город Омск |
|
02 марта 2011 г. |
Дело N А46-1193/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 марта 2011 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
(регистрационный номер 08АП-1724/2011)
закрытого акционерного общества "Механическая мастерская "Омскхлебопродукт"
на решение Арбитражного суда Омской области от 21.12.2010
по делу N А46-1193/2010 (судья Чернышёв В.И.),
принятое по заявлению закрытого акционерного общества "Механическая мастерская "Омскхлебопродукт"
к Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Омской области,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительства Омской области, федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля", Администрации города Омска, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области,
об исправлении кадастровой ошибки,
при участии в судебном заседании представителей:
от закрытого акционерного общества "Механическая мастерская "Омскхлебопродукт" - Чобанян Л.Г. (паспорт, по доверенности от 18.12.2009 сроком действия 3 года);
от Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Омской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от Правительства Омской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от Администрации города Омска - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - Джурмий Е.А. (паспорт, доверенность N 255 от 30.12.2010 сроком действия до 31.12.2011),
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Механическая мастерская "Омскхлебопродукт" (ОГРН 1025501380046, ИНН 5507046234) (далее - ЗАО "Механическая мастерская "Омскхлебопродукт", общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительства Омской области, Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее по тексту - ФГУП ФКЦ "Земля"), в котором просит исправить с 27.12.2007 кадастровую ошибку в сведениях государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 02 01:2005, заменив размер кадастровой стоимости земельного участка с 88708757 руб. 28 коп. на 8836891 руб. 44 коп. и удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв.м. земельного участка с 3633 руб. 52 коп. на 361 руб. 96 коп.; взыскать с Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области государственную пошлину, уплаченную при подаче настоящего заявления, в размере 2 000 рублей.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заинтересованного лица была привлечена Администрация города Омска (определение от 20.05.2010).
Определением от 20.04.2010 по настоящему делу была назначена математическая экспертиза; производство по делу N А46-1193/2010 приостановливалось до получения заключения эксперта.
14.10.2010 в порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Омской области (далее по тексту - ФГУ "Земельная кадастровая палата").
В судебном заседании 18.11.2010 ЗАО "Механическая мастерская "Омскхлебопродукт" заявило ходатайство об отказе от исковых требований в части, заявленной к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (после реорганизации - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, сокращенно - Управление Росреестра по Омской области). Судом данное ходатайство удовлетворено, производство по делу в данной части прекращено (определение суда от 08.11.2010). Управление Росреестра по Омской области указанным определением также привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заинтересованного лица.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции ЗАО "Механическая мастерская "Омскхлебопродукт" в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неоднократно уточняло заявленные требования, представив их в окончательной редакции в следующем виде:
"1. Исправить с 27.12.2007 кадастровую ошибку в сведениях государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 02 01:2005, обязав Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Омской области заменить сведения о кадастровой стоимости земельного участка с 88708757 руб. 28 коп. на 8836891 руб. 44 коп. и удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв.м. земельного участка с 3633 руб. 52 коп. на 361 руб. 96 коп.;
2. Взыскать с Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Омской области государственную пошлину, уплаченную при подаче заявления, в размере 2 000 руб.".
Решением от 21.12.2010 по делу N А46-1193/2010 Арбитражный суд Омской области отказал в удовлетворении заявленных ЗАО "Механическая мастерская "Омскхлебопродукт" требований в полном объеме.
При принятии обжалуемого решения арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что в настоящий момент обжалование в судебном порядке отчёта N 05-09/02, подготовленного Омским филиалом ФГУП ФКЦ "Земля", невозможно, постановление Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-п "О внесении изменений в постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" не признано недействующим в части утверждения кадастровой стоимости, в связи с чем суд пришел к выводу об отсутствии кадастровой ошибки. В обоснование своей позиции относительно невозможности обжалования в судебном порядке отчета оценщика арбитражный суд сослался на правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в информационном письме от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком".
Не согласившись с принятым судебным актом, ЗАО "Механическая мастерская "Омскхлебопродукт" обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд. По мнению общества, исправление кадастровой ошибки в судебном порядке является самостоятельным способом защиты нарушенных прав общества и не требует от суда признания отчета об оценке незаконным или недействующим нормативно-правового акта. Для исправления кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости достаточно установить ошибку в отчете или ином документе, на основании которого внесены сведения в кадастр. Податель апелляционной жалобы также полагает, что анализ указанного информационного письма позволяет сделать вывод о том, что отчет независимого оценщика может быть оспорен в самостоятельном порядке только до возникновения правоотношений, для целей которых проводилась оценка. Во всех иных случаях оспаривается непосредственно правоотношение, в котором использованы результаты оценки, в нашем случае - это государственный кадастр недвижимости. Отчет независимого оценщика становится исключительно доказательством: либо достоверности, правильности оспариваемого правоотношения, либо его недостоверности.
Кроме того, ЗАО "Механическая мастерская "Омскхлебопродукт" ссылается на нарушения судом норм процессуального права, выразившиеся, по мнению общества, в том, что суд не дал оценку имеющимся в материалах дела заключению оценочной компании, экспертизе Иванкиной Е.В. и математической экспертизе как письменным доказательствам, а также решению Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 04.08.2010 года по делу N 05/19-09, из текста которого следует, что "...выявлена недостоверность и произвольность установления кадастровой стоимости земельных участков по 9 виду разрешенного использования в связи с неправильным математическим расчетом кадастровой стоимости на основе статистической модели экспоненциального вида...".
От Правительства Омской области в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу. Правительство Омской области считает, что апелляционная жалоба ЗАО "Механическая мастерская "Омскхлебопродукт" не обоснованна, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельства дела, установленным в ходе судебного разбирательства, и имеющимся в деле доказательствам, каких-либо нарушений, неправильного применения норм права судом не допущено, в связи с чем просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Правительством Омской области в указанном отзыве также заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
В представленном до судебного заседания отзыве Управление Росреестра по Омской области также просит оставить решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу ЗАО "Механическая мастерская "Омскхлебопродукт" - без удовлетворения.
От иных лиц, участвующих в деле, отзывов в материалы дела не поступило.
Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Омской области, федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля", Администрация города Омска, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении слушания по делу не заявили.
Суд апелляционной инстанции в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ЗАО "Механическая мастерская "Омскхлебопродукт" поддержал требования, заявленные в апелляционной жалобе, представитель Управления Росреестра по Омской области заявленные требования отклонил по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителей ЗАО "Механическая мастерская "Омскхлебопродукт" и Управления Росреестра по Омской области, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ЗАО "Механическая мастерская "Омскхлебопродукт" зарегистрировано в качестве юридического лица 11.11.1998 Городской регистрационной палатой Департамента недвижимости Администрации г. Омска.
На основании договора купли-продажи земельного участка от 30.06.2006 N 219-233 за обществом зарегистрирован на праве собственности земельный участок площадью 24414,00 кв.м. с кадастровым номером 55:36:19 02 01:2005, предоставленный для производственных целей под строение, расположен на землях поселений относительно 2-этажного здания (электроцех N 2), имеющего почтовый адрес: г. Омск, Кировский административный округ, ул. 3-я Автомобильная, д. 2а, о чём 04.09.2006 Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Омской области выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 55 АВ N 221021.
Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36, в который входит земельный участок, принадлежащий обществу.
Из кадастрового плана земельного участка от 17.04.2006 N 36/06-8935 следует, что кадастровая стоимость земельного участка заявителя определялась, исходя из вида разрешённого использования (для производственных целей под строения), который в таком виде в постановлении Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п не значится.
Решением Арбитражного суда Омской области по делу N А46-2339/2009 по заявлению ЗАО "Механическая мастерская "Омскхлебопродукт" к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области о признании незаконными действий по внесению в Государственный земельный кадастр экономических характеристик - кадастровой стоимости в размере 88708757 руб. 28 коп., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 3633 руб. 52 коп. за один квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 02 01:2005 площадью 24414 кв. м, обязании исключить из Государственного кадастра недвижимости указанные экономические показатели, заявленные требования общества удовлетворены.
Указанный судебный акт обжалован не был, вступил в законную силу 11.05.2009.
27.05.2009 Территориальным отделом N 1 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области на основании решения Арбитражного суда Омской области по делу N А46-2339/2009, письма Управления Роснедвижимости по Омской области N 01-18/766 от 19.05.2009 принято решение N 36/09-8778 об исключении из ГКН сведений о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка согласно решению Арбитражного суда Омской области; внесении в ГКН сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 02 01:2005 в размере 88708757 руб. 28 коп. согласно постановлению Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-п "О внесении изменения в Постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36".
В письме от 29.12.2009, направленном исполняющему обязанности руководителя Управления Роснедвижимости по Омской области, общество просит предпринять необходимые действия, направленные на устранение кадастровой ошибки, допущенной в расчёте ФГУП ФКЦ "Земля" кадастровой стоимости согласно отчёту N 05-09/02 от 27.11.2007.
Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области, не признав математических ошибок в расчёте кадастровой стоимости земельных участков и удельных показателей кадастровой стоимости, отказало во внесении изменений в государственный кадастр недвижимости, о чём свидетельствует письмо от 19.01.2010 N 06-05/60.
Согласно представленной в материалы дела кадастровой выписке о земельном участке от 22.11.2010 N 5536/221/09-311 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 02 01:2005 площадью 24 414 кв.м. составляет 88708757 руб. 28 коп. Исходя из приведённых данных удельный показатель кадастровой стоимости составляет 3633 руб. 52 коп./кв.м. (88708757,28 : 24 414).
Считая кадастровую стоимость и размеры удельных показателей, содержащиеся в государственном информационном ресурсе в отношении спорного земельного участка, рассчитанными неверно, истец обратился в Арбитражный суд Омской области с заявленными требованиями (с учетом уточнений требований заявителем).
21.12.2010 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или измены, исходя из следующего.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Во исполнение положений статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации было принято постановление от 08.04.2000 N 316, которым утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее по тексту - Правила проведения государственной кадастровой оценки земель).
В соответствии с пунктами 2, 3 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения. Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.
Пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
При проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков определение кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель (пункт 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель).
При этом Правительство Российской Федерации в пункте 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель указало, что методические указания по государственной кадастровой оценке земель утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 были утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка" (далее по тексту - Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков).
Пунктом 2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков установлено, что в случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка в границах существующего поселения кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Омским филиалом ФГУП ФКЦ "Земля" по состоянию на 01.01.2007 были проведены работы по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель муниципального образования "город Омск", в том числе земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 01 02:2005. По результатам государственной кадастровой оценки Омским филиалом ФГУП ФКЦ "Земля" был составлен отчет N 05-09/02, согласно которому удельный показатель 1 кв.м. кадастровой стоимости спорного земельного участка составляет 3633 руб. 52 коп., кадастровая стоимость названного земельного участка составляет 887087557 руб. 28 коп.
На основании постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-п "О внесении изменений в постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" сведения об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 01 02:0018, а также о кадастровой стоимости названного участка были внесены в государственный кадастр недвижимости.
Из заявления ЗАО "Механическая мастерская "Омскхлебопродукт" об исправлении кадастровой ошибки следует, что последнее в обоснование заявленного требования указывает на то, что кадастровая стоимость означенного земельного участка, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости, является неверно рассчитанной в результате искажения удельного показателя кадастровой стоимости для земельного участка 55:36:19 01 02:2005, значение которого должно составить 361 руб. 96 коп./кв.м., вместо неверно утвержденного субъектом Российской Федерации 3633 руб. 52 коп./кв.м.
Указанное утверждение общества базируется на заключении общества с ограниченной ответственностью "ОМЭКС" N 395/09 от 21.12.2009, подготовленного в соответствии с заключенным договором на оказание консультационных услуг от 15.12.2009 N 408/09-К. Согласно данному заключению кадастровая стоимость участка общества составляет 8836891 руб. 44 коп., при этом удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв. м. земельного участка равен 361 руб. 96 коп.
Помимо этого, на основании ходатайства ЗАО "Механическая мастерская "Омскхлебопродукт" судом первой инстанции в целях установления правильного размера удельного показателя кадастровой стоимости названного земельного участка была назначена математическая экспертиза на предмет установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 02 01:2005 на основании формулы статистически значимой экспоненциальной модели.
Определением от 20.04.2010 проведение экспертизы было поручено директору института математики и информационных технологий, декану математического факультета Омского государственного университета имени Ф.М. Достоевского, кандидату физико-математических наук Николаеву Владимиру Борисовичу.
28.04.2010 Николаевым Владимиром Борисовичем было представлено экспертное заключение, которым установлено, что результат математического расчета неизвестного (удельный показатель кадастровой стоимости) по формуле экспоненциальной модели при подстановке в формулу значений названного в определении суда земельного участка равен 361,96. С учетом названного удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв.м. земельного участка, эксперт пришел к выводу, что стоимость земельного участка общества площадью 24414,00 кв.м. равна 8836891 руб. 44 коп.
ЗАО "Механическая мастерская "Омскхлебопродукт" в апелляционной жалобе также ссылается на то, что результат, полученный оценочной компанией (ООО "ОМЭКС") и экспертом в ходе проверки правильности определения кадастровой стоимости земельного участка общества, совпал с результатом проверки расчета кадастровой стоимости земельных участков вида разрешенного использования, указанного в пункте 1.2.9. Методических указаний в составе городских населенных пунктов, выполненной экспертом - научным руководителем консультационно-аналитического Центра "Школа экономики земельных рынков" Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, доктором экономических наук, профессором, членом Научно-консультативного совета Высшего Арбитражного Суда РФ Иванкиной Е.В. в рамках рассмотрения Управлением Федеральной антимонопольной службы по Омской области дела N 05/19-09 по факту нарушения антимонопольного законодательства при проведении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска, и содержащимся в пункте 4206 таблицы N 1 (страница 138) ответов на вопросы, содержащиеся в возражениях Омского филиала ФГУП "ФКЦ "Земля" от 11.05.2010 на экспертное заключение Е.В. Иванкиной, являющихся приложением к письму ГОУ ВПО "Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации" от 09.07.2010 N 1480/17-24.
Заявитель полагает, что все выше перечисленные документы (заключение ООО "ОМЭКС", заключение эксперта Николаева В.Б., экспертное заключение Иванкиной Е.В., а также решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 04.08.2010 по делу N 05/19-09) подтверждают обоснованность его доводов о наличии арифметической ошибки при осуществлении расчета кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка.
Апелляционный суд находит ошибочным указанный вывод ЗАО "Механическая мастерская "Омскхлебопродукт" в связи с неправильным применением (толкованием) обществом норм права.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Федеральный закон N 221-ФЗ) ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);
2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Согласно части 4 статьи 28 Федерального закона N 221-ФЗ кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке:
- установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона),
- или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия),
- либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
В силу части 5 статьи 28 Федерального закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 настоящей статьи порядке. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона N 221-ФЗ с заявлением в орган кадастрового учета должны быть представлены следующие необходимые для кадастрового учета земельных участков документы: документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за осуществление кадастрового учета; межевой план; документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя; копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости; копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности заявителя на объект недвижимости либо подтверждающего установленное или устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав на такой объект недвижимости в пользу заявителя; копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель; копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом, установленное разрешенное использование земельного участка.
Системный анализ смысла и содержания приведенных норм права указывает на то, что возможность исправления кадастровой ошибки поставлена в зависимость либо от наличия документов, перечисленных в статье 22 Федерального закона N 221-ФЗ; либо от наличия документов, поступивших в орган кадастрового учета, в порядке информационного взаимодействия; либо от наличия вступившего в законную силу решения суда об исправлении кадастровой ошибки.
В данном случае, документы, указанные в статье 22 Федерального закона N 221-ФЗ, не являлись основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об удельном показателе кадастровой стоимости спорного земельного участка, соответственно, для устранения кадастровой ошибки порядок, установленный для учета изменений соответствующего объекта недвижимости, не применяется.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что суть спора фактически сводится к оценке (перерасчету) величин, содержащихся в отчете ФГУП ФКЦ "Земля", нормативном акте, утвердившим результаты оценки, и государственном кадастре недвижимости.
В соответствии с пунктом 9 Правил проведения государственной оценки земель (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 11.04.2006 N 206, от 14.12.2006 N 767, от 17.09.2007 N 590) кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Приказом Минэкономразвития и торговли Российской Федерации N 215 от 28.06.2007, зарегистрированным в Минюсте Российской Федерации за N 9913 от 26.07.2007, был утвержден Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "организация проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Административный регламент), который определяет последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и его территориальных органов по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между ними, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель.
Пунктом 4 Административного регламента предусмотрено, что исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает, в том числе, следующие административные процедуры:
- проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение;
- утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
- внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр;
- разъяснение результатов государственной кадастровой оценки земель.
Пунктами 9.4, 9.5 Административного регламента предусмотрено, что проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков осуществляется Роснедвижимостью. Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации производит проверку представленного исполнителем работ Отчета на соответствие его состава условиям технического задании.
В соответствии с пунктом 9.9 Административного регламента Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) представляются на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.
Утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 10 Административного регламента).
После утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) вносятся в государственный земельный кадастр (пункт 11 Административного регламента).
Согласно пункту 11.2 Административного регламента перед внесением сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации осуществляет проверку соответствия утвержденных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, представленным ему на утверждение, в соответствии с подпунктом 9.9 настоящего Регламента.
Таким образом, сведения о земельных участках в государственный кадастр недвижимости вносит Управление Роснедвижимости, при этом основанием для внесения в государственный земельный кадастр недвижимости сведений о земельных участках является отчет и акт органа исполнительной власти субъекта, утверждающий данный отчет.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, установил, что основанием для внесения в государственный земельный кадастр недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 55:36:19 01 02:2005 послужило постановление Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-п "О внесении изменений в постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36", а источником сведений о конкретных величинах кадастровой стоимости земельных участков - материалы государственной кадастровой оценки (Отчет N 05-09/02, подготовленный Омским филиалом ФГУП ФКЦ "Земля").
При данных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Управление Росреестра по Омской области на законных основаниях внесло в государственный кадастр недвижимости сведения об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 01 02:2005, указанном в постановлении Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-п, Управление соответственно, не могло допустить арифметической ошибки.
Правовая позиция суда апелляционной инстанции соответствует правовой позиции Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа, изложенной в постановлении от 18.11.2010 по делу N А46-21767/2009.
В силу того, что ЗАО "Механическая мастерская "Омскхлебопродукт" не согласно с удельным показателем, внесенным в кадастр недвижимости, который установлен нормативным правовым актом, апелляционный суд находит ошибочным избранный заявителем способ защиты нарушенного права, путем требования исправить кадастровую ошибку, поскольку оспаривание нормативного правового акта осуществляется посредством его обжалования в суде общей юрисдикции.
Отсутствие в мотивировочной части суда ссылки на заключение ООО "ОМЭКС", экспертизу Иванкиной Е.В. и математическую экспертизу Николаева В.Б., а также решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 04.08.2010 года по делу N 05/19-09 не может служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения, поскольку указанные документы не опровергают вышеизложенных выводов суда первой и апелляционной инстанций.
С учетом изложенного, доводы ЗАО "Механическая мастерская "Омскхлебопродукт", изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, а потому не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Отказав в удовлетворении заявленных ЗАО "Механическая мастерская "Омскхлебопродукт" требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Омской области от 21.12.2010 по делу N А46-1193/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-1193/2010
Истец: Закрытое акционерное общество "Механическая мастерская "Омскхлебопродукт"
Ответчик: Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата"
Третье лицо: Правительство Омской области, Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля", Администрация города Омска, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области
Хронология рассмотрения дела:
13.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12688/11
19.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12688/11
03.06.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2863/11
02.03.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1724/2011