город Омск |
|
15 февраля 2011 г. |
Дело N А46-10559/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 февраля 2011 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Киричёк Ю.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
(регистрационный номер 08АП-10969/2010)
общества с ограниченной ответственностью "СПЕЦЭНЕРГОКОМПЛЕКТ - 2000", ОГРН 1036603980698 (далее - ООО "СПЕЦЭНЕРГОКОМПЛЕКТ - 2000"; Общество; заявитель)
на решение Арбитражного суда Омской области от 09.11.2010 по делу N А46-10559/2010 (судья Суставова О.Ю.), принятое
по заявлению ООО "СПЕЦЭНЕРГОКОМПЛЕКТ - 2000"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России; Управление; антимонопольный орган),
при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Государственного учреждения - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ - ОРО ФСС Омской области)
о признании недействительными приказов от 20.05.2010 N 90, N 91, N 92, N 93 и обязании совершить действия,
при участии в судебном заседании:
от ООО "СПЕЦЭНЕРГОКОМПЛЕКТ - 2000" ? Незнамова В.Д. по доверенности от 24.08.2010 N 23, действительной до 31.05.2011 (личность удостоверена паспортом гражданина РФ);
от Омского УФАС России - Кусановой Ш.М. по доверенности от 11.01.2011 N 05-03/ШК, действительной до 31.12.2011 (удостоверение N 4614);
от ГУ - ОРО ФСС Омской области - Бакояна К.Х. по доверенности от 07.02.2011 N 16, действительной до 31.12.2011 (удостоверение N 240; Канушина Е.А. по доверенности от 23.12.2010 N 140, действительной до 31.12.2011 (удостоверение N 160),
УСТАНОВИЛ:
ООО "СПЕЦЭНЕРГОКОМПЛЕКТ - 2000" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Омскому УФАС России в котором просило суд:
1) признать недействительным приказ от 20.05.2010 N 90 о включении сведений об Обществе в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от заключения государственного контракта по лоту N 4 (уникальный номер закупки на электронной торговой площадке www.sberbank-ast.ru 201003/4714/4700, номер реестровой записи РПН. 04508-10);
2) обязать Омское УФАС России исключить сведения об Обществе как о недобросовестном поставщике в Реестре недобросовестных поставщиков (номер реестровой записи РНП.04508-10);
3) взыскать с Омского УФАС России судебные расходы на услуги представителя в сумме 5000 руб.
Определением Арбитражного суда Омской области от 23.08.2010 по делу N А46- 10559/2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, было привлечено ГУ - ОРО ФСС Омской области).
В судебном заседании 14.10.2010 Арбитражный суд Омской области установил, что в его производстве имеются дела N А46-10559/2010, N А46-10560/2010, N А46-10561/2010, N А46-10633/2010, которые связаны между собой по основаниям возникновения заявленных требований и представленным доказательствам, а совместное рассмотрение указанных дел приведет к более полному и быстрому рассмотрению заявленных в рамках названных дел требований.
Определением от 14.10.2010 по делу N А46-10559/2010 в одно производство были объединены дела N А46-10559/2010, N А46-10560/2010, N А46-10561/2010, N А46- 10633/2010; делу присвоен номер N А46-10559/2010.
Таким образом, предметом рассмотрения суда по данному делу являются требования ООО "СПЕЦЭНЕРГОКОМПЛЕКТ - 2000" к Омскому УФАС России о:
- признании недействительным приказа от 20.05.2010 N 90 о включении сведений об Обществе в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от заключения государственного контракта по лоту N 4 (уникальный номер закупки на электронной торговой площадке www.sberbank-ast.ru 201003/4714/4700, номер реестровой записи РПН. 04508-10);
- признании недействительным приказа от 20.05.2010 N 91 о включении сведений об Обществе в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от заключения государственного контракта по лоту N 5 (уникальный номер закупки на электронной торговой площадке www.sberbank-ast.ru 201003/4714/4702, номер реестровой записи РПН. 04509-10);
- признании недействительным приказа от 20.05.2010 N 92 о включении сведений об Обществе в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от заключения государственного контракта по лоту N 6 (уникальный номер закупки на электронной торговой площадке www.sberbank-ast.ru 201003/4714/4703, номер реестровой записи РПН. 04510-10);
- признании недействительным приказа от 20.05.2010 N 93 о включении сведений об Обществе в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от заключения государственного контракта по лоту N 8 (уникальный номер закупки на электронной торговой площадке www.sberbank-ast.ru 201003/4714/4706, номер реестровой записи РПН. 04511-10);
- обязании Омское УФАС России исключить сведения об Обществе как о недобросовестном поставщике в Реестре недобросовестных поставщиков (номер реестровой записи РПН. 04508-10, номер реестровой записи РПН. 04509-10, номер реестровой записи РПН. 04510-10, номер реестровой записи РПН. 04511-10);
- взыскании с Омского УФАС России транспортных расходов и расходов на услуги представителя в общей сумме 23 620 руб.
