Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 1 марта 2011 г. N 14АП-18/2011
г. Вологда
01 марта 2011 г. |
Дело N А52-3985/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 марта 2011 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Пестеревой О.Ю. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Лущик Е.В.,
при участии от открытого акционерного общества по газификации и эксплуатации газового хозяйства "Псковоблгаз" Балюковой Н.С. по доверенности от 14.10.2010,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества по газификации и эксплуатации газового хозяйства "Псковоблгаз" на решение Арбитражного суда Псковской области от 26 ноября 2010 года по делу N А52-3985/2010 (судья Жупанова Л.В.),
УСТАНОВИЛ
открытое акционерное общество по газификации и эксплуатации газового хозяйства "Псковоблгаз" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области (далее - управление) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, изложенного в сообщении от 29.07.2010 N 01/012/2010-8, и возложении обязанности произвести государственную регистрацию права собственности на объект недвижимого имущества - подземный газопровод высокого и низкого давления, расположенный по адресу: Псковская область, город Великие Луки, ГРП-7 - ул. Ставского - ул. Дворецкая - ул. Жукова - ул. Корниенко - ул. Стадионная - ул. Рабочая - наб. Новослободская - р. Ловать - ул. Первомайская.
К участию в деле привлечено федеральное государственное унитарное предприятие "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" (далее - БТИ).
Решением Арбитражного суда Псковской области от 26 ноября 2010 года в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Общество с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на нарушение судом норм материального права и на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу не согласно с ней, решение суда считает законным и обоснованным, просит в удовлетворении апелляционной жалобы обществу отказать.
БТИ в отзыве на апелляционную жалобу указало, что согласно кадастровому паспорту от 24.05.2010 спорный объект является единым объектом недвижимости.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Управление и БТИ надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 31.05.2010 общество обратилось в управление с заявлением (л. д. 132) о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - подземный газопровод высокого и низкого давления, расположенный по адресу: Псковская область, город Великие Луки, ГРП-7 - ул. Ставского - ул. Дворецкая - ул. Жукова - ул. Корниенко - ул. Стадионная - ул. Рабочая - наб. Новослободская - р. Ловать - ул. Первомайская (далее - газопровод).
Вместе с указанным заявлением на регистрацию представлены следующие документы: платежное поручение от 28.05.2010 N 2595, акты о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 14.12.1993, 14.12.1992, 14.12.1992, 28.09.1992, 28.09.1992, 28.09.1992, акты приемки газопровода в эксплуатацию от 30.06.1998, 30.09.1988, акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 04.10.2007, кадастровый паспорт сооружения от 24.05.2010, выданный Псковским филиалом БТИ. Заявителю выдана расписка в получении документов на государственную регистрацию (л. д. 133).
Согласно кадастровому паспорту от 24.05.2010 (л. д. 13-15) спорный объект недвижимости представляет собой сооружение с инвентарным номером 58:410:002:000022270:0400, литера Г, сети газопровода 1988, 1992, 2007 годов ввода в эксплуатацию, протяженностью 4591,3 м, расположенные по адресу: Псковская область, город Великие Луки, ГРП-7 - ул. Ставского - ул. Дворецкая - ул. Жукова - ул. Корниенко - ул. Стадионная - ул. Рабочая - наб. Новослободская - р. Ловать - ул. Первомайская.
Управление 25.06.2010 уведомило заявителя о приостановлении государственной регистрации на срок до 25.07.2010 в связи с отсутствием необходимых правоустанавливающих документов (л. д. 80).
Как следует из расписки (л. д. 134), заявитель 28.07.2010 дополнительно представил ответчику письмо от 15.07.2010 N ЮШ-22/3386 (л. д. 79), в котором общество пояснило, что на государственную регистрацию были представлены все необходимые документы, представление дополнительных документов не требуется.
Управление сообщением от 29.07.2010 N 01/012/2010-8 (л. д. 12) на основании абзаца десятого пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) отказало обществу в государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимого имущества, поскольку для государственной регистрации права не представлены документы, необходимые в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона N 122-ФЗ, частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) (разрешение на строительство и разрешение на ввод в эксплуатацию части газопровода, создание которой заявителем подтверждено актом приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 04.10.2007), пунктом 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 263 ГК РФ и с учетом статьи 222 ГК РФ.
