Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18 февраля 2011 г. N 05АП-7301/2010
г. Владивосток |
Дело |
18 февраля 2011 г. |
N А51-12572/2010 |
Резолютивная часть постановления оглашена 14 февраля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 февраля 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: О.Ю. Еремеевой
судей: Н.В. Алферовой, З.Д. Бац
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Е.В. Жариковой
при участии:
от Межрайонной ИФНС России N 1 по Приморскому краю: представитель Штейн Н.Б., доверенность N 12/0077 от 12.01.2010 сроком до 31.12.2011, удостоверение N 648240 сроком до 31.12.2014;
ООО "Школьное питание" не явилось, извещено надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Школьное питание"
апелляционное производство N 05АП-7301/2010
на решение от 19.10.2010
судьи В.Ю. Гарбуз
по делу N А51-12572/2010 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ООО "Школьное питание" (ИНН 2503016145, ОГРН 1022500578462)
к Межрайонной ИФНС России N 1 по Приморскому краю
об оспаривании решения от 25.06.2010 N 05-13/02180 "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения"
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Школьное питание" (далее - заявитель, общество, ООО "Школьное питание") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением (с учетом уточнения) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Приморскому краю (далее - Межрайонная ИФНС России N 1 по Приморскому краю, налоговый орган, инспекция) от 25.06.2010 N 05-13/02180 "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" в части доначисления единого минимального налога в сумме 628208 рублей, пени по нему - 92856 рублей, штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ - 25039 рублей.
Решением от 19.10.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу, что денежные средства, поступившие налогоплательщику от школьных и дошкольных муниципальных образовательных учреждений, получены не в рамках бюджетных отношений, а по договорам и контрактам гражданско-правового характера, и являются частью дохода (экономической выгоды), полученного предприятием от реализации услуг (поставки товаров), в связи с чем в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса РФ подлежат учёту в составе доходов при определении налоговой базы при упрощённой системе налогообложения.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 19.10.2010, ООО "Школьное питание" просит его отменить как незаконное, считает, что поступившие налогоплательщику от школьных и дошкольных муниципальных образовательных учреждений денежные средства за поставку продуктов питания и услуг по организации питания, являются целевыми поступления из бюджета и в соответствии с пунктом 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ не учитываются в доходах при определении налоговой базы. Кроме того, заявитель указывает на то, что судом не дана надлежащая оценка того, что общество вело раздельный учет доходов и расходов в рамках целевого финансирования в течение длительного времени, что является обстоятельством, исключающим вину в совершении налогового правонарушения в соответствии с пунктом 2 статьи 111 Налогового кодекса РФ. А также у общества за проверяемый период отсутствует недоимка по всем видам налогов.
ООО "Школьное питание", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрении апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явилось.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие общества.
Межрайонная ИФНС России N 1 по Приморскому краю в судебном заседании и в письменном отзыве на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласилась, решение суда просит оставить в силе, считает, что общество не являлось в спорном случае получателем субвенций на бесплатное питание учащихся младших классов, в связи с чем должно было учитывать полученные денежные средства в составе доходов при определении налоговой базы при упрощённой системе налогообложения.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителя налогового органа, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
На основании решения заместителя начальника Межрайонной ИФНС России N 1 по Приморскому краю от 06.04.2010 N 1521 инспекцией проведена выездная налоговая проверка ООО "Школьное питание" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов, в том числе единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за период с 01.01.2007 по 30.12.2009.
По результатам проверки составлен акт от 21.05.2010 N 05-13/01720 и 25.06.2010 заместителем начальника инспекции принято решение N 05-13/02180 о привлечении ООО "Школьное питание" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым обществу начислен единый минимальный налог в сумме 628208 рублей, пени на него - 92856 рублей, штраф по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ, с учётом подпункта 3 пункта 1 статьи 112 и пункта 3 статьи 114 Налогового кодекса РФ, в размере 25039 рублей, налог на доходы физических лиц в сумме 1040 рублей, пени на него 10721 рублей, штраф по статье 123 Налогового кодекса РФ в размере 69 рублей.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю от 03.08.2010 N 13-11/472 апелляционная жалоба налогоплательщика на решение инспекции от 25.06.2010 N 05-13/02180 оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенным Межрайонной ИФНС России N 1 по Приморскому краю решением от 25.06.2010 N 05-13/02180 в части доначисления единого минимального налога в сумме 628208 рублей, пени по нему - 92856 рублей, штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ - 25039 рублей, общество обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Материалами дела установлено, что в проверяемом периоде общество наряду с деятельностью по обслуживанию сторонних физических и юридических лиц, осуществляло деятельность по оказанию услуг общественного питания школьных и дошкольных образовательных учреждений, в том числе через зал площадью 79,2 квадратных метра, а также по, в связи с чем заключало договоры и имущественные контракты с муниципальными дошкольными и школьными общеобразовательными учреждениями на поставку продуктов питания и услуг по организации питания. Расчёты между сторонами по таким договорам осуществлялись согласно выставленным обществом счетов-фактур по каждому потребителю (покупателю) в соответствии с заключенными договорами. Оплата по договорам производилась через отделение банка на расчётный счёт общества.
Полученную выручку общество не отражало в составе доходов по упрощенной системе налогообложения, что повлекло доначисление инспекцией заявителю по результатам выездной налоговой проверки единого минимального налога в сумме 628208 рублей, пени и штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с Законом Приморского края от 18.12.2006 N 19-КЗ "Об обеспечении бесплатным питанием детей, обучающихся в младших классах государственных (краевых) и муниципальных общеобразовательных учреждений Приморского края" обучающиеся в младших классах (1-4 включительно) обеспечиваются один раз в день бесплатным питанием в период учебного процесса.
Статьёй 3 Закона Приморского края от 18.12.2006 N 19-КЗ предусмотрено финансирование расходов на бесплатное питание учащихся в младших классах за счет средств краевого бюджета, путем выделения на эти цели муниципальным образованиям Приморского края субвенций в необходимом размере.
Согласно положениям Порядка обеспечения обучающихся в младших классах бесплатным питанием, утвержденного Постановлением Губернатора Приморского края от 15.02.2007 N 32-пг, выделенные денежные средства (субвенции) перечисляются на счета органов федерального бюджета, открытые для кассового исполнения местных бюджетов Приморского края.
На основании статьи 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги и представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые он обязан уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В силу положений пункта 2 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога.
Согласно пункту 1 статьи 346.14 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов.
В соответствии со статьями 249, 346.15, статьей Налогового кодекса РФ при определении объекта налогообложения учитываете выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в статье 251 Налогового кодекса РФ (подпункт 1 пункта 1.1 статьи 346.15 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики-получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
Считая, что в рассматриваемом случае полученный доход не подлежал налогообложению, общество ссылается на подпункт 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, согласно которому при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению определенному источником целевого финансирования или федеральными законами.
Указанный перечень является закрытым.
При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования, при отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившие средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
Согласно статье 162 Бюджетного кодекса РФ получателем бюджетных средств может являться не только бюджетное учреждение, но также и иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.
Проанализировав положения статей 162, 163, 219, 220 Бюджетного кодекса РФ, с учетом пункта 1 статьи 248, пунктов 1,2 статьи 249 Налогового кодекса РФ, и обстоятельства настоящего дела, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что денежные средства, полученные обществом от школьных и дошкольных муниципальных образовательных учреждений, не могут быть расценены как целевые бюджетные поступления, поскольку получены обществом как коммерческой организацией не на основании бюджетной росписи на соответствующий год, и, следовательно, не в силу бюджетных отношений, а в качестве оплаты по договорам и контрактам гражданско-правового характера, и, соответственно, представляют собой часть дохода (экономической выгоды) заявителя, полученного предприятием от реализации услуг (поставки товаров), а потому в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса РФ подлежат учёту в составе доходов при определении налоговой базы при упрощённой системе налогообложения.
В связи с этим не имеет правового значения ссылка заявителя на длительное ведение обществом раздельного учета доходов и расходов. Кроме того, выездной налоговой проверкой установлено, что общество не вело раздельного учета доходов и расходов, полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.
Не является данное обстоятельство, а также ссылка заявителя на отсутствие у него недоимки по другим видам налогов, обстоятельствами, исключающим вину общества в совершении налогового правонарушения в порядке пункта 2 статьи 111 Налогового кодекса РФ.
Таким образом, является обоснованным доначисление инспекцией заявителю единого минимального налога в сумме 628208 рублей и пени по нему в сумме 92856 рублей, а также привлечение к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафа в сумме 25039 рублей.
При этом инспекцией, с учётом подпункта 3 пункта 1 статьи 112, пункта 3 статьи 114 Налогового кодекса РФ, при начислении налоговых санкций по статье 122 Налогового кодекса РФ сумма штрафных санкций по единому минимальному налогу снижена в три раза.
На основании вышеизложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 19.10.2010 по делу N А51-12572/2010 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
Н.В. Алферова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-12572/2010
Истец: ООО "Школьное питание"
Ответчик: МИФНС России N 1 по Приморскому краю