город Омск
16 февраля 2011 г. |
Дело N А75-8783/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2011 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Леоновой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
(регистрационный номер 08АП-10917/2010)
общества с ограниченной ответственностью "Ирина"
на определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
об отказе в принятии обеспечительных мер от 25.10.2010
в рамках дела N А75-8783/2010, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ирина"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Когалым,
при участии третьего лица: Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу,
об обжаловании ненормативного правового акта налогового органа,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Ирина" - Леухин А.А., предъявлен паспорт, по доверенности б/н от 01.02.2011 сроком действия 3 года;
от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Когалым - Иванова М.В., предъявлен паспорт, по доверенности б/н от 11.02.2009 сроком действия 3 года;
от Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Першина З.Н., предъявлено удостоверение, по доверенности б/н от 18.11.2010 сроком действия 3 года;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ирина" (далее по тексту - ООО "Ирина", Общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Когалыму Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее по тексту - Инспекция, налоговый орган, заинтересованное лицо) с заявлением о признании недействительным решения N 3 от 24.06.2010 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части:
- начисления и предложения к уплате пеней по налогу на добавленную стоимость (НДС) в сумме 2 238 343 руб. 44 коп. (пункт 2 резолютивной части решения Инспекции);
- доначисления и предложения уплатить недоимку по НДС в сумме 4 370 538 руб. (пункт 3.1 резолютивной части решения Инспекции);
- начисления и предложения уплатить налоговые санкции по НДС в сумме 514 557 руб. 90 коп. (пункт 1 резолютивной части решения Инспекции);
Также Обществом было заявлено о признании недействительным требования N 1151 об уплате налога, сбора, пени и штрафа по состоянию на 24 июня 2010 года в части предложения уплатить недоимку по НДС в сумме 4 168 831 руб. 10 руб. и в сумме 4 370 540 руб., пени в сумме 2 238 343 руб. 44 коп. и предложения уплатить налоговые санкции по НДС в сумме 514 557 руб. 90 коп.
В соответствии со статьями 91, 92 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Общество обратилось с заявлением о принятии мер по обеспечению имущественных интересов заявителя в виде запрета Инспекции производить предусмотренные статьями 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации действия по принудительному взысканию задолженности по налогам, пени, налоговым санкциям, начисленным на основании решения N 3 от 24.06.2010 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в оспариваемой части и полностью по требованию N 1151 об уплате налога, сбора, пени и штрафа по состоянию на 24 июня 2010 года.
Определением от 25.10.2010 по делу N А75-8783/2010 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры отказал ООО "Ирина" в удовлетворении заявления о принятии обеспечительных мер.
Мотивируя определение, суд первой инстанции указал, что заявитель не представил доказательства, подтверждающие обстоятельства, указанные в заявлении о принятии обеспечительных мер.
В апелляционной жалобе Общество просит определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 25.10.2010 по делу N А75-8783/2010 отменить и принять запрашиваемые Обществом обеспечительные меры.
Как указано в жалобе, в настоящее время, в связи с принятием налоговым органом на основании решения N 3 от 24.06.2010 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" решения N 964 от 19.08.2010 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках на общую сумму 12 205 528 руб. 02 коп. и решения N 1475 от 19.08.2010 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщиком сборов) или налогового агента в банке, все поступающие денежные средства списываются на основании предъявленных в банк инкассовых поручений NN 1878-1888 от 19.08.2010 на общую сумму 12 205 528 руб. 02 коп., и введен запрет на ведение хозяйственных операций по расчетному счету в банке, Общество не может вести уставную деятельность, выплачивать заработную плату, исполнять договорные обязательства с контрагентами, что влечет за собой санкции трудового и гражданско-правового характера, и что в конечном итоге может привести к банкротству Общества.
Представитель ООО "Ирина" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, определение суда первой инстанции считает незаконным и подлежащим отмене.
Инспекция, в соответствии с отзывом на апелляционную жалобу, определение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, апелляционную жалобу подлежащей отклонению.
Представитель Управления в судебном заседании пояснил, что определение суда первой инстанции является законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению. Письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителей Общества, Инспекции и Управления, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность определения суда первой инстанции, находит его подлежащим отмене, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, и иного лица может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры). Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе, если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
Статья 91 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает такие обеспечительные меры как запрещение ответчику и другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора. Кроме того, арбитражным судом могут быть приняты иные обеспечительные меры, а также одновременно может быть принято несколько обеспечительных мер.
Обеспечительные меры должны быть соразмерны заявленному требованию.
Согласно части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству заявителя, подавшего в арбитражный суд заявление о признании недействительным ненормативного правового акта, может быть приостановлено действие оспариваемого акта.
В соответствии с требованиями пункта 5 части 2 статьи 92 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении о принятии мер по обеспечению иска должно быть указано обоснование причин обращения с данным заявлением.
Таким образом, правом приостановления действия оспариваемого решения и запрета совершать как Инспекции, так и другим лицам, даже не участвующим в деле, какие-либо действия, направленные на исполнение оспариваемого решения, иного акта, суд наделен в силу закона. При этом, указанным правом суд может воспользоваться на любой стадии арбитражного процесса, если только заявитель мотивирует хотя бы одно из оснований их применения, предусмотренных частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в Постановлении от 04.07.2003 N 11 "О практике рассмотрения арбитражными судами заявлений о принятии обеспечительных мер, связанных с запретом проводить общие собрания акционеров" обеспечительные меры могут приниматься судом, если непринятие этих мер может затруднить или сделать, невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю. Обеспечительные меры должны соответствовать заявленным требованиям, то есть быть непосредственно связанными с предметом спора, соразмерными заявленному требованию, необходимыми и достаточными для обеспечения исполнения судебного акта или предотвращения ущерба.
При рассмотрении заявления об обеспечении иска суд должен руководствоваться пунктом 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.12.2002 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", согласно которому арбитражные суды не должны принимать обеспечительные меры, если заявитель не обосновал причины обращения с заявлением об обеспечении ссылкой на конкретные обстоятельства, подтверждающие необходимость принятия обеспечительных мер, и не представил доказательства, подтверждающие его доводы.
Общество, обращаясь в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с заявлением о принятии мер по обеспечению имущественных интересов заявителя в виде запрета производить в порядке статей 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации действия по принудительному взысканию спорной задолженности, начисленной по оспариваемому решению, указало, что в связи с принятием налоговым органом на основании решения N 3 от 24.06.2010 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" решения N 964 от 19.08.2010 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках на общую сумму 12 205 528 руб. 02 коп. и решения N 1475 от 19.08.2010 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщиком сборов) или налогового агента в банке, все поступающие денежные средства списываются на основании предъявленных в банк инкассовых поручений NN 1878-1888 от 19.08.2010 на общую сумму 12 205 528 руб. 02 коп., и введен запрет на ведение хозяйственных операций по расчетному счету в банке, Общество не может вести уставную деятельность, выплачивать заработную плату, исполнять договорные обязательства с контрагентами, что влечет за собой санкции трудового и гражданско-правового характера, и что в конечном итоге может привести к банкротству Общества.
Также Общество указало, что на балансе ООО "Ирина" находятся основные средства - магазин непродовольственных товаров общей площадью 690,1 кв.м и земельный участок под ним общей площадью 7755 кв.м, стоимость которых составляет 39 890 000 руб. Среднемесячный товарооборот ООО "Ирина" составляет 1 000 000 руб. В настоящее время на основании постановления отдела судебных приставов по г.Когалыму УФССП по ХМАО - Югре о наложении ареста на совершение регистрационных действий с недвижимым имуществом от 28.09.2010 N 86/3/32490/495/2010 наложен арест на право общей долевой собственности на салон "Мебель.Ковры" по ул. Сибирская, д.8.
Из разъяснений Пленума Высшего Арбитражного суда Российской федерации, данных в пункте 10 Постановления от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер", следует, что критериями оценки доводов заявителя о принятии обеспечительных мер являются разумность и обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер; вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер; обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон, а также оценка того обстоятельства, насколько истребуемая заявителем конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле документы, оценив доводы сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что заявитель представил суду доказательств в обоснование заявления о принятии обеспечительных мер, а именно, Общество представило доказательства возможности причинения ему значительного ущерба.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции неправомерно не принял запрашиваемые заявителем обеспечительные меры, поскольку они направлены на сохранение существующего положения Общества до вступления в законную силу решения суда по настоящему делу. Непринятие обеспечительных мер может причинить заявителю значительный ущерб, затруднить исполнение решения суда в будущем.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает, что поскольку предметом заявленных требований Общества является признание недействительным решения о привлечении к налоговой ответственности и требования об уплате налога, то мерой, гарантирующей возможность реализовать решение суда по данному делу, для налогоплательщика является предотвращение неблагоприятных последствий, связанных с возможностью совершения налоговым органом действий по бесспорному взысканию сумм налогов, начисленных в соответствии с данным решением.
