Учет расходов по обеспечению мер безопасности в учреждениях культуры
Говорить о значении сохранности национального достояния РФ в учреждениях культуры излишне, так как в них сосредоточены основные культурные ценности государства. В настоящее время особое внимание уделяется предотвращению хищений и противопожарной безопасности в указанных учреждениях. Поэтому тема учета затрат по обеспечению безопасности в учреждениях культуры стала предметом данной статьи.
Что относится к комплексу мер безопасности, с помощью которых обеспечивается сохранность государственного имущества и материальных ценностей (далее - материальные ценности), являющихся национальным культурным достоянием государства? Наиболее значимые из них направлены на:
- обеспечение сохранности материальных ценностей - затраты по охране объектов;
- противопожарную безопасность- расходы на обеспечение противопожарной безопасности.
Остановимся на правилах отражения расходов по вышеперечисленным мерам на счетах бюджетного учета.
Отражение расходов по сохранности материальных ценностей
в бюджетном учете
В настоящее время мероприятиям по охране материальных ценностей уделяется особое внимание. К наиболее важным из них относятся:
- заключение договоров на охрану;
- установка систем видеонаблюдения.
Заключение договоров на охрану
Наиболее распространенной мерой по охране объектов материальных ценностей является заключение договоров на их охрану. Причем такие договоры можно заключать как с отделами вневедомственной охраны, так и с частными охранными организациями, имеющими лицензии на оказание данного вида услуг. Согласно Приказу N 168н*(1) оплата по договорам с охранными организациями относится на подстатью 226 "Прочие расходы" экономической классификации расходов (ЭКР). На данной статье отражаются не только расходы по оплате услуг охраны, но и по установке, наладке, обслуживанию систем сигнализации.
Пример 1.
Согласно заключенному библиотекой с отделом вневедомственной охраны договору ежемесячная плата составляет 8 000 руб. и производится по акту оказанных услуг за счет бюджетных средств.
В учете будут сделаны следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Отражены расходы по охране согласно акту оказан- ных услуг |
1 401 01 226 | 1 302 09 730 | 8 000 |
Произведена оплата оказанных услуг охраны | 1 302 09 830 | 1 304 05 226 | 8 000 |
Установка системы видеонаблюдения
Широкое распространение в целях охраны материальных ценностей получила установка системы видеонаблюдения. В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) (далее- Классификатор), утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359, система видеонаблюдения относится к группе фото- и киноаппаратуры (код 14 3322000) под кодом 14 3322132 "Аппаратура полигонная наблюдения, слежения, фото- и кино регистрации" и, согласно Постановлению N 1*(2), входит в пятую амортизационную группу со сроком полезного использования от 7 до 10 лет.
Как следует отражать в бюджетном учете затраты на ее приобретение, установку, содержание и эксплуатацию? Для установки системы видеонаблюдения учреждение заключает договор со специализированной организацией, имеющей лицензию на проведение подобного рода работ. Предмет договора определяет порядок отражения операций по установке системы видеонаблюдения в бюджетном учете. Рассмотрим два возможных варианта выполнения вышеуказанных работ.
1. Предметом договора является только оказание услуг по установке системы видеонаблюдения.
2. Предметом договора является выполнение работ по установке системы видеонаблюдения, в сметную стоимость которого включается и стоимость оборудования.
При первом варианте учреждение осуществляет затраты по приобретению приборов и аппаратуры системы видеонаблюдения и оплате услуг по ее установке, то есть в рамках первого договора приобретается оборудование, а по другому договору оказываются услуги по его монтажу.
Согласно Приказу N 168н при приобретении оборудования учреждение производит его оплату по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" ЭКР. Оплату услуг по наладке системы видеонаблюдения вышеуказанный приказ относит на подстатью 226 "Прочие услуги" ЭКР. Учет данных затрат на разных статьях ЭКР не означает, что они должны учитываться обособленно друг от друга, то есть расходы по статье 310 ЭКР представляют первоначальную стоимость основного средства (ОС), а затраты по оплате услуг по его монтажу (подстатья 226 ЭКР) учитываются в расходах учреждения.
