Организация занимается реализацией автомобилей, подписаны дилерские соглашения с компаниями, являющимися нашими дилерами в регионах. По условиям соглашения организация возмещает расходы по гарантийному ремонту по согласованной ставке нормочаса и стоимости запасных частей по себестоимости дилеров.
По договору поставки запчастей с дилерами нет разделения на гарантийные и негарантийные. Для возмещения расходов дилеры представляют нам разные документы (копии наряд-заказов, оформленные в дилерских центрах по гарантийным случаям, акты с указанием стоимости запчастей и стоимости работ, подлежащих возмещению, и счета-фактуры). В нашем учете делается проводка по возмещению расходов:
Дебет 76.2 - расчеты с фирмой-производителем (нерезидентом), возмещающей гарантийные расходы
Кредит 76.5 - расчеты с дилером, представляющим документы
Задолженности с ними по гарантийным расходам закрываются путем подписания акта взаимозачета.
Один из дилеров, например, представил следующие документы:
- счета-фактуры (на каждую запчасть в отдельности с выделением НДС);
- накладные ТОРГ-12 (на каждую запчасть, используемую в гарантийных случаях с НДС, с указанием "на гарантийный ремонт") (дилер указал нашу организацию в качестве покупателя);
- акт выполненных работ (с указанием номеров наряд-заказов и сумм работ без НДС).
Какие документы должны представлять дилеры для нашей компании, чтобы отразить это в учете? Можем ли мы подписывать накладную на запчасти, или достаточно, чтобы стоимость запчастей была отражена в представленном акте одной строчкой (стоимость запчастей, используемых в гарантийных случаях)? Как следует отразить расчеты по гарантийному возмещению в бухгалтерском и налоговом учете?
На основании п. 6 ст. 5 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать на товар (работу) гарантийный срок - период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные статьями 18 (п. 6) и 29 (пункты 3, 5) Закона N 2300-1.
Представление документов для стороны, возмещающей стоимость гарантийных расходов, не регламентировано действующим законодательством, однако согласованный сторонами поименный перечень и содержание этих документов могут быть отрегулированы договором или соглашениями к нему.
Для определения перечня документов от дилера возможно исходить из тех видов документов, которые вправе применять исполнитель, непосредственно оказывающий гарантийный ремонт покупателю-заказчику (потребителю ремонта). Гарантийный ремонт является видом ремонта, поименованным в составе бытовых услуг.
Услуги по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, в том числе гарантийному, относятся к бытовым услугам и предусмотрены Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН, утвержден постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163, коды 017000, 017600), в том числе услуги по гарантийному обслуживанию и ремонту (код 017619).
Отношения, возникающие между потребителем и исполнителем при оказании услуг (выполнении работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств и их составных частей, регулируются Правилами оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.04.2001 N 290. Указанные Правила разработаны в соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей" (Федеральный закон от 07.02.1992 N 2300-1).
Пунктом 15 Правил определено, что договор на выполнение работ и оказание услуг по ремонту заключается в письменной форме (наряд-заказ, квитанция или иной документ) и должен содержать сведения, предусмотренные данным пунктом, в состав которых входит перечень оказываемых услуг (выполняемых работ), перечень запасных частей и материалов, предоставленных исполнителем, их стоимость и количество (пп. "ж"), другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг (выполняемых работ) (пп. "л").
Для оформления услуг технического обслуживания и ремонта автомототранспортных средств применяется бланк строгой отчетности (используемый при расчетах с населением) формы N БО-14 "Наряд-заказ", "Копия наряд-заказа", "Квитанция", "Копия квитанции", утвержденные письмом Минфина России от 11.04.1997 N 16-00-27-15. Порядок их заполнения разъяснен письмом Госналогслужбы России от 31.03.1998 N ВК-6-16/210.
Наряд-заказ содержит наименование и стоимость выполненных работ и оказанных услуг, наименование и стоимость запасных частей и материалов. Приемка выполненных работ оформляется приемосдаточным актом или иным документом, удостоверяющим приемку, который подписывается ответственным лицом исполнителя и потребителем (п. 35 Правил).
Исходя из этих Правил сопровождающими документами при оказании услуг по гарантийному ремонту могут быть следующие: договор, либо наряд-заказ, либо талон, приемо-сдаточный акт или иной документ, удостоверяющий приемку. Факт использования запасных частей при ремонте подтверждается заказом-нарядом. (Подтверждающие оплату в случаях гарантийного ремонта документы не требуются.)
Что касается товарной накладной (форма N ТОРГ-12), предусмотренной постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132, то она применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации. Следовательно, для подтверждения расходов по гарантийному ремонту эта форма использоваться не может и не требуется ее подписание.
Таким образом, достаточным является отражение в представляемом акте (либо копии наряда-заказа) стоимости ремонта и запчастей, используемых в гарантийных случаях.
В соответствии с пп. 13 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению НДС (освобождается от налогообложения) реализация на территории РФ услуг, оказываемых без взимания дополнительной платы, по ремонту и техническому обслуживанию товаров и бытовых приборов, в том числе и медицинских товаров, в период гарантийного срока их эксплуатации, включая стоимость запасных частей для них и деталей к ним.
Организации, оказывающие гарантийный ремонт автотранспорта без взимания дополнительной платы, в данном случае - дилеры, пользуются льготой по НДС (пп. 13 п. 2 ст. 149 НК РФ, подтверждение имеется, в частности, в письмах ФНС России от 19.10.2005 N ММ-6-03/886@, УФНС РФ по г. Москве от 27.10.2004 N 24-11/70055, от 05.03.2004 N 24-11/14923). При этом для правомерного получения льготы дилерам следует вести раздельный учет по стоимости всей совокупности затрат на гарантийный ремонт, чтобы соответствующая стоимость НДС была отражена в составе затрат (п. 4 ст. 149, пп. 1 п. 2, пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ). Исходя из этого в документах для возмещения затрат (соответственно, и в заказ-нарядах, выписываемых на имя владельца ремонтируемого автомобиля) НДС выделяться не должен. Помимо этого, если дилер находится на режиме ЕНВД (гл. 26.3 НК РФ, п. 4 ст. 346.26 НК РФ), то представляемые им документы не должны содержать НДС.
В связи с этим можем порекомендовать заключить дополнительные соглашения к дилерским договорам по поводу представления ими документов, подтверждающих себестоимость затрат без выделения НДС. По нашему мнению, при подготовке согласованного перечня документов возможно опираться на вышеприведенные документы по Правилам, поскольку регламентированных документов по взаимоотношениям сторон для цели возмещения затрат дилеров законодательство не содержит.
Считаем необходимым заметить также следующее. В связи с изложенным представляемые документы в качестве подтверждения себестоимости затрат дилера на гарантийный ремонт не должны содержать суммы выделенного НДС, если он использует льготу. Однако это не означает, что подлежащая возмещению себестоимость затрат на проведение гарантийного ремонта совсем не содержит стоимости НДС в экономическом смысле, поскольку сумма первоначально заявленного вычета НДС по запасным частям, направленным впоследствии на гарантийный ремонт, восстанавливается в составе затрат дилера в порядке ст. 170 НК РФ. Кроме того, в п. 5 ст. 149 НК РФ содержится возможность по отказу от льготы. В этом случае дилер, выделяя НДС в каких-либо документах, должен подтвердить такой отказ от льготы.
Бухгалтерский учет
В данном случае расчеты по гарантийным случаям отражаются следующим образом:
Дебет 62 Кредит 90-1 - выручка от продажи запчастей дилерам
Дебет 90-3 Кредит 68 - НДС с этой выручки
Дебет 90-2 Кредит 41 - списана себестоимость запчастей (товара)
Дебет 41 Кредит 60 - поступил товар (запчасти) от нерезидента
Дебет 19 Кредит 60 - отражен таможенный НДС
Дебет 76.2 Кредит 76.5 - на основании документов, полученных от дилера, отражается задолженность производителя по оплате расходов на гарантийный ремонт
Дебет 76.5 Кредит 62 - расчеты с дилером закрываются актом взаимозачета за поставленную продукцию
Дебет 60 Кредит 76.2 - расчеты с нерезидентом закрыты актом взаимозачета за поставленную продукцию
Используемая схема расчетов является транзитной, и сумма НДС по ней не выделяется.
Считаем, что указанный порядок отражения расчетов правилен, если нерезидент возмещает "гарантийные расходы", как и указано в вашем вопросе.
Вместе с тем обращаем внимание на изменения по НДС, связанные с порядком взаимозачета, которые будут вводиться с 1 января 2007 года (п. 4 ст. 168 НК РФ в редакции изменений ст. 1 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ). Этот пункт дополнен абзацем следующего содержания "Сумма налога, предъявляемая налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, уплачивается налогоплательщику на основании платежного поручения на перечисление денежных средств при осуществлении товарообменных операций, зачетов взаимных требований, при использовании в расчетах ценных бумаг".
Налоговый учет
Выручка от реализации запасных частей дилерам формирует доходы, подлежащие налогообложению по налогу на прибыль в порядке п. 1 и п. 2 ст. 249 НК РФ.
Относительно налогового учета суммы возмещения производителем затрат дилеров по гарантийному ремонту, по нашему мнению, не формируется выручка от реализации, подлежащая налогообложению в целях гл. 25 НК РФ (статьи 249, 250).
Из вопроса понятно, что резерв на гарантийный ремонт, согласно ст. 267 НК РФ, организация не создает, при этом все расходы по гарантийному ремонту возмещает производитель-нерезидент.
В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию, включая отчисления в резерв на предстоящие расходы на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание (с учетом положений ст. 267 настоящего Кодекса), относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
В данном случае подтвержденные документально "гарантийные расходы" по всей цепочке несет производитель (нерезидент), и эти расходы будут для организации транзитными, поскольку передаются на возмещение производителю.
В налоговом учете "гарантийные расходы" в данном случае не отражаются и не уменьшают налоговую базу организации, поскольку они не являются обоснованными и не соответствуют ст. 252 НК РФ.
Р.П. Карпова,
консультант-эксперт
1 февраля 2007 г.
"Советник бухгалтера", N 2, февраль 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Советник бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: ПИ N 77-18369 от 21 сентября 2004 г. выданное Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия
Учредитель: ООО "Издательство "Советник бухгалтера"
Юридический и почтовый адрес редакции: 117997, Москва, Люсиновская ул., 51, оф. 584
Отдел подписки и распространения: (495) 258-00-27, (499) 236-33-89, 237-77-95
Подписные индексы:
Каталог "Роспечать" - 84674, 20407
Каталог "Пресса России" - 87860, 87920
Каталог "Почта России" - 99029, 79060