г.Москва |
|
08.02.2011 |
N 09АП-33240/2010-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.02.2011.
Постановление изготовлено в полном объеме 08.02.2011
Дело N А40-90603/10-144-497
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Веклича Б.С.
Судей: Пронниковой Е.В., Якутова Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Яцевой В.А.,
Рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Департамента имущества города Москвы и ООО "Лайме"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 03.11.2010
по делу N А40-90603/10-144-497 судьи Папелишвили Г.Н.
по заявлению ООО "Лайме"
к Департаменту имущества города Москвы
о признании недействительным распоряжения от 18.05.2010 N 1629-р,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: Терно М.И. по доверенности от 24.12.2010 N Д/7078, удостоверение N 28455,
УСТАНОВИЛ
ООО "Лайме" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы, с учетом уточнения предмета заявленных требований, с заявлением о признании недействительным распоряжения Департамента имущества города Москвы от 18.05.2010 N 1629-р "О внесении изменений в Перечень государственного имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" части включения в указанный перечень объектов, расположенных по адресу: г.Москва, ул.Нижняя Радищевская, д.5, стр.1, общей площадью 556 кв.м. и обязании Департамента имущества города Москвы устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО "Лайме" на выкуп арендуемых нежилых помещений по указанному адресу.
Решением суда от 03.11.2010 заявление удовлетворено частично.
Суд признал недействительным распоряжение Департамента имущества города Москвы от 18.05.2010 N 1629-р "О внесении изменений в Перечень государственного имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" в части включения в указанный Перечень объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Нижняя Радищевская, д.5, стр.1, площадью 51,5 кв.м (п.1 Приложения N 2 к распоряжению от 18.05.2010 N 1629-р).
Также суд обязал Департамент имущества города Москвы устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО "Лайме" на выкуп арендуемого им на основании договора аренды от 01.07.2008 N 1-784/08 нежилого помещения площадью 51,5 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Нижняя Радищевская, д.5, стр.1, (п.1 Приложения N 2 к распоряжению от 18.05.2010 г. N 1629-р) путем исключения нежилого помещения площадью 51,5 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Нижняя Радищевская, д.5, стр.1, (п.1 Приложения N2 к распоряжению от 18.05.2010 N1629-р) из Перечня государственного имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 16.12.2008 N1140-ПП в десятидневный срок с даты вступления решения в законную силу.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Департамент имущества г.Москвы не согласился с решением суда в части и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
ООО "Лайме" также не согласилось с решением суда в части отказа в части и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его изменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований. Представило отзыв на жалобу ответчика и дополнение к апелляционной жалобе.
В судебное заседание не явился представитель заявителя, от которого поступило письменное ходатайство об отложении судебного разбирательства, в связи с невозможность явки его представителя. Судом отказано в удовлетворении ходатайства об отложении рассмотрения дела, в связи с чем с учетом мнения представителя заинтересованного лица, дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного решения проверена судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, выслушав представителя заинтересованного лица, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционных жалоб и отзыва, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, ООО "Лайме" является субъектом малого предпринимательства и внесено в Реестр субъектов малого предпринимательства города Москвы под N 7707-152974 от 26.01.2005.
ООО "Лайме" владеет на праве собственности частью первого этажа, всего второго этажа и мезонина в здании по адресу: г.Москва, ул.Нижняя Радищевская, д.5, стр.1.
На основании договоров от 28.12.2005 N 1-1293/05, от 29.12.2007 N 1-1316/07, от 01.07.2008 N 1-784/08, заключенных с Департаментом имущества города Москвы, ООО "Лайме" арендует в указанном здании три нежилых помещения на первом этаже и в подвале, площадью 365,1 кв.м, 139,4 кв.м, 51,5 кв.м (общая площадь 556,0 кв.м).
Изначально указанные помещения были включены в Перечень имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 16.12.2008 N 1140-ПП, во исполнение положений Федеральных законов от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности...".
В апреле 2009 ООО "Лайме" обратилось в Департамент с просьбой рассмотреть вопрос о продаже всех арендуемых Обществом площадей в соответствии с действующим законодательством. При этом Общество указывало на то, что является единственным собственником части здания и единственным арендатором площадей, являющихся собственностью города Москвы.
