Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 января 2011 г. N 13АП-20304/2010
г. Санкт-Петербург |
|
18 января 2011 г. |
Дело N А21-6257/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 января 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей И.Б. Лопато, А.Б.Семеновой
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Денисюк М.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20304/2010)
Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калининградской области
на решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.09.2010
по делу N А21-6257/2010 (судья Мялкина А.В.), принятое
по иску (заявлению) ООО "Транс-Партнер"
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калининградской области
о незаконности постановления
при участии:
от истца (заявителя): не явился (извещен)
от ответчика (должника): не явился (извещен)
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Транс-Партнер" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калининградской области (далее - Управление) от 16.07.2010 N 27-10/695П о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 29.09.2010 заявление общества удовлетворено, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
В апелляционной жалобе Управление просит решение суда от 29.09.2010 отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, является ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что административным органом не исследовались все обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. Податель жалобы ссылается на то, что в ходе рассмотрения материалов административного дела Управлением была дана оценка всем представленным обществом доказательствам (актам) в полном объеме, о чем указано в оспариваемом постановлении.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 15.01.2009 между ООО "Транс-Партнер" (перевозчик) и компанией "TRANSPORTIR FORWARDING" OU Германия (клиент) заключен договор N 109-TOU-09 на транспортно-экспедиторские услуги, предметом которого являются взаимоотношения сторон, связанные с организацией перевозчиком перевозок и экспедирования грузов в международном сообщении.
На основании указанного договора общество 11.02.2009 оформило в Советском отделении ФКБ "Энерготрансбанк" (ОАО) паспорт сделки N 09020001/1307/0001/3/0.
Во исполнение договора обществом оказаны нерезиденту услуги по перевозке и экспедированию грузов в сентябре 2009 года, о чем составлены акты выполненных работ от 08.09.2009 N 183-09/09 на сумму 1150 Евро, от 10.09.2009 N 186-09/09 на сумму 1250 Евро, от 11.09.2009 N 189-09/09 на сумму 1150 Евро.
Справка о подтверждающих документах по паспорту сделки N 09020001/1307/0001/3/0 одновременно с актом от 10.09.2009 представлена обществом в уполномоченный банк 02.12.2009. Справка о подтверждающих документах с актами от 08.09.2009 и 11.09.2009 представлена обществом в уполномоченный банк 27.10.2009.
По факту нарушения обществом срока представления форм учета по валютным операциям, установленного пунктами 2.1, 2.2, 2.4 Положения о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций, утвержденного ЦБ РФ 01.06.2004 N 258-П, Управлением 07.07.2010 составлен протокол N 27-10/695 об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Постановлением от 16.07.2010 N 27-10/695П ООО "Транс-Партнер" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40000 руб.
Считая постановление Управления незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.
Обязанность резидентов и нерезидентов, осуществляющих в Российской Федерации валютные операции, вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям предусмотрена пунктом 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ). В силу части 4 статьи 5 названного Закона единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Центральный банк Российской Федерации.
Пунктом 2 части 3 статьи 23 Закона N 173-ФЗ предусмотрено, что порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля (для представления уполномоченным банкам) также устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
Порядок представления в уполномоченный банк (банк паспорта сделки; далее - банк ПС) подтверждающих документов и соответствующей информации установлен Положением Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П) и инструкцией Центрального банка Российской Федерации от 15.06.2004 г. N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок".
Согласно пункту 2.1 Положения N 258-П в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном названным Положением, представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие в числе прочего оказание услуг (далее - подтверждающие документы).
Резидент представляет подтверждающие документы в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, установленном приложением 1 к данному Положению (пункт 2.2 Положения N 258-П).
Справка о подтверждающих документах, указанная в пункте 2.2 Положения N 258-П и составляемая в соответствии с приложением 1 к данному Положению, указанием Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" отнесена к формам учета по валютным операциям.
В соответствии с пунктом 2.4 Положения N 258-П (в редакции Указания ЦБ РФ от 26.09.2008 N 2080-У) справка и подтверждающие документы представляются резидентом в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых после окончания месяца, в котором были оформлены документы, подтверждающие оказание услуг (выполнение работ). Датой оформления указанных подтверждающих документов является наиболее поздняя по сроку дата их подписания одной из сторон, если условиями контракта предусмотрено подписание подтверждающего документа обеими (всеми) сторонами по контракту, в остальных случаях - дата составления подтверждающего документа.
По смыслу приведенных положений для целей валютного контроля имеет значение дата оформления документа, подтверждающего оказание услуг, позволяющего установить факт оказания услуг и их стоимость.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что согласно пунктам 4.2, 4.6 договора от 15.01.2009 N 109-TOU-09 с учетом дополнительного соглашения N 1 от 20.01.2009 оплата услуг перевозчика производится клиентом путем безналичного расчета в течение 20 календарных дней с даты получения копий счета, CMR и акта выполненных работ. Перевозчик обязуется предоставить оригиналы указанных документов за каждый календарный месяц, в котором были оказаны услуги по настоящему договору, но не позднее 60 дней с момента осуществления перевозки.
Из изложенного следует, что договором предусмотрена процедура подписания акта, подтверждающего факт оказания услуг, обеими сторонами. Следовательно, по смыслу Положения N 258-П датой оформления акта является дата подписания его иностранным контрагентом по договору. В связи с этим определение срока представления справки о подтверждающих документах, предусмотренного пунктом 2.4 Положения N 258-П, зависит от даты подписания акта иностранным контрагентом.
Таким образом, для установления в ходе производства по делу об административном правонарушении наличия правовых оснований привлечения общества к административной ответственности Управление должно было определить дату фактического подписания акта, подтверждающего факт оказания услуг, иностранным контрагентом по договору.
Как следует из письма компании "TRANSPORTIR FORWARDING" OU от 19.10.2009 (л. 51 дела об АП) направленные в его адрес обществом акты выполненных работ N 183-09/09 от 08.09.2009 и N 189-09/09 от 11.09.2009 подписаны нерезидентном без каких-либо претензий и переданы обществу 19.10.2009. Из письма от 28.11.2009 (л. 54 дела об АП) следует, что акт выполненных работ N 186-09/09 от 10.09.2009 подписан нерезидентном и передан в адрес общества 28.11.2009. Указанные документы были представлены обществом Управлению при рассмотрении материалов дела об административном правонарушении, однако, как правомерно указал суд первой инстанции, административным органом не была дана оценка представленным обществом доказательствам.
Таким образом, справки о подтверждающих документах по паспорту сделки N 09020001/1307/0001/3/0 представлены обществом в уполномоченный банк 27.10.2009 и 02.12.2009 в пределах установленного пунктом 2.4 Положения N 258-П срока, что свидетельствует об отсутствии в действиях общества состава вменяемого правонарушения.
Доводы Управления о том, что представленные в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении акты выполненных работ по внешним признакам отличаются от актов, ранее представленных в банк ПС, в связи с чем, не были приняты административным органом, признаны судом апелляционной инстанции несостоятельными, поскольку оценка данным документам при рассмотрении дела об административном правонарушении Управлением не давалась, несмотря на представление заявителем в ходе рассмотрения административного дела всех актов выполненных работ по оказанным нерезиденту услугам. Суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела акты выполненных работ от 08.09.2009 N 183-09/09, от 10.09.2009 N 186-09/09, от 11.09.2009 N 189-09/09 (л. 16, 20, 23, 52-53, 55 дела об АП) пришел к выводу о том, что представленные документы идентичны по содержанию и оформлению.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил оспариваемое постановление Управления.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, поэтому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 29 сентября 2010 года по делу N А21-6257/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калининградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-6257/2010
Истец: ООО "Транс-Партнер"
Ответчик: ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в К/О
Хронология рассмотрения дела:
18.01.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-20304/2010