Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 февраля 2011 г. N 09АП-288/2011
г. Москва
24.02.2011 г. |
Дело N А40-115195/10-13-648 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.02.2011г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.02.2011г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи П.В. Румянцева,
Судей Е.А. Солоповой, Т.Т. Марковой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.Н. Красиковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого
акционерного общества "Газпром нефть"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.12.2010
по делу N А40-115195/10-13-648, принятое судьей Высокинской О.А.
по заявлению Открытого акционерного общества "Газпром нефть" (ОАО "Газпром
нефть") (ИНН 5504036333, ОГРН 1025501701686)
к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим
налогоплательщикам N 1
о признании незаконными решений в части и об обязании возместить НДС
при участии в судебном заседании:
от заявителя - не явился, извещен
от заинтересованного лица - Баржановский Д.В. по дов. N 28 от 14.02.2011, Северина
И.Ю. подов. N 154 от 11.06.2010
УСТАНОВИЛ
ОАО "Газпром нефть" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 Москвы (далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконными решения от 05.07.2010 N 52-13-14/1048р/427, в части уменьшения предъявляемого к возмещению из бюджета НДС за январь 2007 г. в сумме 4 046 956 руб.; о признании незаконными решения МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N1 от 05.07.2010 N 52-13-14/1048р/2201, в части отказа в возмещении суммы НДС в размере 4 046 956 руб.; об обязании МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N1 возместить ОАО "Газпром нефть" НДС в размере 4 046 956 руб. путем зачета в счет предстоящих платежей по НДС по внутренним оборотам.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 27.12.2010 в удовлетворении требований ОАО "Газпром нефть" отказано.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований.
Налоговый орган представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором, не соглашаясь с доводами жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Через канцелярию суда поступило ходатайство от заявителя об отложении разбирательства по делу, в связи с занятостью представителя в другом процессе.
Апелляционный суд отклоняет указанное ходатайство, поскольку не усматривает уважительности причин для отложения разбирательства по делу.
Представитель заявителя, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явился.
Рассмотрев дело в порядке ст.ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ, заслушав объяснения представителя инспекции, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и обстоятельствами дела.
Как следует из материалов дела, общество представило в инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость за январь 2007 года.
По результатам проведения камеральной налоговой проверки составлен акт камеральной налоговой проверки от 17.05.2010 N 52-13-14/781А/2521.
Налоговым органом 05.07.2010 по итогам рассмотрения налоговой декларации, акта камеральной налоговой проверки от 17.05.2010 N 52-13-14/781А/2521 и возражений на указанный акт вынесла решение N 52-13-14/1048р/427, которым уменьшила предъявляемый к возмещению заявителем из бюджета НДС и решение N 52-13-14/1046р/2201, которым отказала заявителю в возмещении суммы НДС в размере 115 980 915 руб.
Не согласившись с решением общество, подало апелляционную жалобу в ФНС России на решение от 05.07.2010 N 52-13-14/1046р/2201.
Рассмотрев апелляционную жалобу, ФНС России письмом от 27.09.2010 N АС37-9/12659@ отказала в удовлетворении апелляционной жалобы заявителю.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства и пояснения инспекции в их совокупности и взаимной связи, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое решение налогового органа является законным, а суд первой инстанции правомерно не удовлетворил заявленные обществом требования.
Как следует из материалов дела, в ходе камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за январь 2007 года (корректировка N 6) обществом были представлены следующие документы: акты приемки-передачи основного средства по форме ОС-1 "Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)", ОС-1а "Акт о приеме-передаче здания (сооружения) ", ОС-6 "Инвентарная карточка учета объекта основных средств", акты приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией по форме КС-14 "Акт приемки законченных строительством объектов приемочной комиссией", дополнительный лист N 4 к книге покупок за январь 2007, копии счетов-фактур, акты приема-передачи, акты выполненных работ, формы КС-2 и КС-2., накладные, документы, подтверждающие оплату, бухгалтерские справки, оборотная ведомость по 19 счету, журнал-ордер по счету 6811, регистры аналитического учета по счетам 01, 08 и т.д.
В ходе проведения камеральной налоговой проверки инспекцией установлено, что объекты завершенного капитального строительства приняты заявителем к бухгалтерскому учету в декабре 2002 года, мае 2003 года, октябре 2003 года, декабре 2003 года, а в части достройки - в декабре 2005 года по счету 08 "Вложения во внеоборотные активы" по стоимости производственных затрат и были учтены в качестве основных средств на счете 01 "Основные средства" в указанных периодах по счетам-фактурам, предъявленным ОАО "Газпром нефть" подрядными организациями в 2002 - 2003 гг. от 31.01.2001 N 34 на сумму 37 646 руб. 36 коп.; от 28.02.2001 N74 на сумму 130 135 руб. 18 коп.; 31.04.2001 N127 на сумму 207 683 руб. 41 коп.; 30.04.2001 N223 на сумму 137 371 руб. 28 коп.; 31.05.2001 N295 на сумму 27 436 руб. 05 коп.; 30.06.2001 N413 на сумму 7 172 руб. 72 коп., от 28.02.2005 N1056 на сумму 847 465 руб. 73 коп.; от 30.04.2005 N2270 на сумму 1 117 022 руб. 07 коп.; от 30.06.2005 N3285 на сумму 927 892 руб. 40 коп.; от 31.12.2005 N7527 на сумму 607 130 руб. 85 коп., а всего на сумму 4 046 956 руб. 05 коп.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что общество имеет право на налоговый вычет по НДС в размере 4 046 956 руб., поскольку по счетам-фактурам за 2001 г. спорные суммы НДС были предъявлены обществу подрядными организациями при осуществлении капитального строительства в 2001 г. и не были приняты обществом к вычету до 1 января 2005 г.
Довод общества судом не принимается по следующим основаниям.
В ходе камеральной проверки установлено, что в уточненной декларации N 6 за январь 2007 года ОАО "Газпром нефть" заявлены налоговые вычеты по счетам-фактурам, предъявленным подрядными организациями в 2001 гг. при проведении капитального строительства по объектам, введенным в эксплуатацию в 2002 году.
N п/ п |
Наименование объекта, завершенного капитальным строительством |
Дата ввода в эксплу- атацию (КС-14) |
Дата ввода в эксплуата- цию после достройки (ОС-6) |
Наименование подрядчика |
N счета- фактуры |
Дата счета- фактуры |
Сумма НДС, предъявленная к вычету по доп.листу N 6 к книге покупок за январь 2007 г., руб.) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Скважины N 489,491, 474,453т", 470 (Куст N 9 Крапивинского м/р,) |
январь, март, май, июль 2002 г. |
- |
ОАО "Сибнефть- ННГ" (ОАО "Газпромнефть ННГ") |
34 |
31.01.2001 |
37 646,36 |
2 |
- |
74 |
28.02.2001 |
130 135,18 |
|||
3 |
- |
127 |
31.04.2001 |
207 683,41 |
|||
4 |
- |
223 |
30.04.2001 |
137 37128 |
|||
5 |
- |
295 |
31.05.2001 |
27 436,05 |
|||
6 |
- |
413 |
30.06.2001 |
7 172,72 |
|||
Итого по счетам-фактурам |
547 445 |
Согласно абзацу 1 пункта 6 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.
При проверке представленных документов установлено, что ОАО "Газпром нефть" неправомерно включило в налоговые вычеты сумму налога на добавленную стоимость в размере 547 445 руб. по счетам-фактурам, предъявленных обществу ОАО "Сибнефть-ННГ" (Газпромнефть-ННГ) при проведении капитального строительства объектов: скважины N 489, 491, 474, 453-Р, 470 ("Куст N 9") по следующим ниже основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении товаров работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат только суммы налога, которые предъявлены налогоплательщику и уплачены им при приобретении товаров работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Положениями пункта 5 статьи 172 НК РФ (в редакции, действовавшей до введения Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ) установлено, что вычеты сумм налога, предусмотренных в абзаце 1 пункта 6 статьи 171 Кодекса, производятся по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства Основных средств) с момента, указанного в абзаце втором пункта 2 статьи 259 Кодекса.
В абзаце 2 пункта 2 статьи 259 НК РФ дословно изложено следующее "начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию".
Из содержания указанных правовых норм следует, что момент возникновения права на применение налогового вычета по объекту капитального строительства связан не с подачей документов на государственную регистрацию прав на объект и документальным подтверждением данного факта, а с момента введения объекта в эксплуатацию.
Пункт 8 статьи 258 НК РФ, на который ссылается общество, не устанавливает иного срока, с наступлением которого у налогоплательщика возникает право на начисление амортизации.
В постановлении Президиума ВАС РФ от 25.09.2007 N 829/07 указано, что момент возникновения права на применение налогового вычета по объекту капитального строительства связан с моментом введения объекта в эксплуатацию.
При этом, применение налогового вычета по НДС, исходя из положений пункта 5 статьи 172 НК РФ, производится по мере принятия к учету объектов, завершенных капитальным строительством.
Таким образом, право на применение налогового вычета по капитальному строительству по п. 5 ст. 172 НК РФ (в редакции, действовавшей до введения Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ) возникает при выполнении следующих условий:
1) ввода объектов, завершенных капитальным строительством, в эксплуатацию;
2) принятие к учету объектов, завершенных капитальным строительством, при условии соблюдения условий, предусмотренных п. 1 ст. 172 НК РФ.
На основании пункта 3.2.1 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденного приказом Минфина РФ от 30.12.1993 N 160, к законченному строительству относятся принятые в эксплуатацию объекты, приемка которых оформлена в установленном порядке.
В соответствии с законодательством РФ для учета работ в капитальном строительстве постановлением Госкомстата РФ от 30.20.1997 N 71а (в редакции от 21.03.03) утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ.
В альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ включена форма N КС-14 "Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией", утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 30.20.1997 N 71а (в редакции от 21.03.03).
В указаниях по применению и заполнению форм по учету работ в капитальном строительстве (утв. постановлением Госкомстата РФ от 30.20.1997 г.N 71а (в редакции от 21.03.03) предусмотрено, что акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией форма N КС-14) является документом по приемке и вводу законченного строительством объекта производственного и жилищно-гражданского назначения и зачисления их в состав основных фондов (основных средств) всех форм собственности.
Ввод в эксплуатацию перечисленных в таблице объектов, завершенных капитальным строительством, осуществлен в январе, марте, мае, июле 2002 года на основании актов приемочных комиссий о приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов, по форме КС-14,что отражено в графе 3 таблицы.
Оформление ввода в эксплуатацию объектов в январе, марте, мае, июле 2002 года на основании актов приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией по форме N КС-14 полностью отвечает требованиям законодательства РФ в области строительной деятельности и свидетельствует о факте создания для собственных нужд объектов основных средств, отвечающих требованиям пункта 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 и подлежащих зачислению в состав основных средств и принятию к бухгалтерскому учету.
В соответствии с законодательством РФ для учета основных средств, в т.ч. возведенных в результате деятельности по капитальному строительству, постановлениями Госкомстата РФ от 30.10.1997 N 71а (форма ОС-1), от 21.03.2003 N 7 формы ОС-1, ОС-1а, ОС-1б) утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств.
Согласно Указаниям по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету основных средств, утвержденным теми же постановлениями Госкомстата РФ, акты о приеме-передаче по формам N ОС применяются для оформления и учета операций приема-передачи объектов основных средств, а также для учета их ввода в эксплуатацию.
Информация о дате фактического ввода объектов в эксплуатацию указывается в актах приема-передачи по формам N ОС в графе, предусмотренной для этого показателя. Такой порядок установлен законодательством РФ по оформлению первичных документов по учету основных средств.
Все представленные налогоплательщиком для проверки акты приема-передачи объектов основных средств по формам N ОС составлены 31.03.2003 года и во всех актах передачи объектов основных средств указана дата ввода в эксплуатацию март 2003 года.
Периодом ввода в эксплуатацию объектов основных средств на основании актов приемочных комиссий о приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов КС-14), перечисленных в таблице являются: январь, март, май, июль 2002 года.
Согласно положениям пункта 5 статьи 172 Налогового кодекса РФ применение налогового вычета по НДС производится по мере принятия к учету объектов, завершенных капитальным строительством.
Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н) учет затрат организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, ведется на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы".
В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н), аналитический учет по счету 08 "Вложения во внеоборотные активы", ведется по затратам, связанным со строительством и приобретением основных средств, по каждому строящемуся или приобретенному объекту основных средств.
Согласно представленным оборотным ведомостям по счету 08 учет затрат по строительству Куста N 9 Крапивинского м/р обществом велся в 2001, 2002, 2003 году в разрезе объектов капитального строительства: скважин N 489, 491, 474, 453-Р, 470 с начала строительства до их завершения.
В марте 2003 года была сформирована первоначальная стоимость каждой из перечисленных скважин и инвентарные объекты основных средств скважины N 489, 491, 474, 453-Р,470) отражены на счете 01 "Основные средства".
Соответственно в 2003 году ОАО "Газпром нефть" были выполнены все требования пункта 5 статьи 172 Налогового кодекса РФ для применения налогового вычета по НДС в сумме 547 445 руб. по данным объектам капитального строительства.