После обращения ООО "Лайме" о выкупе принадлежащих городу нежилых помещений 30.10.2009 на заседании Городской комиссии по приватизации имущества города Москвы (протокол N 32) принято решение о продаже нежилых помещений общей площадью 556 кв.м по адресу ул. Нижняя Радищевская, д.5, стр.1 на аукционе.
В соответствии с данным решением Департаментом имущества города Москвы издано распоряжение от 26.11.2009 N 3565-Р о внесении изменений в Перечень государственного имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, для выставления его на аукцион. В результате, арендуемые заявителем нежилые помещения в здании по адресу: г.Москва, ул.Нижняя Радищевская, д.5, стр.1 площадью 365,1 кв.м, 139,4 кв.м, 51,5 кв.м исключены из Перечня.
15.01.2010 ООО "Лайме" обратилось в Департамент имущества города Москвы о предоставлении ему в соответствии с Федеральным законом 22.07.2008 N 159-ФЗ преимущественного права на выкуп спорных помещений.
Департамент имущества города Москвы письмом от 02.02.2010 N 10/3799 сообщил заявителю о том, что помещения площадью 556,0 кв.м являются собственностью города Москвы, при этом ст.12 Закона г.Москвы от 17.12.2008 N 66 "О приватизации государственного имущества города Москвы" предельное значение площади нежилых помещений, разрешенных к выкупу в порядке реализации преимущественного права в соответствии с положениями Федерального закона 22.07.2008 N 159-ФЗ - не более 100 кв.м. Таким образом, продажа спорных помещений возможна согласно ст.13 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" на аукционе с начальной ценой, определенной по результатам независимой оценки.
Распоряжением от 18.05.2010 N 1629-р "О внесении изменений в Перечень государственного имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" Департамент имущества города Москвы повторно включил помещения общей площадью 556 кв.м., расположенные по адресу: г.Москва, ул.Нижняя Радищевская, д.5, стр.1 и находящиеся в аренде у ООО "Лайме", а именно по договорам от 28.12.2005 N 1-1293/05 - 365,1 кв.м, от 29.12.2007 N 1-1316/07 - 139,4 кв.м, от 01.07.2008 N 1-784/08 - 51,5кв.м в Перечень государственного имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденный Постановлением Правительства Москвы от 16.12.2008 N 1140-ПП.
Не согласившись с данным распоряжением, заявитель обратился в арбитражный суд.
В силу ст.3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Такое преимущественное право может быть предоставлено при условии, что арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; арендная плата за аренду такого имущества перечислялась надлежащим образом в течение срока, указанного в пункте 1 статьи 3; площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности; арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Законом г.Москвы от 17.12.2008 N 66 "О приватизации государственного имущества города Москвы" установлено, что предельное значение площади недвижимого имущества города Москвы, на которое распространяется преимущественное право выкупа арендующими его субъектами малого и среднего предпринимательства, составляет не более 100 кв. м.
Арендуемое заявителем недвижимое имущество на первом этаже и в подвале общей площадью 556 кв.м., расположенное по адресу: г.Москва, ул.Нижняя Радищевская, д.5, стр.1 и находящиеся в аренде у ООО "Лайме", а именно по договорам от 28.12.2005 N 1-1293/05 - 365,1 кв.м, от 29.12.2007 N 1-1316/07 - 139,4 кв.м, от 01.07.2008 N 1-784/08 - 51,5кв.м Постановлением Правительства Москвы от 16.12.2008 N 1140-ПП включено в Перечень государственного имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства.
В силу п.4.2 ст.18 Федерального закона РФ от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" государственной имущество, включенное в указанный перечень, не подлежит отчуждению в частную собственность, в том числе приватизации.
