г. Москва |
Дело N А40-106525/10-20-571 |
22 февраля 2011 г. |
N 09АП-948/2011-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2011 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Н.Н. Кольцовой,
судей: Н.О. Окуловой, В.Я. Голобородько,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.А. Чайка
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ИФНС России N 16 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.11.2010 г.
по делу N А40-106525/10-20-571, принятое судьей А.В. Бедрацкой,
по иску (заявлению) НУЗ "Центральная клиническая больница N 2 имени Н.А. Семашко ОАО "РЖД" (ИНН 7716511464, ОГРН 1047796593525)
к ИФНС России N 16 по г. Москве
об обязании возвратить ошибочно уплаченные средства;
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Гуляевой С.А. дов. N б/н от 01.04.2010;
от заинтересованного лица - Басирова А.А. дов. N 21-19/25746 от 03.08.2010;
УСТАНОВИЛ
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось НУЗ "Центральная клиническая больница N 2 имени Н.А. Семашко ОАО "РЖД" с заявлением к ИФНС России N 16 по г. Москве об обязании возвратить ошибочно уплаченные средства в размере 7.528.899,01 руб.
Решением суда от 30.11.2010 г. заявленные требования удовлетворены.
С решением суда не согласилась - ИФНС России N 16 по г. Москве и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заявитель возражает против удовлетворения апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения. По мнению заявителя, суд первой инстанции выяснил все обстоятельства дела, правильно применил нормы материального и процессуального права и вынес законное и обоснованное решение.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы исходя из следующего.
Материалами дела установлено, что учреждением в связи с необходимостью уплаты в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации обязательных страховых взносов, а именно страховой и накопительной частей за январь 2010 г., 03.02.2010 г. сформированы платежные поручения N 184 на сумму 6.655.784,41 руб., N 185 на сумму 873.114,69 руб.
Данные платежные поручения ошибочно отправлены в адрес ИФНС России N 16 по г. Москве вместо ГУ-ГУ ПФР N 6 по г. Москве и Московской области.
11.02.2010 г. учреждением направлены запросы в инспекцию и в ГУ-ГУ ПФР N 6 по г. Москве и Московской области об уточнении поступления денежных средств по указанным платежным поручениям.
17.02.2010 г. налоговый орган письмом N 07-14/05538 сообщил, что денежные средства по платежным поручениям N 184, N 185 поступили на счет инспекции и зачислены УФК в соответствии с КБК, указанным в платежных документах. Для того, чтобы осуществить возврат денежных средств, заявителю необходимо подать заявление в инспекцию с указанием причины возврата.
18.02.2010 г. заявитель обратился с заявлением в инспекцию отправить ошибочно перечисленные денежные средства по назначению.
10.03.2010 г. инспекция, в связи с отсутствием технической возможности осуществить зачет ошибочно оплаченных денежных средств, предложила заявителю представить в налоговый орган письменное заявление о возврате денежных средств на расчетный счет учреждения.
Заявителем 09.03.2010 г. заявление о возврате денежных средств на расчетный счет учреждения направлено в адрес инспекции.
06.04.2010 г. сторонами подписан акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам N 4302, в соответствии с которым у заявителя имеется переплата в сумме 6.657.368,89 руб. и 871.519,56 руб. Недоимка по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет у учреждения отсутствует.
18.05.2010 г. в ответ на заявление учреждения о возврате денежных средств на расчетный счет, инспекция сообщила, что провести зачеты (возвраты) по страховым взносам не представляется возможным, поскольку с 01.01.2010 г. налоговые органы не являются администраторами страховых взносов, зачисляемых в ПФР. Зачет или возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов производится органом контроля за уплатой страховых взносов по месту учета плательщика страховых взносов. При этом, органом, осуществляющим контроль за уплатой страховых взносов, является Пенсионный фонд Российской Федерации (ст.ст. 3, 26, 27 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования").
25.05.2010 г. в адрес УФНС России по г. Москве направлено письмо, с просьбой разрешить вопрос о возврате денежных средств.
20.07.2010 г. УФНС по г. Москве сообщило, что в настоящее время у налоговых органов отсутствуют основания для возврата (зачета) денежных платежей.
23.06.2010 г. ГУ-ГУ ПФР N 6 по г. Москве и Московской области выставило в адрес заявителя требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в размере 152.563,06 руб.