Также в ходе камеральной проверки инспекцией установлено, что перечисленные в таблице объекты, завершенные капитальным строительством, по которым общество заявило вычет по НДС в сумме 547 445 руб.:
- были введены в эксплуатацию в январе, марте, мае, июле 2002 года, о чем свидетельствует представленные акты приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (КС-14);
- в актах приема передачи объектов основных средств по форме ОС-1, ОС-1а указаны даты ввода в эксплуатацию март 2003 года;
- объекты приняты на учет по счету 08 "Вложения во внеоборотные активы" в 2003 году по стоимости произведенных затрат на их строительство.
Следовательно, с учетом положений пунктов 1 и 6 статьи 171, пункта 5 статьи 172 НК РФ право на налоговый вычет по НДС в размере 547 445 руб. по перечисленным в таблице счетам-фактурам у ОАО "Газпром нефть" возникло в 2003 году при выполнении всех условий, предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации для возникновения права на вычет.
В соответствии с положениями пункта 6 статьи 171,пунктов 1,5 статьи 172,пунктов 1 и 2 статьи 173 НК РФ момент реализации права на вычет по налогу на добавленную стоимость относится к тому периоду, когда такое право возникло в соответствии с установленным порядком вычета налога, то есть этот момент не может быть произвольно перенесен на другой период.
Право на вычет следует использовать именно в соответствующем налоговом периоде, учитывая, что данное право прямо связано с обязанностью налогоплательщика правильно определять сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет либо возмещению из бюджета соответствующий налоговый период, в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 173 НК РФ.
Право налогоплательщика на налоговый вычет в соответствии с налоговым законодательством РФ может быть реализовано путем представления налоговой декларации либо уточненной налоговой декларации в порядке применения статей 80, 81 НК РФ, за налоговый период, соответствующий моменту возникновения права.
В ходе камеральной проверки установлено, что в уточненной налоговой декларации N 6 по НДС за январь 2007 г., представленной в январе 2010 г. (29.01.2010 г.), ОАО "Газпром нефть" заявило налоговые вычеты в сумме 547 445 руб. по перечисленным в таблице объектам, завершенным капитальным строительством, по которым право на налоговый вычет возникло в 2003 году.
Тем самым налогоплательщиком нарушены пункт 6 статьи 171, пункт 5 статьи 172, пункт 1 статьи 173 НК РФ, так как налоговый период январь 2007 г.), за который заявлены вычеты не соответствует периоду возникновения у налогоплательщика права на налоговые вычеты (в 2003 году).
Согласно пункту 2 статьи 173 НК РФ, если сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 НК РФ, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
Таким образом, указанной нормой предусмотрено, что налогоплательщик утрачивает право на возмещение положительной разницы между суммой налоговых вычетов и исчисленной суммой налога в случае подачи налоговой декларации по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода, в котором возникает право налогоплательщика на вычеты.
В ходе камеральной проверки установлено, что право на вычеты по НДС в размере 547 445 руб. по счетам-фактурам, перечисленным в таблице, возникло в 2003 году.
Учитывая положения п. 5 статьи 172 НК РФ и положения п. 2 статьи 173 НК РФ, налогоплательщик имел возможность заявить право на вычет в первичной либо уточненной налоговой декларации по НДС за соответствующий налоговый период: 2003 года, представив соответствующую декларацию в течение 3-х летнего срока, исчисляемого с 2003 года.
ОАО "Газпром нефть" уточненную налоговую декларацию N 6 по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлены налоговые вычеты по НДС по счетам-фактурам, перечисленным в таблице, представило в январе 2010 г. (29.01.2010 г. рег. N 1410811) то есть по истечении предусмотренного пунктом 2 статьи 173 НК РФ трехлетнего срока с момента возникновения права на налоговые вычеты.
При таких обстоятельствах, учитывая, что налоговые вычеты по счетам-фактурам, перечисленным в таблице N 1, налогоплательщику следовало заявить в налоговой декларации по НДС за соответствующий период 2003 года ОАО "Газпром нефть" пропущен срок, предусмотренный пунктом 2 статьи 173 НК РФ, и, следовательно, утрачено право на возмещение суммы НДС в размере 547 445 руб., по счетам фактурам, перечисленным в таблице.
На основании вышеизложенного, по итогам камеральной налоговой проверки в нарушение пункта 6 статьи 171, пункта 5 статьи 172, пунктов 1 и 2 статьи 173 НК РФ ОАО "Газпром нефть" в уточненной налоговой декларации по НДС за январь 2007 г. корректировка 6), неправомерно предъявлена к вычету сумма налога на добавленную стоимость в размере 547 455 руб. по счетам-фактурам за 2001 г., перечисленным в таблице.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что общество имеет право на налоговый вычет по НДС по счетам-фактурам за 2005 г., спорные суммы НДС были предъявлены обществу подрядными организациями при осуществлении капитального строительства в 2005 г.
Довод инспекции судом не принимается по следующим обстоятельствам.
В ходе камеральной проверки установлено, налогоплательщиком представлены счета-фактуры, выставленные подрядными организациями в 2005 г. по расходам, связанным с капитальным строительством, перечисленные в таблице N 2, что следует из дополнительного листа книги покупок к уточненной декларации за январь 2007 года.
N п/п |
Наименование объекта, завершенного капитальным строительством |
Дата ввода в эксплу- атацию (КС-14) |
Дата ввода в эксплуатацию после достройки (ОС-6) |
Наименование подрядчика |
N счета-фактуры |
Дата счета- фактуры |
Сумма НДС, предъявленная к вычету по доп. листу к книге покупок за январь 2007 г., (руб.) |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
||||||||
6 |
Кустовая площадка N 11, Кустовая площадка N 5, Кустовая площадка N 7, Кустовая площадка N 3 - Крапивинское месторождение |
октябрь 2003 г. |
декабрь 2005 г. |
ОАО "Сибнефть- ННГ" (ОАО "Газпромнефть ННГ") |
1056 |
28.02.2005 |
847 465.73 |
|||||||
7 |
Кустовая площадка N 11, Кустовая площадка N 5, Кустовая площадка N 7, Кустовая площадка N 3, Кустовая площадка N 9, Площадка разведовочной скважины N 220 |
октябрь 2003 г. |
декабрь 2005 г. |
ОАО "Сибнефть- ННГ" (ОАО "Газпромнефть -ННГ") |
2270 |
30.04.2005 |
1 117 022 .07 |
|||||||
8 |
Кустовая площадка N 5, Кустовая площадка N 7, Кустовая площадка N 3, Кустовая площадка N 9, Площадка разведовочной скважины N 220, Площадка разведовочной скважины N 223, Площадка разведовочной скважины N 222 - Крапивинское месторождение |
октябрь 2003 г. |
декабрь 2005 г. |
ОАО "Сибнефть- ННГ" (ОАО "Газпромнефть -ННГ") |
3285 |
30.06.2005 |
927 892.40 |
|||||||
9 |
Кустовая площадка N 9 - Крапивинское месторождение |
октябрь 2003 г. |
декабрь 2005 г. |
ОАО "Сибнефть - ННГ" (ОАО "Газпромнефть -ННГ") |
7527 |
31.12.2005 |
607 130 35 |
|||||||
ИТОГО: |
3 499 511.05 |
В ходе камеральной проверки представленных документов установлено, что обществом заявлены налоговые вычеты по НДС в сумме 115 208 475 руб. по счетам-фактурам за 2001 г., перечисленным в таблице, предъявленным ОАО "Газпром нефть" подрядными организациями в 2001, 2002, 2003, 2005 гг. при проведении капитального строительства по объектам, введенным в эксплуатацию в декабре 2005 г.
В ходе камеральной проверки также установлено, что по следующим объектам, завершенным капитальным строительством, перечисленным в таблице N 2: Кустовая площадка N 5, Кустовая площадка N 7, Кустовая площадка N 3, Кустовая площадка N 9, Кустовая площадка N 11,Площадка разведовочной скважины N 220,Площадка разведовочной скважины N 223, Площадка разведовочной скважины N 222 Крапивинского месторождения в 2005 году выполнены работы по достройке объектов капитального строительства, что привело к изменению первоначальной стоимости вышеперечисленных объектов.
Исходя из представленных ОАО "Газпром нефть" документов, ввод в эксплуатацию перечисленных в таблице N 2 объектов, завершенных капитальным строительством, осуществлен в октябре 2003 года на основании актов приемочных комиссий о приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов, по форме КС-14,что отражено в графе 2 таблицы N 2.
Оформление ввода в эксплуатацию объектов в октябре 2003 года на основании актов приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией по форме N КС-14 полностью отвечает требованиям законодательства РФ в области строительной деятельности и свидетельствует о факте создания для собственных нужд объектов основных средств, отвечающих требованиям пункта 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 и подлежащих зачислению в состав основных средств и принятию к бухгалтерскому учету.
При этом по объектам, завершенным капитальным строительством: Кустовая площадка N 5, Кустовая площадка N 7, Кустовая площадка N 3, Кустовая площадка N 9, Кустовая площадка N 11, Площадка разведовочной скважины N 220, Площадка разведовочной скважины N 223, Площадка разведовочной скважины N 222 Крапивинского месторождения формы КС -14 в части произведенной достройки по требованию инспекции обществом не были представлены.
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01,утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 N 2бн (с изм. и доп.от 18.05.2002 N 45н), изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств. При этом затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основных средств после их окончания увеличивают первоначальную стоимость такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (в срок полезного использования, мощность, качество применения и т п.) объекта основных средств (п.п. 14,26,27 ПБУ 6/01).
Согласно п. 42 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 1310 2003 N 91н, затраты на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию объекта основных средств учитываются на счете учета вложений во внеоборотные активы.
Данные о реконструкции, достройке, дооборудовании, модернизации вносятся в инвентарную карточку учета объекта основных средств (форма N ОС -6).
Все представленные налогоплательщиком для проверки акты приема передачи объектов основных средств по формам N ОС составлены 3012 2002 года, 31.05 2003 года, 3110 2003 года, 3112 2003 года и во всех актах передачи объектов основных средств указана дата ввода в эксплуатацию октябрь 2003 года, что соответствует периоду ввода в эксплуатацию объектов основных средств на основании Актов приемочных комиссий о приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов, перечисленных в Таблице N 2.
В представленных налогоплательщиком инвентарных карточках учета основных средств по форме ОС-6 по объектам - Кустовая площадка N 5, Кустовая площадка N 7, Кустовая площадка N 3, Кустовая площадка N 9, Кустовая площадка N 11, Площадка разведовочной скважины N 220, Площадка разведовочной скважины N 223, Площадка разведовочной скважины N 222 Крапивинского месторождения указана дата ввода в эксплуатацию октябрь 2003 года, декабрь 2005 года (после достройки).
Таким образом, представленные для проверки акты приема передачи объектов основных средств по формам N ОС-1,ОС-1а оформленные в 2003 году и инвентарные карточки по форме ОС-6, оформленные 2005 году, также свидетельствуют о том, что все объекты основных средств введены в эксплуатацию в декабре 2005 года (после достройки).
Согласно положениям пункта 5 статьи 172 Налогового кодекса РФ применение налогового вычета по НДС производится по мере принятия к учету объектов, завершенных капитальным строительством.
Согласно плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. Приказом МФ РФ от 31.10.2000 N 94н) учет затрат организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, ведется на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы".
В соответствии с инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. Приказом МФ РФ от 31.10.2000 N 94н), аналитический учет по счету 08 "Вложения во внеоборотные активы", ведется по затратам, связанным со строительством и приобретением основных средств, по каждому строящемуся или приобретенному объекту основных средств.
В ходе камеральной проверки установлено, что объекты, завершенные капитальным строительством, перечисленные в таблице N 2, в декабре 2005 года были учтены на счете бухгалтерского учета 08 "Вложения во внеоборотные активы" по стоимости затрат, произведенных с начала строительства каждого строящегося объекта до его завершения, а также по стоимости затрат с начала и до завершения работ по достройке объектов капитального строительства, исходя из следующего.
Стоимость перечисленных в таблице N 2 объектов, завершенных капитальным строительством в декабре 2005 года в данный период уже была налогоплательщиком определена. Данный вывод основан на документах, представленных для проверки - акты приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (по форме КС -14), акты приемки передачи основных средств (по форме ОС-1), Инвентарные карточки учета основных средств по форме ОС-6 и акты приемки передачи здания (сооружения) (по форме ОС-1а) в которых указана дата ввода в эксплуатацию октябрь 2003 года, декабрь 2005 года.
В ходе камеральной проверки инспекцией установлено, что перечисленные в таблице N 2 объекты, завершенные капитальным строительством, по которым общество заявило вычет по НДС в сумме 3 499 511.05:
- были введены в эксплуатацию в октябре 2003 года, о чем свидетельствует представленные акты приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (КС-14);
- в актах приема-передачи объектов основных средств по форме ОС-1, ОС-1а, ОС-б указана дата ввода в эксплуатацию декабрь 2005 года;
- объекты завершенного капитального строительства приняты на учет по счету 08 "Вложения во внеоборотные активы" в октябре 2003 года.
