Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 2 февраля 2011 г. N 01АП-7062/2010
г. Владимир |
|
02 февраля 2011 г. |
Дело N А79-9141/2010 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смирновой И.А.,
судей Протасова Ю.В., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка в лице Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 23.11.2010
по делу N А79-9141/2010,
принятое судьей Щетинкиным А.В.
по заявлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка в лице Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу
об аннулировании лицензии Б 073837 от 02.06.2008 , выданной обществу с ограниченной ответственностью "Саяны-центр",
без участия лиц,
и установил:
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка в лице Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу (далее - Федеральная служба, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением об аннулировании лицензии Б 073837 от 02.06.2008 на осуществление закупки, хранения, поставки алкогольной продукции, выданной Управлением Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике обществу с ограниченной ответственностью "Саяны-центр" (далее - Общество).
Решением от 23.11.2010 Арбитражный суд Чувашской Республики отказал заявителю в удовлетворении требования.
Федеральная служба не согласилась с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить по основаниям, изложенным в жалобе, и принять по делу новый судебный акт.
Федеральная служба в жалобе указала на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств дела, неверное применение норм материального права.
Лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, Федеральная служба заявила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия ее представителя.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Чувашской Республики от 23.11.2010 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Общество зарегистрировано в качестве юридического лица 13.03.2001 администрацией Московского района г. Чебоксары и включено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022101270179.
Управлением Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике обществу выдана лицензия N Б 073837 от 02.06.2008 на осуществление закупки, хранения поставки алкогольной продукции со сроком действия до 01.06.2011.
В рамках проверки соблюдения требований лицензионного законодательства в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции заявителем установлены факты нарушения Обществом лицензионных требований, а именно: непредставление Обществом декларации об объемах производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции за 4-й квартал 2009 года, а также нарушение срока представления аналогичной декларации за 1-й квартал 2010 года.
В связи с нарушением Обществом лицензионных требований в отношении него были возбуждены дела об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановлением Федеральной службы от 22.03.2010 N 08-07/1/1 производство по делу прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, а постановлением от 10.06.2010 N 161 Общество привлечено к административной ответственности на основании указанной нормы права.
Поскольку Обществом в течение одного года дважды допущены нарушения, связанные с представлением деклараций об объемах производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, Федеральная служба на основании пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно Федеральному закону N 171-ФЗ лицензии выдаются на осуществление следующих видов деятельности: производства, хранения и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата, производства, хранения и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, хранения этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, закупки, хранения и поставки алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 14 данного Федерального закона организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота. При этом порядок учета производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок представления деклараций и форма деклараций (за исключением порядка представления и формы деклараций о розничной продаже алкогольной продукции) устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Положением о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 858, установлено, что декларированию подлежат объемы производства, закупки и поставок этилового спирта, алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции, спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции; декларации представляются организациями, имеющими лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта (пункты 2 и 3 Положения).
Декларации представляются в территориальные органы Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (далее - территориальные органы) ежеквартально (за отчетный квартал), не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а за IV квартал года - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Организация представляет декларации на бумажном носителе в территориальные органы по месту нахождения организации. Декларации могут быть представлены организацией в территориальные органы через своего представителя или направлены в виде почтового отправления с описью вложения. При отправке деклараций по почте датой их представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения (пункты 4, 5 и 6 указанного Положения).
На основании пункта 3 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа. Основанием для аннулирования такой лицензии в судебном порядке являются в том числе повторное в течение одного года сообщение недостоверных сведений в декларациях об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или повторное в течение одного года несвоевременное представление указанных деклараций в лицензирующий орган.
Аннулирование лицензии представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности по производству и обороту алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции. Как и все правовое регулирование этой деятельности, эта мера направлена на защиту экономических интересов Российской Федерации, а также на обеспечение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Согласно позиции, изложенной в пункте 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, аннулирование лицензии не является административным наказанием в смысле Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 12.05.2009 N 15211/08, пункт 3 статьи 20 Федерального закона N 171 не устанавливает безусловной обязанности суда при наличии приведенных в ней оснований принять решение об аннулировании лицензии.
Аннулирование лицензии, являясь административно-правовой санкцией, должно соответствовать требованиям, предъявляемым к подобного рода мерам юридической ответственности, отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным и соответствующим характеру совершенного деяния.
Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
Наличие формальных признаков нарушения не может служить достаточным основанием для принятия судом решения об аннулировании лицензии.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявления об аннулировании лицензии, суд учел следующие фактические обстоятельства, имеющие существенное значение: открытие в отношении Общества конкурсного производства; отсутствие у конкурсного управляющего Парамонова Ю.Н. реальной возможности представить в установленные сроки декларации об объемах производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции за 4-й квартал 2009 года и 1-й первый квартал 2010 года ввиду отсутствия доступа к документам Общества; направление 26.05.2010 конкурсным управляющим необходимой декларационной документации в Федеральную службу, что свидетельствует об отсутствии умысла на совершение нарушений норм Федерального закона N 171-ФЗ; включение в конкурсную массу алкогольной продукции, подлежащей реализации в целях полного удовлетворения требований кредиторов, при этом реализация алкогольной продукции может быть осуществлена только при наличии соответствующей лицензии; отсутствие у Общества иного имущества; наличие у Федеральной службы возможности проконтролировать оборот имеющейся у Общества алкогольной продукции.
Таким образом, суд первой инстанции исходил из характера совершенного правонарушения и на основании полного, всестороннего и объективного исследования представленных в дело доказательств пришел к обоснованным выводам о том, что наличие формальных признаков нарушения не может служить основанием для принятия судом решения об аннулировании спорной лицензии; аннулирование лицензии будет являться чрезмерным для Общества наказанием, несоразмерным совершенному нарушению; принятие такой меры повлечет ограничение правоспособности должника по скорейшей реализации конкурсной массы на стадии ликвидации Общества, а следовательно, нарушение прав и интересов кредиторов, экономических интересов Российской Федерации.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно отказал Федеральной службе в удовлетворении заявленного требования.
Доводы заявителя были предметом рассмотрения судом первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба заявителя по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 23.11.2010 по делу N А79-9141/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка в лице Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Ю.В. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-9141/2010
Истец: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу
Ответчик: ООО "Саяны-центр"
Третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары