Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 марта 2011 г. N 17АП-1137/2011
г. Пермь |
|
03 марта 2011 г. |
Дело N А60-36928/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 марта 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л. Х.,
судей Варакса Н.В., Грибиниченко О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Беляковой М.В.,
при участии:
от заявителя (Инспекция Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г.Екатеринбурга): не явился, извещен надлежащим образом;
от заинтересованного лица (Общество с ограниченной ответственностью "ШАНС-ЛОТО"): не явился, извещен надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г.Екатеринбурга
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 11 января 2011 года
по делу N А60-36928/2010, принятое судьей Л.Ф. Савиной
по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга
к Обществу с ограниченной ответственностью "ШАНС-ЛОТО"
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (далее по тексту Инспекция, Административный орган) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "ШАНС-ЛОТО" (далее по тексту ООО "Шанс-Лото", Общество) к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 11 января 2011 года (резолютивная часть решения объявлена 24 декабря 2010 года) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Инспекция обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой, просит отменить решение суда по настоящему делу, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ее податель приводит доводы об отсутствии оснований для признания вменяемого Обществу правонарушения малозначительным по характеру.
Заинтересованным лицом отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, что не препятствует рассмотрению дела судом в соответствии с ч. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции проверены апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обсудив доводы жалобы, исследовав представленные в материалы дела доказательства, проверив правильность применения судом действующего законодательства, суд апелляционной инстанции оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения жалобы не установил.
Как видно из материалов дела, Инспекцией на основании распоряжения N1/2010 от 30.06.2010 проведена проверка соответствии проводимой Обществом всероссийской негосударственной денежной лотереи "Большие деньги" законодательству о лотереях, в ходе которой установлен факт направления целевых отчислений от лотереи на цели, не предусмотренные законодательством о лотереях. Результаты проверки отражены в акте N 2 от 27.08.2010 (л.д. 16-36).
По факту выявленного нарушения 04.10.2010 Инспекцией в отношении ООО "Шанс-Лото" составлен протокол N 19/105 об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.27 КоАП РФ (л.д. 9-14).
Данный протокол с материалами проверки на основании ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ направлены Инспекцией в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по ч.2 ст.14.27 КоАП РФ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, установив в действиях Общества наличие состава вменяемого административного правонарушения, с учетом конкретных обстоятельств дела исходил из наличия оснований для признания правонарушения малозначительным по характеру.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, обсудив доводы жалобы, проверив правильность применения судом действующего законодательства, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для переоценки выводов суда и отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Согласно ч. 2 ст. 14.27 КоАП РФ несвоевременное перечисление целевых отчислений от лотереи, а также их направление на иные цели, чем те, которые предусмотрены законодательством о лотереях, влечет наложение административного штрафа.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон о лотереях) размер целевых отчислений от лотереи, предусмотренный условиями лотереи, должен составлять не менее чем 10 процентов от выручки от проведения лотереи.
Согласно ст. 11 Закона о лотереях, целевые отчисления от лотереи используются для финансирования социально значимых объектов и мероприятий (в том числе мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта, образования, здравоохранения, гражданско-патриотического воспитания, науки, культуры, искусства, включая творчество народов Российской Федерации, туризма, экологическое развитие Российской Федерации), а также осуществления благотворительной деятельности.
Формы и сроки предоставления отчетности о лотереях утверждены приказом Минфина России от 09.08.2004 N 66н "Об установлении форм и сроков предоставления отчетности о лотереях и методологии проведения лотерей", которым определен срок для представления квартальной отчетности - 30 дней по окончании квартала. Форма утвержденной квартальной отчетности содержит, в частности, такой показатель как размер перечисленных целевых отчислений
В соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 30.08.2010 г. N 05-03-07/31 "О сроках перечисления целевых отчислений от проведения лотерей" перечисление целевых отчислений от проведения лотерей должно осуществляться по итогам отчетного периода, но не позднее срока представления отчета о проведении лотереи, установленного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.08.2004 г. N 66н "Об установлении форм и сроков предоставления отчетности о лотереях и методологии проведения лотерей".
