Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 9 марта 2011 г. N 06АП-5947/2010
г. Хабаровск |
|
9 марта 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 4 марта 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 9 марта 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.
судей: Песковой Т.Д., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.
в присутствии
от заявителя: представители не явились
от Управления Россельхознадзора: Разумовской Н.Н., представителя по доверенности от 24.12.2010, Чмиль К.В., представителя по доверенности от 14.02.2011
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области
на решение от 12.11.2010
по делу N А73-10864/2010 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривала судья Степина С.Д.
по заявлению общества с ограниченной ответственности "Деревоперерабатывающий Холдинг"
о признании незаконным бездействия Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям по непереоформлению фитосанитарных сертификатов согласно заявлению от 11.06.2010 N 82, и обязании переоформить и выдать фитосанитарные сертификаты по указанной заявке
Общество с ограниченной ответственностью "Деревоперерабатывающий Холдинг" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным бездействия Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям (далее - Управление Россельхознадзора, уполномоченный орган) по непереоформлению фитосанитарных сертификата от 14.12.2009 N 15627121141209010 согласно заявлению от 11.06.2010 N 82, и обязании переоформить и выдать фитосанитарные сертификаты по указанной заявке в помещении его Северо-Приморского межрайонного отдела.
Решением суда от 12.11.2011 заявленные требования удовлетворены.
Судебный акт мотивирован тем, что непереоформление фитосанитарного сертификата на каждую партию подкарантинной продукции является бездействием со стороны уполномоченного органа и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление Россельхознадзора обратилось с апелляционной жалобой в Шестой арбитражный апелляционный суд, в которой просит обжалуемое решение отменить, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, и неверное применение норм материального права.
Указывает, что оснований для переоформления в соответствии с пунктом 7 Порядка выдачи сертификатов, утв. Приказом Минсельхоза РФ от 14.03.2007 N 163 (в ред. от 19.03.2010) не имеется в связи с пропуском срока на переоформление и отсутствием документов, подтверждающих досмотр заявленных к переоформлению партий. Тем более что изначально фитосанитарный сертификат выдан по решению суда, вступившего в законную силу.
Представители заявителя апелляционной жалобы в судебном заседании апелляционной инстанции поддержали позицию уполномоченного органа относительно обжалуемого судебного акта.
ООО "Деревоперерабатывающий Холдинг" участие в судебном заседании апелляционной инстанции не принимало, извещено надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, заявило о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 258, 268 - 271 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Хабаровского края от 14.07.2009 по делу N А73-6573/2009 решения Управления Россельхознадзора об отказе в выдаче ООО "Деревоперерабатывающий Холдинг" фитосанитарных сертификатов, в том числе и по заявке общества от 09.04.2009 N 1303 на пиловочник хвойных пород в объеме 49 160 ку.м признаны незаконными. На уполномоченный орган возложена обязанность выдать обществу фитосанитарные сертификаты по указанным заявкам.
Во исполнение решения суда Управлением Россельхознадзора 14.12.2009 оформлен фитосанитарный сертификат N 156271721141209010 на указанный в заявке от 09.04.2009 N 1303 объем пиломатериалов.
В этот же день в адрес общества направлено уведомление о возможности получить сертификаты по адресу: г.Хабаровск, ул.Ленина, 18 каб. 1.
Как указывает представитель уполномоченного органа, общество по указанному в уведомлении адресу в Управление Россельхознадзора за получением сертификатов не обратилось.
19.02.2010 судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Центральному району г.Хабаровска УФССП России по Хабаровскому краю на основании поступившего исполнительного листа по делу N А73-6573/2009 в отношении должника Управления Россельхознадзора возбуждено исполнительное производство.
Посчитав оформление фитосанитарного сертификата от 14.12.2009 N 156271721141209010 фактическим исполнением требований исполнительного листа, судебный пристав-исполнитель 31.03.2010 окончил исполнительное производство в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 47 ФЗ "Об исполнительном производстве".
Должник действия судебного пристава-исполнителя по окончанию исполнительного производства не оспорил.
Согласно акту приемки-передачи фитосанитарных сертификатов от 25.05.2010 указанный сертификат был передан представителю ООО "Деревоперерабатывающий Холдинг" Пермякову В.А., действующему по доверенности от 20.01.2010.
11.06.2010 общество обратилось в Управление Россельхознадзора с заявлением N 85 о переоформлении фитосанитарного сертификата от 14.12.2009 N 15627121141209010, выданного на объем ели пиловочника 8 570 куб.м и лиственницы - 40 590 куб.м, на 508 сертификатов на лиственницу пиловочник по 79,901 куб.м на каждое транспортное средство и 108 сертификатов на ель пиловочник по 79,351 куб.м на каждое транспортное средство.
В тот же день 24.06.2010 уполномоченный орган выдал фитосанитарный сертификат N 156270603110610020, идентичный по содержанию ранее выданному.
Полагая, что в нарушение статьи 2 Федерального закона от 15.07.2010 N 99-ФЗ "О карантине растений" ФСС выдан на неоднородные партии продукции и не на каждое транспортное средство, как это было заявлено обществом, ООО "Деревоперерабатывающий Холдинг" обратилось в суд с заявлением о признании бездействия уполномоченного органа по непереоформлению фитосанитарного сертификата незаконным.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 статьи 32 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" предусмотрено, что в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами исходя из национальных интересов могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры, в частности, необходимы для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам Российской Федерации нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся в том числе, применения таможенного законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.07.2000 N 99-ФЗ "О карантине растений" (далее - Закон N 99-ФЗ) партией подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) признается количество однородной подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), находящейся в одном месте или находящейся в одном месте и предназначенной для отправки одним транспортным средством в один пункт назначения одному получателю.
Вывоз с территории Российской Федерации и из карантинных фитосанитарных зон, перевозки подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) в случаях, предусмотренных правилами и нормами обеспечения карантина растений, разрешается, если имеется фитосанитарный сертификат или карантинный сертификат, удостоверяющие соответствие подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) требованиям правил и норм обеспечения карантина растений (статья 8 вышеназванного закона).
Оформление и выдачу фитосанитарных и карантинных сертификатов осуществляет Россельхознадзор непосредственно или территориальное управление Россельхознадзора, из региона деятельности которого осуществляется вывоз или поставка подкарантинной продукции в соответствии с Порядком организации работ по выдаче Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору фитосанитарных сертификатов и карантинных сертификатов на подкарантинную продукцию (подкарантинный материал, подкарантинный груз), утвержденным Приказом Минсельхоза России от 14.03.2007 N 163 (далее - Порядок выдачи сертификатов).
Уполномоченным органом на выдачу таких фитосанитарных сертификатов по заявкам заинтересованных лиц на территории Хабаровского края (в г.Комсомольске-на-Амуре) является Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям.
Порядок выдачи фитосанитарного сертификата установлен Приказом Министерства сельского хозяйства от 14.03.2007 N 163 "Об организации работ по выдаче фитосанитарных сертификатов и карантинных сертификатов" (далее - Порядок).
Пунктом 7 Порядка предусмотрено, что переоформление выданного фитосанитарного сертификата осуществляется в срок не позднее 15 дней с даты истечения срока его действия. Фитосанитарный сертификат переоформляется и выдается Россельхознадзором или территориальным управлением Россельхознадзора, в регионе деятельности которого находится перевозимая подкарантинная продукция, в срок не более 3 рабочих дней с даты подтверждения факта выдачи ФСС Россельхознадзором или территориальным управлением Россельхознадзора, выдавшим его.
Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 19.03.2010 N 85 в Приказ Минсельхоза РФ от 14.03.2007 N 163 внесены изменения, в соответствии с которыми пунктом 7 предусмотрено, что в случае заявления экспортером подкарантинной продукции требования о переоформлении ФСС в течение 30 дней с момента его выдачи, ФСС должен быть переоформлен без проведения дополнительных исследований.
Установлено, что 30-дневный срок обращения заявителя с заявлением от 11.06.2010 о переоформлении спорного сертификата в уполномоченный орган не истек.
Между тем, удовлетворяя требование заявителя в части признания незаконным бездействия Управления Россельхознадзора по переоформлению фитосанитарных сертификатов суд первой инстанции не учел следующее.
По смыслу статьи 8 Закона N 99-ФЗ досмотру подлежит каждая отдельная партия подкарантинной продукции (подкарантинного груза).
Как следует из материалов дела, изначально 14.12.2009 фитосанитарный сертификат выдан на объем ели пиловочника 8 570 куб.м и лиственницы - 40 590 куб.м на основании решения суда.
В соответствии с Порядком выдачи фитосанитарного сертификата в прежней редакции срок переоформления сертификата истек 30.12.2009.
В связи с тем, что общество фитосанитарный сертификат на основании уведомления от 14.12.2009 не получало, он передан обществу по акту приема-передачи только 25.05.2010.
После обращения с заявлением от 11.06.2010 о переоформлении ФСС, уполномоченным органом в тот же день выдан ФСС, аналогичный по содержанию ранее выданному.
Вместе с тем, из материалов дела не следует, что заявитель изначально обращался в уполномоченный орган с заявками на выдачу фитосанитарных сертификатов на указанные им в заявлении от 11.06.2010 N 85 о переоформлении сертификатов объемы пиломатериалов и эти партии были уполномоченным органом досмотрены.
Как указывает уполномоченный орган идентифицировать заявленные к переоформлению пиломатериалы невозможно без предоставления соответствующих документов.
Таким образом, применительно к фактическим обстоятельствам настоящего дела, установленное свидетельствует о том, что оснований для переоформления выданного сертификата в соответствии с пунктом 7 Порядка выдачи сертификатов без проведения дополнительных исследований в том виде, в котором просит заявитель, не имеется.
Исходя из изложенного, требование ООО "Деревоперерабатывающий Холдинг" о признании незаконным оспариваемого бездействия Управления Россельхознадзора заявлено необоснованно и удовлетворению не подлежит.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Обязанность совершить определенные действия на основании части 5 указанной статьи возлагается судом на государственный орган, должностное лицо только в случае признания незаконными действий (бездействия).
В настоящем деле оспариваемое бездействие незаконным не признано.
В связи с чем, оснований для удовлетворения требований заявителя в части возложения обязанности на уполномоченный орган переоформить спорный фитосанитарный сертификат также не имеется.
В связи с чем, обжалуемый судебный акт следует отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 12.11.2010 по делу N А73-10864/2010 отменить.
ООО "Деревоперерабатывающий Холдинг" в удовлетворении заявления к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий |
Е.В. Гричановская |
Судьи |
Т.Д. Пескова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-10864/2010
Истец: ООО "Деревоперерабатывающий Холдинг"
Ответчик: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю и Еврейской автономной и Сахалинской областям, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю и Еврейской автономной и Сахалинской областями
Хронология рассмотрения дела:
20.07.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9428/11
08.07.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9428/11
24.05.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1885/11
09.03.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-5947/2010