Кроме того, в октябре 2003 года, декабре 2005 года данные объекты, завершенные капитальным строительством, были приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств по счету 01 "Основные средства", о чем свидетельствует представленные акты приема-передачи основных средств по форме ОС-1, ОС-1а составленные 31.12.2002 года, 31.05 2003 года, 31 Л.0 2003 года, 3112 2003 года, инвентарные карточки учета основных средств по форме ОС-6 и регистры аналитического учета по счету 01 "Основные средства".
Следовательно, с учетом положений пунктов 1 и 6 статьи 171, пункта 5 статьи 172 НК РФ право на налоговый вычет по НДС в размере 115 208 475 руб. по перечисленным в таблице N 1 счетам-фактурам у ОАО "Газпром нефть" возникло в декабре 2005 года.
В соответствии с положениями пункта 6 статьи 171, пунктов 1,5 статьи 172, пунктов 1 и 2 статьи 173 НК РФ момент реализации права на вычет по налогу на добавленную стоимость относится к тому периоду, когда такое право возникло в соответствии с установленным порядком вычета налога, то есть этот момент не может быть произвольно перенесен на другой период.
Право на вычет следует использовать именно в соответствующем налоговом периоде, учитывая, что данное право прямо увязано с обязанностью налогоплательщика правильно определять сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет либо возмещению из бюджета за соответствующий налоговый период, в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 173 НК РФ.
Право налогоплательщика на налоговый вычет в соответствии с налоговым законодательством РФ может быть реализовано путем представления налоговой декларации либо уточненной налоговой декларации в порядке применения статей 80, 81 НК РФ, за налоговый период, соответствующий моменту возникновения права.
В ходе камеральной проверки установлено, что ОАО "Газпром нефть" заявило налоговые вычеты в сумме 3 499 511.05 руб. по перечисленным в таблице N 2 объектам, завершенным капитальным строительством, по которым право на налоговый вычет возникло в декабре 2005 года.
Тем самым налогоплательщиком нарушены пункт 6 статьи 171, пункт 5 статьи 172, пункт 1 статьи 173 НК РФ, так как:
-налоговый период (январь 2007 г.), за который заявлены вычеты, не соответствует периоду возникновения у налогоплательщика права на налоговые вычеты (декабрь 2002 года, май 2003 года, октябрь 2003 года, декабрь 2003 года, декабрь 2005 года);
-уточненная налоговая декларация N 6 за январь 2007 года, в которой заявлены вычеты, представлены за истечением трех лет (29.07.2009г.) после окончания налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на налоговые вычеты декабрь 2005 года).
Согласно пункту 2 статьи 173 НК РФ, если сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 НК РФ, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
Таким образом, названной нормой предусмотрено, что налогоплательщик утрачивает право на возмещение положительной разницы между суммой налоговых вычетов и исчисленной суммой налога в случае подачи налоговой декларации по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода, в котором возникает право налогоплательщика на вычеты.
В ходе камеральной проверки инспекцией установлено, что право на вычеты по НДС в размере 3 499 511.05 руб. по счетам-фактурам, перечисленным в таблице N 2, возникло в декабре 2005 года.
Учитывая положения п.5 статьи 172 НК РФ и положения п.2 статьи 173 НК РФ, налогоплательщик имел возможность заявить право на вычет в первичной либо уточненной налоговой декларации по НДС за соответствующий налоговый период: декабрь 2005 года, представив соответствующую декларацию в течение 3-х летнего срока, исчисляемого с декабря 2005 года.
ОАО "Газпром нефть" уточненную налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за январь 2007 г., в которой заявлены налоговые вычеты по НДС по счетам-фактурам, перечисленным в таблице N 2, представило в июле 2009 г. (29.07 2009 г. рeг. N 1292118), то есть по истечении предусмотренного пунктом 2 статьи 173 НК РФ трехлетнего срока с момента возникновения права на налоговые вычеты.
При таких обстоятельствах, учитывая, что налоговые вычеты по счетам-фактурам, перечисленным в таблице N 2, налогоплательщику следовало заявить в налоговой декларации по НДС за соответствующий период: декабрь 2005 года, ОАО "Газпром нефть" пропущен срок, предусмотренный пунктом 2 статьи 173 НК РФ, и, следовательно, утрачено право на возмещение суммы НДС в размере 3 499 511.05 руб. по счетам фактурам, перечисленным в таблице N 2.