По мнению автора, система видеонаблюдения должна отражаться в учете как обособленный объект ОС. Поскольку согласно п. 12 Инструкции N 25н*(3) ОС принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости, которая складывается из сумм фактических вложений учреждения в приобретение, сооружение и изготовление объектов ОС, все затраты по приобретению и установке системы видеонаблюдения включаются в ее первоначальную стоимость.
Расходы на приобретение системы видеонаблюдения собираются на счете 106 01 310.
Операции по вложениям в объекты ОС при их приобретении отражаются следующими проводками (п. 72 Инструкции N 25н).
На сумму приобретенного оборудования:
Дебет счета 106 01 310 "Увеличение капитальных вложений в основные средства"
Кредит счетов 208 19 660 "Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по приобретению основных средств", 302 19 730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств"
На сумму оказанных услуг по монтажу:
Дебет счета 106 01 310 "Увеличение капитальных вложений в основные средства"
Кредит счетов 208 09 660 "Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по оплате прочих услуг", 30209730 "Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг"
К бюджетному учету система видеонаблюдения принимается в качестве объекта ОС по сформированной первоначальной стоимости и отражается проводкой:
Дебет счета 101 04 310 "Увеличение стоимости машин и оборудования"
Кредит счета 106 01 410 "Уменьшение капитальных вложений в основные средства"
Пример 2.
За счет бюджетных средств музеем приобретена аппаратура видеонаблюдения стоимостью 85 000 руб. и заключен договор со специализированной организацией на ее монтаж на сумму 80 000 руб. По окончании монтажа участниками договора был подписан акт оказанных услуг.
В бюджетном учете учреждения данные операции будут отражены следующими проводками:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма,руб. |
Приобретена аппаратура видеонаблюдения | 1 106 01 310 | 1 302 19 730 | 85 000 |
Оказаны услуги по монтажу системы видеонаблюдения | 1 106 01 310 | 1 302 09 730 | 80 000 |
Принята к учету введенная в эксплуатацию система видео- наблюдения (85 000 + 80 000) руб. |
1 101 04 310 | 1 106 01 410 | 165 000 |
Согласно второму варианту специализированная организация выполняет работы в рамках одного договора, который включает весь спектр услуг по введению в действие системы, а также приобретение аппаратуры. То есть исполнитель берет на себя осуществление всех расходов, связанных с установкой системы видеонаблюдения. В этом случае заказчик расходы по оплате договора на организацию и проведение работ в рамках текущей деятельности должен относить на подстатью 226 ЭКР. В первичных документах (счете-фактуре, акте) будет указано, что проведены работы по установке системы видеонаблюдения.
Пример 3.
Библиотекой заключен договор со сторонней организацией на установку системы видеонаблюдения. Сметная стоимость работ с учетом стоимости аппаратуры по договору составила 105 000 руб. Оплата производится за счет бюджетных средств. По окончании работ подписан акт выполненных работ по установке системы видеонаблюдения.
В бюджетном учете учреждения будут сделаны следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Отражены в учете выполненные работы по установке сис- темы видеонаблюдения |
1 106 01 310 | 1 302 09 730 | 105 000 |
Принята к учету введенная в эксплуатацию система ви- деонаблюдения |
1 101 04 310 | 1 106 01 410 | 105 000 |
Произведена оплата выполненных работ | 1 302 09 830 | 1 304 05 226 | 105 000 |
Учет расходов по противопожарной безопасности
Другим немаловажным фактором в целях как обеспечения безопасности учреждений культуры, так и сохранности материальных ценностей являются меры, направленные на соблюдение противопожарной безопасности. В соответствии со ст. 37 Закона N 69-ФЗ*(4) руководители учреждений обязаны соблюдать требования пожарной безопасности; выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду; обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Наиболее распространенные меры, принимаемые руководителями учреждений по обеспечению пожарной безопасности, - это установка в учреждении приборов и аппаратуры противопожарной сигнализации и приобретение первичных средств пожаротушения.
Согласно Классификатору приборы и аппаратура систем автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации относятся к ОС, поименованным под кодом 14 3319000. Постановление N 1 относит систему противопожарной сигнализации к четвертой амортизационной группе со сроком полезного использования от 5 до 7 лет.
Так же как при установке системы видеонаблюдения, предмет договора со специализированной организацией определяет порядок отражения операций по установке пожарной сигнализации в бюджетном учете. Он аналогичен рассмотренному выше, поэтому останавливаться на отражении расходов по установлению противопожарной сигнализации в бюджетном учете не будем.
Расходы по обслуживанию и эксплуатации сигнализации
Затраты, связанные с осуществлением мер противопожарной безопасности, не ограничиваются расходами на установку системы противопожарной сигнализации. Установка сигнализации сопряжена еще и с заключением договора на ее обслуживание, который, как правило, предусматривает не только реагирование на поступивший сигнал, но и проведение профилактических работ по поддержанию сигнализации в рабочем состоянии. Если система находится на балансе учреждения, то затраты по таким услугам в бухгалтерском учете относят на расходы и учитывают по подстатье 226 "Прочие расходы" ЭКР.
Пример 4.
Театр заключил договор со специализированной организацией на обслуживание пожарной сигнализации. На основании предъявленного счета-фактуры и акта стоимость услуг составила 5 000 руб. Оплата производится за счет бюджетных средств.
В бюджетном учете учреждения данные операции будут отражены следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма,руб. |
Оказаны услуги по обслуживанию сигнализации | 1 401 01 226 | 1 302 09 730 | 5 000 |
Произведена оплата оказанных услуг | 1 302 09 830 | 1 304 05 226 | 5 000 |
Как указывалось выше, для поддержания средств пожаротушения в исправном состоянии учреждение периодически должно проводить профилактический ремонт. В этих целях могут приобретаться запасные части.
Пример 5.
Театр заключил договор со специализированной организацией на проведение ремонта отдельных частей пожарной сигнализации, стоимость работ - 50 000 руб. Для ремонта за счет бюджетных средств учреждением приобретены запасные части на сумму 10 000 руб.
В бюджетном учете учреждения данные операции будут отражены следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Приняты к учету запасные части для ремонта сигнализации | 1 105 06 340 | 1 302 22 730 | 10 000 |
Произведена оплата запасных частей | 1 302 22 830 | 1 304 05 340 | 10 000 |
Оказаны услуги по ремонту пожарной сигнализации | 1 401 01 225 | 1 302 08 730 | 50 000 |
Произведена оплата услуг по ремонту пожарной сигнализации | 1 302 08 830 | 1 304 05 225 | 50 000 |
Списаны запасные части | 1 401 01 272 | 1 105 06 440 | 10 000 |
Первичные средства пожаротушения
Вторым по значимости мероприятием по обеспечению пожарной безопасности является приобретение учреждением первичных средств пожаротушения. К ним относятся огнетушители, пожарные стенды, пожарный инвентарь. Согласно Классификатору вышеперечисленные средства пожаротушения относятся к ОС как оборудование для пожаротушения (код 142944000).
Включение затрат по приобретенным средствам пожаротушения в расходы
Как указывалось выше, затраты, связанные с их приобретением, монтажом и установкой, не включаются в состав расходов учреждения единовременно, а переносятся постепенно в виде амортизационных отчислений. Исключение составляют ОС, по которым амортизация начисляется в размере 100%. Поэтому в расходы учреждения ежемесячно будет включаться сумма амортизационных отчислений, равная: 1/61 - 1/84 стоимости средств противопожарной безопасности, 1/85 - 1/120 стоимости средств системы видеонаблюдения.
Пример 6.
Внесем изменения в условия примера 3. Срок полезного использования системы видеонаблюдения - 100 мес.
В бюджетном учете учреждения данная операция будет отражена следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Начислена амортизация за месяц по системе видеонаблюдения | 1 401 01 271 | 1 104 04 410 | 1 050 |
Налоговый учет
Так же как и в бюджетном учете, в налоговом стоимость амортизируемого имущества переносится в расходы учреждения посредством амортизационных отчислений. Поэтому при исчислении налога на прибыль амортизационные отчисления по средствам пожарной безопасности и системам видеонаблюдения уменьшают облагаемую базу по налогу на прибыль.
До 2005 года включать затраты по вневедомственной охране в расходы в целях налогового учета по налогу на прибыль учреждения были не вправе, так как выручка вневедомственной охраны являлась для них целевым финансированием и поэтому не облагалась налогом на прибыль. Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ в п. 1 ст. 264 НК РФ были внесены изменения, согласно которым начиная с 01.01.2005 затраты по вневедомственной охране были включены в состав прочих расходов при исчислении налога на прибыль.
Таким образом, в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством РФ, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности, в том числе услуг, оказываемых вневедомственной охраной при органах внутренних дел РФ, включаются в состав прочих расходов и обоснованно уменьшают облагаемую базу по налогу на прибыль.
Амортизационная премия
Списанию в расходы стоимости амортизируемого имущества может способствовать применение амортизационной премии. Воспользоваться ею учреждение вправе в соответствии с пп. 1.1 ст. 259 НК РФ. То есть начиная с 01.01.2006 Налоговый кодекс дает право учреждениям единовременно включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10% первоначальной стоимости ОС.
В Письме Минфина РФ от 08.08.2005 N 03-03-04/1/153 высказано мнение, что бюджетными учреждениями данная норма может применяться в части капитальных вложений, осуществленных за счет полученных от предпринимательской деятельности средств в целях приобретения (создания) имущества, используемого для осуществления этой деятельности.
При начислении амортизационной премии часто возникает вопрос: ко всем ли ОС она применяется или можно выборочно закрепить ее за некоторыми амортизационными группами? В Налоговом кодексе не содержится ответа на поставленный вопрос. Однако мнение Минфина, изложенное в Письме от 13.03.2006 N 03-03-04/1/219, довольно категоричное: порядок списания расходов должен применяться в отношении всех ОС организации, введенных в эксплуатацию, либо не применяться вообще.
Кроме того, как считает финансовое ведомство, учреждения могут самостоятельно (в пределах 10%) устанавливать любой размер премии (Письмо Минфина РФ от 13.03.2006 N 03-03-04/1/219). Однако в письме не указано, имеют ли учреждения возможность его дифференцировать в зависимости от амортизационной группы. В Налоговом кодексе такое ограничение не установлено.
Если учреждение принимает решение воспользоваться амортизационной премией, то через амортизацию оно может списать стоимость ОС за вычетом суммы премии. Такой порядок расчета Минфин подтвердил в Письме от 27.02.2006 N 03-03-04/1/140.
Пример 7.
Учреждением произведена модернизация ОС, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности и используемого им в этой деятельности. Первоначальная стоимость ОС - 84 000 руб. Учетная политика учреждения в целях налогообложения предусматривает включение 10% понесенных затрат по приобретению амортизируемого имущества в расходы.
Таким образом, в расходы учреждения единовременно будет включена сумма амортизационной премии, равная 8 400 руб. (84 000 руб. х 10%).
После этого расчет амортизации производится по правилам, рассмотренным выше.
Обратите внимание: применять амортизационную премию нельзя по безвозмездно полученному имуществу. Это ограничение закреплено в пп.1.1 ст.259 НК РФ.
И. Зернова,
зам. главного редактора
журнала "Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Приказ МинфинаРФ от 08.12.2006 N 168н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации".
*(2) Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы".
*(3) Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н.
*(4) Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"