Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 февраля 2011 г. N 14АП-730/2011
24 февраля 2011 г. |
г. Вологда Дело N А66-6937/2010 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Елагиной О.К., судей Моисеевой И.Н. и Рогатенко Л.Н.
при ведении протокола и аудиозаписи секретарем судебного заседания Коноваловой Н.А.,
при участии от истца Рубеко А.В. по доверенности от 11.01.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тверьэнергогаз" на решение Арбитражного суда Тверской области от 15 декабря 2010 года по делу N А66-6937/2010 (судья Жукова В.В.),
УСТАНОВИЛ
общество с ограниченной ответственностью "Региональная электросетевая компания" (далее - ООО "Региональная электросетевая компания") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Тверьэнергогаз" (далее - ООО "Тверьэнергогаз") о взыскании 1 933 477 руб. 01 коп. задолженности за потребленную электрическую энергию за период с марта по май 2010 года.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Региональная энергетическая комиссия Тверской области (далее - РЭК Тверской области).
Истец неоднократно в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнял размер исковых требований, в связи с частичным погашением задолженности ответчиком, и окончательно их сформулировав в судебном заседании 12.11.2010, просил взыскать с ответчика 1 251 161 руб. 99 коп. задолженности за потребленную электрическую энергию за период с марта по май 2010 года. Уточнение исковых требований судом принято.
ООО "Тверьэнергогаз" с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять новый судебный акт. Считает, что решение суда не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Полагает, что истец необоснованно применил одноставочный тариф по низкому напряжению 4,78 руб/кВт/ч, что соответствует годовому числу часов использования заявленной мощности (далее - ЧЧИМ) от 4000 до 5000 часов. Ответчик ссылается, что им были произведены замеры фактического потребления мощности, на основании которых определена величина ЧЧИМ - более 7000 часов, что соответствует величине одноставочного тарифа на электрическую энергию - 3,5573 руб/кВт/ч. По мнению ответчика, расчет ЧЧИМ необходимо производить учитывая все дни работы котельных в периоде, тогда как истец произвел расчет с учетом только рабочих дней. Кроме того, указывает, что суд необоснованно принял расчет истца, поскольку ЧЧИМ определяется по каждой котельной и на основании его применяется тариф.
ООО "Тверьэнергогаз" и РЭК Тверской области о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
ООО "Региональная электросетевая компания" в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании апелляционной инстанции с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, считают, что выводы суда соответствуют действующему законодательству и представленным в дело доказательствам, просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Тверьэнергогаз" - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ООО "Региональная электросетевая компания", арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу ООО "Тверьэнергогаз" - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, истцом, являющимся сетевой организацией, в результате проверок, проведенных 31.03.2010, 29.04.2010 и 31.05.2010, установлен факт потребления ООО "Тверьэнергогаз" электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора энергоснабжения, то есть бездоговорного потребления электроэнергии.
Факт бездоговорного потребления ответчиком электроэнергии выразился в подключении ООО "Тверьэнергогаз" к электрическим сетям Осташковского отделения ООО "Региональная электросетевая компания" посредством включения электроустановок потребителя кабельными линиями на трансформаторные подстанции 10/0,4 кВ истца.
По факту бездоговорного потребления электроэнергии 31.03.2010, 29.04.2010 и 31.05.2010 составлены акты о неучтенном потреблении электроэнергии N 119, 161, 203 соответственно (том 1, листы 22, 24, 26).
На основании указанных актов истец произвел расчет потребленной электроэнергии за период с марта по май 2010 года, составивший 757 330 кВтч (за присоединение к линиям с напряжением 0,4 кВ) на сумму 4 271 644 руб. 14 коп.
По факту бездоговорного потребления истец выставил ответчику счета на оплату от 31.03.2010 N ОО000000108 (на сумму 2 033 477 руб. 01 коп.), от 29.04.2010 N ОО000000147 (на сумму 1 884 006 руб. 41 коп.) и от 31.05.2010 N ОО000000189 (на сумму 354 160 руб. 72 коп.).
Поскольку указанные счета ответчиком оплачены частично, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
На момент предъявления иска в суд задолженность составила - 1 933 477 руб. 01 коп., на момент рассмотрения дела - 1 251 161 руб. 99 коп.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что требования по иску основаны на бездоговорном потреблении ответчиком электрической энергии, что подтверждено актами проверки от 31.03.2010 N 119, 29.04.2010 N 161 и 31.05.2010 N 203.
Апелляционная инстанция, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства и доводы апелляционной жалобы не усматривает оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
Факт бездоговорного потребления электроэнергии ответчиком не оспаривается.
Спор между сторонами возник в отношении расчета стоимости электрической энергии, в части применения истцом одноставочного тарифа по низкому напряжению, годовое ЧЧИМ которого подпадает под диапазон до 5000 часов.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Отсутствие у сторон письменного договора не освобождает потребителя энергии от обязанности возместить ее стоимость.
В силу положений пункта 151 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530) сетевые организации вправе проводить проверки соблюдения потребителями условий заключенных договоров, определяющих порядок учета поставляемой электроэнергии, а также наличия у потребителей оснований для ее потребления.
Пунктом 152 Правил N 530 предусмотрен порядок оформления факта выявленного бездоговорного потребления электрической энергии. В частности, в акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться данные о потребителе или лице, осуществляющем бездоговорное потребление электрической энергии, способе и месте осуществления выявленного нарушения, описание приборов учета на момент составления акта, дата предыдущей проверки, объяснения потребителя или лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, по выявленному факту и его претензии к составленному акту (в случае их наличия).
Судом установлено, что акты о бездоговорном потреблении электроэнергии от 31.03.2010 N 119, 29.04.2010 N 161 и 31.05.2010 N 203 соответствуют требованиям пунктов 151 и 152 Правил N 530. Они подписаны полномочным представителем ООО "Тверьэнергогаз" без возражений и замечаний.
Объем бездоговорного потребления электрической энергии, за исключением случаев, предусмотренных Правилами N 530, определяется исходя из расчета полного использования всей мощности присоединенных энергопринимающих устройств. Правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии могут быть предусмотрены иные способы расчета объема безучетного потребления электрической энергии или бездоговорного потребления электрической энергии (абзац первый пункта 155 Правил N 530).
В соответствии с пунктом 156 Правил N 530 стоимость выявленного объема бездоговорного потребления электрической энергии взыскивается с лица, осуществлявшего бездоговорное потребление электрической энергии, сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства указанного лица, на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии по действующему на дату взыскания тарифу на электрическую энергию для соответствующей категории потребителей, включающему стоимость электрической энергии, услуг по передаче электрической энергии, а также услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей и размер платы за которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит государственному регулированию.
Тарифы на электрическую энергию подлежат государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования).
Согласно пункту 58 Основ ценообразования регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям, устанавливаются регулирующим органом одновременно в 3 вариантах: одноставочный тариф, включающий в себя полную стоимость 1 киловатт-часа поставляемой электрической энергии и мощности; двухставочный тариф, включающий в себя ставку за 1 киловатт-час электрической энергии и ставку за 1 киловатт установленной генерирующей мощности; одноставочный (двухставочный) тариф, дифференцированный по зонам (часам) суток.
Правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) уполномочена осуществлять Федеральная служба по тарифам Российской Федерации. Полномочия по изданию правовых актов в сфере своей компетенции, в том числе по утверждению методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую энергию на розничном рынке, предоставлены этой службе пунктами 5.2, 5.2.1 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332. Из пункта 6.13 Положения следует, что служба вправе давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к ее компетенции.
В соответствии с пунктом 64 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам России от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания N 20-э/2), одноставочный тариф (цена) покупки электрической энергии (мощности), поставляемой потребителям и покупателям - субъектам розничного рынка (кроме населения), рассчитывается исходя из ставок за электрическую энергию и мощность и дифференцируется в зависимости от числа часов использования заявленной мощности.
Таким образом, отнесение потребителя к той или иной тарифной группе осуществляется на основании показателей используемого им напряжения электроэнергии и годового ЧЧИМ.
Порядок определения годового ЧЧИМ в отношении конкретного потребителя нормативно не установлен. В то же время принцип расчета ЧЧИМ указан в пункте 69 Методических указаний N 20-э/2, из которого следует, что по каждому потребителю, вошедшему в группу, определяется годовой объем электропотребления и нагрузка в отчетные часы утреннего и вечернего пика (максимума) ОЭС. В дальнейшем расчет ведется по суммарным величинам. В отношении группы потребителей ЧЧИМ определяется посредством деления суммарного годового электропотребления всех абонентов, вошедших в выборку, на их совмещенный максимум нагрузки.
В расчетах за электроэнергию, поставленную в спорный период, подлежат применению тарифы, утвержденные приказом РЭК Тверской области от 30.12.2009 N 351-нп.
В соответствии с пунктом 69 Методических указаний N 20-э/2, расчет диапазона одноставочного тарифа стороны произвели расчетным способом путем деления суммарного годового электропотребления на совмещенный максимум нагрузки.
При этом истец определил значение ЧЧИМ от 4000 до 5000 часов (4,7800 руб./МВт.час), а ответчик - в диапазоне от 7001 и выше часов (3,5573 руб./МВт.час).
Разница в результате расчета вызвана тем, что ответчик считает правомерным использование при расчете ЧЧИМ 30 рабочих дней.
В соответствии с Методическими указаниями N 20-э/2 годовое число часов использования заявленной мощности, применяемое для отнесения потребителя к соответствующей тарифной группе определяется путем деления годового расхода электроэнергии, который определяется потребителем рассчитанным путем либо на основании данных коммерческого учета электроэнергии за прошедший год, предшествующий периоду регулирования, на заявленную мощность, определяемую по суммарному (совмещенному) суточному графику электрической нагрузки потребителя снятому в зимний (декабрь) режимный день замеров электрической нагрузки прошедшего года. Приоритетным источником информации при определении величин заявленной мощности потребителя являются суточные графики нагрузки потребителя, сформированные с помощью интервальных приборов учета. При отсутствии суточных графиков нагрузки и соответственно, отсутствии информации о величине заявленной мощности, заявленная мощность определяется потребителем исходя из суммарной мощности электроприемников, используемых потребителем в интервалах пиковых тарифных зон суток.
В соответствии с пунктом 18 Правил определения стоимости электрической энергии (мощности), поставляемой на розничном рынке по регулируемым ценам (тарифам), оплаты отклонений фактических объемов потребления от договорных, а также возмещения расходов в связи с изменением договорного объема потребления электрической энергии, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам России от 21.08.2007 N 166-э/1 (в редакции приказа Федеральной службы по тарифам России от 03.07.2008 N 249-э, далее - Правила N 166-э/1) объем фактического потребления мощности в расчетном периоде определяется как отношение суммы максимальных почасовых объемов потребления электрической энергии в устанавливаемые системным оператором плановые часы пиковой нагрузки по местному времени к количеству рабочих дней в расчетном периоде, исходя из условия пятидневной рабочей недели (с понедельника по пятницу).
Аналогичное правило определения фактической величины мощности установлено в ранее действующей редакции пункта 20 Правил N 166-э/1.
Соответственно, для выбора тарифа, подлежащего применению истцом при расчете стоимости бездоговорного потребления электроэнергии необходимо определить ЧЧИМ ответчика.
Ввиду отсутствия данных о заявленной мощности (осуществлено бездоговорное потребление электроэнергии) и в целях снятия разногласий по примененному истцом тарифу на электроэнергию на котельных ответчика были установлены трехфазные счетчики СЕ 303, что подтверждается заданиями на производство работ в цепях учета электрической энергии от 02.08.2010 и 03.08.2010.
Согласно Руководству по эксплуатации счетчик СЕ 303 фиксирует накопление энергии по тарифам и суммарно (с нарастающим итогом, за месяц, за сутки, на конец месяца, на конец суток), фиксацию максимальных мощностей, расчет фактической величины мощности в соответствии с Правилами N 166-э/1, контроль превышения лимита мощности и энергии (месячного или суточного), ведение профилей нагрузки по всем видам энергий.
В период с 03.08.2010 по 09.08.2010 была осуществлена фиксация максимальных почасовых объемов потребления электрической энергии в рабочие дни с 6:00 до 23:00, что подтверждается представленными в материалы данными замеров, подписанных представителями истца и ответчика.
На основании данных суточных графиков нагрузки потребителя, сформированных с помощью вышеуказанных интервальных приборов учета и руководствуясь принципом расчета ЧЧИМ, указанным в пункте 69 Методических указаний N 20-э/2, истец произвел расчет ЧЧИМ ответчика. ЧЧИМ по приборам учета СЕ 303 составило 4212, что относится к диапазону числа часов использования заявленной мощности от 4000 до 5000.
Таким образом, примененный истцом тариф соответствует ЧЧИМ ответчика.
Аналогичный вывод следует и в отношении замеров и расчётов ЧЧИМ, проводимых ответчиком в период с 01.10.2010 по 07.10.2010.
Как правильно отмечено судом первой инстанции, поскольку факт бездоговорного потребления электроэнергии ответчиком не оспаривается, что исключает применение в спорных правоотношениях такого понятия как "заявленная мощность", то это влечет применение расчетного метода, обусловленного пунктом 156 Правил N 530. Расчет истца указанным Правилам соответствует.
Аналогичный вывод сделан в ходе судебного заседания РЭК Тверской области.
Надлежащих доказательств отсутствия задолженности по оплате счётов от 31.03.2010 N ОО000000108, от 29.04.2010 N ОО000000147 и от 31.05.2010 N ОО000000189 ответчиком не представлено.
Суд первой инстанции, оценив разногласия сторон о применении к спорным отношениям понятие "рабочий день", обоснованно применил аналогию к соответствующим правовым нормам, которые содержатся в Трудовом кодексе Российской Федерации и Налоговом кодексе Российской Федерации и применительно к периоду проведения замеров сделал вывод, что количество рабочих дней составляет 22 рабочих дня. Данный вывод не противоречит позиции Федеральной службы по тарифам, изложенной в Информационном письме от 01.09.2008 N НБ-4934/212 "О порядке определения объёма фактического потребления мощности".
Суд апелляционной инстанции в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ находит выводы суда первой инстанции соответствующими фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
Уклонение ответчика от оформления договорных отношений и регулярный перевод расчетов в судебный спор, не могут повлиять на выводы суда по рассматриваемому спору.
Обстоятельства дела правильно установлены судом первой инстанции на основании доказательств, представленных сторонами, которым дана надлежащая оценка.
Каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено, поэтому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
В соответствии со статьями 110, 112 АПК РФ расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Тверской области от 15 декабря 2010 года по делу N А66-6937/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тверьэнергогаз" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.К. Елагина |
Судьи |
И.Н. Моисеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-6937/2010
Истец: ООО "Региональная электросетевая компания"
Ответчик: ООО "Тверьэнергогаз"
Третье лицо: РЭК Тверской области
Хронология рассмотрения дела:
05.03.2013 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-1041/13
21.12.2012 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-6937/10
13.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11997/11
16.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11997/11
02.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11997/11
24.02.2011 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-730/2011