Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18 января 2011 г. N 10АП-7028/2010
г. Москва |
|
18 января 2011 г. |
Дело N А41-18943/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 января 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мордкиной Л.М.,
судей Александрова Д.Д., Кручининой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Гулий Ю.С.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) (ИНН: 7730577001, ОГРН: 1087746185218): Сидоренко А.Ю. - доверенность от 12.04.2010 N 160,
от ответчика (должника): Батов В.А. - доверенность от 30.12.2010 N 1478,
3-и лица: от ООО "ОГО ойл" - Кифоренко О.Н. - доверенность от 01.12.2010 N 675Д, от Управления Росреестра по Московской области - не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Балашиха Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 04.10.2010
по делу N А41-18943/10, принятое судьей Бирюковой Е.В.,
по заявлению ОАО "Русская смазочная компания" к Администрация городского округа Балашиха,
с участием третьих лиц - ООО "ОГО ойл", Управление Росреестра по Московской области
о признании незаконным отказа и обязании предоставить в собственность,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Русская смазочная компания" (далее - ОАО "Русская смазочная компания") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Балашиха Московской области о
- признании незаконным отказа Администрации городского округа Балашиха в принятии решения о предоставлении в собственность ОАО "Русская смазочная компания" земельного участка с кадастровым номером 50:15010702:23 по адресу : Московская область, Балашихинский район, г. Балашиха, ул. Советская, южнее ДОЗ, выраженный письмом Администрации городского округа Балашиха исх. СП-2609-10 от 13.05.2010г.;
- обязании Администрации городского округа Балашиха принять решение о предоставлении в собственность ОАО "Русская смазочная компания" земельного участка с кадастровым номером 50:15010702:23 по адресу: Московская область, Балашихинский район, г. Балашиха, ул. Советская, южнее ДОЗ по цене 2 737 512 рублей, а также подготовить и направить ОАО " Русская смазочная компания" проект договора купли-продажи указанного земельного участка по этой цене с предложением о его заключении, с учетом уточнений требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, картографии и кадастра по Московской области, Общество с ограниченной ответственностью "ОГО ойл".
Решением Арбитражного суда Московской области от 04.10.2010 по делу А41-18943/10 заявленные требования удовлетворены.
Законность и обоснованность решения суда проверяются по апелляционной жалобе Администрации, в которой она просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что испрашиваемый земельный участок во исполнение решения суда по делу А41-К2-11415/06 передан по договору купли-продажи ООО "ОГО Ойл", в связи с чем не может быть предоставлен заявителю. Кроме того, суд первой инстанции неправомерно указал на недействительность договора купли-продажи земельного участка ООО "ОГО Ойл", поскольку данные обстоятельства установлены вступившим в силу решением суда по делу А41-К2-14415/06.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Материалами дела установлено: ОАО "Русская смазочная компания" принадлежат на праве собственности объекты недвижимого имущества, а именно: объект незавершенного строительства общей площадью 822,50 кв.м., здание - арматурный цех общей площадью 433,90 кв.м., объект незавершенного строительства общей площадью 375,60 кв.м., объект незавершенного строительства общей площадью 179,10 кв.м., объект незавершенного строительства общей площадью 172 кв.м., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (т.1 л.д. 9-13). В качестве основания регистрации права указаны договор купли-продажи нежилых зданий от 15.12.2008, заключенный заявителем (покупатель) с ООО "ОГО Ойл" (продавец).
Указанные выше объекты недвижимости расположены на земельном участке площадью 8 000 кв. м. с кадастровым номером 50:15010702:23, по адресу: Московская область, Балашихинский район, г.Балашиха, ул.Советская, южнее ДОЗ (категория земель "земли населенных пунктов", разрешенное использование "под объектами недвижимости). Земельный участок расположен в границах города Балашиха Московской области и находится в государственной собственности, которая не разграничена, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка т.1 л.д.20-23).
Заявлением от 17.03.2010, с приложением пакета документов, предусмотренных п.5 ст.36 Земельного кодекса РФ и Приказом Минэкономразвития N 370 от 30.10.2007, ОАО "Русская смазочная компания" обратилось в Администрацию городского округа Балашиха о предоставлении земельного участка в собственность (исх. N 108 от 16.03.2010г.) ( т.1 л.д.23-25).
Письмом Администрации городского округа Балашиха Московской области от 13 мая 2010 года было отказано ОАО "Русская смазочная компания" о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность. В обоснование своего отказа, администрация сообщила заявителю о том, что администрацией во исполнении решения Арбитражного суда Московской области от 28.09.2006 по делу N А41-К2-11415/06 был заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:15010702:23 по адресу: Московская область, Балашихинский район, г.Балашиха, ул. Советская, южнее ДОЗ с ООО "ОГО ойл" от 01.10.2008 N 29.
Не согласившись с отказом Администрации в предоставлении в собственность земельного участка, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным отказа Администрации, и об обязании Администрации принять решение о предоставлении в собственность спорного земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
В силу пункта 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 данной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункта 1 статьи 20 названного Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Таким образом, в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок, соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в силу статьи 36 ЗК РФ обязан направить заявителю проект договора купли-продажи.
Указанная правовая позиция подтверждается Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" (далее - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11), из которого следует, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
В пункте 4 Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 указано, что в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
Как усматривается из материалов дела, право собственности общества на объект недвижимого имущества, расположенные по адресу: Московская область, Балашихинский район, г.Балашиха, ул.Советская, южнее ДОЗ (категория земель "земли населенных пунктов", разрешенное использование "под объектами недвижимости), подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (т. 1 л.д.9-13).
