Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 февраля 2011 г. N 19АП-8315/2010
г. Воронеж |
|
4 февраля 2011 г. |
Дело N А64-4628/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 4 февраля 2011 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.
судей Миронцевой Н.Д.,
Сергуткина В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сычевой Е.И.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Центральная телекоммуникационная компания" (ОАО "ЦентрТелеком"): Порошина В.А., начальника службы правового обеспечения по доверенности от 24.12.2010, Шубина А.М., начальника Центра сервисной поддержки по доверенности от 24.12.2010, Аверова Д.Л., первого заместителя директора, паспорт серии 20 99 N 195869;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области: Ракитина В.В., ведущего специалиста-эксперта отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля по доверенности N 9-Д от 19.01.2011, Бубнова Н.В., ведущего специалиста-эксперта отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля по доверенности N 33-Д от 15.12.2010;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Центральная телекоммуникационная компания" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 28.09.2010 по делу N А64-4628/2010 (судья Малина Е.В.) по заявлению открытого акционерного общества "Центральная телекоммуникационная компания" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области о признании незаконными решения от 30.07.2010 по делу N 8/03 и предписания от 30.07.2010 N 8/03
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Центральная телекоммуникационная компания" (далее - общество, ОАО ЦТК) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - управление, антимонопольный орган) от 30.07.2010 по делу N 8/03 о нарушении антимонопольного законодательства и предписания от 30.07.2010 N 8/03.
Решением от 28.09.2010 суд в удовлетворении заявленных требований отказал.
В апелляционной жалобе ОАО "Центральная телекоммуникационная компания" просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение норм материального права - неправильное истолкование закона, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными.
При этом, заявитель апелляционной жалобы указывает, что 15.01.2010 приостановил абоненту Саградян А.А. оказание услуг местной телефонной связи в связи с нарушением сроков оплаты услуг, оказанных ей до 01.12.2009 (включительно по ноябрь 2009), что подтверждается имеющимися в материалах дела счетами, которые Саградян А.А. должна была оплатить до 25.12.2009. Таким образом, получив счет за ноябрь 2009, Саградян А.А. была письменно уведомлена о том, что при неоплате услуг в срок до 25.12.2009 оказание услуг будет приостановлено.
Кроме того, общество полагает, что необоснованным является вывод суда о том, что на 15.01.2010 оператор не располагал сведениями о том, что абонент до 14.01.2010 не оплатил услуги связи, так как данный вывод не подтверждается какими-либо доказательствами.
Изучив представленные доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, апелляционная инстанция установила следующее.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области, на основании обращения Саградян А.А., вх.14.04.2010 N 2932 о нарушении ОАО "ЦентрТелеком" требований антимонопольного законодательства действиями по необоснованному прекращению оказания услуг местной телефонной связи без предварительного письменного уведомления возбуждено дело N 8/03 о нарушении ОАО "Центртелеком" ч.1 ст.10 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по результатам рассмотрения дела N 8/03 о нарушении антимонопольного законодательства принято решение:
Признать ОАО "ЦентрТелеком" нарушившим часть1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части злоупотребления доминирующим положением на рынке оказания услуг телефонной связи общего пользования в г.Котовске Тамбовской области действиями по несоблюдению требований пункта 118 Правил предоставления услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2005 N 310, в части ненаправления письменного уведомления о приостановлении оказания телефонной связи, которые ущемляют интересы гр.Саградян А.А.
На этом основании 30.07.2010 ОАО "ЦентрТелеком" выдано предписание о прекращении нарушения п.1 ст.10 Федерального закона "О защите конкуренции".
ОАО "ЦентрТелеком" не согласилось с решением антимонопольного органа и выданным предписанием, обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением об оспаривании указанных ненормативных актов УФАС.
Суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований исходил из необоснованности заявленных требований, не подтвержденности их представленными материалами дела, следовательно, отсутствия оснований для их удовлетворения.
Апелляционная коллегия, разрешая спор по существу, учитывает правомерную позицию суда первой инстанции, при этом, полагает необходимым руководствоваться следующим.