В апелляционной жалобе инспекция указывает на то, что возврат или зачет излишне уплаченных страховых взносов производится Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами.
Данные доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению исходя из следующего.
Уплата страховых взносов регулируется положениями Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы, а также имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов.
В соответствии с частью 11 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по письменному заявлению плательщика страховых взносов в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления. Форма заявления плательщика страховых взносов утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Приказом Минздравсоцразвития России от 11.12.2009 N 979н утверждена форма заявления плательщика о возврате излишне уплаченной суммы взносов. Данное обстоятельство свидетельствует о невозможности подачи плательщиком заявления о возврате или зачете в произвольной форме.
Часть 3 статьи 60 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусматривает, что суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 31.12.2009 включительно, подлежат зачету (возврату) в порядке, предусмотренном статьями 26 и 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
В свою очередь, пункт 4 статьи 2 Федерального закона от 30.11.2009 N 307-ФЗ предусматривает, что главным администратором доходов бюджета Фонда в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Фонд за расчетные периоды с 2002 г. по 2009 г. включительно, является Федеральная налоговая служба.
Согласно статье 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Письмом от 11.08.2010 г. ФНС N Ж-17-8/58 и ПФР N АД-30-24/8509@ предусмотрено, что в 2010 г. ФНС России является главным администратором доходов бюджета ПФР за расчетные периоды 2002-2009 гг. по следующим КБК: 182 102 02010 06 0000 160 "Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии"; 182 1 02 02020 06 0000 160 "Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии".
ФНС России и Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляют возвраты излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное страхование, пеней и штрафов, зачисляемых в бюджет ПФР на КБК, главным администратором которых является ФНС России, в следующем порядке: плательщик страховых взносов представляет заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов в территориальный орган ПФР по месту регистрации в качестве плательщика страховых взносов; территориальный орган ПФР рассматривает заявление плательщика страховых взносов с учетом информации, имеющейся в ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (АДВ-11), и декларации по страховым взносам.
По результатам рассмотрения указанных документов территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации принимают решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов (пеней, штрафов) и оформляют его по форме, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 11.12.2009 г. N 979н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование".
Указанное решение территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет с копией заявления плательщика о возврате страховых взносов, пеней и штрафов в налоговый орган по месту учета этого лица в качестве налогоплательщика.
Налоговый орган в течение пяти рабочих дней со дня получения решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о возврате, оформляет заявление на возврат суммы страховых взносов и направляет ее в установленном порядке в соответствующий орган Федерального казначейства для осуществления возврата страхователю в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Орган Федерального казначейства в установленном порядке направляет налоговому органу как администратору доходов бюджета документы, предусмотренные Порядком Минфина России от 05.09.2008 г. N 92н и Порядком Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н, подтверждающие проведение операции по возврату излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов (пеней, штрафов) плательщику.
Налоговый орган направляет территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации в рамках Соглашения об информационном обмене между ФНС России и ПФР копии электронных документов, исполненных органами Федерального казначейства при осуществлении возврата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Заявление о возврате переплаты по страховым взносам ранее представлялось заявителем и в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, и было оставлено без исполнения.
Как правильно указано судом первой инстанции, бездействие органа пенсионного фонда по непринятию соответствующего решения и направлению его в налоговый орган, а также бездействие налогового органа по непринятию решения о возврате денежных средств и направлению его в УФК лишает учреждение возможности произвести расчеты с Пенсионным фондом Российской Федерации, ведет к образованию задолженности по уплате обязательных взносов и начислению пеней.
Кроме того, 20.12.2010 г. инспекция перечислила в адрес заявителя денежные средства в сумме 6.655.784,41 руб. платежным поручением N 204, в сумме 871.519,56 руб. платежным поручением N 203, что по существу является исполнением решения суда и может быть учтено в рамках исполнительного производства.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Нормы материального права правильно применены судом, нарушений норм процессуального права не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.11.2010 г. по делу N А40-106525/10-20-571 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Кольцова |
Судьи |
В.Я. Голобородько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-106525/2010
Истец: НУЗ "Центральная клиническая больница N 2 имени Н. А. Семашко ОАО РЖД"
Ответчик: ИФНС N16 ПО Г. МОСКВЕ
Хронология рассмотрения дела:
09.06.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КА-А40/5459-11