Решением Арбитражного суда Омской области от 09.11.2010 в удовлетворении требований заявителя отказано.
В качестве правового обоснования принятого судебного акта, суд первой инстанции указал, что им не установлено нарушение порядка издания обжалуемых приказов.
ООО "СПЕЦЭНЕРГОКОМПЛЕКТ - 2000", не согласившись с принятым судебным актом, обратилось с апелляционной жалобой в арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 09.11.2010 по делу N А46-10559/2010 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель отмечает, что антимонопольным органом не проводилась внеплановая проверка, в связи с чем, сведения об Обществе, как о недобросовестном поставщике были включены Омским УФАС на основании недостоверных сведений.
ООО "СПЕЦЭНЕРГОКОМПЛЕКТ - 2000" отмечает, что им никаких уведомлений об отказе от заключения контракта в адрес ГУ - ОРО ФСС Омской области не направлялось.
Общество считает недостаточным установление одного лишь факта уклонения участника размещения заказа, признанного победителем аукциона, от заключения государственного контракта, так как должно быть установлено, что участник размещения заказа отказался от заключения контракта (должно быть уведомление об этом).
Податель жалобы ссылается на то, что в течение срока подписания контракта обращался к ГУ - ОРО ФСС Омской области с просьбой повторно выслать на его электронный адрес контракт для подписания.
Омское УФАС России в письменном отзыве на апелляционную жалобу антимонопольного органа и в устном выступлении суда апелляционной инстанции просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ГУ - ОРО ФСС Омской области поддержало позицию антимонопольного органа.
В судебном заседании участвующие в деле лица поддержали свои доводы по основаниям, изложенным выше.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв антимонопольного органа, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ГУ - ОРОФСС в Омской области на основании приказа от 17.03.2010 N 776 было принято решение о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить государственный контракт на поставку инвалидам кресел-колясок различных модификаций.
29.03.2010 ГУ-ОРО ФСС Омской области на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" по электронному адресу www.sberbank-ast.ru было размещено извещение N 2 о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку инвалидам кресел-колясок различных модификаций.
Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме N 2 от 26.04.2010 по лоту N 4 "Поставка инвалидам кресел-колясок с ручным приводом от обода колеса комнатных для взрослых (для лиц страдающих тяжелыми формами заболеваний опорно-двигательного аппарата, в т.ч. спинальных больных) с откидной спинкой" (далее - лот N 4), по лоту N 5 "Поставка инвалидам кресел-колясок с ручным приводом от обода колеса прогулочных для взрослых" (далее - лот N 5), по лоту N 6 "Поставка инвалидам кресел-колясок с ручным приводом от обода колес для взрослых, повышенной грузоподъемности" (далее - лот N 6), по лоту N 8 "Поставка инвалидам кресел-колясок с рычажным приводом - 10 штук" (далее - лот N 8) поступило две заявки на участие в аукционе в электронной форме.
На основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме аукционной комиссией принято решение о допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме двух участников размещения заказа и о признании их участниками открытого аукциона.
Из Протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме N 2 от 29.04.2010 следует, что аукционная комиссия рассмотрела вторые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме по лотам N 4, 5, 6, 8 на соответствие участников открытого аукциона требованиям, предусмотренным документацией об открытом аукционе в электронной форме и приняла решение о соответствии только заявки ООО "СПЕЦЭНЕРГОКОМПЛЕКТ-2000" на участие в открытом аукционе в электронной форме требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме.
На основании части 11 статьи 41.11 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" аукционная комиссия признала открытый аукцион в электронной форме по лотам N 4, 5, 6, 8 несостоявшимся.
Протокол подведения итогов открытого аукциона в электронной форме N 2 от 29.04.2010 был размещен ГУ-ОРО ФСС Омской области на электронной площадке "Автоматизированная система торгов ЗАО "Сбербанк-АСТ" 30.04.2010.
Проект контракта ГУ-ОРО ФСС Омской области направило оператору электронной площадки 04.05.2010.
Регламентированный срок отправления подписанного участником открытого аукциона проекта государственного контракта был определен оператором электронной торговой площадки 10.05.2010.
11.05.2010 оператор электронной площадки "Автоматизированная система торгов ЗАО "Сбербанк-АСТ" через почтовый ящик ГУ-ОРОФСС Омской области в Системе электронных торгов уведомил об уклонении ООО "СПЕЦЭНЕРГОКОМПЛЕКТ - 2000" от заключения государственного контракта по лотам N 4, 5, 6, 8.
Согласно пункту 6 Протокола о признании открытого аукциона в электронной форме N 2 несостоявшимся от 12.05.2010 аукционная комиссия, руководствуясь частями 11 и 14 статьи 41.12 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", приняла решение: признать открытый аукцион в электронной форме N 2 по лотам N 4, 5, 6, 8 несостоявшимся; признать ООО "СПЕЦЭНЕРГОКОМПЛЕКТ - 2000" уклонившимся от заключения контракта по лотам N 4, 5, 6, 8.
Письмом от 12.05.2010 ООО "СПЕЦЭНЕРГОКОМПЛЕКТ-2000" уведомило ГУ- ОРОФСС Омской области о том, что государственный контракт оказался не заключен по причине незнания технических моментов работы с электронной площадкой и неточным знанием менеджером Общества Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". В связи с чем, Общество просило заключить с ним государственные контракты по лотам N 4, 5, 6, 8.
13.05.2010 ГУ-ОРОФСС Омской области направило в Омское УФАС России письмо N 02-32/27/2415, в котором информировало уполномоченный орган об уклонении ООО "СПЕЦЭНЕРГОКОМПЛЕКТ - 2000" от заключения государственного контракта по лотам N 4, 5, 6, 8.
Во исполнение статьи 19 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и на основании поступивших от ГУ-ОРОФСС Омской области документов Омское УФАС России 20.05.2010 издало приказы N 90, 91, 92, 93 "О включении в Реестр недобросовестных поставщиков", в соответствии с которыми в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от заключения государственного контракта по лотам N 4, 5, 6, 8 включены сведения об ООО "СПЕЦЭНЕРГОКОМПЛЕКТ - 2000", представленные ГУ-ОРОФСС Омской области, сроком на два года.
Письмом от 26.05.2010 N 03-2008 Омское УФАС России сообщило ООО "СПЕЦЭНЕРГОКОМПЛЕКТ - 2000" о том, что по результатам рассмотрения обращения ГУ-ОРОФСС Омской области сведения об Обществе в связи с уклонением от заключения государственных контрактов по лотам N 4, 5, 6, 8 включены Федеральной антимонопольной службой в Реестр недобросовестных поставщиков (номера реестровых записей РНП.04508-10, РНП. 04509-10, РНП. 04510-10, РНП. 04511-10 от 25.05.2010).
Полагая, что упомянутые выше приказы Омского УФАС России, нарушают права и законные интересы Общества, последнее обратилось в арбитражный суд первой инстанции с заявленными требованиями.
09.11.2010 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Порядок включения лиц в реестр недобросовестных поставщиков закреплен в статье 19 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В части 5 данной статьи указано, что в случае, если единственный участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе, заявку на участие в аукционе или котировочную заявку, либо участник размещения заказа, признанный единственным участником кон курса или аукциона, либо участник аукциона, единственно участвующий в аукционе, уклонился от заключения государственного или муниципального контракта, заказчик в течение пяти рабочих дней со дня истечения срока подписания контракта, указанного в конкурсной документации, документации об аукционе или в извещении о проведении запроса котировок, направляет в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти сведения, предусмотренные пунктами 1 - 3 части 3 настоящей статьи, а также выписку из протокола рассмотрения заявок на участие в кон курсе, протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе, уведомление, направленное единственным участником размещения заказа, подавшим заявку на участие в конкурсе, заявку на участие в аукционе или котировочную заявку, либо участником размещения заказа, признанным единственным участником конкурса или аукциона, либо единственным участником аукциона, участвующим в аукционе, об отказе от заключения контракта, решение суда о понуждении такого участника к заключению контракта (при его наличии) и иные свидетельствующие об отказе указанных лиц от заключения контракта документы.
В соответствии с пунктом 6 приказа Федеральной антимонопольной службы России от 27.08.2007 N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" сведения об участниках размещения заказов,
уклонившихся от заключения государственных или муниципальных контрактов, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 1 настоящего Приказа, а также сведения о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми государственные или муниципальные контракты расторгнуты в связи с существенным нарушением ими условий контракта, включать в реестр недобросовестных поставщиков на основании приказа руководителя ФАС России.