В силу статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Право собственности на объекты недвижимого имущества, расположенные на рассматриваемом земельном участке, зарегистрировано в установленном законом порядке, не оспаривается, свидетельства о государственной регистрации права не признаны недействительными.
Согласно пункту 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в данной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370 (зарегистрирован в Минюсте РФ 28.11.2007 N 10555).
Таким образом, арбитражным судом апелляционной инстанции установлено, что общество, является собственником объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: Московская область, Балашихинский район, г.Балашиха, ул.Советская, южнее ДОЗ (категория земель "земли населенных пунктов", разрешенное использование "под объектами недвижимости), в связи с чем общество правомерно обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:15010702:23, расположенном по адресу : Московская область, Балашихинский район, г. Балашиха, ул. Советская, южнее ДОЗ.
Частью 4 статьи 28 ЗК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Администрацией не представлено доказательств законности отказа в отношении обращения ОАО "Русская смазочная компания".
Ссылки администрации, на наличие договора купли-продажи земельного участка от 01.10.2008г. N 29 заключенного между Администрацией городского округа Балашиха и ООО "ОГО ойл", не могут служить основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность ОАО "Русская смазочная компания" на основании следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 37 ЗК РФ объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Продавец при заключении договора купли-продажи обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования.
На дату подписания договора купли-продажи земельного участка N 29 от 01.01.2008г.между Администрацией городского округа Балашиха и ООО "ОГО ойл", земельный участок не прошел государственный кадастровый учет, что подтверждается Решением об отказе в постановке земельного участка на кадастровый учет, принятым Территориальным отделом по Балашихинскому району Московской области Управления Роснедвижимости по Московской области (исх. N 492 от 27.01.2009г.), а также кадастровым паспортом земельною участка N 5015/201/09-7467 от 19.08.2009г., согласно которому кадастровый учет земельного участка был осуществлен после подписания договора 10.03.2009.
В указанном договоре купли-продажи отсутствуют сведения о кадастровом номере проданного земельного участка.
Кроме того, спорный земельный участок с кадастровым номером 50:15010702:23, расположенный по адресу: Московская область, Балашихинский район, г.Балашиха, ул.Советская, южнее ДОЗ не был передан администрацией ООО "ОГО ойл" по передаточному акту или иному документу о передаче.
Из пункта 5.1 договора N 29 от 01.10.2008 следует, что договор вступает в силу с момента государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок.
Отсутствие государственной регистрации перехода прав на испрашиваемый земельный участок к ООО "ОГО ойл" подтверждается кадастровым паспортом земельного участка на 19.08.2009 (т.1 л.д. 20-23) и уведомлением об отсутствии в ЕГРП сведений (т.1 л.д. 75).
Таким образом, указанный договор не вступил в законную силу, в силу чего является не заключенным до настоящего времени, в связи с чем довод Администрации о заключении договора купли-продажи с ООО "ОГО ойл" несостоятелен, поскольку опровергается материалами дела. Иных доказательств Администрацией апелляционному суду не представлено.
Довод администрации о том, что суд первой инстанции неправомерно указал на недействительность договора купли-продажи земельного участка ООО "ОГО Ойл", поскольку данные обстоятельства установлены вступившим в силу решением суда по делу А41-К2-14415/06, необоснован.
Как усматривается из решения суда по делу А41-К2-14415/06, заявителем - ООО "ОГО ойл" заявлялись требования о признании незаконным бездействия Администрации и об обязании Администрации предоставить в собственность земельный участок. Судом заявленные требования удовлетворены, решение суда вступило в законную силу. Таким образом, решением по делу А41-К2-14415/06 установлен факт незаконности бездействия Администрации, а также обязательства Администрации в предоставлении в собственность земельного участка, а не факт действительности договора купли-продажи земельного участка N 29 от 01.10.2008. ООО "ОГО ойл" не совершило определенных законом действий для вступления данного договора в законную силу, в силу чего не возник юридический факт - переход права собственности на испрашиваемый земельный участок.
В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1.1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 12 Закона Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области", до 1 января 2012 года цена продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается для лиц, являющихся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках определяется в размере, равном десятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка на 1 января текущего календарного года.
Постановлением городского округа Балашиха Московской области от 18.11.2005г. N 38/22 установлена ставка земельного налога для земельного участка, на котором расположены принадлежащие ОАО "Русская смазочная компания" объекты недвижимости, и составляет 1% от его кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость земельного участка, в отношении которого заявителем было подано заявление о его приобретении в собственность составляет 27 375 120,00 руб., что подтверждается прилагаемым кадастровым паспортом земельного участка.
Таким образом, цена земельного участка, на котором расположены принадлежащие ОАО "Русская смазочная компания" объекты недвижимости составляет 2 737 512,00 рублей (1% х 10 х 27 375 120,00 руб,/100% = 2 737 512,00 руб.).
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что доводы Администрации, изложенные в апелляционной жалобе, фактически сводятся к иной, чем у суда, оценке доказательств, и они не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения, так как не свидетельствуют о несоответствии выводов суда имеющимся в деле доказательствам и о неправильном применении норм законодательства.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции установил, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем правовых оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 04 октября 2010 года по делу А41-18943/10 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа Балашиха Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.М. Мордкина |
Судьи |
Д.Д. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-18943/2010
Истец: ОАО "Русская смазочная компания" г. Москва., ОАО РУССКАЯ СМАЗОЧНАЯ КОМПАНИЯ, ООО "ОГО ойл"
Ответчик: Администрация г. о. Балашихи
Третье лицо: ООО "ОГО ойл", Управление Росреестра по Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Администрация г. о. Балашиха