Вступившим в законную силу Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2010 по делу N А40-24254/10-154-91 (09АП-22144/2010-АК) признан незаконным отказ Департамента имущества города Москвы, изложенный в письме от 02.02.2010 N 10/3799, в реализации преимущественного права ООО "Лайме" на приобретение арендуемых помещений по адресу: г.Москва, ул.Нижняя Радищевская, д.5, стр.1 без проведения торгов (аукциона), по рыночной стоимости, определенной по результатам независимой оценки, в части, касающейся помещения площадью 51,5 кв.м по адресу: г.Москва, ул.Нижняя Радищевская, д.5, стр.1, арендуемого ООО "Лайме" на основании договора от 01.07.2008 N 1-784/08.
В рамках данного дела суд пришел к выводу о том, что арендуемые ООО "Лайме" нежилые помещения площадью 365,1 кв.м, 139,4 кв.м, 51,5 кв.м по адресу: г.Москва, ул.Нижняя Радищевская, д.5, стр.1 представляют собой самостоятельные объекты недвижимого имущества, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 17.12.2009 серия 77 АМ N 120196, от 29.08.2008 серия 77 АЖ N 683804, от 17.09.2003 серия 77 АБ N 207660.
Преимущественное право на выкуп указанных помещений ООО "Лайме", как субъекта малого предпринимательства, не распространяется на помещения площадью 365,1 кв.м, 139,4 кв.м, так как они превышают установленное в городе Москве предельное значение площади имущества - 100 кв.м.
В отношении же помещения площадью 51,5 кв.м ООО "Лайме" соответствует условиям, перечисленным в ст.3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ.
Данный объект недвижимого имущества находится в пользовании Общества более двух лет, договор аренды от 01.07.2008 N 1-784/08 действующий (срок до 30.06.2013), наличие задолженности по арендной плате не усматривается, площадь помещения не превышает 100 кв.м, на момент обращения ООО "Лайме" с заявлением о выкупе помещение было исключено из Перечня государственного и муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с п.2 ст.9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 названного Федерального закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Согласно п.3 указанной статьи Федерального закона при получении вышеназванного заявления уполномоченные органы обязаны:
1) обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в двухмесячный срок с даты получения заявления;
2) принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке;
3) направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
В рассматриваемом случае данные требования закона Департаментом имущества города Москвы не были соблюдены в отношении арендуемого заявителем помещения площадью 51,5 кв.м.
Последующее включение данного имущества в Перечень, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 16.12.2008 N 1140-ПП, путем издания 18.05.2010 Департаментом имущества города Москвы распоряжения N 1629-р, с учетом правовой позиции, изложенной в п.5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.11.2009 N 134, свидетельствует о воспрепятствовании реализации ООО "Лайме" права на приобретение арендуемого имущества.
Установленные судом по делу N А40-24254/10-154-91 обстоятельства, в силу ч.2 ст.69 АПК РФ, имеют преюдициальное значение для настоящего спора.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ООО "Лайме", имеет преимущественное право на приобретение арендуемого им помещения площадью 51,5 кв.м по адресу: г.Москва, ул.Нижняя Радищевская, д.5, стр.1, следовательно его повторное включение в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства Москвы от 16.12.2008 N 1140-ПП является незаконным и необоснованным.
При таких обстоятельствах является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое распоряжение Департамента имущества города Москвы от 18.05.2010 N 1629-р "О внесении изменений в Перечень государственного имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" в части включения в Перечень объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Нижняя Радищевская, д.5, стр.1, площадью 51,5 кв.м противоречит нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
В остальной части распоряжение Департамента имущества города Москвы соответствует закону, поскольку помещения площадью 365,1 кв.м, 139,4 кв.м превышают установленное в городе Москве предельное значение площади имущества - 100 кв.м. и тем самым не подпадают под критерии Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ и Закона г.Москвы от 17.12.2008 N 66.
При указанных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ суд,
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г.Москвы от 03.11.2010 по делу N А40-90603/10-144-497 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Б.С. Веклич |
Судьи |
Э.В. Якутов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-90603/10-144-497
Истец: ООО "Лайме"
Ответчик: Департамент имущества города Москвы
Хронология рассмотрения дела:
18.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12018/11
31.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12018/11
26.05.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КА-А40/4740-11
08.02.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-33240/2010
03.11.2010 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-90603/10