Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 1 февраля 2011 г. N 07АП-11247/2010
г. Томск |
Дело N 07АП-11247/10 |
01.02.2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 25.01.2011г.
Полный текст постановления изготовлен 01.02.2011г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Колупаевой Л.А.,
судей: Бородулиной И.И., Журавлевой В.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Яцкевич О.Г.
при участии:
от заявителя: без участия (извещен);
от заинтересованного лица: без участия (извещено),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Межрайонного управления Федеральной службы по финансовому мониторингу
по Сибирскому федеральному округу, г. Новосибирск
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 02.11.2010 года
по делу N А45-17152/2010 (судья Куст Л.П.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Уютсервис" (ИНН 5446010911, ОГРН 1095472001492)
к Межрайонному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу
по Сибирскому федеральному округу, г. Новосибирск
о признании постановления N 04-02/10-122П от 11.05.2010 о назначении административного наказания незаконным,
УСТАНОВИЛ
В Арбитражный суд Новосибирской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Уютсервис" (далее - заявитель, ООО "Уютсервис", общество) с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому федеральному округу (далее - заинтересованное лицо, административный орган, управление, Росфинмониторинг) о признании постановления N 04-02/10-122П от 11.05.2010г о назначении административного наказания по ст.15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 50 000 рублей незаконным.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 02.11.2010г. по делу N А45-17152/2010 заявленные требования удовлетворены, постановление административного органа от 11.05.2010г. N 04-02/10-122П признано незаконным и отменно.
Не согласившись с указанным судебным актом, управление обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что общество должно было исполнить обязанность по постановке на учет в административном органе в течение 30 дней с момента государственной регистрации (с 04.08.2009г.), т.е. до 04.09.2009г., правила внутреннего контроля должны были быть утверждены руководителем организации в течение 1 месяца со дня государственной регистрации организации и представлены для согласования в Росфинмониторинг в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения.
Более подробно доводы апеллянта изложены в апелляционной жалобе.
Заявителем письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебное заседание апелляционной инстанции, стороны не явились, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении).
От апеллянта в суд апелляционной инстанции поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
В порядке частей 1, 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует и установлено судом, что в ходе проведения Управлением административного расследования в отношении Общества было установлено нарушение заявителем сроков постановки на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 N 28, в связи с чем, определением N 04-02/10-122 от 12.04.2010 Управлением возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.27 КоАП РФ.
Также установлено нарушение сроков утверждения правил внутреннего контроля и направления их на согласование в Федеральную службу по финансовому мониторингу, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 N 6 "О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом".
Тем самым Общество, по мнению управления, не исполнило законодательство о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля, то есть, совершено правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьёй 15.27 КоАП РФ, что отражено в протоколе об административном правонарушении 26.04.2010.
11.05.2010 административным органом принято постановление N 04-02/10-122П о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.15.27 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что материалами дела не подтверждается наличие в действиях общества состава административного правонарушения.
Седьмой арбитражный апелляционный суд указанные выводы суда первой инстанции считает ошибочными, исходя из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 15.27 КоАП РФ установлена ответственность за неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля.
Согласно статье 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ) операторы по приему платежей, отнесены к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, права и обязанности которых установлены статьей 7 Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 N 6 "О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом" установлено, что правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителями организаций в течение одного месяца: для создаваемых организаций - со дня их государственной регистрации в установленном порядке, для иных организаций - со дня вступления в силу названного Постановления.
Правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций - в Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения.
В соответствии с частью 9 статьи 7 Закона N 115-ФЗ, в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, такие организации подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2003г. N 28, постановке на учет подлежат, в частности, операторы по приему платежей (подпункт "г" пункта 2 Положения). Постановка на учет организации осуществляется в течение 30 дней с даты опубликования Положения, вновь созданной организации - в течение 30 дней с даты ее государственной регистрации (п. 3 Положения).
Для постановки на учет организация в Федеральную службу по финансовому мониторингу представляет заявление о постановке на учет (в произвольной форме), подписанное руководителем и заверенное печатью организации, а также карту постановки на учет по форме, утвержденной Федеральной службой по финансовому мониторингу (пункт 4 Положения). Федеральная служба по финансовому мониторингу принимает решение о постановке либо отказе в постановке организации на учет в срок, не превышающий 10 дней с даты представления документов (пункт 7 Положения).
Общество в нарушение указанных норм не осуществило в установленные сроки постановку на учет в Управлении и не согласовало в установленном порядке с данным органом правила внутреннего контроля.
Материалами дела подтверждается, что Общество зарегистрировано в качестве юридического лица 04.08.2009, и, следовательно, должно было разработать правила внутреннего контроля и встать на учет в Федеральную службу по финансовому мониторингу не позднее 04.09.2009, а также утвердить в течение 1 месяца с даты государственной регистрации общества и направить в течение пяти рабочих дней с даты утверждения правила внутреннего контроля на согласование в Федеральную службу по финансовому мониторингу, т.е. не позднее 12.09.2009 года.
Однако заявитель, нарушив установленные законом сроки более, чем на шесть месяцев, документы для постановки на учет представил в Управление 12.04.2010, правила внутреннего контроля были утверждены директором Общество 06.04.2010 и представлены в Управление для согласования 12.04.2010.
Доказательств отсутствия у общества возможности для соблюдения указанных требований, постановки на учет и предоставления в управление правил внутреннего контроля материалы дела не содержат.
Факт совершения обществом вменяемого ему административного правонарушения, выразившегося в нарушении сроков постановки на учет в Управление Росфинмониторинга и направления на согласование правил внутреннего контроля, подтверждается материалами дела.
Таким образом, вывод арбитражного суда первой инстанции об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения является ошибочным и опровергается материалами дела.
Каких-либо существенных нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности не допущено, санкция назначена Обществу в пределах, предусмотренных статьей 15.27 КоАП РФ.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции вынесено в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, что в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 270 АПК РФ является основанием для отмены судебного решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьёй 156, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 02 ноября 2010 года по делу N А45-17152/2010 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Отказать Обществу с ограниченной ответственностью "Уютсервис" в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления N 04-02/10-122П от 11.05.2010г о назначении административного наказания.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: |
Колупаева Л. А. |
Судьи |
Бородулина И.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-17152/2010
Истец: ООО "Уютсервис"
Ответчик: Межрегиональное управление по Сибирскому Федеральному округу (МРУ Росфинмониторинга по СФО)