Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 1 февраля 2011 г. N 13АП-22069/2010
г. Санкт-Петербург |
|
01 февраля 2011 г. |
Дело N А26-7452/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тимухиной И.А.
судей Баркановой Я.В., Жиляевой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: Соболевой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22069/2010) Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.10.2010г. по делу N А26-7452/2010 (судья Погорелов В.А.), принятое
по иску ОАО "Лендерский леспромхоз"
к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия
о взыскании 2 617 084 руб. 36 коп.
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен;
от ответчика: представитель не явился, извещен;
установил:
Открытое акционерное общество "Лендерский леспромхоз (далее - Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском о взыскании с Государственного учреждения Республики Карелия "Костомукшское центральное лесничество" (далее - Учреждение), Министерства лесного комплекса Республики Карелия 2 617 084 руб. 36 коп. задолженности по оплате лесохозяйственных и лесовосстановительных работ, выполненных в 2007 году в соответствии с договором аренды от 15.10.2004г. N 2, заключенным с ФГУ "Суккозерский лесхоз", правопреемником которого является РК "Костомукшское центральное лесничество". В соответствии с частью 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истцом заявлен отказ от исковых требований, предъявленных к Учреждению (протокол предварительного судебного заседания от 29.09.2010г.).
Министерство лесного комплекса Республики Карелия переименовано на Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (далее - Министерство, ответчик), о чем заявлено ответчиком.
Решением от 28.10.2010г. иск удовлетворен, с Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия за счёт средств казны Республики Карелия в пользу ОАО "Лендерский леспромхоз" взыскано 2 617 084 руб. 36 коп.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение как вынесенное при неправильном применении норм материального права отменить, принять по делу новый судебный акт.
Министерство указывает, что является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, тогда как судом сделан противоположный вывод, основываясь на том, что Министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств бюджета, не указав на какой норме права основывается данный вывод о возможности взыскания задолженности по гражданско-правовому договору не с обязанной стороны, а с главного распорядителя средств федерального бюджета.
По мнению ответчика, расчет затрат должен производиться в точном соответствии с условиями договора, а не на основании нормативно - технологических карт 2007 года; при расчете затрат не применим коэффициент инфляции 2006, 2007 годов, так как действующее законодательство не предусматривает такой возможности. Кроме того, не относятся к расходам арендатора, подлежащих возмещению, расходы на устройство минерализированных полос и на уход за ними.
Министерство природных ресурсов Республики Карелия в письме от 14.06.2007г. N 04-09-29/5807 разъяснило, что затраты арендаторов лесных участков на выполнение работ по воспроизводству лесов не могут быть возмещены за счет субвенций из федерального бюджета.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просит оставить без изменения решение, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Учреждение отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 15.10.2004г. между ФГУ "Суккозерский лесхоз" (правопредшественник Костомукшского центрального лесничества) и Обществом заключен договор аренды участков лесного фонда N 2, в соответствии с условиями которого Общество приняло в аренду участок лесного фонда на территории Костомукшского лесхоза с целью заготовки древесины по главному пользованию, проведения лесохозяйственных работ в соответствии с материалами лесоустройства, проектом организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства на арендуемых участках лесного фонда.
Пунктом 2.1 договора установлен срок действия настоящего договора: с 01.01.2005г. по 31.12.2009г.
Пунктом 5.2.5 договора предусмотрена обязанность арендодателя оплачивать затраты арендатора по воспроизводству лесов за счет бюджета Республики Карелия в соответствии с расчетно-технологическими картами, утвержденными специально уполномоченными органами государственной власти в области лесного хозяйства, на основании разработанных нормативов МПР России; оплата затрат по воспроизводству лесов: по мере поступления бюджетных средств на лицевой счет арендодателя из бюджета Республики Карелия.
Пунктом 6.2.6 договора предусмотрена обязанность Общества осуществлять лесохозяйственные, лесовосстановительные работы по воспроизводству лесов в объемах и на условиях, которые установлены аренды и арендодателем, лесоустроительными документами и настоящим договором, а также установлено, что объем выполняемых лесохозяйственных, лесовосстановительных работ определяется в ежегодно заключаемых сторонами дополнительных соглашениях к договору.
Согласно актам от 22.06.2007г., от 29.06.2007г., от 01.07.2007г., от 26.07.2007г., от 28.07.2007г., от 24.09.2007г., от 18.10.2007г. по договору на выполнение лесовосстановительных мероприятий, протоколу N 1 по выполнению условий договора участков лесного фонда за 2007 год Обществом выполнены лесохозяйственные и лесовосстановительные работы без замечаний к их качеству и объему.
