Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 января 2011 г. N 12АП-8861/2010
г. Саратов |
Дело N А12-14568/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена "21" января 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "28" января 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Жевак И.И.,
судей Борисовой Т.С., Веряскиной С.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сулеймановой И.Э.,
при участии в судебном заседании
от общества с ограниченной ответственностью "Юридическая фирма "Регистр-Экспресс" - Морозов С.В. по доверенности от 25.11.2010,
от администрации Волгограда - Жукалов М.А. по доверенности от 12.01.2011 N арг 01-11,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации Волгограда (г.Волгоград), Прокуратуры Волгоградской области (г.Волгоград), комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда (г.Волгоград), комитета земельных ресурсов администрации Волгограда (г.Волгоград)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от "29" сентября 2010 года по делу N А12-14568/2010 (судья Кулик И.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Юридическая фирма "Регистр-Экспресс" (г.Волгоград)
к администрации Волгограда (г.Волгоград),
комитету по градостроительству и архитектуре Волгограда (г.Волгоград),
заинтересованное лицо: комитет земельных ресурсов администрации Волгограда (г.Волгоград),
о признании недействительным ненормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Юридическая фирма "Регистр-Экспресс" (далее - ООО "Юридическая фирма "Регистр-Экспресс", заявитель, общество) с заявлением о признании недействительным, как не соответствующим действующему законодательству Российской Федерации, в том числе статьям 1, 36, 38, 44-46, части 5 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьям 22, 31, 40, 41, 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 8 статьи 26 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" постановления главы Волгограда от 16 апреля 2010 года N 831 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка (кадастровый номер 34:34:050015:0063)".
В порядке восстановления нарушенного права общество просило обязать: комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда подготовить градостроительный план с указанием в чертеже градостроительного плана место допустимого размещения объекта капитального строительства на всей площади земельного участка (кадастровый номер 34:34:050015:0063) с учетом минимальных отступов, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации; администрацию Волгограда утвердить подготовленный комитетом по градостроительству и архитектуре Волгограда градостроительный план земельного участка (кадастровый номер 34:34:050015:0063) в чертеже градостроительного плана место допустимого размещения объекта капитального строительства на всей площади земельного участка (кадастровый номер 34:34:050015:0063) с учетом минимальных отступов, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании заявитель дополнил заявление требованием о признании недействительным, как не соответствующим действующему законодательству Российской Федерации, в том числе статьям 1, 36, 38, 44-46, части 5 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьям 22, 31, 40, 41, 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 8 статьи 26 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и нарушающее права и законные интересы общества, градостроительного плана земельного участка (кадастровый N 34:34:050015:0063) N RU34301000-0000000000001718 в части, исключающей строительство магазина, и его несоответствия проекту границ земельного участка, утвержденному 06 октября 2006 года, акту выбора земельного участка от 31 июля 2006 года N АВ-06-588 и постановлению администрации Волгограда N 2538 от 02 октября 2006 года "О предварительном согласовании места размещения магазина".
Решением суда первой инстанции от 29 сентября 2010 года требования заявителя удовлетворены в части. Признано недействительным и не соответствующим действующему законодательству Российской Федерации, в том числе статьям 36, 38, 44-46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, постановление главы Волгограда от 16 апреля 2010 года N 831 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка (кадастровый номер 34:34:050015:0063)".
В порядке восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя арбитражный суд обязал: комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда подготовить градостроительный план с указанием в чертеже градостроительного плана место допустимого размещения объекта капитального строительства на всей площади земельного участка (кадастровый номер 34:34:050015:0063) с учетом минимальных отступов, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации; администрацию Волгограда утвердить подготовленный комитетом по градостроительству и архитектуре Волгограда градостроительный план земельного участка (кадастровый номер 34:34:050015:0063) в чертеже градостроительного плана место допустимого размещения объекта капитального строительства на всей площади земельного участка (кадастровый номер 34:34:050015:0063) с учетом минимальных отступов, предусмотренный действующим законодательством Российской Федерации.
Производство по делу в части признания недействительным градостроительного плана земельного участка (кадастровый номер 34:34:050015:0063) RU34301000-0000000000001718 прекращено.
Администрация Волгограда не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований заявителя отказать.
Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда не согласился с принятым решением и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований заявителя отказать.
Прокуратура Волгоградской области не согласилась с принятым решением в части удовлетворения заявленных ООО "Юридическая фирма "Регистр-Экспресс" и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в указанной части по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять в части новый судебный акт, которым в удовлетворении требований заявителя отказать.
Комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда не согласился с принятым решением в части удовлетворения заявленных ООО "Юридическая фирма "Регистр-Экспресс" и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в указанной части по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять в части новый судебный акт, которым в удовлетворении требований заявителя отказать.
От ООО "Юридическая фирма "Регистр-Экспресс" в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу комитета земельных ресурсов администрации Волгограда, в котором просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От ООО "Юридическая фирма "Регистр-Экспресс" в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда, в котором просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда в материалы дела поступил отзыв на апелляционные жалобы прокуратуры Волгоградской области, администрации Волгограда, комитета земельных ресурсов администрации Волгограда, в котором считает доводы жалоб законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями о вручении почтового отправления N N 81763 9, 91764 6.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание иных лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Согласно пункту 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
По данному делу прокуратурой Волгоградской области, комитетом по градостроительству и архитектуре Волгограда обжалуется часть решения суда первой инстанции, однако, администрация Волгограда и комитет земельных ресурсов администрации Волгограда обжалуют судебный акт в полном объеме, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения в полном объеме.
Как видно из материалов дела, постановлением главы администрации Волгограда от 02 октября 2006 года N 2538 ООО "Юридическая фирма "Регистр-Экспресс" предварительно согласовано место размещения капитального объекта строительства - магазина на земельном участке площадью 90 кв.м. по ул. Елецкой г. Волгограда; утвержден акт выбора земельного участка и проект границ земельного участка для размещения магазина; получены необходимые согласования и заключения государственных и муниципальных органов о возможности строительства, в том числе Роспотребнадзора и МЧС; выданы технические условия на подключение к сетям и коммуникациям объекта.
Постановлением главы Волгограда от 26 ноября 2009 года N 3027 указанный земельный участок по ул. Елецкой, 20 г предоставлен в аренду заявителю на три года для строительства магазина.
Администрацией Волгограда на основании данного постановления с обществом заключен договор аренды от 31 мая 2010 года N 9249, согласно которому, вид разрешенного использования земельного участка - строительство капитального объекта магазина, договором установлена годовая арендная плата в сумме 16438,33 рублей за использование земельного участка в целях строительства.
Согласно утвержденному проекту (п.п. 5.1. ПГЗУ) площадь застройки земельного участка и общая площадь объекта равна 90 кв.м.
Комитетом на основании заявления общества подготовлен проект градостроительного плана, который утвержден постановлением главы Волгограда от 16 апреля 2010 года N 831 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка (кадастровый N 34:34:050015:0063)".
В разделе 1 "Чертеж градостроительного плана земельного участка" градостроительного плана указано место допустимого размещения объекта на меньшей площади (всего 15, 9 кв.м.) и в иных границах, чем это предусматривалось утвержденным проектом границ земельного участка для размещения здания магазина.
Указанное место допустимого размещения объекта, исходя из размеров, исключает возможность строительства какого-либо объекта.
Не согласившись с постановлением главы Волгограда от 16 апреля 2010 года N 831 и с градостроительным планом земельного участка (кадастровый N 34:34:050015:0063) N RU34301000-0000000000001718 в части, исключающей строительство магазина, и его несоответствия проекту границ земельного участка, утвержденному 06 октября 2006 года, акту выбора земельного участка от 31 июля 2006 года N АВ-06-588 и постановлению администрации Волгограда N 2538 от 02 октября 2006 года "О предварительном согласовании места размещения магазина", ООО "Юридическая фирма "Регистр-Экспресс" оспорило их в судебном порядке.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования в части признания недействительным и не соответствующим действующему законодательству Российской Федерации, в том числе статьям 36, 38, 44-46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, постановление главы Волгограда от 16 апреля 2010 года N 831 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка (кадастровый номер 34:34:050015:0063)", указал, что органы местного самоуправления не вправе произвольно изменить в градостроительном плане места допустимого размещения зданий, строений, сооружений по сравнению с вариантом размещения объекта строительства на земельном участке, в ранее утвержденном проекте границ земельного участка.
Прекращая производство по делу в части признания недействительным градостроительного плана земельного участка, суд счел, что градостроительный план по своему содержанию не может быть признан правовым актом, поскольку не содержит властные предписания, влекущие юридические последствия и направленные на установление, изменение или прекращения прав и обязанностей юридического или физического лица, которым этот документ адресован.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в части удовлетворения заявленных ООО "Юридическая фирма "Регистр-Экспресс" требований ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела и неправильного применения закона.
Как видно из чертежа градостроительного плана земельного участка, утвержденного оспариваемым постановлением, заключения комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда, и установлено судом первой инстанции в обжалуемом судебном акте, часть предоставленного обществу земельного участка располагается за пределами красных линий - на землях общего пользования.
В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель поселений могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым, общественно-деловым, производственным, инженерных и транспортных инфраструктур, рекреационным, сельскохозяйственного использования, специального назначения, военных объектов, иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Земельные участки в составе зон инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры, а также объектами иного назначения согласно градостроительным регламентам.
Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
Пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий.
Согласно части 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под территориями общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. Для определения границ указанных территорий введено понятие красных линий, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон.
Пунктом 2.6. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", (утвержденных Постановлением главного государственного санитарного врача от 10 апреля 2003 года N 38) установлено, что красная линия отделяет территорию улично-дорожной сети от остальной территории города. За пределы красных линий в сторону улицы или площади не должны выступать здания и сооружения.
Красные линии на территории Волгограда определены постановлением администрации Волгограда от 11 июня 2004 года N 777 "Об установлении красных линий в Волгограде".
Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (пункт 2 части 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из чертежа градостроительного плана земельного участка (кадастровый номер 34:34:050015:0063) следует, что одна часть участка находится в границах квартала 0507151 по ул. Елецкой, а другая его часть - за красной линией, то есть на землях общего пользования.
Из выкопировки из Дежурного плана Волгограда следует, что часть земельного участка, предоставленного заявителю для строительства магазина, находится в красных линиях застройки и является частью дороги по улице Елецкой в Ворошиловском районе Волгограда.
В соответствии с Генеральным планом Волгограда, утвержденным решением Волгоградской городской Думы от 29 июня 2007 года N 47/1112, улица Елецкая в Ворошиловском районе Волгограда с прилегающим земельным участком, предоставленным обществу, отнесена к магистральной улице районного значения.
Из пункта 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что утверждение генеральных планов поселения относится к вопросам местного значения поселения.
Согласно абзацу 16 пункта 1 статьи 2 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.
Таким образом, генеральный план поселения после его утверждения муниципальным правовым актом нормативного характера приобретает силу указанного акта и устанавливает общеобязательные правила, действующие на территории муниципального образования.
В чертеже градостроительного плана место допустимого размещения объекта было указано в границах квартала. Расширение места допустимого размещения объекта капитального строительства за границы квартала застройки противоречит действующей градостроительной документации, в том числе, и Генеральному плану Волгограда, в связи с установлением ограничений на представленный обществу земельный участок.
Согласно Реестру автомобильных дорог Волгограда, утвержденного постановлением главы Волгограда от 16 октября 2008 года N 2143 магистральная улица городского значения регулируемого движения по улице Елецкой является автомобильной дорогой местного значения городского округа Волгоград.
На основании пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
Следовательно, судом первой инстанции вывод об отсутствии доказательств нахождения части земельного участка (кадастровый номер 34:34:050015:0063) на территории общего пользования сделан при неправильном применении норм материального права.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что при подготовке градостроительного плана земельного участка орган местного самоуправления не вправе произвольно изменить место допустимого размещения зданий, строений, сооружений по сравнению с вариантом размещения объекта строительства на земельном участке, в ранее утвержденном проекте границ земельного участка.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
В составе градостроительного плана земельного участка указываются: границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия); границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд (часть 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется.
Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его.
Форма градостроительного плана земельного участка утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 года N 840.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11 августа 2006 года N 93, зарегистрированным в Министерстве Российской Федерации за N 8456, утверждена и введена в действие с 27 ноября 2006 года Инструкция о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка.
Постановлением главы Волгограда от 16 апреля 2010 года N 831 утвержден градостроительный план земельного участка (кадастровый номер 34:34:050015:0063) N RU34301000-0000000000001718.
Пунктом 3 части 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в составе градостроительного плана земельного участка указываются, в том числе минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений.
Учитывая положения указанной нормы права, комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда при подготовке оспариваемого постановления руководствовался нормами действующего законодательства, определяющими градостроительные условия возможности размещения объекта на таком земельном участке.
Администрация Волгограда при определении места допустимого размещения объектов капитального строительства на территории земельного участка, указанного в чертеже градостроительного плана, руководствовалась требованиями указанных нормативных актов.
Решением арбитражного суда Волгоградской области оспариваемое постановление главы Волгограда признано несоответствующим требованиям статей 36, 38, 44-46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Однако статья 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации раскрывает содержание градостроительного регламента, статья 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет содержание предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Статья 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет содержание градостроительного плана земельного участка, которой и руководствовался комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда при подготовке градостроительного плана. Статья 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации не содержит в себе условий выдачи градостроительного плана земельного участка, поскольку устанавливает общий порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории. Статья 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет процедуру выдачи градостроительного плана земельного участка, как самостоятельного документа на основании обращения заявителя. В рассматриваемом случае градостроительный план земельного участка (кадастровый номер 34:34:050015:0063) был выдан в порядке, установленном частью 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании заявления ООО "Юридическая фирма "Регистр-Экспресс" без проведения процедур, предусмотренных частями 1-16 статьи, что соответствует приведенным нормам права.
В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующими требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом положений названных норм права, оценивая обстоятельства по делу, апелляционный суд установил, что условия для признания оспариваемого акта администрации недействительным, отсутствуют.
Установив отсутствие нарушений со стороны уполномоченного органа закона и интересов заявителя, суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает необходимым отменить решение суда первой инстанции в части:
- признания недействительным и не соответствующим действующему законодательству Российской Федерации, в том числе статьям 36, 38, 44-46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, постановление главы Волгограда от 16 апреля 2010 года N 831 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка (кадастровый номер 34:34:050015:0063)".
- обязания комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда подготовить градостроительный план с указанием в чертеже градостроительного плана место допустимого размещения объекта капитального строительства на всей площади земельного участка (кадастровый номер 34:34:050015:0063) с учетом минимальных отступов, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации;
- обязания администрацию Волгограда утвердить подготовленный комитетом по градостроительству и архитектуре Волгограда градостроительный план земельного участка (кадастровый номер 34:34:050015:0063) в чертеже градостроительного плана место допустимого размещения объекта капитального строительства на всей площади земельного участка (кадастровый номер 34:34:050015:0063) с учетом минимальных отступов, предусмотренный действующим законодательством Российской Федерации;
и отказать ООО "Юридическая фирма "Регистр-Экспресс" в удовлетворении указанных требований.
Прекращая производство по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в части признания недействительным градостроительного плана земельного участка, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что градостроительный план по своему содержанию не может быть признан правовым актом, поскольку не содержит властные предписания, влекущие юридические последствия и направленные на установление, изменение или прекращения прав и обязанностей юридического или физического лица, которым этот документ адресован.
Главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определен порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц.
Под ненормативным актом государственного и иного органа следует понимать властное волеизъявление субъекта, осуществляемое в пределах предоставленных ему полномочий, обращенное к конкретному лицу и направленное на возникновение, изменение или прекращение его прав и обязанностей.
Следовательно, ненормативным актом, законность которого может быть оспорена в арбитражном суде, признается документ, адресованный конкретному лицу или группе лиц, содержащий обязательные предписания или распоряжения, влекущие юридические последствия, и нарушающие права и интересы указанных в нем лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ненормативный акт государственного органа, органа местного самоуправления - изданный в установленном законом порядке документ, устанавливающий, изменяющий или отменяющий персонифицированные права и обязанности определенного в акте субъекта административных правоотношений. Таким образом, ненормативный акт должен носить распорядительно-властный характер.
Обязательность исполнения властного предписания - один из главных квалифицирующих признаков ненормативного правового акта.
Документы, не содержащие обязательных для исполнения требований, не влекут правовых последствий.
На основании указанного, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что градостроительный план не обладает всеми признаками, присущими ненормативным актам. Так, градостроительный план не содержит властное предписание совершить определенные действия и разъяснения по поводу последствий неисполнения данного акта в виде ответственности.
Поскольку обязательные для заявителя правила поведения градостроительный план не устанавливает и сам по себе не нарушает прав и законных интересов заявителя, то он не подлежит оспариванию и проверке на соответствие закону в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от "06" октября 2010 года по делу N А12-14568/2010 в части признания недействительным и не соответствующим действующему законодательству Российской Федерации, в том числе статьям 36, 38, 44-46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, постановление главы Волгограда от 16.04.2010 N 831 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка (кадастровый номер 34:34:050015:0063)" и обязания комитета по градостроительству и архитектуре подготовить градостроительный план с указанием в чертеже градостроительного плана место допустимого размещения объекта капитального строительства на всей площади земельного участка (кадастровый номер 34:34:050015:0063) с учетом минимальных отступов, предусмотренных действующим законодательство Российской Федерации; обязания администрации Волгограда утвердить подготовленный комитетом по градостроительств у и архитектуре Волгограда градостроительный план земельного участка (кадастровый номер 34:34:050015:0063) в чертеже градостроительного плана место допустимого размещения объекта капительного строительства на всей площади земельного участка (кадастровый номер 34:34:050015:0063) с учетом минимальных отступов, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, взыскания с администрации Волгограда в пользу общества с ограниченной ответственностью "Юридическая фирма "Регистр-Экспресс" судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей отменить.
Принять по делу в указанной части новый судебный акт.
Отказать обществу с ограниченной ответственностью "Юридическая фирма "Регистр-Экспресс" в удовлетворении требований о признании недействительным и не соответствующим действующему законодательству Российской Федерации, в том числе статьям 36, 38, 44-46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, постановление главы Волгограда от 16.04.2010 N 831 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка (кадастровый номер 34:34:050015:0063)" и обязании комитета по градостроительству и архитектуре подготовить градостроительный план с указанием в чертеже градостроительного плана место допустимого размещения объекта капитального строительства на всей площади земельного участка (кадастровый номер 34:34:050015:0063) с учетом минимальных отступов, предусмотренных действующим законодательство Российской Федерации, а также обязании администрации Волгограда утвердить подготовленный комитетом по градостроительств у и архитектуре Волгограда градостроительный план земельного участка (кадастровый номер 34:34:050015:0063) в чертеже градостроительного плана место допустимого размещения объекта капительного строительства на всей площади земельного участка (кадастровый номер 34:34:050015:0063) с учетом минимальных отступов, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.И. Жевак |
Судьи |
Т.С. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-14568/2010
Истец: ООО "Юридическая фирма "Регистр-Экспресс", Прокуратура Волгоградской области
Ответчик: Администрация Волгограда, Комитет по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда
Третье лицо: Комитета земельных ресурсов Администрации Волгограда