Регламент работы с налогоплательщиками
Регламент организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденный Приказом ФНС РФ от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444 (далее - Регламент) пришел на смену Регламенту организации работы с налогоплательщиками, утвержденному Приказом МНС РФ от 10.08.2004 N САЭ-3-27/468@, и действует в настоящее время*(1). В этой статье проанализирован порядок взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов в соответствии с новым Регламентом.
Основные положения
Регламент разбит на несколько блоков, посвященных:
- организации приема налогоплательщиков;
- организации приема, регистрации и выдачи документов отделами работы с налогоплательщиками;
- порядку проведения сверки расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам;
- организации информационной работы с налогоплательщиками;
- особенностям организации работы с налогоплательщиками на территориально обособленных рабочих местах инспекций ФНС России межрайонного уровня.
Таким образом, по составу новый и старый регламенты ничем не отличаются. Проанализируем их.
Организация приема налогоплательщиков
Вопрос организации приема налогоплательщиков налоговое ведомство связывает с тем, кто, когда и где будет его осуществлять, руководствуясь Приказом МНС РФ от 29.10.2003 N БГ-3-25/575 "О порядке приема налогоплательщиков в инспекциях МНС России".
Кто? Прием ведут сотрудники отдела работы с налогоплательщиками. Из Регламента исключена норма, устанавливающая лимит продолжительности работы должностного лица отдела работы с налогоплательщиками по непосредственному приему налогоплательщиков в операционном зале. Раньше он был равен четырем часам. Это было связано как со спецификой работы с физическими лицами, так и с повышенной психологической нагрузкой должностных лиц, а также с необходимостью повышения их профессионального уровня.
Когда? Прием должен осуществляться ежедневно в течение всего рабочего дня (п. 1.1.1 Регламента). Работа отдела налогового органа по приему налогоплательщиков во время перерыва для отдыха и питания, установленного Правилами внутреннего трудового распорядка, должна быть организована по сменному графику в период с 11.30 до 14.30.
Как? Пунктом 1.1.7 Регламента установлено, что должностные лица налоговых органов должны относиться к налогоплательщикам корректно и внимательно. Для сотрудников отдела работы с налогоплательщиками предусмотрены не только, например, бэйджи, но и настольные таблички.
Думаем, порадует налогоплательщиков стремление налоговых органов исключить многочасовое стояние в очереди. Как указано в Едином стандарте обслуживания налогоплательщиков, утвержденном Приказом ФНС РФ от 02.09.2005 N САЭ-3-25/422@ (далее - Единый стандарт), время ожидания в очереди при предоставлении услуги налоговым органом налогоплательщику должно составлять не более 30 минут, при "пиковых" нагрузках - не более 1 часа.
Где? Прием налогоплательщиков должен осуществляться преимущественно в помещениях на нижних этажах зданий налоговых инспекций, в операционных залах, желательно с отдельным входом для налогоплательщиков, оборудованных системой звукового информирования налогоплательщиков, электронной системой управления очередью и компьютером со справочно-правовыми системами и иными аналогичными программными продуктами. Для налогоплательщиков должны быть оборудованы места для ожидания приема.
Прием, регистрация и выдача документов отделом работы с
налогоплательщиками
Прием бухгалтерской и налоговой отчетности, а также деклараций (расчетов) по страховым взносам на ОПС. Прием и регистрация налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, на основании которых исчисляются и уплачиваются налоги, сборы и другие обязательные платежи в бюджетную систему РФ, осуществляются в соответствии с НК РФ, Регламентом принятия и ввода в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных, представляемых налогоплательщиками налоговых деклараций, иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, и бухгалтерской отчетности, утвержденным Приказом МНС РФ от 04.02.2004 N БГ-3-06/76*(2), другими правовыми актами РФ.
При сдаче налоговой и бухгалтерской отчетности в налоговый орган законный представитель налогоплательщика руководствуется ст. 27 НК РФ, а уполномоченный представитель - ст. 29 НК РФ (п. 2.1.2 Регламента).
В случае если налоговая декларация не соответствует установленной форме, налоговый орган ее не примет. Если она получена по почте, то налоговая инспекция в трехдневный срок должна подготовить уведомление о необходимости представления налоговой декларации по установленной законодательством форме, которое направляет налогоплательщику. Если в налоговой декларации содержатся ошибки, из-за которых нельзя ввести информацию в отделе ввода и обработки данных, налогоплательщик получит по почте соответствующее уведомление.
Видимо, для того чтобы налоговые органы смогли уложиться в установленный Едином стандартом лимит времени на обслуживание налогоплательщиков, изменен порядок действия работников, принимающих отчетность в случае выявления ими на стадии принятия отчетности нарушения сроков ее представления. Раньше при представлении налоговой декларации налогоплательщиком необходимо было пригласить сотрудника отдела камеральных проверок для составления протокола об административном правонарушении. В случае представления налоговой декларации представителем налогоплательщика ему вручали уведомление о необходимости явки в налоговый орган лица, ответственного в соответствии с действующим законодательством за своевременность представления отчетности в налоговый орган, и одновременно уведомляли отдел камеральных проверок о факте представления налогоплательщиком декларации с нарушением сроков, установленных законодательством. И только если налоговая декларация представлена на бумажном носителе по почте или в электронном виде, ежедневно составлялся список таких налоговых деклараций, который передавался в отдел камеральных проверок для принятия соответствующих мер.
В соответствии с действующим Регламентом при выявлении нарушения установленных законодательством сроков представления отчетности об этом нужно сообщить в отдел камеральных проверок для принятия мер в соответствии с действующим законодательством. Единственным случаем, когда регламент предусматривает возможность приглашения сотрудника отдела камеральных проверок для личного контакта с налогоплательщиком, является необходимость проверки представленных налогоплательщиком документов при подаче им заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов по форме, утвержденной по согласованию с налоговыми органами РФ и Республики Беларусь, и иных документов, предусмотренных Положением о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг от 15.09.2004.
Прием, регистрация и выдача других документов, представленных организациями и физическими лицами (запросы, письма, заявления и др.). Необходимо отметить, что в налоговых инспекциях произошло перераспределение функций - в информационной системе налогового органа полученные от налогоплательщиков документы регистрируют работники отдела работы с налогоплательщиками. Более того, они регистрируют и заявления, представленные отделом общего и финансового обеспечения. И только документы, не подлежащие вводу в информационную систему, передаются в отдел общего и финансового обеспечения по реестру.
Сверка расчетов налогоплательщиков по налогам, сборам и страховым взносам на ОПС, информирование налогоплательщиков о состоянии данных расчетов
Как и раньше, обязательное проведение сверки предусмотрено:
- ежеквартально с крупнейшими налогоплательщиками;
- при снятии налогоплательщика с учета в налоговом органе в случае его перехода из одной инспекции в другую;
- при ликвидации (реорганизации) организации;
- по инициативе налогоплательщика;
- в иных случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Порядок проведения сверки расчетов налогоплательщика. При сверке должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками составляет акт сверки по форме N 23-а (краткая). Если в ходе сверки не выявлено расхождений между данными налогоплательщика и налогового органа, то акт подписывают налогоплательщик или его уполномоченный представитель и должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками. Первый экземпляр акта вручают налогоплательщику в течение трех рабочих дней или отправляют ему по почте. В случае отсутствия расхождений данных налогового органа и налогоплательщика срок проведения сверки расчетов и оформления акта сверки не должен превышать 10 рабочих дней.
Если выявлены расхождения, то максимальный срок сверки увеличивается до 15 рабочих дней. При этом для выявления и фиксирования расхождений оформляется акт сверки по форме N 23 (полная) (Приказ ФНС РФ от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@ "Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и методических указаний по их заполнению").
Отметим, что в новом регламенте сделана оговорка о том, что в срок проведения сверки расчетов с налогоплательщиками не включаются дни на доставку актов сверки по почте.
Обратите внимание: из Регламента исчезло указание на то, что отправка первого экземпляра акта сверки по почте (если налогоплательщик не получит акт лично) должна осуществляться в форме заказного отправления с уведомлением.
В Регламенте с 3 до 5 рабочих дней увеличен срок для исправления ошибки, допущенной по вине налогового органа.
Особенности проведения сверки расчетов крупнейших налогоплательщиков. Согласно Регламенту срок проведения сверки с крупнейшими налогоплательщиками при необходимости может быть увеличен. Сверка проводится ежеквартально. Для ее проведения до 15 числа месяца, следующего за отчетным, составляется график. Налогоплательщики получают письменные уведомления о дате проведения сверки. Новый регламент предусматривает возможность составления графика проведения сверки расчетов с крупнейшими налогоплательщиками в начале года с разбивкой по отчетным кварталам и рассылкой уведомлений налогоплательщикам.
Сверка расчетов налогоплательщика при снятии с учета в налоговом органе в случае перехода в другую инспекцию или ликвидации (реорганизации) организации. Для проведения сверки расчетов налогоплательщик приглашается в налоговую инспекцию на основании уведомления, направляемого по почте, в котором указана дата проведения сверки. В соответствии с Регламентом, когда уведомление возвращается в налоговую инспекцию с пометкой "Адресат не найден по данному адресу", акт сверки расчетов налогоплательщика подписывает в одностороннем порядке должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками (п. 3.3.2 Регламента).
Если налогоплательщик явился в налоговую инспекцию в срок, указанный в уведомлении, в случае отсутствия расхождений между данными налогового органа и данными налогоплательщика последний получает на руки подписанный и завизированный первый экземпляр акта сверки по форме N 23-а (краткая). В случае обнаружения расхождений между данными действует предусмотренный для них общий порядок. Если налогоплательщик не явился (уклонился) для проведения сверки в указанный в уведомлении срок, то акт сверки по указанной форме, подписанный должностным лицом и завизированный начальником отдела работы с налогоплательщиками, пересылается налогоплательщику по почте.
Согласно п. 3.3.9 Регламента акт сверки расчетов налогоплательщика, формируемый при снятии с учета в случае перехода налогоплательщика из одной инспекции в другую или в случае ликвидации (реорганизации) организации, передается в составе документов, связанных с деятельностью организации.
Особенности проведения сверки расчетов налогоплательщика по его заявлению. Основанием для проведения сверки будет служить заявление налогоплательщика, поступившее от него (его представителя) лично либо по почте.
В течение пяти рабочих дней со дня получения заявления налоговым органом должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками формирует акт сверки расчетов по форме N 23-а (краткая), а затем действует в соответствии с п. 3.1.2-3.1.7 Регламента. После сверки подписанный первый экземпляр акта сверки передается налогоплательщику (его представителю) или направляется почтой.
В случае выявления ошибки налогоплательщик получит по почте уведомление.
Порядок информирования налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам и страховым взносам на ОПС. Для получения форм N 39-1 или 39-1ф "Справка о состоянии расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и взносам" налогоплательщик пишет заявление (в нем можно указать способ получения справки: лично или по почте) и передает его в налоговый орган лично (через представителя) или по почте. Срок составления и подписания справки зависит от способа представления заявления (п. 3.5.4 Регламента):
- не более 10 рабочих дней со дня его получения от налогоплательщика лично;
- не более 12 рабочих дней со дня его получения по почте (это уточнение содержится в Регламенте).
Таким образом, налоговое ведомство поощряет передачу заявления лично налогоплательщиком в налоговый орган, и он получает подписанную и заверенную печатью справку.
Порядок выдачи налогоплательщику справки об исполнении им обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций. Данный подраздел новый. Заявление о выдаче данных справок налогоплательщики могут подавать в налоговый орган как лично (через представителя), так и по почте. Справка формируется налоговыми органами в соответствии с Методическими указаниями по заполнению справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций (утверждены Приказом ФНС РФ от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@*(3)).
Организация информационной работы
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения.
Этому праву налогоплательщиков корреспондирует обязанность налоговых органов, закрепленная в пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ: бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения.
Во исполнение этих норм законодательства о налогах и сборах Регламентом предусмотрен порядок информационной работы с налогоплательщиками. Не знаем почему, но в нем налоговое ведомство не упоминает о своей обязанности по бесплатному информированию налогоплательщиков, которая содержится в ст. 32 НК РФ. То ли оно посчитало, что их подопечные и так прекрасно знают свои обязанности, то ли это требование налогового законодательства показалось им не столь важным и заслуживающим внимания.
Основной акцент в Регламенте сделан на необходимости информационной работы по представлению налоговой отчетности в электронном виде, подробно расписано, в каком порядке и какие аргументы надо приводить при объяснении преимуществ электронной сдачи отчетности.
Доступ налогоплательщиков к программным продуктам, предназначенным для формирования в электронном виде налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, на основании которых исчисляются и уплачиваются налоги, сборы и другие обязательные платежи в бюджетную систему РФ. Порядок обеспечения налоговыми органами налогоплательщиков соответствующими программными продуктами зависит от наличия предназначенного для этих целей компьютера. Если он имеется, налогоплательщики самостоятельно записывают программные продукты на электронные носители. При этом они руководствуются перечнем имеющихся программных продуктов и подробной инструкцией записи.
В случае отсутствия компьютера запись программных продуктов осуществляет отдел информационных технологий. Из Регламента исключен порядок выдачи налогоплательщикам электронных носителей с записью программных продуктов путем обмена. Вместо этого указано, что налоговый орган обеспечивает доступность получения налогоплательщиками записи программных продуктов на электронных носителях.
Индивидуальное информирование налогоплательщиков
Индивидуальное информирование осуществляют сотрудники отдела работы с налогоплательщиками. Оно может проводиться как в устной (п. 4.3.1 Регламента), так и в письменной (п. 4.3.2 Регламента) форме.
Устный запрос налогоплательщик может сделать по телефону или лично. Приняв запрос налогоплательщика, сотрудник отдела по работе с налогоплательщиками дает ответ, а если он не может ответить, то приглашает сотрудника этого же отдела, занимающегося информированием налогоплательщиков. Согласно Регламенту должны быть "приняты все меры" для ответа, а вот в чем они заключаются, как должны быть сбалансированы качество и быстрота ответа, налоговое ведомство не поясняет.
Для оперативного информирования налогоплательщиков в инспекциях ФНС России создаются телефонные справочные службы (п. 4.3.3 Регламента). В Регламенте рассмотрен порядок организации их работы. Телефоны этой службы налогоплательщики могут найти на стенде инспекции ФНС России, на сайте управления ФНС России по субъекту РФ и в местных СМИ. Все входящие звонки по этим телефонам должны регистрироваться в Журнале учета принятых вопросов налогоплательщиков.
Письменный запрос налогоплательщика регистрируется и поступает в отдел работы с налогоплательщиками. Налогоплательщик может рассчитывать на то, что ответ будет дан в простой, четкой и понятной форме, с указанием ФИО, номера телефона исполнителя.
В новом регламенте изменены сроки ответа на запрос. Ранее он зависел от того:
- кто является источником запроса - физическое лицо или юридическое;
- как представляется отчетность - по телекоммуникационным каналам связи или нет.
Теперь принят единый порядок (п. 4.3.2.3 Регламента). Любой налогоплательщик может рассчитывать на то, что ответ ему будет дан в течение 30 календарных дней со дня поступления запроса (лично или по почте) в налоговый орган от налогоплательщика. Однако срок его рассмотрения может быть продлен заместителем руководителя еще на 30 дней. При этом заявитель должен быть проинформирован о причине задержки.
Изменился порядок действий налоговых органов, когда запрос не относится к их компетенции (п. 4.3.2.2 Регламента). Ранее налогоплательщик мог рассчитывать только на информирование по почте с ответом или аргументированным отказом в нем. У налоговых органов подготовка ответа могла занять 5 календарных дней. В соответствии с Регламентом лицо, сделавшее запрос в налоговые органы, может рассчитывать на то, что налоговыми органами в течение 5 дней его обращение будет направлено по почте по принадлежности, и он получит информацию об отправке. О возможности мотивированного отказа налоговыми органами теперь не упоминается.
Публичное информирование
Публичное информирование осуществляется с использованием стендов и посредством проведения семинаров с налогоплательщиками.
Стенды могут размещаться как в здании инспекции, так и в других учреждениях и общественных местах. В п. 4.4.1.5 Регламента указаны сведения, которые должны размещаться на стендах с организационно-распорядительной информацией, в п. 4.4.1.6 - тематических. В соответствии с новым регламентом в данный перечень включена информация, связанная с порядком учета физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям.
Для информирования налогоплательщиков о действующем законодательстве и по иным вопросам организуются семинары, в которых принимают участие специалисты инспекции ФНС России и УМНС по субъекту РФ. Семинары могут быть как тематическими, так и по общим вопросам.
Ю.Г. Кувшинов,
главный редактор журнала "Налоговая проверка"
"Налоговая проверка", N 2, март-апрель 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В редакции Приказа ФНС РФ от 31.07.2006 N САЭ-3-25/487@.
*(2) В настоящее время действует в редакции приказов МНС РФ от 22.06.2004 N САЭ-3-06/385@, от 15.09.2004 N САЭ-3-03/497@, с изменениями, внесенными Приказом ФНС РФ от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444@.
*(3) Действует в редакции Приказа ФНС РФ от 06.04.2006 N ?САЭ-3-19/206@.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"