых для осуществления возложенных на него функций, об устранении нарушений требований настоящего Федерального закона, нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, о запрете на проведение операций.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из отсутствия вины общества в совершении правонарушения.
Суд первой инстанции достоверно установил, что согласно уведомлению о вручении почтового отправления, предписание было получено Воротицким С.П. Из материалов дела видно, что Воротицкий С.П. не являлся и не является сотрудником ООО Управляющая компания "Лидер Капитал", доверенность с правом получения почтовых отправлений на имя Воротицкого С.П. заявителем не выдавалась.
Поскольку указанное предписание не было передано законному представителю заявителя или иному работнику общества, заявитель был лишен возможности выполнить требования предписания.
В силу отсутствия сведений о вынесенном предписании, по состоянию на 28.01.2010г. вышеуказанные нарушения не устранены, а запрашиваемые документы не предоставлены. Также Предписание не было исполнено и на момент составления протокола об административном правонарушении.
Таким образом, у общества отсутствовала реальная возможность исполнить предписание в установленный срок.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (часть 1 ст.2.1 КоАП РФ).
Под составом административного правонарушения подразумевается совокупность субъективных и объективных признаков - как элементов состава, в число которых входит наделенный административно-процессуальной правоспособностью субъект правонарушения, а также субъективная сторона правонарушения, которая определяется виновным поведением субъекта правонарушения.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку объективной стороной вменяемого заявителю правонарушения является невыполнение в установленный срок предписания ответчика о представлении документов в установленный срок, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что имеются неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, которые в соответствии с положениями ч.4 ст.1.5 КоАП РФ толкуются в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности, что исключает привлечение заявителя к административной ответственности, предусмотренной ч.9 ст. 15.29 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что ответчиком не доказана виновность заявителя в неисполнении предписания от 22.12.2009г. N 09-СХ-01/30082, что в соответствии с пунктом 2 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с ч.2 ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, что влечет оставление апелляционной жалобы без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, 269 и 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24.11.2010г. по делу N А40-24885/10-152-116 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-24885/10-152-116
Истец: ООО Управляющая компания "Лидер Капитал"
Ответчик: Федеральная служба по финансовым рынкам