Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2011 г. N 13АП-21288/2010
г. Санкт-Петербург
21 февраля 2011 г. |
Дело N А56-36718/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего В.В. Горшелева
судей И.Г. Медведевой, В.Б. Слобожаниной
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи В.И. Агеевой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21288/2010) ООО "Универсальный перегрузочный комплекс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.10.2010 года по делу N А56-36718/2010 (судья С.И. Несмиян), принятое
по иску ООО "Универсальный перегрузочный комплекс"
к ОАО "Российские железные дороги"
о взыскании 558 327,06 рублей
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен
от ответчика: А.П. Тулаев по доверенности от 14.12.2010 года, Т.С. Леонова по доверенности от 14.12.2010 года
установил:
ООО "Универсальный перегрузочный комплекс" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о взыскании с ОАО "Российские железные дороги" 558 327, 06 рублей пени за просрочку доставки груза "чугун передельный в чушках" по прямому отправительскому маршруту со станции Присады Московской железной дороги до станции Лужская-эксп. Октябрьской железной дороги по железнодорожной накладной N ЭЭ785571 от 17.06.2009 года в полувагонах NN67493981-20, 63772503-20, 62240908-20, 68740661-20, 68169077-20, 67699645-20, 68976224-20, 69984806-20, 67200089-20, 66924325-20, 65107104-20, 61629648-20, 68775733-20, 68504075-20, 68736149-20, 65048886-20, 67106260-20, 66029653-20, 68432400-20, 68172220-20, 62709720-20, 66387986-20, 61542577-20, 60365608-20, 64533987-20, 64475528-20, 60245560-20, 60579950-20, 67813329-20, 68387455-20, 68596105-20, 68497940-20, 68578244-20, 68688951-20, 68509561-20, 68811306-20, 68770387-20, 68498575-20, 68393685-20, 68605260-20, 68581941-20, 61113007-20.
Решением от 15.10.2010 года в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Универсальный перегрузочный комплекс" подало апелляционную жалобу, в которой просило отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных исковых требований.
Податель жалобы указывает на то, что просрочка в доставке груза составила 3 суток, согласно расчету имеющемуся в материалах дела. Расчет произведен в соответствии с Правилами исчисления сроков доставки груза; ответчик не представил доказательств невозможности приема спорных вагонов станцией назначения.
ООО "Универсальный перегрузочный комплекс" надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, однако своего представителя в судебное заседание не направило. В соответствии с пунктом 3 статьи 156, пункта 1 статьи 266 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствии представителя истца.
Представители ОАО "Российские железные дороги" просили оставить решение арбитражного суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела и заслушав объяснения представителя ответчика, суд установил, что апелляционная жалоба подлежит отклонению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом первой инстанции, 21.06.2009 года со станции Присады Московской железной дороги в составе поезда N 2705, грузоотправителем ОАО "Тулачермет" по железнодорожной накладной N ЭЭ785571 от 17.06.2009 года прямым отправительским маршрутом отправлена на станцию Лужская-эксп. Октябрьской железной дороги в адрес ОАО "Универсальный перегрузочный комплекс" группа полувагонов N N 67493981-20, 63772503-20, 62240908-20, 68740661-20, 68169077-20, 67699645-20, 68976224-20, 69984806-20, 67200089-20, 66924325-20, 65107104-20, 61629648-20, 68775733-20, 68504075-20, 68736149-20, 65048886-20, 67106260-20, 66029653-20, 68432400-20, 68172220-20, 62709720-20, 66387986-20, 61542577-20, 60365608-20, 64533987-20, 64475528-20, 60245560-20, 60579950-20, 67813329-20, 68387455-20, 68596105-20, 68497940-20, 68578244-20, 68688951-20, 68509561-20, 68811306-20, 68770387-20, 68498575-20, 68393685-20, 68605260-20, 68581941-20, 61113007-20 с грузом "чугун передельный в чушках". Установлен нормативный срок доставки 26.06.2009 года.
Поезд N 2705 отставлен от движения на промежуточной станции Веймарн Октябрьской железной дороги с 25.06.2009 года ввиду занятости фронтов выгрузки грузополучателя ОАО "Универсальный перегрузочный комплекс", что подтверждается актом общей формы N1/95 от 25.06.2009 года. На основании распоряжения N8133 срок доставки увеличен на 6 суток. О задержке вагонов на промежуточной станции грузополучателю 30.06.2009 года под расписку вручено извещение. О составлении акта общей формы в дорожной ведомости и оригинале железнодорожной накладной проставлена соответствующая отметка.
Вагоны доставлены на станцию назначения Лужская Октябрьской железной дороги и выданы грузополучателю 30.06.2007 года, и с учетом увеличения на 1 сутки на прибытие на Санкт-Петербургский узел, находились в пути следования 3 суток сверх нормативного срока. При этом на станцию Веймарн Октябрьской железной дороги вагоны доставлены досрочно.
ОАО "Универсальный перегрузочный комплекс" предъявило ОАО "Российские железные дороги" претензию N ПР-241/К от 31.07.2009 года об уплате 558 327, 06 рублей пеней за просрочку доставки.
Претензия отклонена извещением N НФПР-3/Б-457 от 23.09.2009 года по мотиву занятости фронтов выгрузки получателя на станции Лужская Октябрьской железной дороги.
Поскольку вышеуказанная претензия с требованием оплатить пени в заявленной сумме ОАО "Российские железные дороги" оставлена без удовлетворения, ОАО "Универсальный перегрузочный комплекс" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании пеней.
Оценив доказательства на основе всестороннего, полного и объективного исследования всех имеющихся в деле доказательств, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, апелляционная инстанция пришла к выводу о том, что отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно статье 33 Федерального закона РФ от 10.01.2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) перевозчик обязан доставлять грузы в установленные сроки.
В соответствии со статьей 97 УЖТ РФ за просрочку доставки грузов или принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере 9% платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
Согласно пункту 1 статьи 29 УЖТ РФ вследствие не зависящих от перевозчика обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, погрузка и перевозка грузов могут быть временно прекращены либо ограничены перевозчиком.
В соответствии с пунктом 6.7 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 года N 27 (далее - Правила N 27) о причинах задержки груза, предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил (в том числе по причине занятости фронтов выгрузки), и о продолжительности этой задержки перевозчик составляет акт общей формы в двух экземплярах в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Первый экземпляр акта прикладывается к перевозочным документам и на железнодорожной станции назначения - к дорожной ведомости. В графе накладной N Отметки перевозчика" и в дорожной ведомости под наименованием груза делается отметка о задержании груза на станции с указанием причин задержки и срока, на который увеличивается срок доставки. Отметка удостоверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика и календарным штемпелем перевозчика.
Порядок оформления задержки вагонов, в том числе в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения, устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Согласно пункту 6.6 Правил предусмотрено увеличение срока доставки груза на все время задержки в случаях задержки вагона на промежуточных железнодорожных станциях по причине неприема их железнодорожной станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя.
Статьями 39, 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ) и разделом 3 Правил составления актов при перевозках грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 года N 45 (далее - Правила составления актов) предусмотрено, что задержка вагонов на станции назначения в ожидании их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца (пользователя) железнодорожного пути удостоверяется актом общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, время начала и окончания задержки, фактическое время задержки вагонов, контейнеров.
Таким образом, акт общей формы является документом, удостоверяющим факт и продолжительность простоя вагонов на станционных путях.
При составлении акта общей формы в пути следования перевозчиком составляется, как правило, два экземпляра:
- первый экземпляр акта общей формы прикладывается к перевозочному документу;
- второй экземпляр акта общей формы хранится в делах перевозчика.
Таким образом, акт общей формы является доказательством, подтверждающим задержку вагонов на промежуточной станции по причине неприема их железнодорожной станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя.
В материалы дела представлен акт общей формы N 1/95 от 25.06.2009 года года составленный на станции Веймарн Октябрьской железной дороги, в котором перечислены номера вагонов с грузом.
В акте указана причина задержки - вагоны задержаны по причине сгущенного прибытия и занятости фронтов грузополучателя ОАО "УПК".
Основания и порядок задержки вагонов регулируются пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 года N 26.
В силу названной нормы задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется в случае невыполнения грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров.
В акте общей формы N 1/95 от 25.06.2009 года ОАО "РЖД" указало на то, что груз был задержан в пути следования по станции Лужская ввиду сгущенного прибытия в адрес ООО "Универсальный перегрузочный комплекс" и занятостью фронта выгрузки последнего. Поезда простаивали на промежуточной станции с 25.06.2009 года по 30.06.2009 года в связи, с чем срок доставки грузов на основании пункта 6.3 Правил исчисления сроков доставки грузов был увеличен на 6 суток.
Ответчиком в отзыве приведены подробные и аргументированные обоснования причин не позволяющих железной дороги в нормативный срок доставить груз на станцию назначения и сделан обоснованный вывод о том, что в результате систематического невыполнения грузополучателем - ОАО "УПК" технологического срока оборота вагонов и перерабатывающей способности железнодорожного пути необщего пользования к 24.06.2009 года на станции назначения скопилось около 290 вагонов, прибывших в адрес ОАО "Универсальный перегрузочный комплекс" в ожидании выгрузки. Поэтому, так как все пути станции были заняты вагонами, ожидающими выгрузки истцом, вновь прибывающие поезда железная дорога вынуждена была временно отставлять от движения до момента освобождения путей на станции назначения.
В связи с этим причины задержки вагонов не дают оснований для взыскания с ОАО "РЖД" неустойки.
При разрешении спора апелляционный суд, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, считает, что истцом не доказан факт наличия в спорный период времени свободных подъездных путей необщего пользования для осуществления выгрузки. Ответчиком в качестве обоснованности его действий представлены документы, подтверждающие факт и причины простоя вагона - акт общей формы N 1/95 от 25.06.2009 года.
Истцом в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ не представлено каких-либо доказательств, обосновывающих правомерность его требований.
Судом первой инстанции дана правовая оценка актам с учетом требований, предъявляемых к порядку составления актов общей формы, установленных соответствующими Правилами.
Решение принято на основании полно и всесторонне исследованных обстоятельств спора, которым дана правильная правовая оценка.
Обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 71, 176, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.10.2010 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
В.В. Горшелев |
Судьи |
И.Г. Медведева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-36718/2010
Истец: ООО "Универсальный перегрузочный комплекс"
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Октябрьская железная дорога"