Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2010 г. N 15АП-11476/2010
город Ростов-на-Дону |
дело N А32-13135/2010 |
10 декабря 2010 г. |
15АП-11476/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 декабря 2010 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Л. А.
судей Золотухиной С.И., Ткаченко Т.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И.
при участии:
от открытого акционерного общества "Маслосырзавод "Славянский" - представитель - Криштопа Виталий Михайлович, доверенность от 08.06.2010 г. N 8,
от РОФСФР в Прикубанском регионе - представитель - Пашковский Александр Евгеньевич, доверенность от 11.01.2010 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества Маслосырзавод "Славянский"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.07.2010 г. по делу N А32-13135/2010,
принятое в составе судьи Федькина Л.О.
по заявлению открытого акционерного общества Маслосырзавод "Славянский"
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Прикубанском регионе
о признании незаконными и отмене постановлений
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество Маслосырзавод "Славянский" (далее - ОАО МСЗ "Славянский") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Прикубанском регионе (далее - РО ФСФР в Прикубанском регионе) о признании незаконным и отмене постановлений от 16.03.2010 г. N 18-10-054/пн и от 16.04.2010 г. N 18-10-051/пн по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 15.22 КоАП РФ и ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ.
Решением суда от 07.10.2010 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества составов вменяемых ему административных правонарушений.
Не согласившись с данным судебным актом, ОАО МСЗ "Славянский" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение суда от 07.10.2010 г. отменить, заявленные требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы. Пояснил, что на момент вынесения постановления предписание было исполнено. Наличие в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.22 КоАП РФ управлением не доказано, поскольку законные основания для внесения сведений в реестр акционеров у общества отсутствовали.
Представитель заинтересованного лица против удовлетворения апелляционной жалобы возражал. Пояснил, что предписание о предоставлении документов обществом в установленный срок не исполнено. Обществом допущено нарушение правил ведения реестра акционеров. Мотивированное уведомление об отказе во внесении записи в реестр акционеров лицу, требующему внесения такой записи, не направлено.
В судебном заседании 30.11.2010 г. объявлено определение о перерыве до 07.12.2010 г. После перерыва судебное заседание продолжено.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в связи с поступившими в адрес РО ФСФР в Прикубанском регионе обращениями акционеров ОАО МСЗ "Славянский" в отношении общества проведена камеральная проверка на предмет соблюдения требований законодательства об акционерных обществах.
С целью проверки фактов, изложенных в обращениях акционеров, в адрес заявителя направлено предписание от 05.10.2009 г. о предоставлении в срок до 15.10.2009 г. документов: справки об операциях по лицевому счету акционера Коробкиной В.Г. с момента открытия лицевого счета и по настоящее время, а также копий всех заявлений от Коробкина Н.Н., Коробкина Н.Н. и Коробкина А.Н., поступивших в адрес ОАО МСЗ "Славянский" и ответов общества на указанные обращения с приложением документов, подтверждающих отправку.
В ходе анализа представленных обществом документов, административным органом установлено, что 24.07.2009 г. в адрес ОАО МСЗ "Славянский" поступили заявления от Коробкина Н.Н., Коробкина Н.Н. и Коробкина А.Н. о внесении изменений в реестр акционеров общества, связанных с вступлением в наследство на именные ценные бумаги Коробкиной В.Г., которая являлась акционером ОАО МСЗ "Славянский".
Общество в нарушение требований п. 2 ст. 45 Закона об акционерных обществах и требований п. 7.3 Положения о ведении реестра акционеров именных ценных бумаг лицам, обратившимся с заявлением о внесении изменений в реестр акционеров не направило мотивированное уведомление об отказе во внесении записи в реестр акционеров с указанием причин отказа и действий, которые надо предпринять для устранения причин, препятствующих внесению в реестр соответствующих сведений.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ОАО МСЗ "Славянский" протокола об административном правонарушении от 16.03.2010 г. N 18-10-052/пр-ап и вынесения постановления от 16.03.2010 г. N 18-10-054/пн о привлечении общества к административной ответственности по ч. 3 ст. 15.22 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в сумме 100 000 руб.
Из материалов дела усматривается, что на основании поручения руководителя РО ФСФР в Прикубанском регионе от 01.02.2010 г. N 18-10-001-05/пч в отношении ОАО МСЗ "Славянский" проведена камеральная проверка.
В ходе проверки в адрес общества направлено предписание от 03.02.2010 г. N 18-10-МЛ-05/329 о предоставлении в срок до 24.02.2010 г. документов: справки с указанием информации (адреса страницы в сети Интернет, наименования информационного агентства, осуществляющего публикацию информации в ленте новостей, сведений о реестродержателе акций ОАО МСЗ "Славянский") и документов, подтверждающие факт раскрытия информации предусмотренной Положением о раскрытии информации.
Предписание получено обществом 06.02.2010 г., однако документы по запросу представлены заявителем в РО ФСФР в Прикубанском регионе только 23.03.2010 г.
По факту неисполнения предписания в отношении ОАО МСЗ "Славянский" 16.03.2010 г. составлен протокол N 18-10-049/пр-ап об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении 16.04.2010 года руководителем Регионального отделения ФСФР в Прикубанском регионе вынесено постановление N 18-10-051/пн о привлечении общества к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания территориального органа федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.
Полагая, что постановления РО ФСФР в Прикубанском регионе от 16.03.2010 г. N 18-10-054/пн и от 16.04.2010 г. N 18-10-051/пн являются незаконными, общество обратилось в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований общества в части признания незаконным постановления от 16.03.2010 г. N 18-10-054/пн, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Частью 3 ст. 15.22 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за иные нарушения лицом, осуществляющим ведение реестра владельцев ценных бумаг, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами требований к порядку ведения реестра владельцев ценных бумаг.
Объективную сторону данного правонарушения составляют нарушения установленных правил ведения реестра владельцев ценных бумаг держателем реестра либо его должностными лицами, выразившиеся в незаконном отказе или уклонении от внесения записей в систему ведения реестра ценных бумаг, либо внесении в реестр недостоверных сведений, в нарушении сроков выдачи выписки из системы ведения реестра, в невыполнении или ненадлежащем выполнении иных законных требований владельца ценных бумаг или лица, действующего от его имени, а также номинального держателя ценных бумаг.
Согласно пункту 2 статьи 45 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ отказ от внесения записи в реестр акционеров общества не допускается, за исключением случаев, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации. В случае отказа от внесения записи в реестр акционеров общества держатель указанного реестра не позднее пяти дней с момента предъявления требования о внесении записи в реестр акционеров общества направляет лицу, требующему внесения записи, мотивированное уведомление об отказе от внесения записи. Отказ от внесения записи в реестр акционеров общества может быть обжалован в суд. По решению суда держатель реестра акционеров общества обязан внести в указанный реестр соответствующую запись.
Положение о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг утверждено Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 02.10.1997 N 27 (далее - Положение о ведении реестра).
В соответствии с пунктом 7.3 Положения о ведении реестра в случае отказа от внесения записи в реестр регистратор не позднее пяти дней с даты предоставления распоряжения о внесении записи в реестр направляет обратившемуся лицу мотивированное уведомление об отказе от внесения записи, содержащее причины отказа и действия, которые необходимо предпринять для устранения причин, препятствующих внесению записи в реестр.
Материалами дела подтверждается, что 24.07.2009 г. в адрес ОАО МСЗ "Славянский" поступили заявления от Коробкина Н.Н., Коробкина Н.Н. и Коробкина А.Н. о внесении изменений в реестр акционеров общества, связанных с вступлением в наследство на именные ценные бумаги Коробкиной В.Г., которая являлась акционером ОАО МСЗ "Славянский".
Между тем, лицам, обратившимся за внесением указанных изменений, в установленный Положением срок не направлен мотивированный отказ во внесении записи в реестр акционеров с указанием причин отказа и действий, которые надо предпринять для устранения причин, препятствующих внесению в реестр соответствующих сведений.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным постановления РО ФСФР в Прикубанском регионе от 16.03.2010 г. N 18-10-054/пн.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на малозначительность совершенного правонарушения не принимается судебной коллегией.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения как малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
По смыслу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
С учетом приведенных выше норм права, а также исходя из фактических обстоятельств дела, судебная коллегия пришла к выводу о том, что совершенное заявителем правонарушение свидетельствует о пренебрежительном отношении общества к исполнению публично-правовых обязанностей реестродержателя ценных бумаг и не может быть признано малозначительным.
Предметом спора по настоящему делу является также законность постановления РО ФСФР в Прикубанском регионе N 18-10-051/пн от 16.04.2010 г.
Отказывая в удовлетворении требований общества в указанной части, суд первой инстанции не учел следующего.
В соответствии с п. 7 ст. 44 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", п. 1 ст. 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими организациями и их должностными лицами на территории Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317 "Об утверждении Положения о федеральной службе по финансовым рынкам" федеральным органом исполнительной власти осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности) является Федеральная служба по финансовым рынкам.
Согласно п. 5.3.7 данного Положения Федеральная служба по финансовым рынкам выдает предписания эмитентам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондам, управляющим компаниям, специализированным депозитариям, агентам по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев, регистраторам акционерных инвестиционных фондов, лицам, осуществляющим ведение реестров владельцев инвестиционных паев, субъектам отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, субъектам отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, ипотечным агентам, управляющим ипотечным покрытием и специализированным депозитариям ипотечного покрытия, бюро кредитных историй, жилищным накопительным кооперативам, а также саморегулируемым организациям.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, составляет невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа, изданное в соответствии с вышеназванным Положением.
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения ОАО МСЗ "Славянский" к административной ответственности по ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ послужил факт непредставления обществом запрашиваемых в предписании управления от 03.02.2010 г. N 18-10-МЛ-05/329 документов.
Между тем, судебная коллегия считает, что указанное нарушение не образует состава административного правонарушения, предусмотренного вышеназванной нормой.
Статьей 19.5 КоАП РФ установлена ответственность за невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль).
В соответствии со статьей 17 Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны, в том, числе: выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Таким образом, объективная сторона правонарушений, предусмотренных статьей 19.5 Кодекса, состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
Согласно пункту 7 статьи 44 Закона о рынке ценных бумаг Федеральная служба по финансовым рынкам вправе направлять эмитентам предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для разрешения вопросов, находящихся в компетенции федерального органа по рынку ценных бумаг.
В силу пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации.
Пункт 2 статьи 11 этого же Закона уточняет, что предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг выносятся по вопросам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, то есть предписания выносятся в связи с выявленными нарушениями закона.
Пунктом 6.6 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317 установлено, что Федеральная служба по финансовым рынкам с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право пресекать нарушение законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами и гражданами обязательных требований по вопросам, отнесенным к компетенции службы.
В силу указанных норм предписание служит способом оперативного реагирования регулятора рынка ценных бумаг на выявленные нарушения.
Согласно пункту 6.1 Положения федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции службы вопросам.
Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 13.11.2007 N 07-107/пз-н утвержден Административный регламент по исполнению Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции контроля и надзора (далее - Регламент).
Согласно пункту 21 Регламента камеральная проверка проводится путем истребования информации и документов у проверяемой организации и/или иных организаций, связанных с деятельностью проверяемой организации, и анализа такой информации и документов.
В пункте 15 Регламента указано, что в случае возникновения при проведении проверки необходимости получения информации о деятельности организации либо ее обособленных подразделений Управление надзора (РО ФСФР России) письменно запрашивает либо затребует предписанием о предоставлении документов необходимые документы у поднадзорных ФСФР России организаций, связанных с деятельностью проверяемой организации. Запрос (предписание) о предоставлении документов не может быть направлен поднадзорным организациям ранее, чем проверяемая организация уведомлена о проведении выездной плановой проверки, а в случае проведения выездной внеплановой проверки - ранее дня начала проверки.
Предписание ФСФР России об устранении нарушений законодательства Российской Федерации направляется организации в целях прекращения и/или предотвращения в дальнейшей деятельности выявленных при проведении проверки нарушений законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих осуществление соответствующего вида деятельности на финансовом рынке, а также законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (пункт 23.4.2 Регламента).
Таким образом, Административным регламентом ФСФР различаются два вида предписания органа, уполномоченного в области финансовых рынков: предписание - запрос о предоставлении документов и предписание об устранении нарушений законодательства.
Исходя из системного толкования частей статьи 19.5 КоАП РФ, следует, что ответственность по части 9 данной статьи наступает за невыполнение в срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа, касающегося именно устранения нарушений законодательства.
Поскольку в рассматриваемом случае направленное в адрес общества предписание касалось предоставления документов в ходе подготовки к проверке, а не устранения нарушений законодательства, невыполнение данного предписания не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
Учитывая значимость правонарушений, предусмотренных ст. 19.5 КоАП РФ, в том числе ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ, законодатель и определил значительные санкции в сравнении со ст. 19.7 КоАП РФ за непредставление сведений (информации), необходимых для осуществления государственным органом его законной деятельности.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции надлежит изменить.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.07.2010 г. по делу N А32-13135/2010 изменить.
Признать незаконным и отменить постановление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Прикубанском регионе N 18-10-051/пн от 16.04.2010 г.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Л.А. Захарова |
Судьи |
С.И. Золотухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-13135/2010
Истец: ОАО "Маслосырзавод "Славянский"
Ответчик: Региональное отделение федеральной службы по финансовым рынкам в Прикубанском Регионе, РО ФСФР России в Прикубанском регионе
Третье лицо: РО ФСФР в Прикубанском регионе
Хронология рассмотрения дела:
23.06.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11476/10
22.04.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N А32-13135/2010
10.12.2010 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11476/2010
21.07.2010 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-13135/10