В соответствии с п. 3 письма ФНС РФ от 04 мая 2009 г. N ШТ-22-2/364@ "О предоставлении отчетности о проведении всероссийских негосударственных лотерей" выручку от проведения лотереи, в том числе по выпускам (тиражам), необходимо указывать (нарастающим итогом) на конец отчетного периода как количество денежных средств, полученных от распространения лотерейных билетов (иных носителей информации) по выпускам, сериям, тиражам, разыгрываемым в отчетном периоде так же, как количество денежных средств, полученных от распространения лотерейных билетов (иных носителей информации) в отчетном периоде по прочим тиражам, сериям, выпускам.
Судом первой инстанции установлено по материалам дела и сторонами не оспаривается, что Общество, являясь организатором негосударственной всероссийской, бестиражной лотереи "Большие деньги" сроком проведения с 01.01.2005 по 31.12.2009 года должно в соответствии с пунктами 3.1, 3.2 Условий лотереи ежеквартально производить целевые отчисления в размере 10% от выручки на расчетный счет Общероссийской общественной организации инвалидов "СОЮЗ "ЧЕРНОБЫЛЬ" РОССИИ". Согласно представленному Обществом отчету выручка за 2009 год от проведения лотереи составила 1971560 рублей, соответственно подлежат перечислению целевые отчисления в сумме 197156 рублей. Обществом перечислены целевые отчисления в сумме 165156 рублей (9,54 % от выручки), в том числе за 2 квартал - 39756 рублей; за 3 квартал - 75434 рублей; за 4 квартал - 50000 рублей. Сумма не уплаченных целевых отчислений за 4 квартал 2009 года по сроку перечисления до 25.04.2010 года составляет 2532 рублей, что свидетельствует о нарушении п.п. 2 п. 1 ст. 10, п. 2 ст. 11 Закона о лотереях.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Материалы дела не содержат доказательств невозможности исполнения Обществом действующего законодательства. Вина заинтересованного лица выразилась в непринятии всех необходимых мер для соблюдения норм действующего законодательства о лотереях.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при отсутствии возражений сторон по факту допущенного правонарушения, суд апелляционной инстанции полагает, что в действиях Общества формально усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.27 КоАП РФ, выразившийся в несвоевременном перечислении целевых отчислений от лотереи.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 05.11.2003 N 349-О, законодатель предоставил судье право по своему усмотрению принимать решение об освобождении лица, допустившего правонарушение, от ответственности и самостоятельно в каждом конкретном случае определять признаки малозначительности правонарушения.
В рассматриваемом случае в протоколе об административном правонарушении, заявлении о привлечении к ответственности, направленном в арбитражный суд, апелляционной жалобе Инспекцией не рассмотрен вопрос о том, какие неблагоприятные последствия повлекло (могло повлечь) допущенное Обществом правонарушение.
Судом первой инстанции, по результатам оценки представленных в материалы дела доказательств указано, что характер рассматриваемого правонарушения свидетельствует об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь ч. 2 ст. 211 АПК РФ и ст. 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене (п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, п. 17 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10).
Как указано в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Довод налогового органа о том, что судом первой инстанции сумма не перечисленных отчислений необоснованно признана незначительной подлежит отклонению, поскольку данный момент не является основополагающим для применения ст. 2.9 КоАП РФ. Кроме того, в основе решения суда первой инстанции помимо указанного содержатся и иные критерии, указывающие на малозначительный характер правонарушения.
Исходя из конкретных обстоятельств данного дела: регулярное перечисление Обществом целевых отчислений в течение 2009 года, что свидетельствует об отсутствии такого признака как игнорирование требований законодательства, отсутствие сознательной направленности на совершение правонарушения, неумышленный характер правонарушения, отсутствие доказательств, свидетельствующих о наличии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, причинения ущерба охраняемым общественным отношениям равно как и нарушения прав граждан и иных лиц, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для непринятия вывода суда первой инстанции о малозначительном характере правонарушения.
Тот факт, что судом рассматривалось несколько дел о привлечении Общества к административной ответственности, не свидетельствует о неправомерности выводов суда по настоящему делу, поскольку возможность применения положений ст.2.9 КоАП РФ в каждом конкретном случае рассматривается применительно к обстоятельствам конкретного дела.
Доводы апелятора о невозможности применения к рассматриваемому правонарушению положений ст.2.9 КоАП РФ апелляционным судом отклонены по вышеизложенным основаниям.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции не подлежит отмене, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 11 января 2011 года по делу N А60-36928/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г.Екатеринбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Л.Х. Риб |
Судьи |
Н.В. Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-36928/2010
Истец: ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга
Ответчик: ООО "ШАНС-ЛОТО"