26.12.2008г. между Министерством и Обществом, путем приведения в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации договора аренды участков лесного фонда 15.10.2004г. N 2, заключен договор аренды N 93-з лесного участка.
По условиям названного договора Общество приняло во временное владение и пользование (аренду) часть лесного участка площадью 301 987га, находящегося в государственной собственности, по адресу: Республика Карелия, Муезерский район, ГУ РУ "Костомукшское центральное лесничество" для использования в целях заготовки древесины. Годовой объем разрешенного использования лесов (заготовки древесины) на лесном участке определен сторонами в Приложении N 3 к договору.
Пунктом 7.1 договора установлен срок его действия по 31.12.2019г.
Претензией от 28.06.2010г. N 402 Общество предложило Министерству и ГУ РК "Муезерское центральное лесничество" оплатить затраты арендатора на выполнение лесохозяйственных и лесовосстановительных работ на сумму 2 617 084 руб. 36 коп. в добровольном порядке до 15.07.2010г.
Поскольку претензия Общества оставлена без удовлетворения, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Возражая против удовлетворения иска, Учреждение ссылалось на неправомерность расчета затрат по нормативно - техническим картам на 2007 год и непоступление из бюджета средств на оплату работ по воспроизводству лесов; Министерство также указало на то, что не являлось в 2007 году стороной спорных правоотношений, истцом не доказаны обстоятельства, послужившие основанием для взыскания с Министерства суммы 2 617 084 руб. 36 коп.
Судом первой инстанции установлено, что договор аренды от 15.10.2009г. N 2 заключен в период действия Лесного кодекса РФ 1997 г.; условия договора, касающиеся производства и оплаты лесовосстановительных работ, соответствуют положениям этого Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года, введенного в действие с 01.01.2007г., работы по лесовосстановлению производятся за счет арендатора. В соответствии со статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения; если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Установив, что положения статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года не применимы к отношениям сторон, возникшим из договора N 2 от 15.10.2004г., суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство как орган исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющий функции в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и Республики Карелия, и как распорядитель бюджетных средств, выделенных Республике Карелия в 2007 году в области лесных отношений. Кроме того, в настоящее время Министерство является стороной договора аренды лесного участка, заключенного в порядке приведения в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации договора аренды, в рамках которого истцом понесены предъявленные ко взысканию затраты.
Вопреки доводам ответчиков, отсутствие расчетно-технологических карт на 2007 год, разработка которых зависела не от истца, а от специально уполномоченного органа государственной власти в области лесного хозяйства, не освобождает арендодателя от обязанности возместить затраты, понесенные истцом при выполнении работ по лесовосстановлению в соответствии с договорами аренды участков лесного фонда. К тому же ответчики, не соглашаясь с расчетом Общества, не представили свой расчет и не обосновали, в каком размере подлежат возмещению затраты Общества.
При таких обстоятельствах доводы подателя жалобы подлежат отклонению апелляционным судом как необоснованные, требования истца правомерно удовлетворены судом первой инстанции за счет Министерства.
В тоже время, апелляционным судом установлены основания для изменения обжалуемого решения, учитывая следующее.
Как указано в протоколе предварительного судебного заседания от 29.09.2010г. и в описательной части решения, истцом заявлен отказ от требований к Учреждению.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
Не установив оснований для непринятия отказа истца от иска в части требований к Учреждению, суд первой инстанции не вынес судебного акта о прекращении производства по делу в указанной части.
При таких обстоятельствах решение подлежит изменению апелляционным судом путем дополнения резолютивной части указанием на прекращение производства по делу в части требований к Учреждению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.10.2010г. по делу А26-7452/2010 изменить, дополнив резолютивную часть решения словами: принять отказ ОАО "Лендерский леспромхоз" от требований, предъявленных к Государственному учреждению Республики Карелия "Костомукшское центральное лесничество".
Производство по делу в указанной части прекратить.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
И.А. Тимухина |
Судьи |
Я.В. Барканова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-7452/2010
Истец: ОАО "Лендерский леспромхоз"
Ответчик: ГУ Республики Карелия "Костомукшское центральное лесничество", Министерство лесного комплекса Республики Карелия, Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия
Третье лицо: Министерство Финансов Республики Карелия