Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 9 марта 2011 г. N 06АП-6420/2010
г. Хабаровск |
|
09 марта 2011 г. |
N 06АП-6420/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 марта 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Михайловой А.И.
судей Песковой Т.Д., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Булавиной М.А.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Востокстройинвест": представитель не явился;
от Управления занятости населения Амурской области: представитель не явился;
от Управления Федеральной миграционной службы по Амурской области: представитель не явился
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Востокстройинвест"
на решение от 13 ноября 2010 года
по делу N А04-3483/2010 Арбитражного суда Амурской области принятое судьей Котляревским В.И.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Востокстройинвест"
о признании недействительным отказа Управления Федеральной миграционной службы по Амурской области от 19.07.2010 N 8/2088; незаконными действий Управления занятости населения Амурской области, выразившихся в представлении незаконного заключения от 15.07.2010 N 01-04/1955
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Востокстройинвест" (далее - ООО СК "Востокстройинвест", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным отказа Управления Федеральной миграционной службы по Амурской области (далее - УФМС России по Амурской области) от 19.07.2010 N 8/2088; незаконными действий Управления занятости населения Амурской области (далее - УЗН Амурской области), выразившихся в представлении незаконного заключения от 15.07.2010 N 01-04/1955, а также обязании УЗН Амурской области выдать положительное заключение о привлечении и об использовании иностранных работников по заявлению общества от 05.07.2010.
Решением суда от 13.11.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, общество обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит его отменить. Заявитель полагает, что судом неверно применены нормы материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, в судебном заседании не присутствовали.
В представленных отзывах УЗН Амурской области, УФМС России по Амурской области просили в удовлетворении жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзывов на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
ООО СК "Востокстройинвест" с 03.10.2002 осуществляет лесозаготовительные работы в Амурской области.
В связи с нехваткой рабочей силы общество подало заявки в Управление ФМС России по Амурской области на выдачу разрешения на привлечение и использование иностранных работников из КНР в количестве 441 человек, сроком действия с 14.10.2010 по 13.10.2011.
19.07.2010 УФМС России по Амурской области отказало в выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников, сославшись на получение заключение Управления труда и занятости населения Амурской области о привлечении и об использовании иностранных работников от 15.07.2010 N 01-04/1955, о нецелесообразности привлечения и использования 441 иностранных работников. Основание нецелесообразности привлечения иностранных работников - наличие российских граждан, имеющих необходимую профессиональную квалификацию или уровень профессиональной подготовки и зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения в целях поиска подходящей работы (безработных граждан) и возможности профессионального обучения безработных граждан указанным профессиям.
Не согласившись с отказом, основанным на заключении УЗН Амурской области, общество обжаловало их в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении требований в части признания незаконным отказа УФМС России по Амурской области, суд первой инстанции исходил из его соответствия требованиями законодательства. В части признания незаконными действий УЗН Амурской области, выразившихся в представлении незаконного заключения от 15.07.2010 N 01-04/1955, суд прекратил производство по делу, поскольку дело не подлежит рассмотрению арбитражным судом.
Повторно рассмотрев дело по имеющимся в нем доказательствам, Шестой арбитражный апелляционный суд счел решение суда подлежащим отменене в части.
Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости) определяя правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в статье 5 определяет государственную политику в области содействия занятости населения, направленную на развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда.
Пунктом 1 статьи 7.1 указанного закона определен перечень полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ), который также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности (статья 1 Закона).
Согласно пункту 9 статьи 13.1 Закона N 115-ФЗ, работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением о таких привлечении и использовании территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 18 указанного Закона установлено, что квота на выдачу иностранным гражданам, за исключением иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.
Указанные предложения исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации формируются на основе принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов с учетом ситуации на рынке труда.
Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации ежегодно определяют потребность в привлечении иностранных работников, оценивают эффективность использования иностранной рабочей силы, вклад иностранных работников в социально-экономическое развитие данного субъекта Российской Федерации.
Квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 18.1 Закона N 115-ФЗ).
Постановлением от 15.11.2006 N 681 Правительство Российской Федерации утверждены Правила выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации (далее - Правила).
В разделе III Правил содержатся положения, регулирующие выдачу разрешений на работу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы.
Данное разрешение выдается миграционной службой или ее территориальными органами при наличии заключения органа исполнительной власти субъекта РФ, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ.
Приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России и Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству от 11.01.2008 N 1/4/1/2 утвержден Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Государственным комитетом Российской Федерации по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, которым установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешений на привлечение иностранных работников.
В частности, к таким основаниям отнесено заключение о привлечении и об использовании иностранных работников, выданное органом государственной службы занятости населения субъекта Российской Федерации и содержащее решение о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников по соответствующим профессиям, специальностям, должностям (пункт 29.1).
Как следует из материалов дела, УЗН Амурской области, в целях поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации, исходя из наличия российских граждан, имеющих необходимую профессиональную квалификацию, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных ресурсов выдал заключение о нецелесообразности привлечения 441 иностранных граждан.
По сведениям УЗН Амурской области, в органы службы занятости населения Амурской области обратилось за содействием в поиске подходящей работы 23 911 ищущих работу граждан, признано безработными - 16 248 человек. По состоянию на 01.07.2010 в Селемджинском районе зарегистрировано 330 безработных граждан. Уровень регистрируемой безработицы в Селемджинском районе составил 3,9 % экономически активного населения.
Между тем, ООО СК "Востокстройинвест" не обращалось в службу занятости населения за содействием в подборе кандидатур на вакантные рабочие места, а также за услугой обучения российских граждан в целях дальнейшего их трудоустройства на своем предприятии, без каких-либо денежных затрат.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что отказ УФМС России по Амурской области, изложенный в письме от 19.07.2010 N 8/2088 соответствует нормам законодательства, не нарушает прав и законных интересов ООО СК "Востокстройинвест" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Что касается вынесенного УЗН Амурской области заключения от 15.07.2010 N 01-04/1955, в котором указано о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 8 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является получение работодателями, заказчиками работ (услуг) разрешений на привлечение и использование иностранных работников.
Для получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников работодатели представляют в ФМС России или ее территориальный орган документы, предусмотренные пунктами 43.1-43.4 указанного регламента.
На основании заявлений, с учетом требований Административного регламента, органами ФМС России принимается решение о выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников или об отказе в его выдаче.
Разрешение выдается органами миграционной службой при наличии заключения органа исполнительной власти субъекта РФ, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ.
Следовательно, оспариваемые действия УЗН Амурской области по вынесению заключения от 15.07.2010 N 01-04/1955 соответствуют Административному регламенту от 11.01.2008 N 1/4/1/2 и являются законными по изложенным выше основаниям.
Прекращая производство по делу, суд первой инстанции указал на то, что данное заключение УЗН Амурской области является промежуточном документом, не содержит обязательных предписаний, влекущих для общества юридические последствия, не устанавливает, не изменяет и не отменяет никакие права и обязанности общества, носит информационный характер, не является окончательным, то есть не является ненормативным актом, который может быть обжалован в арбитражный суд в порядке статьи 198 АПК РФ.
Вместе с тем, судом не учтено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, названой нормой предусмотрено оспаривание не только ненормативных правовых актов, но и любых иных решений публичных органов, а также их действий (бездействия) не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту и нарушающих их права заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания оспариваемых действий незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: оспариваемые действия должны не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту и нарушать права и законные интересы граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Материалами дела подтверждается, выданное УЗН Амурской области заключение соответствует требованиям закона и не нарушает прав и законных интересов ООО СК "Востокстройинвест".
Следовательно, судом не правомерно прекращено производство по делу в указанной части на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
В соответствии с требованиями статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлине возлагаются на ее заявителя. Излишне уплаченная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 13 ноября 2010 года по делу N А04-3483/2010 отменить в части прекращения производства по делу в части признания незаконными действий Управления занятости населения Амурской области, выразившихся в представлении незаконного заключения от 15.07.2010 N 01-04/1955.
В остальной части оставить без изменения.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Востокстройинвест" излишне уплаченную государственную пошлину по платежному поручению от 24.12.2010 N 832 в размере 1000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.
Председательствующий |
А.И. Михайлова |
Судьи |
Т.Д. Пескова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-3483/2010
Истец: ООО "Строительная компания "Востокстройинвест"
Ответчик: Управление занятости населения Амурской области, Управление Федеральной миграционной службы по Амурской области
Хронология рассмотрения дела:
19.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4123/12
23.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4123/12
13.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-6132/11
30.08.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-6420/10
05.07.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2498/11
09.03.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-6420/2010