На основании вышеизложенного, в нарушение пункта б статьи 171, пункта 5 статьи 172, пунктов 1 и 2 статьи 173 НК РФ ОАО "Газпром нефть" в уточненной налоговой декларации от 29.01.2010 по НДС за январь 2007 г. (корректировка 6), неправомерно предъявлена к вычету сумма налога на добавленную стоимость в размере 3 499 511,05 руб. по счетам-фактурам, перечисленным в таблице N 2.
Налогоплательщик указывает в апелляционной жалобе, что рассматриваемая сумма НДС впервые была предъявлена к возмещению в налоговой декларации за январь 2007 г., поданной 14.092009,по результатам проверки которой инспекцией были приняты решения от 16.02.2010 N 52-13-14/249р/2083 об отказе в привлечении к ответственности и 52-13-14/251р/338 об отказе в возмещении спорной суммы НДС.
Довод заявителя о том, что данная сумма НДС впервые была предъявлена к возмещению в пределах трехлетнего срока, судом не принимается по следующим основаниям.
Заявитель подал апелляционную жалобу на решение инспекции от 16.02 2010 N 52-13-14Д49р/2083 в вышестоящий налоговый орган - ФНС России в части отказа в возмещении НДС. Решением по апелляционной жалобе от 15.04.2010 N9-1-08/0340R ФНС России решение инспекции от 16.02.2010 N 52-13-14/249р/2083 было утверждено и признано вступившим в силу.
Кроме того, данные решения инспекции были обжалованы налогоплательщиком в судебном порядке. Решением Арбитражного суда г. Москвы от 06.10.2010 по делу N А40-84088/10-140-429 оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2010) в требованиях налогоплательщика было отказано.
По обжалуемому в рамках данного судебного спора решению инспекции от 05.07.2010 N 52-13-14/1046р/2201 обществом также была подана апелляционная жалоба в ФНС России.
27.09 2010 ФНС России было вынесено решение по указанной апелляционной жалобе, которым решение Инспекции от 05.07.2010 N 52-13-14/1046р/2201 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части отказа в возмещении суммы НДС в размере 4 046 956 руб. оставлено без изменения, а апелляционная жалоба ОАО "Газпром нефть" без удовлетворения, одновременно решение инспекции от 05.07.2010 N 52-13-14/1046р/2201 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части отказа в возмещении суммы НДС в размере 4 046 956 руб. было утверждено и признано вступившим в силу.
Как следует из решения по указанной апелляционной жалобе, в подтверждение факта оплаты спорных сумм НДС заявителем в ходе камеральной налоговой проверки представлены Соглашения о прекращении взаимных обязательств зачетом, датированные 2001-2003 годами, и аналитические карточки бухгалтерского учета.
Порядок проведения взаимозачетов установлен статьей 410 Гражданского кодекса Российской Федерации далее по тексту - ГК РФ).
Согласно статье 410 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования.
При этом стороны имеют право составить документ, подтверждающий проведение зачета взаимных требований, с соблюдением требований, предъявляемых к первичным учетным документам пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 21111996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Однако из содержания указанных соглашений невозможно установить, в отношении каких конкретно операций производился зачет взаимных требований и, соответственно, невозможно определить, к каким конкретно предъявленным заявителю суммам НДС (выставленным в его адрес, счетам-фактурам) относятся данные соглашения.
Из изложенного следует, что указанные соглашения не могут рассматриваться в качестве документального подтверждения факта оплаты спорных сумм НДС.
При этом никаких дополнительных документов, подтверждающих, что данные Соглашения необходимо принять в качестве документов, подтверждающих фактическую оплату по счетам-фактурам, перечисленным в таблице, ни в ходе камеральной проверки, ни одновременно с возражениями обществом не представлены.
Представленные обществом аналитические карточки бухгалтерского учета не являются первичными документами и не могут служить фактическим подтверждением оплаты (зачета) задолженности должником.
Таким образом, в нарушение п.1 ст.172 НК РФ обществом документально не подтверждено право на применение вычетов в размере 4 046 956 руб. в связи с отсутствием документов, подтверждающих оплату сумм налога.
Неподтвержденный по данным основаниям налоговый вычет в размере 4 046 956 руб. входит в состав налоговых вычетов, непризнанных к возмещению по основаниям, указанным выше.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, правильно оценены доводы заявителя и заинтересованного лица и вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
Поскольку в силу п.п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 г. N 281-ФЗ) налоговые органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, то государственная пошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266, 267, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.12.2010 по делу N А40-115195/10-13-648 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий |
П.В. Румянцев |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-115195/2010
Истец: ОАО "Газпром нефть"
Ответчик: Межрегиональная ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N1, МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1