Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 марта 2011 г. N 09АП-1485/2011
г. Москва |
|
10.03.2011 г. |
Дело N А40-85529/10-144-488 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.03.2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.03.2011 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Москвиной Л.А.,
судей: Захарова С.Л., Свиридова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Манохиной И.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента земельных ресурсов города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.11.2010 г.
по делу N А40-85529/10-144-488, принятое судьей Папелишвили Г.Н.,
по заявлению ООО "Эдельвейс"
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы
третье лицо: Префектура Северо-Западного административного округа города Москвы
о признании незаконным отказа.
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Мельников С.В. по доверенности от 19.10.2010 г.
от ответчика: не явился, извещен
от третьего лица: не явился, извещен
УСТАНОВИЛ
ООО "Эдельвейс" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Департаменту земельных ресурсов города Москвы (далее - ответчик) о признании незаконным отказа в предоставлении обществу в собственность земельного участка площадью 8.245 кв.м с кадастровым N 770805010004, расположенного по адресу: г. Москва, Волоколамское шоссе, вл. 89, изложенного в письме от 24.06.2010 г. N 33-5ТВ-112/10-(0)-1; обязании ответчика в месячный срок с даты вступления в законную силу решения суда направить в адрес заявителя для подписания договора купли-продажи земельного участка площадью 8.245 кв.м с кадастровым N 770805010004, расположенного по адресу: г.Москва, Волоколамское шоссе, вл. 89, с разрешенным использованием для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений, материально-технического снабжения, по цене в размере тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Префектура Северо-Западного административного округа города Москвы.
Решением суда т 12.11.2010 г., с учетом определения об исправлении опечатки от 24.11.2011 г., заявленные требования удовлетворены частично: признан незаконным отказ ответчика в предоставлении в собственность заявителя земельного участка площадью 8.245 кв.м. с кадастровым N 770805010004, расположенного по адресу: г. Москва, Волоколамское шоссе, вл. 89, изложенного в письме от 24.06.2010 г. N 33-5ТВ-112/10-(0)-1; на ответчика возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем подготовки и направления в адрес заявителя проекта договора купли-продажи земельного участка, имеющего адресный ориентир: г. Москва, Волоколамское шоссе, вл. 89 с кадастровым номером N 770805010004 площадью, необходимой для использования и эксплуатации зданий площадью соответственно 51,3 кв.м., 1.217 кв.м, 2.137,7 кв.м. с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
При этом суд исходил из того, что оспариваемый по делу отказ является незаконным, не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 25.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", нарушает права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на законность отказа в предоставлении в собственность земельного участка площадью 8.245 кв.м с кадастровым N 770805010004, расположенного по адресу: г. Москва, Волоколамское шоссе, вл. 89, и изложенного в письме от 24.06.2010 г. N 33-5ТВ-112/10-(0)-1.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает её необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Представители ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. Суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив все представленные в деле доказательства, выслушав представителя заявителя, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, ООО "Эдельвейс" является собственником объектов недвижимости площадью 51,3 кв.м., 1.217 кв.м., 2.137,7 кв.м., расположенных по адресу: г.Москва, Волоколамское шоссе, вл.89 (свидетельства о государственной регистрации права от 11.10.2006 г. серии 77 АГ N 837028, серии 77 АГ N 837025; серии 77 АГ N 837026), а также пользователем расположенного под указанными зданиями земельного участка с кадастровым N 770805010004 площадью 8.245 кв.м. по договору аренды от 29.01.2004 г. N М-08-505621.
19.02.2010 г. общество обратилось в Территориальное Управление Департамента земельных ресурсов города Москвы по Северо-Западному административному округу в службу "одного окна" с заявлением об оформлении договора купли-продажи земельного участка площадью 8.245 кв.м. с кадастровым N 770805010004, расположенного по адресу: г. Москва, Волоколамское шоссе, вл. 89.
24.06.2010 г. Территориальное Управление Департамента земельных ресурсов города Москвы по Северо-Западному административному округу письмом исх. N 33-5ТВ-112/10-(0)-1 отказало обществу в оформлении земельно-правовых отношений в отношении спорного участка, мотивировав свои выводы наличием на испрашиваемом земельном участке самовольно возведенных обществом строений.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Срок, предусмотренный в ч. 4 ст.198 АПК РФ, заявителем соблюден.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верхового Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9 - 11 ЗК РФ.
Порядок приобретения права собственности на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания строения, сооружения, установлен Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами.
Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти участки в соответствии с Кодексом. При этом собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию или приобретение права аренды земельных участков.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления указанного заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность, готовит проект договора купли-продажи и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (п. 6 ст. 36 ЗК РФ) либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно п. 3 ст. 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При этом в силу прямого указания п. 5 ст. 28 названного Закона земельный участок отчуждается в границах, которые определяются на основании предоставляемого покупателем кадастрового паспорта земельного участка, а указанный кадастровый паспорт земельного участка прилагается к акту инвентаризации имущественного комплекса общества, а также к договору купли-продажи земельного участка.
В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.05.2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", разъяснено, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность для исполнительных органов государственной власти является обязательным, и в случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти незаконным, суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
Согласно пунктам 2.2.3, 2.2.4 Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 30.10.2007 г. N 949-ПП, Департамент земельных ресурсов города Москвы выполняет в установленном порядке функции уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы при возмездном и безвозмездном предоставлении земельных участков в частную собственность гражданам и юридическим лицам, владеющим этими участками на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, а также являющихся собственниками зданий (помещений в зданиях) или сооружений, заключает в соответствии с федеральным законодательством договоры купли-продажи, дополнительные соглашения к ним и оформляет акты приема-передачи земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно пункту 1.2 указанного Положения Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом города Москвы, законами и иными правовыми актами города Москвы.
Порядок подготовки, согласования и выдачи договора купли-продажи земельного участка с соответствующим правовым актом Департамента земельных ресурсов города Москвы о предоставлении земельного участка определен Регламентом подготовки документов Департаментом земельных ресурсов города Москвы в режиме "одного окна" (Приложение N 2 к постановлению Правительства Москвы от 30.06.2009 г. N 643-ПП).
В соответствии с п. 2 Регламента, определяющего порядок работы службы "одного окна" при приеме заявлений на подготовку и выдачу документов заявителям, заинтересованные лица обращаются в соответствующее (по адресу земельного участка) территориальное подразделение службы "одного окна" Департамента и представляют заявление на подготовку и выдачу запрашиваемого договора и необходимый комплект документов, определенный в Регламентной таблице.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, Департамент земельных ресурсов города Москвы является уполномоченным органом по заключению договора купли-продажи земельного участка, находящегося в собственности города Москвы.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, также установлен в приложении N 22 к указанному Регламенту
Ответчик не оспаривает факт представления заявителем полного пакета документов, необходимых и достаточных для оформления земельно-правовых отношений в режиме "одного окна", мотивирую свой отказ наличием на испрашиваемом земельном участке самовольно возведенных строений.
Вместе с тем, расположенные на земельном участке сооружения - срубы являются собственностью ООО "Эдельвейс" и не относятся к недвижимому имуществу, поскольку являются лишь временно собранными конструкциями домов с целью естественной усадки бревен, используемых для производства срубов, для последующей его продажи и перевозки к месту стационарной установки на фундамент заказчика.
Доказательств обратного в нарушение ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ ответчиком не представлено.
Являются необоснованными и документально не подтвержденными доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что самовольно возведенные заявителем сооружения являются объектами недвижимого имущества. При этом представленные в материалы дела фототаблицы не опровергают вывод суда о том, что данные сооружения - срубы являются временными конструкциями.
Таким образом, оспариваемый отказ Департамента земельных ресурсов города Москвы вопреки доводам ответчика, не соответствует требованиям законодательства и нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя, как собственника строений, расположенных на спорном земельном участке.
Ссылки апелляционной жалобы на необоснованное применение судом первой инстанции положений Постановления Правительства Москвы от 13.03.2007 г. N 168-ПП, не принимаются во внимание апелляционным судом, поскольку в силу ч. 3 ст. 270 АПК РФ указанные обстоятельства не привело к принятию неправильного решения.
Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, положения п. 5 ст. 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" не позволяют произвольно устанавливать границы земельных участков, о приобретении которых ими заявлено, в том числе на основании оформленных ими кадастровых паспортов земельных участков.
То обстоятельство, что в оформленном кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым номером N 770805010004 площадь данного земельного участка установлена в размере 8.245 кв.м., не свидетельствуют об установлении площади земельного участка, необходимой для использования зданий площадью 51, 3 кв.м., 1.217 кв.м, 2.137,7 кв.м, принадлежащих ООО "Эдельвейс", в силу названных выше норм действующего законодательства.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, признав незаконным оспариваемый по делу отказ Департамента земельных ресурсов г. Москвы в предоставлении в собственность земельного участка площадью 8.245 кв.м с кадастровым N 770805010004, расположенного по адресу: г. Москва, Волоколамское шоссе, вл. 89, изложенного в письме от 24.06.2010 г. N 33-5ТВ-112/10-(0)-1, суд первой инстанции в целях восстановления прав и законных интересов общества обязал ответчика подготовить и направить в адрес заявителя проекта договора купли-продажи земельного участка, имеющего адресный ориентир: г. Москва, Волоколамское шоссе, вл. 89 с кадастровым номером N 770805010004 площадью, необходимой для использования и эксплуатации зданий площадью соответственно 51,3 кв.м., 1.217 кв.м, 2.137,7 кв.м. с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, правильно оценены доводы сторон и вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.11.2010 г. по делу N А40-85529/10-144-488 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
Л.А. Москвина |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-85529/2010
Истец: ООО "Эдельвейс"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ Г. МОСКВЫ, Департамент земельных ресурсов города Москвы
Третье лицо: ПРЕФЕКТУРА СЗАО Г. МОСКВЫ, Префектура СЗАО города Москвы