Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 17 апреля 2009 г. N 07АП-2315/2009
г. Томск |
Дело N 07АП-2315/09 |
17.04.2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 апреля 2009 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Журавлевой В.А.
судей: Музыкантовой М.Х., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Журавлевой В.А.
с участием в судебном заседании: без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Администрации Заринского района Алтайского края
на решение арбитражного суда Алтайского края
от 04.02.2009 года
по делу N А03-13849/2008
по заявлению Администрации Заринского района Алтайского края
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю
о признании незаконными решения от 29.10.2008г. N 33-ФАС22-ОВ/10-08, предписания от 29.10.2008г. N 33-ФАС22-ОВ/10-08
УСТАНОВИЛ:
Администрация Заринского района обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю о признании незаконными решения от 29.10.2008 N 33-ФАС22-ОВ/10-08 и предписания от 29.10.2008 N 33-ФАС22-ОВ/10-08.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 04.02.2009 г. заявителю в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация Заринского района Алтайского края обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления по следующим основаниям:
- неправильным толкованием судом первой инстанции норм материального права: п.9 ч.1 ст.18 ФЗ "О защите конкуренции", ст. 1 ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" не предусматривающих обязанности проведения отбора финансовой организации для оказания услуг медицинского страхования путем проведения открытого конкурса или аукциона при обязательном медицинском страховании лиц, являющихся работниками администрации.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители сторон не явились, будучи надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
В соответствии с ч.1 ст. 266, ч.1, ч.3 ст. 156 АПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции находит решение Арбитражного суда Алтайского края от 04.02.2009 г. не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, УФАС по Алтайскому краю в ходе проведения анализа порядка заключения договоров обязательного медицинского страхования работающих граждан органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории края установлено, что Администрацией Заринского района 03.09.2007 г. заключен договор обязательного медицинского страхования работников с ООО "Страховая медицинская компания "РЕСО-Мед" без проведения публичных процедур.
По данному факту приказом руководителя управления от 15.10.2008 N 390 в отношении администрации возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства N 33-ФАС22-ОВ/10-08.
По результатам рассмотрения дела комиссией УФАС по Алтайскому краю 29.10.2008 принято решение N 33-ФАС22-ОВ/10-08, согласно которому действия администрации признаны противоречащими пункту 9 части 1 статьи 18 Федерального закона "О защите конкуренции".
На основании указанного решения выдано предписание от 29.10.2008 N 33-ФАС22-ОВ/10-08, которым антимонопольный орган обязал прекратить нарушение пункта 9 части 1 статьи 18 Федерального закона "О защите конкуренции" и осуществлять отбор финансовых организаций для оказания услуг медицинского страхования путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Судом первой инстанции установлено, что Администрацией Заринского района договор обязательного медицинского страхования работающих граждан от 03.09.2007 N 495 с ООО "Страховая медицинская компания "РЕСО-Мед" был заключен без проведения публичных процедур.
Частью 1 ст. 1 ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрено, что настоящий закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные, осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, ЦБ РФ, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Согласно статье 1 Закона РФ от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Цель медицинского страхования -гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Статьей 9 названного закона предусмотрена обязанность страхователя заключать договор обязательного медицинского страхования со страховой медицинской организацией.
Пунктом 9 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций для личного страхования, в том числе медицинского страхования, путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, то есть указанной нормой права закреплена прямая обязанность названных субъектов по проведению публичных процедур с целью осуществления отбора финансовых организаций для медицинского страхования вне зависимости от стоимости услуг и статуса самих страхователей.
Следовательно, действия по заключению договора обязательного медицинского страхования Администрацией Заринского района с ООО "Страховая медицинская компания "РЕСО-МЕД" подпадают под регулирование ФЗ "О защите конкуренции".
Несоблюдение Администрацией порядка, предусмотренного ст. 18 ФЗ "О защите конкуренции", при осуществлении отбора финансовых организаций для медицинского страхования, указывает на ограничение конкуренции на рынке финансовых услуг.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю решения от 29.10.2008 N 33-ФАС22-ОВ/10-08 и предписания от 29.10.2008 N 33-ФАС22-ОВ/10-08.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, установленным в ст. 270 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает.
Руководствуясь ст.110, ст. 156, п.1 ст. 269, ст. 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 04.02.2009 года по делу N А03-13849/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Журавлева В.А. |
Судьи |
Музыкантова М.Х. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-13849/2008
Истец: Администрация Заринского района Алтайского края
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю