Просим Вас дать разъяснения по вопросу включения в состав представительских расходов приобретение посуды (тарелки, чайник) для проведения официальных встреч.
На основании статьи 264 НК РФ к представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.
В связи с вышеизложенным, просим Вас дать разъяснения о порядке включения в состав представительских расходов приобретение посуды и документального оформления указанных расходов.
Согласно подпункту 22 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества. При этом в пункте 2 данной статьи уточнено, что к представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий. К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах.
Из приведенных норм можно сделать вывод, что законодатель, определяя в статье 264 НК РФ расходы организации, которые относятся к представительским, не дает перечня таких затрат. Точнее в названных нормах не детализируется перечень затрат, которые относятся к представительским расходам.
Кроме того, в них нет и запрета на включение сумм, потраченных на приобретение посуды (тарелки, чайник) в состав представительских расходов. Главное для отнесения рассматриваемых расходов к представительским, чтобы они были связаны с проведением официальных приемов и обслуживанием представителей других организаций.
Аналогичными доводами руководствовались арбитражные суды, относя те или иные расходы к представительским. Например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 31.05.2004 г. по делу N А56-34683/03, от 12.05.2005 г. по делу N А56-24907/04, а также от 26.12.2005 г. по делу N А44-2051/2005-9, Постановление ФАС Центрального округа от 16.12.2005 г. по делу N А68-АП-456/11-04.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что если приобретенная организацией посуда (тарелки, чайник) используется для проведения официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия), буфетного обслуживания представителей других организаций, участвующих в переговорах, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, и официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, то расходы на их приобретение, по нашему мнению, могут быть приняты для целей налогообложения прибыли в составе представительских расходов через амортизационные отчисления либо единовременно (в зависимости от их стоимости)*(1).
Такой же вывод содержится в неофициальном разъяснении советника налоговой службы Российской Федерации III ранга С.А. Яковлевой, приведенном в журнале "Налоговый вестник", N 8, 2005 г.
Необходимо напомнить, что согласно статье 252 НК РФ все расходы организации, принимаемые для целей налогообложения, должны быть обоснованы и документально подтверждены.
Что касается обоснованности, то в Постановлении девятого Арбитражного апелляционного суда от 28.04.2005 г., 21.04.2005 г. N 09АП-3554/05-АК по делу N А40-67128/04-117-595 сказано, что поскольку подпунктом 22 пункта 1 статьи 264 НК РФ прямо предусмотрены представительские расходы и согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, понесенные налогоплательщиком, то по смыслу данной нормы представительские расходы являются обоснованными, если не доказано иное.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (в данном случае на налоговый орган)*(2).
Документальное оформление представительских расходов состоит из нескольких этапов:
Во-первых, оформляются регламентирующие документы по представительским расходам (приказы, распоряжения руководителя организации, регламентирующие: перечень официальных лиц организации, имеющих право участвовать в переговорах; порядок расходования средств на представительские расходы; порядок осуществления контроля над расходованием и списанием средств на представительские расходы; нормирование отдельных видов представительских расходов).
Во-вторых, оформляются уточняющие (конкретизирующие) документы перед проведением конкретного мероприятия (например, приказ руководителя о назначении ответственного за проведение официального мероприятия; приказ о направлении приглашения на деловую встречу, который должен содержать цель прибытия представителей сторонней организации; программа проведения деловой встречи с указанием даты, места и сроков проведения деловой встречи, Ф.И.О. участников со стороны организации и со стороны приглашенных; утвержденная примерная смета представительских расходов).
В-третьих, оформляются документы, подтверждающие фактическое расходование денежных средств (товарные чеки, чеки ККТ, накладные и т.п.).
Вывод
Суммы, потраченные на приобретение посуды, используемой для проведения официального приема и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества, могут быть отнесены в состав представительских расходов, уменьшающих налогооблагаемый доход при условии соответствия требованиям главы 25 НК РФ.
15 декабря 2006 г.
ООО "Аудит-новые технологии", декабрь 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Согласно пункту 2 статьи 264 НК РФ представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4 процента от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.
*(2) В Письмах Минфина России от 09.06.2004 г. N 03-02-05/1/49, от 19.11.2004 г. N 03-03-01-04/2/30 указано на то, что те или иные расходы включаются в представительские в размере, предусмотренном обычаями делового оборота.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ООО "Аудит-новые технологии"
Ответы на вопросы консультационного характера, созданные авторами, с которыми ООО "Аудит - новые технологии" состоит в трудовых отношениях.