Пунктом 12 Приказа Федеральной антимонопольной службы России от 27.08.2007 N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" указано на необходимость территориальным органам ФАС России в срок до 7 сентября 2007 года издать приказ о ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках в соответствии с настоящим Приказом.
Омским УФАС России были изданы Приказ от 04.09.2007 N 85-ОД "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" и Приказ от 06.09.2007 N 87-ОД "О Комиссии по контролю в сфере размещения заказов".
Согласно Порядку ведения реестра недобросовестных поставщиков Омским УФАС России, утвержденному Приказом руководителя Омского УФАС России от 04.09.2007 N 85-ОД, в случае если представленные заказчиком документы однозначно свидетельствуют об уклонении участника размещения заказа от заключения контракта, то сведения о таком участнике включаются в реестр на основании приказа руководителя Омского УФАС России.
Судом первой инстанции установлено и имеющиеся в материалах дела документы свидетельствуют, что Омское УФАС России расценило поступившие от ГУ-ОРОФСС Омской документы, как свидетельствующие об уклонении ООО "СПЕЦЭНЕРГОКОМПЛЕКТ - 2000" от заключения государственного контракта на поставку по лотам N 4, 5, 6, 8.
ГУ-ОРОФСС Омской области на основании приказа от 17.03.2010 N 776 было принято решение о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить государственный контракт на поставку инвалидам кресел-колясок различных модификаций.
Порядок размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме определен главой 3.1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Согласно части 1 статьи 41.1 данного Федерального закона под открытым аукционом в электронной форме на право заключить государственный или муниципальный контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в сети Интернет в порядке, установленном настоящей главой.
Под электронной площадкой понимается сайт в сети Интернет, на котором проводятся открытые аукционы в электронной форме.
Оператором электронной площадки является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, государственная регистрация которых осуществлена в установленном порядке на территории Российской Федерации, которые владеют электронной площадкой, необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами и обеспечивают проведение открытых аукционов в электронной форме в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов (часть 2 статьи 41.1 данного Федерального закона).
29.03.2010 ГУ-ОРОФСС Омской области на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" по электронному адресу www.sberbank-ast.ru было размещено извещение N 2 о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку инвалидам кресел-колясок различных модификаций.
Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме N 2 от 26.04.2010 по лотам N 4, 5, 6, 8 поступило две заявки на участие в аукционе в электронной форме.
На основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме аукционной комиссией принято решение о допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме двух участников размещения заказа и о признании их участника ми открытого аукциона.
Из Протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме N 2 от 29.04.2010 следует, что аукционная комиссия рассмотрела вторые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме по лотам N 4, 5, 6, 8 на соответствие участников открытого аукциона требованиям, предусмотренным документацией об открытом аукционе в электронной форме и приняла решение u1086 о соответствии только заявки ООО "СПЕЦЭНЕРГОКОМПЛЕКТ - 2000" на участие в открытом аукционе в электронной форме требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме.
На основании части 11 статьи 41.11 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" аукционная комиссия признала открытый аукцион в электронной форме по лотам N 4, 5, 6, 8 несостоявшимся.
В соответствии с частью 8 статьи 41.11 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" протокол подведения итогов открытого аукциона в электронной форме подписывается всеми присутствующими на заседании членами аукционной комиссии и заказчиком в день окончания рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе. В течение дня, следующего за днем подписания протокола, протокол размещается заказчиком на электронной площадке.
Протокол подведения итогов открытого аукциона в электронной форме N 2 от 29.04.2010 был размещен ГУ-ОРОФСС Омской области на электронной площадке "Автоматизированная система торгов ЗАО "Сбербанк-АСТ" 30.04.2010.
Частью 15 статьи 41.11 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" установлено, что в случае, если открытый аукцион в электронной форме признан несостоявшимся и только одна заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме, поданная участником открытого аукциона, принявшим участие в открытом аукционе, признана соответствующей требованиям, предусмотренным документацией об открытом аукционе в электронной форме, заказчик направляет оператору электронной площадки проект контракта, прилагаемого к документации об открытом аукционе, без подписи контракта заказчиком в течение четырех дней со дня размещения на электронной площадке указанного в части 11 настоящей статьи протокола.
