О федеральном бюджете на 2007 год
В своей статье мне хотелось бы уделить внимание вопросам по исполнению федерального бюджета нового финансового года - 2007-го.
Говоря об особенностях взаимодействия главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета с органами Федерального казначейства в 2007 году, необходимо обратить внимание на следующие статьи проекта Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год", одобренного Советом Федерации Федерального Собрания РФ и направленного в Федеральное Собрание РФ.
Согласно статье 33 законопроекта в 2007 году доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление федеральным государственным учреждениям культуры и искусства, здравоохранения, науки, научного обслуживания российских академий наук, образовательным и архивным учреждениям, в полном объеме учитываются в доходах федерального бюджета и отражаются в сметах доходов и расходов указанных учреждений.
Как и в прошлом году, поступившие средства отражаются на лицевых счетах указанных бюджетных учреждений, открытых в органах Федерального казначейства, и направляются на их содержание в качестве дополнительного источника бюджетного финансирования содержания и развития их материально-технической базы сверх сумм, установленных статьей 37 проекта Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год".
Операции с указанными средствами учитываются на отдельных лицевых счетах, открытых указанным федеральным учреждениям в органах Федерального казначейства, согласно п. 7 Положения о порядке осуществления операций по использованию средств, поступающих в федеральный бюджет от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям, имеющим право на дополнительное бюджетное финансирование, утвержденного приказом Минфина России от 30.06.2004 N 57н, в соответствии со специальными Уведомлениями о лимитах бюджетных обязательств по дополнительному бюджетному финансированию за счет арендных платежей.
Таким образом, главным распорядителям необходимо оформить указанные Уведомления и самим (не через органы Федерального казначейства) довести их до подведомственных учреждений, подпадающих под действие статьи 33 проекта Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год", иначе органы Федерального казначейства не смогут санкционировать операции по дополнительному источнику бюджетного финансирования за счет арендных платежей.
Необходимо обратить внимание, что в 2007 году законопроектом не предусматривается ограничение на изменение лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств федерального бюджета, как это было предусмотрено ст. 111 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2006 год".
Также проектом Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год" не предусмотрены полномочия территориальных органов Федерального казначейства по учету обязательств по аренде имущества и коммунальным услугам, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета.
Соответственно, представление получателями средств федерального бюджета в органы Федерального казначейства указанных договоров (государственных контрактов) в соответствии с Порядком учета территориальными органами Федерального казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 N 806, и Правилами учета территориальными органами Федерального казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, утвержденными приказом Минфина России от 13.08.1999 N 55н, в 2007 году не требуется.
При этом заключение и оплата федеральными государственными учреждениями договоров, исполнение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, производятся в пределах утвержденных им лимитов бюджетных обязательств в соответствии с ведомственной, функциональной и экономической классификациями расходов федерального бюджета и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
В соответствии со статьей 110 проекта Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год" расходы на государственные капитальные вложения осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ, то есть постановлением от 11.10.2001 N 714 "Об утверждении положения о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансировании за счет средств федерального бюджета" (в редакции постановления Правительства РФ от 27.05.2005 N 339).
Пунктом 32 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.10.2001 N 714, установлены перечень документов, которые должны представить в орган Федерального казначейства государственный заказчик (заказчик-застройщик) объекта, включенного в Федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП), и требования по оформлению данных документов. Нарушение данного положения приведет к невозможности санкционирования органами Федерального казначейства операций на лицевых счетах получателей средств федерального бюджета.
Согласно статье 115 проекта Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год" устанавливается обязанность получателя средств федерального бюджета принимать бюджетные обязательства в пределах доведенных ему в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств с учетом принятых и неисполненных на начало года обязательств.
Федеральным казначейством 21 июня 2006 года письмом N 42-7.1-15/5.1-257 было разъяснено, что при оплате денежных обязательств за счет средств федерального бюджета органы Федерального казначейства в рамках положений ст. 267 Бюджетного кодекса РФ проводят контроль за непревышением кассовых расходов, осуществляемых получателями средств федерального бюджета, над доведенными им лимитами бюджетных обязательств. При этом бюджетное законодательство не устанавливает ограничений по срокам принятия бюджетных обязательств, подлежащих оплате в счет лимитов текущего финансового года.
Принимая во внимание вышеизложенное, можно сделать только один вывод - контроль за оплатой федеральным учреждением задолженности, образовавшейся из-за принятых и неисполненных им в прошлые годы обязательств, на органы Федерального казначейства не возложен, и никакие дополнительные документы для санкционирования операции по оплате кредиторской задолженности в органы Федерального казначейства не представляются.
Говоря о статье 115 проекта Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год", необходимо обратить внимание, что впервые законом о бюджете устанавливаются предельные размеры авансовых платежей, которые получатель средств федерального бюджета вправе включить в договоры (государственные контракты), подлежащие оплате за счет средств федерального бюджета:
"Установить, что получатель средств федерального бюджета при заключении договоров (государственных контрактов) на поставку товаров (работ, услуг) вправе предусматривать авансовые платежи:
1) в размере 100 процентов суммы договора (контракта) - по договорам (контрактам) о предоставлении услуг связи, о подписке на печатные издания и об их приобретении, об обучении на курсах повышения квалификации, о приобретении авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, путевок на санаторно-курортное лечение, по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также по договорам, подлежащим оплате за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
2) в размере 30 процентов суммы договора (контракта), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, - по остальным договорам (контрактам)".
Письмом от 02.06.2006 N 42-7.1-15/5.1-225 Федеральное казначейство разъяснило порядок предварительного контроля за оплатой федеральными учреждениями авансовых платежей по договорам (контрактам) на поставку товаров (работ, услуг), подлежащих оплате за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (далее - внебюджетные средства).
В соответствии с указанным письмом органы Федерального казначейства не наделены функциями осуществления контроля за соответствием условий заключенных федеральными учреждениями договоров (контрактов) на поставку товаров (работ, услуг), подлежащих оплате за счет внебюджетных средств, в части авансирования, и у них нет правовых оснований для возврата без исполнения платежных документов федеральных учреждений на оплату таких договоров (контрактов) по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Средствам, полученным федеральными учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, посвящены несколько статей Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год".
Основная из них - статья 121, в соответствии с которой средства, полученные федеральными учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, учитываются на лицевых счетах, открытых им в органах Федерального казначейства, и расходуются федеральными учреждениями в соответствии со сметами доходов и расходов, утвержденными в порядке, определяемом главными распорядителями средств федерального бюджета, в пределах остатков средств на их лицевых счетах, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом.
Таким образом, остается прежний порядок получения и использования федеральными учреждениями средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, утвержденный приказом Минфина России от 21.06.2001 N 46н "О порядке открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета, финансируемых на основании смет доходов и расходов".
Главным распорядителям средств федерального бюджета в целях реализации указанной статьи в 2007 году, как и в прежние годы, необходимо определить и довести до подведомственных федеральных учреждений документ, устанавливающий порядок утверждения сметы доходов и расходов по внебюджетной деятельности, и поручить бюджетным учреждениям представить ее в соответствующий орган Федерального казначейства.
Статьей 124 проекта Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год" в 2007 году органам Федерального казначейства в случае незакрытия федеральными учреждениями банковских счетов для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, дано право приостанавливать операции по лицевым счетам, открытым им в органах Федерального казначейства.
Кроме того, органы Федерального казначейства вправе направлять в учреждения Центрального банка Российской Федерации и кредитные организации представления о приостановлении счетов, открытых ими федеральным учреждениям не только для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, но и для средств, поступающих федеральным учреждениям во временное распоряжение.
Информацию Минфину России о таких счетах на основании статьи 126 проекта Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год" будет ежеквартально представлять Центральный банк Российской Федерации.
Закономерным продолжением темы контроля собственника за внебюджетной деятельностью федеральных учреждений является и статья 123 проекта Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год", согласно которой средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, не могут направляться федеральными учреждениями на создание других организаций и покупку ценных бумаг.
Последнее ограничение является новеллой законов о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
Завершение 2006 финансового года, как известно, регулируется приказом Минфина России от 08.11.2006 N 141н "О порядке завершения исполнения федерального бюджета за 2006 год по расходам федерального бюджета и по погашению источников финансирования дефицита федерального бюджета", а также совместным положением Минфина России и Центрального банка РФ о порядке завершения операций по счетам федерального бюджета, открытых в подразделениях расчетной сети Банка России и кредитных организациях (филиалах), утвержденным 24.11.2006 N 149н/296-П.
В связи с этим хочу акцентировать ваше внимание на положениях статьи 84 проекта Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год" - данной статьей установлено, какие остатки средств федерального бюджета, не использованные по состоянию на 1 января 2007 года, подлежат использованию в 2007 году на цели, указанные в данной статье.
Е.В. Мухтиярова,
консультант Управления совершенствования функциональной
деятельности Федерального казначейства
"Советник бухгалтера бюджетной сферы", N 1, январь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Советник бухгалтера бюджетной сферы"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-24680 от 15.06.2006 г.
Журнал "Советник бухгалтера социальной сферы" зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций - свидетельство о регистрации ПИ N 77-11509 от 28.12.2001 г.
СМИ перерегистрировано в связи с изменением названия; в свидетельство о регистрации внесены уточнения в связи с изменением адреса редакции и юридического адреса учредителя 15 июня 2006 г.
Юридический и почтовый адрес редакции: 117997, Москва, Люсиновская ул., 51, оф. 584
Отдел подписки и распространения: (495) 258-00-27, (499) 236-33-89, 237-77-95