Не согласившись с указанным отказом управления, общество обратилось в Арбитражный суд Псковской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона N 122-ФЗ к компетенции органов по государственной регистрации относятся: проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственная регистрация прав.
Согласно пункту 1 статьи 13 указанного Закона внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) записей производится после правовой экспертизы документов; установления отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
В статье 20 Закона N 122-ФЗ перечислены основания для отказа в государственной регистрации прав, в том числе указано, что может быть отказано в регистрации в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Согласно статье 17 названного Закона основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона N 122-ФЗ право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
Согласно пункту 1 статьи 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Статьей 219 ГК РФ предусмотрено, что право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
По смыслу статьи 222 названного Кодекса недвижимое имущество может быть создано на земельном участке, отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, при получении на это необходимых разрешений и без нарушений градостроительных и строительных норм и правил.
Согласно пункту 6 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и статье 28 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" для строительства, эксплуатации и ремонта объектов систем газоснабжения предоставляются земельные участки на вещном праве.
В силу пункта 1 статьи 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В пункте 7 раздела II Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества, утвержденных приказом Федеральной регистрационной службы от 08.06.2007 N 113, указано, что документом, удостоверяющим выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструируемого, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (часть 1 статьи 55 ГрК РФ). Форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию установлена в соответствии с частью 12 статьи 55 ГрК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2005 N 698 "О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию".
В соответствии с частью 1 статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
Согласно части 3 названной статьи для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию должны быть представлены правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, разрешение на строительство, акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора) и иные документы, названные в данной норме.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства (часть 10 статьи 55 ГрК РФ).
Из вышеизложенного следует, что для регистрации права собственности на объект недвижимости необходимо представить документы, подтверждающие предоставление обществу земельного участка для строительства (реконструкции), разрешение на строительство (реконструкцию) и разрешение на ввод в эксплуатацию.
Судом первой инстанции установлен и подтверждается материалами дела факт представления на государственную регистрацию права собственности на газопровод в качестве правоустанавливающих документов актов приемки газопровода в эксплуатацию от 1988 и 1992 годов и акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 04.10.2007. Какие-либо другие правоустанавливающие документы на государственную регистрацию права собственности на газопровод обществом представлены не были.
Кроме того, общество указывает в апелляционной жалобе на то, что в 2007 году производилось лишь изменение части спорного объекта, по результатам которого был оформлен акт приемки законченного строительством объекта от 04.10.2007. Общество считает, что, поскольку спорный объект строился частями, а строительство начато в 1988 году, то есть до введения в действие ГрК РФ, разрешение на строительство не требовалось. Также ссылается на "СП 42-101-2003. Свод правил по проектированию и строительству. Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб", введенные в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 26.06.2003 N 112.
Вместе с тем из указанного акта от 04.10.2007 следует, что осуществлялось строительство системы газоснабжения объекта, по результатам которого и был составлен акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы. Кроме того, поскольку часть газопровода была принята комиссией на основании акта от 04.10.2007, на общество распространяются требования ГрК РФ.
В апелляционной инстанции представитель общества сослался на представление в управление плана приватизации в связи с регистрацией прав на иные объекты.
Однако соответствующих доказательств в подтверждение указанного довода обществом в материалы дела не представлено, как и доказательств представления плана приватизации с документами, представленными в управление для регистрации права собственности на спорное имущество.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно указал, что представленный в материалы дела план приватизации также не является правоустанавливающим документом на спорный объект недвижимости, поскольку спорный газопровод не включен в упомянутый план приватизации.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно отказал обществу в удовлетворении заявленных им требований.
Таким образом, оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы общества не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Псковской области от 26 ноября 2010 года по делу N А52-3985/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества по газификации и эксплуатации газового хозяйства "Псковоблгаз" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
О.Ю. Пестерева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-3985/2010
Истец: ОАО "Псковоблгаз", ОАО по газификации и эксплуатации газового хозяйства "Псковоблгаз"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Псковской области
Третье лицо: ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ"