Подлежит ли налогообложению стоимость оплаты за пользование услугами VIP-залов при направлении работников в командировки?
Официальная точка зрения в отношении НДФЛ следующая. Не подлежит налогообложению стоимость пользования услугами VIP-залов физическими лицами, оплаченная на основании п. 23 Порядка, утвержденного Указом Президента РФ N 813*(1) (ранее - п. 2 Указа Президента РФ N 1177*(2), либо п. 5 ст. 32 Федерального закона N 3-ФЗ*(3) (кроме того, отдельные категории граждан, имеющих право пользоваться соответствующими услугами, предусмотрены п. 2 Постановления Правительства РФ N 1116*(4). В иных случаях налогообложение производится на общих основаниях.
Такую же позицию занимает Минфин в Письме от 28.12.2006 N 03-05-01-04/346: плата за услуги аэропорта по предоставлению VIP-зала таким обязательным платежом не является, и следовательно, затраты по оплате организацией услуг залов для официальных лиц не относятся к командировочным расходам, перечень которых приведен в п. 3 ст. 217 НК РФ. При направлении работника в командировку расходы организации по оплате услуг зала официальных делегаций следует рассматривать в качестве дохода, подлежащего обложению НДФЛ.
Данная точка зрения подтверждается Постановлением ФАС МО от 07.10.2002 N КА-А40/6482-02*(5), в котором суд указал, что расходы за пребывание в зале официальных делегаций в аэропорту к компенсационным выплатам при оплате работникам расходов на командировки не относятся (см. также Постановление ФАС СЗО от 28.10.2003 N А05-2123/03-119/10). Аналогичным образом решается вопрос с ЕСН.
При этом ФАС ЗСО в Постановлении от 09.03.2006 N Ф04-8885/2005(20013-А27-3) указал, что анализ положений п. 2 ст. 8 НК РФ, Правил перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях СССР*(6) позволяет сделать вывод, что для всех видов сборов обязателен платеж, взимаемый с организаций и физических лиц. Плата за услуги аэропорта по предоставлению VIP-зала таким обязательным платежом не является, что следует из п. 1, 9 Положения о залах официальных лиц и делегаций.
Ссылка организации в кассационной жалобе на п. 3.4 Приложения N 1 к Приказу Министерства транспорта РФ N 110*(7) является несостоятельной. По смыслу данного пункта взимается сбор за обслуживание в залах ожидания и здании аэровокзала всех убывающих и прибывающих пассажиров. Следовательно, сборы за пользование аэровокзалом не включают плату за пользование VIP-залом.
Кроме того, в сумму сбора входит также оплата обязательного дополнительного обслуживания пассажиров (предоставление комнаты матери и ребенка, медпункта, туалета и др.), за которое отдельная плата не взимается. За пользование VIP-залом взимается отдельная плата в соответствии с п. 9 Положения о залах официальных лиц и делегаций.
Таким образом, суд пришел к выводу, что стоимость услуг VIP-залов аэропортов не подлежит обложению НДФЛ только в случае их оплаты в соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ N 1116.
Данная позиция в отношении ЕСН изложена в Постановлении ФАС МО от 20.09.2004 N КА-А40/8079-04. Указанная плата сбором за услуги аэропортов не является, и следовательно, подлежит обложению ЕСН.
Противоположный подход к решению этого вопроса основан на том, что сумма платежа, произведенного организацией за пользование работником в рамках командировки VIP-залом при вылете и прилете, предусмотренная положением о командировании работников организации, подпадает под действие п. 3 ст. 217 НК РФ и не включается в налоговую базу по НДФЛ этих работников. Подтверждением такого подхода является Постановление ФАС СЗО от 04.10.2006 N А56-29773/2005*(8), в котором, в частности, отмечено, что расходы за услуги аэропорта по обслуживанию в VIP-зале являются дополнительными, связанными с повышением комфортности для пассажиров аэропорта. Вместе с тем стоимость данных услуг исключена обществом из налоговой базы по НДФЛ на основании п. 3 ст. 217 НК РФ в связи со следующим: оплата обществом для сотрудников, направляемых в командировку, услуг VIP-залов в аэропортах предусмотрена локальным нормативным актом - Положением общества о расходах сотрудников - и осуществлена на основании договора, заключенного с авиационными предприятиями.
Судом установлено, что командировочные расходы произведены обществом в производственных целях - ведение переговоров по организации взаимовыгодного сотрудничества, открытию представительств общества за рубежом, участию в экономических и международных банковских форумах, и при таких обстоятельствах общество обоснованно в пределах сумм, установленных локальным нормативным актом, не включило в доход физических лиц - сотрудников общества, облагаемый НДФЛ, расходы на оплату услуг VIP-залов в аэропортах.
Аналогичной точки зрения придерживается ФАС УО в Постановлении от 03.07.2006 N Ф09-5697/06-С7. Судом установлено и материалами дела подтверждается, что услугами VIP-зала работники общества пользовались во время служебной командировки, оплата данных услуг осуществлена обществом на основании распоряжения генерального директора. В этом случае доначисление НДФЛ признано незаконным.
А.В. Власов,
эксперт журнала "Актуальные вопросы
бухгалтерского учета и налогообложения"
15 марта 2007 г.
"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 6, март 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Указ Президента РФ от 18.07.2005 N 813 "О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих".
*(2) Указ Президента РФ от 24.11.1995 N 1177 "О нормах расходов для федеральных государственных служащих на служебные командировки в пределах РФ".
*(3) Федеральный Закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ".
*(4) Постановление Правительства РФ от 19.09.1996 N 1116 "Об утверждении положения о залах официальных лиц и делегаций, организуемых в составе железнодорожных и автомобильных вокзалов (станций), морских и речных портов, аэропортов (аэродромов), открытых для международных сообщений (международных полетов)".
*(5) Впоследствии данный суд в Постановлении от 18.10.2004 N КА-А40/9456-04-П также подтвердил, что оплата услуг VIP-залов подлежит налогообложению.
*(6) Правила перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях Союза ССР, утв. Приказом МГА СССР от 16.01.1985 N 19.
*(7) Приказ Минтранса РФ от 02.10.2000 N 110 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации".
*(8) Данные выводы также подтверждены постановлением названного суда от 28.11.2006 N А05-7474/2005-29.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"