Заключение контракта с участником открытого аукциона, подавшим такую заявку на участие в открытом аукционе, осуществляется в соответствии с частями 3-8, 11, 12, 17 - 19 статьи 41.12 настоящего Федерального закона.
При этом государственный или муниципальный контракт заключается на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе, по минимальной цене контракта, предложенной указанным участником открытого аукциона при проведении открытого аукциона. Указанный участник размещения заказа не вправе отказаться от заключения государственного или муниципального контракта.
Таким образом, заказчик обязан был направить оператору электронной площадки проект контракта в период с 01.05.2010 по 04.05.2010.
Проект контракта ГУ-ОРОФСС Омской области направило оператору электронной площадки 04.05.2010. Регламентированный срок отправления подписанного участником открытого аукциона проекта государственного контракта был определен оператором электронной торговой площадки 10.05.2010.
Согласно части 3 статьи 41.12 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в течение одного часа с момента получения проекта контракта оператор электронной площадки направляет проект контракта без электронной цифровой подписи лица, имеющего право действовать от имени заказчика, участнику открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт.
Частью 4 указанной статьи предусмотрено, что в течение шести дней со дня получения проекта контракта участник открытого аукциона в электронной форме направляет оператору электронной площадки проект контракта, подписанный электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника открытого аукциона, а также подписанный электронной цифровой подписью указанного лица документ об обеспечении исполнения контракта в случае, если заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта.
При этом участник открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, признается уклонившимся от заключения государственного контракта в случае, если такой участник открытого аукциона в срок, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, не направил оператору электронной площадки проект контракта, подписанный электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника размещения заказа, а также подписанный электронной цифровой подписью указанного лица документ об обеспечении исполнения контракта при условии, что заказчиком было установлено требование обеспечения исполнения контракта (часть 11 статьи 41.12 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд").
В данном случае непредставление ООО "СПЕЦЭНЕРГОКОМПЛЕКТ - 2000" заказчику в определенный аукционной документацией срок подписанного и соответствующего требованиям проведенного аукциона проекта контракта подтверждается материалами дела и заявителем не оспаривается.
Таким образом, такое поведение заявителя обоснованно было расценено заказчиком как уклонение от заключения контракта, что послужило основанием для составления аукционной комиссией протокола от 12.05.2010 и дальнейшего направления сведений в антимонопольный орган для включения общества в реестр недобросовестных поставщиков письмом от 13.05.2010 N 02-32/27/2415.
В апелляционной жалобе ее податель отмечает, что Омским УФАС России не проводилась внеплановая проверка, в связи с чем, сведения об ООО "СПЕЦЭНЕРГОКОМПЛЕКТ - 2000" как о недобросовестном поставщике были включены антимонопольным органом на основании недостоверных сведений.
Арбитражный суд апелляционной инстанции расценивает данный довод Общества как несостоятельный в силу следующего.
В соответствии с частью 8 статьи 19 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в случае поступления сведений об уклонении участника размещения заказа от заключения контракта и отсутствия документов, свидетельствующих об отказе участника размещения заказа от заключения контракта, в течение десяти рабочих дней уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти осуществляет проверку факта уклонения участника размещения заказа от заключения контракта. В случае подтверждения факта уклонения участника размещения заказа от заключения контракта уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти осуществляет размещение сведений, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в реестре недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней со дня подтверждения указанного факта.
В Омское УФАС России из ГУ - ОРО ФСС Омской области поступили материал и информация, свидетельствующие об уклонении заявителя от заключения государственных контрактов.
Согласно порядку ведения реестра, в случае, если представленные заказчиком документы свидетельствуют об уклонении участника размещения заказа от заключения контракта, сведения о таком участнике включаются в реестр на основании приказа руководителя антимонопольного органа.
Поскольку представленные заказчиком (ГУ - ОРО ФСС Омской области) указывают на уклонение участника размещения заказа от заключения контрактов, антимонопольным органом на их основании были изданы обжалуемые Обществом приказы о включении в реестр сведений.
ООО "СПЕЦЭНЕРГОКОМПЛЕКТ - 2000" в апелляционной жалобе ссылается на то обстоятельство, что им в адрес ГУ - ОРО ФСС Омской области никаких уведомлений от заключения контрактов не направлялось.
Однако Обществом не учтено, что в соответствии с подпунктами "в", "д" Постановление Правительства РФ от 15.05.2007 N 292 "Об утверждении Положения о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков" случае если единственный участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе (аукционе), либо участник размещения заказа, признанный единственным участником конкурса (аукциона), либо участник аукциона, единственно участвующий в аукционе, уклонился от заключения государственного или муниципального контракта, заказчик в течение 5 дней с даты истечения срока подписания контракта, указанного в конкурсной документации или документации об аукционе, направляет в уполномоченный орган, в том числе копию уведомления, направленного единственным участником размещения заказа, подавшим заявку на участие в конкурсе (аукционе), либо участником размещения заказа, признанным единственным участником конкурса (аукциона), либо участником аукциона, единственно участвующим в аукционе, об отказе от заключения контракта (при его наличии); иные документы (при их наличии), свидетельствующие об отказе единственного участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в конкурсе (аукционе), либо участника размещения заказа, признанного единственным участником конкурса (аукциона), либо участника аукциона, единственно участвующего в аукционе, от заключения контракта.
В силу части 4, 11 статьи 41.12 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в течение пяти дней со дня получения проекта контракта участник открытого аукциона в электронной форме направляет оператору электронной площадки проект контракта, подписанный электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника открытого аукциона, а также подписанный электронной цифровой подписью указанного лица документ об обеспечении исполнения контракта в случае, если заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта или предусмотренный частью 4.1 настоящей статьи протокол разногласий.
Участник открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если такой участник открытого аукциона в срок, предусмотренный частями 4, 4.4 и 4.6 настоящей статьи, не направил оператору электронной площадки подписанный электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника размещения заказа, проект контракта или протокол разногласий в случаях, предусмотренных настоящей статьей, либо не направил подписанный электронной цифровой подписью указанного лица проект контракта по истечении тринадцати дней со дня размещения на электронной площадке указанного в части 8 статьи 41.11 настоящего Федерального закона протокола в случае, предусмотренном частью 4.4 настоящей статьи, а также подписанный электронной цифровой подписью указанного лица документ об обеспечении исполнения контракта при условии, что заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Из анализа указанных правовых норм следует, что документы, на отсутствие которых ссылается Общество, должны направляться в уполномоченный орган только в случае существования таковых, так как уклонение от заключения контракта может выражаться как в форме действия в виде направления уведомления об отказе от заключения контракта, так и в форме бездействия.
Довод подателя жалобы о том, что контракт не заключен по причине незнания работниками Общества технических моментов работы с электронной площадкой, не может быть признан обоснованным, поскольку в соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная деятельность, осуществляемая на свой риск.
При таких условиях суд апелляционной инстанции приходит к заключению о том, что заявитель не доказал наличие объективных обстоятельств, препятствующих представлению надлежащего обеспечения исполнения государственного контракта.
В апелляционной жалобе ее податель указывает на то, что к нему должны быть применены положения статьи 528 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом заявителем не учтено, что в силу части 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона.
Поскольку вышеупомянутым нормативным актом установлен особый порядок и сроки подписания государственного контракта участником открытого в электронной форме, то именно нормы названного правового акта подлежат применению в настоящем конкретном случае.
В связи с указанным является также несостоятельным довод Общества о том, что после пропуска срока ООО "СПЕЦЭНЕРГОКОМПЛЕКТ - 2000" выходило на связь с ГУ - ОРО ФСС Омской области с просьбой направить в его адрес проекты контрактов, поскольку такой порядок заключения государственных контрактов при проведении открытого аукциона в электронной форме не предусмотрен положениями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В ходе рассмотрения настоящего спора в порядке апелляционного производства от Общества поступило ходатайство о возмещении расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его удовлетворения, так как в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В настоящем случае в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, в связи с чем, ходатайство Общества о возмещении расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы, удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к заключению о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Поскольку в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 1 информационного письма от 11.05.2010 N 139, Обществом при подаче апелляционной жалобы подлежала к уплате государственная пошлина в сумме 1000 руб., а фактически им была уплачена в сумме 2000 руб., то 1000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины подлежит возврату ООО "СПЕЦЭНЕРГОКОМПЛЕКТ - 2000" из федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 09.11.2010 по делу N А46-10559/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "СПЕЦЭНЕРГОКОМПЛЕКТ - 2000", ОГРН 1036603980698, из федерального бюджета 1000 руб. излишне уплаченной по платежному поручению N 1077 от 24.11.2010 на сумму 2000 руб. при подаче апелляционной жалобы государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.П. Кливер |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-10559/2010
Истец: общество с ограниченной ответственностью "СПЕЦЭНЕРГОКОМПЛЕКТ-2000"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Омской области
Третье лицо: Государственное учреждение - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации