Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 февраля 2011 г. N 11АП-13884/2010
16 февраля 2011 г. |
Дело N А65-14477/2010 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 февраля 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Холодной С.Т., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кремневой А.А.,
с участием:
от заявителя - Закиров Э.Р., доверенность от 01 июля 2010 г.;
от Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Республике Татарстан - извещен, не явился;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - извещен, не явился;
от третьих лиц:
от Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани - извещен, не явился;
от общества с ограниченной ответственностью "Управление специальных проектов" - извещен, не явился;
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - извещен, не явился;
от некоммерческого партнерства "Центр парусного спорта и водного туризма" - Гаврилов А.М., доверенность от 11 января 2009 г.;
от индивидуального предпринимателя Трофимова Андрея Владимировича - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
индивидуального предпринимателя Кучерова Вячеслава Ивановича, г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 ноября 2010 г.
по делу N А65-14477/2010 (судья Логинов О.В.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Кучерова Вячеслава Ивановича, г. Казань,
к Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Республике Татарстан, г. Казань,
Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань,
третьи лица:
Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани, г. Казань,
общество с ограниченной ответственностью "Управление специальных проектов", г. Казань,
открытое акционерное общество "Российские железные дороги", г. Москва,
некоммерческое партнерство "Центр парусного спорта и водного туризма", г. Казань,
индивидуальный предприниматель Трофимов Андрей Владимирович, г. Казань,
о признании незаконными действий, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Кучеров Вячеслав Иванович (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Республике Татарстан (далее - первый ответчик), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - второй ответчик, регистрирующий орган) о признании действий по аннулированию в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке 16:50:012006:5 незаконными и обязании ответчиков восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке 16:50:012006:5.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 ноября 2010 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что заявителем пропущен срок на обращение в суд с настоящими требованиями.
Аннулирование сведений государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 16:50:012006:5 не противоречит нормам законодательства.
Заявитель вправе обратиться в исполнительный комитет муниципального образования г. Казани с заявлением о приобретении прав на земельный участок, на котором расположен объект недвижимости.
Более того, спорные действия на дату их совершения не нарушали и не могли нарушать права и охраняемые законом интересы заявителя, поскольку объект недвижимости (причальную стенку) заявитель приобрел лишь 05 апреля 2010 г.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указывает, что владеет объектом недвижимости на основании договора купли-продажи от 05 апреля 2010 г. Вместе с договором купли-продажи продавцом (НП "Центр парусного спорта и водного туризма") заявителю была предоставлена копия кадастровой выписки земельного участка 16:50:012006:5 (т. 1 л.д. 6-11).
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что земельный участок с кадастровым номером 16:50:012006:5 площадью 5 463, 39 кв.м. находился на праве постоянного (бессрочного) пользования у ГУП "Казанский отдел рабочего Дорожного коммерческого центра рабочего снабжения ГЖД".
Указанный земельный участок всегда принадлежал и находился в фактическом владении предыдущего собственника причальной стенки - НП "Центр парусного спорта и водного туризма", а в дальнейшем был передан вместе с причальной стенкой заявителю по настоящему делу. Данное обстоятельство подтверждается письмом N 07-19-5371 от 02 декабря 2003 г., письмом N 5587 от 01 апреля 2004 г., решением Казанского совета народных депутатов N 5-20 от 20 сентября 2004 г., письмом председателя Комитета по физической культуре, спорту и туризму N 772 от 07 декабря 2004 г., постановлением N 231 от 16 февраля 2005 г. о предварительном согласовании места размещения объекта на полуострове Локомотив.
Заявитель узнал о нарушении своего права не ранее 08 июня 2010 г. и, следовательно, срок на подачу заявления не пропущен.
Как действующее в момент постановки земельного участка на кадастровый учет законодательство, так и действующий в настоящий момент ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", не предусматривали в качестве основания аннулирования записи о земельном участке "Изменение к инвентаризационной описи кадастрового квартала" (как указано в официальном ответе ФГУ ЗПК по РТ).
В заявлении об оспаривании действий также в качестве основания для признания оспариваемых действий незаконными было указано, что нарушено право заявителя, гарантированное ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), так как на снятом с кадастрового учета земельном участке расположен принадлежащий заявителю объект недвижимости.
Тот факт, что заявитель не являлся собственником объекта недвижимости в момент совершения оспариваемых действий, не лишает заявителя права на защиту его нарушенных и нарушаемых оспариваемыми действиями прав.
В судебном заседании представители индивидуального предпринимателя Кучерова Вячеслава Ивановича и некоммерческого партнерства "Центр парусного спорта и водного туризма" доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявитель является собственником объекта недвижимости - сооружения причальная стенка, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 16-АЕ 068307 от 11 мая 2010 г. (т. 1 л.д. 34).
Указанный объект недвижимости заявитель приобрел на основании договора купли-продажи от 05 апреля 2010 г. Вместе с данным договором заявителю продавцом передана копия кадастровой выписки на земельный участок с кадастровым номером 16:50:012006:5.
19 мая 2010 г. заявитель обратился к первому ответчику с просьбой предоставить кадастровый паспорт на данный земельный участок. Однако ему было отказано на том основании, что запись о данном земельном участке аннулирована.
Письмом от 25 мая 2010 г. заявитель просил ФГУ "Земельная кадастровая палата по Республике Татарстан" разъяснить, в результате чего произошло аннулирование записи об указанном земельном участке и возможно ли восстановление данной записи.
В ответ на данное обращение письмом от 08 июня 2010 г. N 4333-05 заявителю сообщено, что земельный участок с кадастровым номером 16:50:012006:5, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, Вахитовский район, в базе данных государственного кадастра недвижимости был аннулирован на основании Изменений N 2286 от 26 мая 2009 г. к инвентаризационной описи кадастрового квартала 16:50:012006, подготовленных и утвержденных Управлением Росреестра по Республике Татарстан (т. 1 л.д. 37).
На личном приеме в ФГУ "Земельная кадастровая палата по РТ" заявитель узнал, что земельный участок 16:50:012006:5 вошел в состав земельного участка с кадастровым номером 16:50:000000:482 площадью 211 585 кв.м., предоставленного под размещение гостиничного комплекса всесезонных видов спорта (т. 1 л.д. 12-33).
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 и ч. 3 ст. 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обратившись в суд с настоящими требованиями, заявитель обязан доказать, что обладает какими-либо правами на спорный земельный участок и что действиями ответчиков нарушаются его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Однако заявитель не представил в материалы дела доказательства того, что спорный земельный участок был предоставлен ему на каком-либо праве.
Также в материалах дела отсутствуют доказательства того, что спорный земельный участок ранее был предоставлен прежним собственникам сооружения - причальная стенка на каком-либо праве и что в силу п. 1 ст. 35 ЗК РФ и п. 3 ст. 552 Гражданского кодекса Российской Федерации эти права на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, перешли к заявителю на тех же условиях и в том же объеме, что у прежнего собственника недвижимости.
Довод заявителя о том, что права на спорный земельный участок, на котором расположен принадлежащий ему объект недвижимости, подтверждаются письмом N 07-19-5371 от 02 декабря 2003 г., письмом N 5587 от 01 апреля 2004 г., решением Казанского совета народных депутатов N 5-20 от 20 сентября 2004 г., письмом председателя Комитета по физической культуре, спорту и туризму N 772 от 07 декабря 2004 г., постановлением N 231 от 16 февраля 2005 г., арбитражным апелляционным судом не принимается во внимание, исходя из следующего.
В силу ст. 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Статьей 26 ЗК РФ предусмотрено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - закон N 122-ФЗ) государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В силу п.1 ст. 6 закона N 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом.
В п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" указано, что государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В частности, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие закона N 122-ФЗ до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".
Однако в материалах дела отсутствуют доказательства того, что спорный земельный участок ранее был предоставлен физическому или юридическому лицу на каком-либо праве.
Статьей 29 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Такое решение органа местного самоуправления в отношении спорного земельного участка в материалах дела также отсутствует.
Кроме того, заявителем не представлено в материалы дела документов, свидетельствующих о том, что на спорном земельном участке расположен принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимости, а именно: сооружение - причальная стенка.
Более того, сведения о спорном земельном участке в государственном кадастре недвижимости были аннулированы в мае 2009 г., т.е. до приобретения заявителем причальной стенки.
Заявитель, приобретая объект недвижимого имущества, должен был убедиться в том, что спорный земельный участок находился на каком-либо праве в пользовании у продавца недвижимости. Однако, этого заявителем не было сделано.
Следовательно, у заявителя отсутствуют основания утверждать, что к нему перешли права на данный земельный участок.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорные действия на дату их совершения не нарушали и не могли нарушать права и охраняемые законом интересы заявителя.
Арбитражным апелляционным судом отклоняется также довод заявителя о том, что оспариваемыми действиями нарушено его право, гарантированное ст. 36 ЗК РФ.
Так, согласно п. 5 указанной статьи ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Пунктом 7 ст. 36 ЗК РФ предусмотрено, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Таким образом, отсутствие кадастрового учета земельного участка не может в силу закона являться основанием для отказа собственнику объекта недвижимости для приобретения прав на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимости.
Следовательно, заявитель вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в порядке, предусмотренном ст. 36 ЗК РФ.
Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - закон N 221-ФЗ) постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости (п. 1 ст. 16 закона N 221-ФЗ).
В соответствии с письмом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 02 мая 2006 г. N ВК/0622 "Об исправлении и дополнении инвентаризационных и (или) оценочных описей" исправление и уточнение сведений государственного земельного кадастра (далее - ГЗК), внесенных на основании утвержденных инвентаризационных и (или) оценочных описей земельных участков, осуществляется на основании решения руководителя Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации об исправлении и уточнении инвентаризационных и (или) оценочных описей, послуживших основанием для отражения земельных участков в ГЗК.
После принятия решения об исправлении или уточнении инвентаризационных и (или) оценочных описей Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации готовится и утверждается в установленном порядке документ "Изменения N (проставляется порядковый номер изменения) в инвентаризационную и (или) оценочную опись N (проставляется номер исправляемой описи)", к которому прикладываются копии документов - оснований для исправления или уточнения сведений о земельных участках.
Передача от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации в ФГУ "Земельная кадастровая палата" документа "Изменения N в инвентаризационную и (или) оценочную опись N" и копий документов - оснований для исправления или уточнения сведений оформляется актом приема-передачи. При этом акт приема-передачи является заявкой о проведении учета текущих изменений характеристик земельных участков.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что аннулирование сведений государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 16:50:012006:5 не противоречит приведенным нормам.
При указанных обстоятельствах арбитражный апелляционный суд считает, что заявителем не доказано несоответствие оспариваемых действий закону или иному нормативному правовому акту и нарушение его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и, следовательно, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
В то же время арбитражный апелляционный суд считает вывод суда первой инстанции о пропуске заявителем срока для обращения в суд необоснованным.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление о признании недействительным ненормативного правового акта может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Из материалов дела следует, что заявитель об оспариваемом действии узнал в мае 2010 г., а в арбитражный суд с настоящими требованиями обратился в июне 2010 г., т.е. срок для обращения в суд, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Однако указанный вывод суда первой инстанции не влияет на правильность принятого судом решения.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Учитывая, что при подаче апелляционной жалобы в соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 333.21 НК РФ государственная пошлина физическими лицами уплачивается в размере 100 руб., а податель апелляционной жалобы - индивидуальный предприниматель Кучеров В.И. уплатил государственную пошлину в сумме 2 000 руб. по квитанции от 30 ноября 2010 г., то согласно ст. 333.40 НК РФ излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1 900 руб. подлежит возврату Кучерову В.И. из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 ноября 2010 г. по делу N А65-14477/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Кучерову Вячеславу Ивановичу, г. Казань, из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 900 руб.
Справку на возврат государственной пошлины выдать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
С.Т. Холодная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-14477/2010
Истец: ИП Кучеров Вячеслав Иванович (представитель Закиров Э. Р.), ИП Кучеров Вячеслав Иванович, г. Казань
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Республике Татарстан
Третье лицо: "Центр парусного спорта и водного туризма", г. Казань, ИП Трофимову Андрею Владимировичу, г. Казань, Исполнительный комитет муниципального образования г. Казань, г. Казань, ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Российские железные дороги", г. Казань, ООО "Управление специальных проектов", г. Казань