В соответствии с ч.1 ст.10 Закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (далее - Закон о защите конкуренции) содержит перечень запрещенных действий, который не является исчерпывающим.
Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных, частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
ОАО "ЦентрТелеком" в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи от 21.10.2005 N 39 включен в реестр операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования.
В силу п.1 ст.5 ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 23 ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган ведет реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее - Реестр).
Реестр является государственным информационным ресурсом и представляет собой базу данных о хозяйствующих субъектах, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (пункт 1 Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее - Правила формирования и ведения реестра), утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.12.2007 N 896).
В соответствии с ч.1 ст.4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", деятельность по оказанию услуг общедоступной электросвязи относится к сфере естественных монополий.
Решением Правления МАП России от 18.12.2002 N 21/11-6-Р ОАО "ЦентрТелеком" включено в Реестр субъектов естественных монополий в области связи, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль.
Приказом Россвязьнадзора от 21.10.2005 N 39 заявитель включен в Реестр операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования на территории Тамбовской области.
В соответствии с пунктом 13 постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30, установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в Реестре.
Следовательно, ОАО "ЦентрТелеком", являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг общедоступной электросвязи Тамбовской области.
Правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи, установлены федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи".
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 44 указанного закона на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.
В случае нарушения пользователем услугами связи требований, установленных настоящим Федеральным законом, правилами оказания услуг связи или договором об оказании услуг связи, в том числе нарушения сроков оплаты оказанных ему услуг связи, определенных условиями договора об оказании услуг связи, оператор связи имеет право приостановить оказание услуг связи до устранения нарушения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
Пунктом 118 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2005 N 310 установлено, что в случае нарушения абонентом требований, связанных с оказанием услуг телефонной связи и установленных Федеральным законом "О связи", настоящими Правилами и договором, в том числе нарушения сроков оплаты оказанных абоненту услуг телефонной связи, оператор связи имеет право приостановить оказание услуг телефонной связи до устранения нарушения, уведомив об этом абонента в письменной форме и с использованием средств связи оператора связи (автоинформатора).
Из содержания приведенных правовых норм следует, что при неоплате абонентом в установленные сроки услуг связи оператор связи обязан уведомить абонента в письменной форме и с использованием средств связи оператора связи (автоинформатора) о намерении приостановить оказание услуг телефонной связи.
Из представленных материалов дела, следует, что 14.04.2008 ОАО "ЦентрТелеком" и гр.Саградян А.А. 14.04.2008 заключен договор об оказании услуг телефонной связи N 295.
В соответствии с пунктом 4.3.2 договора от 14.04.2008 N 295, оплата услуг телефонной связи, предоставляемых в соответствии с настоящим договором, осуществляется с отсрочкой платежа на основании счета, выставляемого оператором до пятого числа месяца, следующего за месяцем оказания услуг, или путем внесения аванса.
Обществом в адрес гр.Саградян А.А. ежемесячно направлялись счета за услуги телефонной связи, с указанием срока оплаты до 25 числа текущего месяца, суммы долга на начало месяца, суммы долга на конец месяца, в которых было указано: "При неоплате в срок суммы за оказанные услуги оказание услуг будет приостановлено на основании Постановления правительства РФ N 310 от 18.05.2005", в том числе за сентябрь 2009 на сумму 730,19 руб., за октябрь 2009 на сумму 693,83 руб., за ноябрь 2009 на сумму 951,03 руб., согласно которым взималась абонентская плата в размере 130 руб. за каждый месяц и переменная плата за местные соединения.
Долг Саградян А.А.. за местные соединения составил 821 руб. 96 коп. за период с августа по октябрь 2009 года.
Поскольку гр. Саградян А.А. в указанный период находилась за границей и фактически не пользовалась услугами телефонной связи, 22.10.2009 она обратилась в ОАО "ЦентрТелеком" с заявлением о несогласии с выставленным счетом за услуги связи. За указанный период гр. Саградян А.А. оплатила только абонентскую плату в размере 390 руб. Спорную сумму гр. Саградян А.А. не оплачивала.
Таким образом за период с сентября по декабрь 2009 года у гр.Саградян А.А. образовалась задолженность по оплате услуг телефонной связи, т.е. нарушались обязательства по оплате услуг по договору об оказании услуг телефонной связи.
15.01.2010 ОАО "ЦентрТелеком" прекратило оказание услуг местной телефонной связи без предварительного письменного уведомления гр.Саградян А.А.
Информирование Саргадян А.А. о предстоящем приостановлении оказания услуг связи посредством системы автоинформирования до момента прекращения оказания услуг местной телефонной связи, а также направление счетов на оплату услуг телефонной связи, содержащих информацию: "При неоплате в срок суммы за оказанные услуги оказание услуг будет приостановлено на основании Постановления правительства РФ N 310 от 18.05.2005 г." и с указанием срока оплаты счета, суммы долга на начало месяца, суммы долга на конец месяца, не является надлежащим уведомлением в соответствии с требованиями изложенных выше норм, о приостановлении услуг связи в конкретную дату - 15.01.2010 г.
В данных счетах абоненту предлагается оплатить оказанные услуги до определенной даты (25 числа текущего месяца), указывается общая сумма задолженности, а также содержится информация о возможном приостановлении оказания услуг связи. Счета выставляются в начале месяца (пятого числа текущего месяца).
По условиям договора с Саградян А.А. оплата услуг телефонной связи, предоставляемых в соответствии с настоящим договором, осуществляется с отсрочкой платежа на основании счета, выставляемого оператором до пятого числа месяца, следующего за месяцем оказания услуг, или путем внесения аванса.
Таким образом, на момент выставления счетов оператором связи обязанность абонента по окончательному расчету за оказанные услуги не наступила и выставление счета в данном случае не связано с нарушением абонентом сроков оплаты услуг связи.
На дату 15.01.2010 оператор не располагал сведениями о том, что абонент до 14.01.2010 не оплатит услуги связи. Данная информация не является уведомлением абонента о приостановлении оказания услуг связи в конкретную дату за неоплату услуг за определенный период. Спорная сумма задолженности ( 821, 96 руб. ) именно в таком размере не значится в указанных счетах. Также в этих счетах не отражен факт нарушения сроков оплаты оказанных услуг телефонной связи, конкретный период этого нарушения, сумма задолженности и дата предстоящего прекращения оказания услуг телефонной связи.
При таких обстоятельствах предупреждение о приостановлении оказания услуг связи, содержащееся в счетах на оплату услуг, не может быть признано письменным уведомлением абонента о приостановлении оказания услуг.
Следовательно, приостановив без надлежащего уведомления 15.01.2010 оказание услуг телефонной связи гр.Саградян А.А., ОАО "ЦентрТелеком", занимающее доминирующее положение на рынке оказания услуг общедоступной электросвязи Тамбовской области, совершило действия, ущемляющие интересы гр.Саградян А.А.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный акт может быть признан незаконным только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Оценив представленные доказательства в порядке ст.71 АПК РФ, суд установил, что решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 30.07.2010 по делу N 8/03 и вынесенное на его основании предписание от 30.07.2010 N 8/03 приняты в соответствии с требованиями действующего законодательства, а пределах предоставленных полномочий, по установленным в действиях ОАО "ЦентрТелеком" нарушениям антимонопольного законодательства, в связи, с чем отсутствуют основания для признания их недействительными.
Учитывая изложенное, апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции представленные доказательства оценены с учетом фактически установленных по делу обстоятельств, доводам лиц, участвующих в деле, дана надлежащая правовая оценка, нормы материального и процессуального права применены правильно.
При обращении в суд с апелляционной жалобой Обществом была излишне уплачена госпошлина в сумме 1000 рублей, которая подлежит возврату.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ч.1 ст.269, ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 28.09.2010 по делу N А64-4628/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Вернуть открытому акционерному обществу "Центральная телекоммуникационная компания" излишне уплаченную по платежному поручению от 18.10.2010 N 50013 госпошлину в сумме 1000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-4628/2010
Истец: ОАО "Центральная телекоммуникационная компания" (ОАО "ЦентрТелеком"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области