При этом, при реализации налоговым органом прав, предоставленных статьями 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации, и взыскания налогов и пени в бесспорном порядке (в том числе путем обращения взыскания на имущество налогоплательщика при отсутствии денежных средств), восстановление нарушенных прав налогоплательщика и возмещение причиненного непринятием обеспечительных мер ущерба может быть существенным образом затруднено.
Процедура возврата налогоплательщику из бюджета излишне взысканных сумм налоговых платежей, предусмотренная статьей 79 Налогового кодекса Российской Федерации, сложна и длительна. Кроме того, возврат взысканных налоговым органом сумм в случае удовлетворения требования налогоплательщика о признании оспариваемого решения недействительным повлечет неоправданные расходы бюджета вследствие законодательной обязанности выплаты последнему процентов, начисленных на сумму возврата. Нарушение же срока уплаты налога, вызванное судебным разбирательством, в силу статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации компенсируется бюджету взысканием пеней.
При таких обстоятельствах, запрошенные Обществом обеспечительные меры соответствуют характеру заявленных требований, соразмерны ему, направлены как на уменьшение негативных последствий действия решения налогового органа и обеспечение зашиты имущественных интересов Общества, так и на соблюдение частных и публичных интересов, в связи с чем, подлежат принятию.
Учитывая изложенное, ходатайство заявителя о принятии истребуемых им обеспечительных мер необоснованно оставлено судом первой инстанции без удовлетворения, так как имеются основания для принятия обеспечительных мер, предусмотренные частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что решение и требование оспариваются налогоплательщиком частично, суд апелляционной инстанции считает необходимым и достаточным в качестве обеспечительной меры запретить Инспекции производить предусмотренные статьями 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации действия по принудительному взысканию задолженности, начисленной на основании решения N 3 от 24.06.2010 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", а именно, в части пеней по НДС в сумме 2 238 343 руб. 44 коп., недоимки по НДС в сумме 4 370 538 руб., налоговых санкций по НДС в сумме 514 557 руб. 90 коп., а также задолженности, предложенной к уплате в требовании N 1151 об уплате налога, сбора, пени и штрафа по состоянию на 24 июня 2010 года ,а именно недоимки по НДС в сумме 4 168 831 руб. 10 коп.
При таких обстоятельствах, определение суда первой инстанции подлежит отмене.
Исходя из смысла подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации по апелляционной жалобе на определение об обеспечении иска или на определение об отказе в обеспечении иска государственная пошлина не уплачивается.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 4 статьи 272, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение от 25.10.2010 по делу N А75-8783/2010 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры отменить. Принять новый судебный акт.
Заявление общества с ограниченной ответственностью "Ирина" о принятии мер по обеспечению имущественных интересов заявителя удовлетворить частично.
Запретить Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Когалым производить предусмотренные статьями 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации действия по принудительному взысканию задолженности, начисленной на основании решения N 3 от 24.06.2010 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", а именно, в части пеней по налогу на добавленную стоимость в сумме 2 238 343 руб. 44 коп., недоимки по налогу на добавленную стоимость в сумме 4 370 538 руб., налоговых санкций по налогу на добавленную стоимость в сумме 514 557 руб. 90 коп., а также задолженности, предложенной к уплате в требовании N 1151 об уплате налога, сбора, пени и штрафа по состоянию на 24 июня 2010 года, а именно недоимки по налогу на добавленную стоимость в сумме 4 168 831 руб. 10 коп.
Обеспечительные меры принять до вступления в законную силу итогового судебного акта по делу N А75-8783/2010.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-8783/2010
Истец: общество с ограниченной ответственностью "Ирина"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Когалым
Третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу
Хронология рассмотрения дела:
17.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13430/11
03.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13430/11
24.06.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2744/11
09.03.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-80/2011
16.02.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10917/2010