Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 3 марта 2011 г. N 09АП-1181/2011
г. Москва |
Дело N А40-97928/10-154-546 |
03 марта 2011 г. |
N 09АП-1181/2011-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2011 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Д.Е. Лепихин
судей И.В. Бекетоваой, И.Б. Цымбаренко
при ведении протокола судебного заседания Яцевой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "НордТерминал"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.12.2010
по делу N А40-97928/10-154-546, принятое судьёй Полукаровым А.В.,
по заявлению ООО "НордТерминал"
к Межрайонная ИФНС России N 46 по г. Москве
третье лицо ИФНС N 17 по г.Москве
о признании незаконным отказа в государственной регистрации,
при участии в судебном заседании:
от заявителя:
Васильева Е.Н по дов. от 24.12.2009 паспорт 53 03 041370;
от ответчика:
Голых Е.В. по дов. от 24.12.2010, уд. 507048
от третьего лица:
Сучков А.В. по дов. от 11.01.2011, уд. 507241
УСТАНОВИЛ
Общество с ограниченной ответственностью "Норд Терминал" (в дальнейшем по тексту "общество") обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 46 по г.Москве (в дальнейшем по тексту "налоговый орган") о признании недействительным решения налогового органам об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов от 01.06.2010г. и возложении обязанности на налоговый орган осуществить необходимые регистрационные действия, связанные с государственной регистрацией прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченных на то учредительными документами.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07.12.2010г. заявление общества оставлено без удовлетворения. Суд первой инстанции пришел к выводу, что у общества на момент составления промежуточного ликвидационного и ликвидационного балансов имелась задолженность перед бюджетом, которая не была отражена в балансах. Данное обстоятельство свидетельствует, по мнению суда первой инстанции, о включении в балансы недостоверных сведений. Последнее является достаточным основанием для отказа обществу во внесении записи в ЕГРЮЛ о государственной регистрации прекращения деятельности общества в связи с ликвидацией.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой в Девятый арбитражный апелляционный суд. В жалобе общество просит отменить решение суда первой инстанции, заявление удовлетворить. Указывает, что налоговым органом не доказано наличие у него задолженности перед бюджетом, представленные в балансах сведения являются достоверными.
Налоговый орган и ИФНС России N 17 по г.Москве просят отказать обществу в удовлетворении жалобы согласно доводам, изложенным в представленных отзывах.
Изучив материалы дела, выслушав представителей общества, налогового органа и ИФНС России N 17 по г.Москве апелляционный суд установил следующее и пришел к следующим выводам.
В соответствии с п.2 ст.61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников).
21.12.2009 единственным участником Морозовым Ю.Н. было принято решение о добровольной ликвидации общества.
Согласно п.1 ст.63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
Публикация о ликвидации общества была дважды размещена в журнале "Вестник государственной регистрации": в номерах от 30.12.2009, от 10.02.2010. Данное обстоятельство подтверждается справками от 12.08.2010, от 12.12.2010 и не оспаривается участвующими в деле лицами.
В соответствии с п.2 ст.63 ГК РФ после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Промежуточный ликвидационный баланс составлен обществом на дату 14.05.2010. В этот же день баланс был утвержден участником общества Морозовым Ю.Н.
Данный баланс был представлен в налоговый орган 17.05.2010, что подтверждается соответствующим штампом.
Кредиторская задолженность в промежуточном ликвидационном балансе отсутствует.
Доказательств того, что кредиторы обращались к обществу с требованиями на дату составления промежуточного ликвидационного баланса налоговым органом не представлено.
Согласно п.5 ст.63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Ликвидационный баланс составлен обществом на дату 24.05.2010 и в этот же день утвержден решением участника общества.
Данный баланс был представлен в налоговый орган 25.05.2010, что подтверждается соответствующим штампом.
Кредиторская задолженность в ликвидационном балансе отсутствует.
Доказательств того, что кредиторы обращались к обществу с требованиями на дату составления ликвидационного баланса налоговым органом не представлено.
26.05.2010 общество обратилось в налоговый орган с заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, что подтверждается соответствующим штампом.
01.06.2010 налоговый орган принял решение об отказе государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
В данном решении налоговый орган указал, что среди документов, представленных на регистрацию отсутствуют:
1) заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, составленное с учетом в.1 и и.2 ст.224 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ, в соответствии с которыми при обнаружении обстоятельств, при которых стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суде с заявлением о признании должника банкротом;
2) ликвидационный баланс юридического лица, содержащий достоверные сведения о задолженности перед бюджетом.
По мнению налогового органа, у общества существует задолженность перед бюджетом на дату 28.05.2010 по транспортному налогу и пени в сумме 5 435 руб. Данная задолженность подлежала отражению в ликвидационном балансе. Неотражение такой задолженности в балансе делает его не достоверным, а при отсутствии возможности погасить задолженность обществу следует обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.
Апелляционный суд приходит к выводу, что решение налогового органа от 01.06.2010 об отказе обществу в государственной в связи с его ликвидацией не основано на нормах права и фактических обстоятельствах дела, что подтверждается следующим.
В соответствии с п.1 ст.63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения (п.2 ст.63 ГК РФ).
Публикация о ликвидации общества размещена в журнале "Вестник государственной регистрации" в номерах от 30.12.2009, от 10.02.2010.
В течение двух месяцев относительно названных дат (с учетом положения п.п.1, 2 ст.63 ГК РФ) кредиторы с требованиями к обществу не обращались.
При этом, из положения данных норма права следует, что налоговый орган не обладает отличным от иных кредитором статусом.
Соответственно, на предъявление налоговым органом, как кредитором, требований к обществу распространяется двухмесячный срок.
В течение периода с момента второй публикации сообщения о ликвидации (10.02.2010) до даты составления промежуточного ликвидационного баланса (14.05.2010) налоговый орган к обществу за взысканием недоимок и пени не обращался. Как не обращался налоговый орган к обществу с требованиями о взыскании недоимки и пени на дату составления ликвидационного баланса (24.05.2010). Данный факт не оспаривает и сам налоговый орган в отзыве от 18.02.2011.
Исходя из изложенного, апелляционный суд приходит к выводу, что налоговым органом, как кредитором, пропущен срок предъявления требований к обществу.
Ссылка налогового органа на существование у общества задолженности перед бюджетом на дату 28.05.2010 по транспортному налогу и пени в сумме 5 435 руб. апелляционным судом отклоняется исходя из следующего.
Согласно ч.1 ст.65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с ч.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Во исполнение положений ч.1 ст.65, ч.5 ст.200 АПК РФ налоговым органом не представлено налоговых деклараций и лицевых счетов, из которых было бы видно исчисление обществом налога за конкретный налоговый период и его (налога) неуплату. Не представлено налоговым органом и решений о доначислении транспортного налога и соответствующих пени.
Также отсутствуют в материалах дела доказательства того, что общество знало об указанной задолженности. Справка N 86456 по состоянию на 28.05.2010 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам не свидетельствует о том, что общество знало о недоимке по транспортному налогу. Данная справка выполнена налоговым органом. Доказательства подписания справки со стороны общества, доказательства вручения справки обществу налоговым органом не представлены.
Налоговым органом 25.01.2010 внесена запись в ЕГРЮЛ о формировании ликвидационной комиссии общества, что подтверждается свидетельством серии 77 N 013457926. Соответственно, налоговый орган должен был принять все возможные и зависящие от него меры по выявлению задолженностей общества перед бюджетом в срок, установленный ст.63 ГК РФ, по взысканию таких задолженностей, чего не сделал.
Процедура ликвидации, порядок удовлетворения требований кредиторов четко определены действующим законодательством Российской Федерации. Налоговый орган как кредитор по платежам в бюджет также должен соблюдать установленный порядок предъявления требований при ликвидации. Несоблюдение налоговым органом установленного законодательством порядка предъявления требований при ликвидации влечет установленные законодательством последствия.
Представленные в материалы дела акт выездной налоговой проверки от 25.08.2010 и решение о привлечении общества к ответственности от 29.09.2010 также составлены и приняты по истечение срока, установленного ст.63 ГК РФ, намного позднее составления промежуточного ликвидационного и ликвидационного балансов.
Кроме того, апелляционный суд полагает необходимым обратить внимание, что решение налогового органа об отказе в государственной регистрации общества в связи с его ликвидацией от 01.06.2010 не указывает о какой именно задолженности идет речь, какие именно сведения являются недостоверными, в чем именно заключается нарушение требования о достоверности сведений.
Общий характер решения позволяет толковать его налоговым органом на свое усмотрение, что не допустимо в публичном праве.
Перечень документов, представляемых для государственной регистрации при ликвидации юридического лица, определен в ст.21 ФЗ N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Согласно п/п "а" п.1 ст.23 ФЗ N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных данным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Включение в ликвидационный баланс, по мнению налогового органа, является непредставлением ликвидационного баланса для государственной регистрации при ликвидации юридического лица.
Исходя из фактических обстоятельств настоящего дела, апелляционный суд приходит к выводу, что ликвидационный баланс содержит достоверные сведения. Доказательств обратного налоговым органом не представлено. Следовательно, у налогового органа не было оснований к принятию решения об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
На основании изложенного коллегия судей апелляционного суда приходит к выводу о признании решения налогового органа от 01.06.2010 не соответствующим ст.21 ФЗ N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", о возложении на налоговый орган обязанности осуществить необходимые регистрационные действия.
С учетом изложенного апелляционный суд приходит к выводу об отмене оспариваемого решения суда первой инстанции на основании п.2 ч.1 ст.270 АПК РФ.
Расходы по уплате государственной пошлины в силу ст.110 АПК РФ подлежат отнесению на налоговый орган.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда города Москвы от 07.12.2010 по делу N А40-97928/10-154-546 отменить.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 46 по г.Москве об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов от 01.06.2010г., обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 46 по г.Москве осуществить необходимые регистрационные действия связанные с государственной регистрацией прекращения деятельности юридического лица общества с ограниченной ответственностью "НордТерминал" в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченными на то учредительными документами.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 46 по г.Москве в пользу ООО "НордТерминал" в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 3 000 руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-97928/2010
Истец: ООО "НордТерминал"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N46 по г. Москве, Межрайонная ИФНС России N 46 по г. Москве
Третье лицо: ИФНС России N 17 по г. Москве