В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроектом предлагается, признав утратившими силу подпункты 7-12 пункта 1 и пункт 3 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон), предусматривающие установление досрочной трудовой пенсии по старости спасателям; лицам, работающим с осужденными; на должностях Государственной противопожарной службы; педагогическим, медицинским и творческим работникам, фактически перенести содержащиеся в них положения в статью 27 указанного Закона.
Также предлагается изменение редакции пункта 5 статьи 30 Закона, с исключением абзаца третьего, предусматривающего увеличение ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости на количество лет, недостающих при назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Кроме того, законопроект предусматривает изменение даты, по состоянию на которую предполагается определять право работника на включение в профессиональную пенсионную систему.
Законопроектом предлагается сократить на четыре года (с 1 января 2013 г. до 1 января 2009 г.) срок завершения работы по оценке пенсионных прав лиц, работа которых связана с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста, с учетом предполагаемой даты вступления в силу проекта федерального закона "Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации".
В соответствии с действующим законодательством сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, предусмотренных пунктом 1 статьи 27 Закона, осуществляется в порядке, установленном пунктом 3 указанной статьи. Это право сохраняется за теми, кто по состоянию на 1 января 2003 года имел не менее половины требуемого стажа на соответствующих видах работ.
На лиц, проработавших к указанной дате на соответствующих видах работ менее половины требуемого срока, а также принятых для выполнения этих работ после 1 января 2003 года, это право не распространяется. Для этой категории лиц Законом предусмотрено установление профессиональных пенсий, регулируемых соответствующим федеральным законом.
Предлагаемые законопроектом изменения позволят упорядочить круг лиц, имеющих право на досрочную трудовую пенсию по старости, и установить одинаковые условия назначения трудовой пенсии по старости для лиц, работающих в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям независимо от формы собственности и организационно-правового статуса соответствующего учреждения, и предоставить указанным лицам равные права на включение в систему обеспечения профессиональными пенсиями после принятия федерального закона "Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации", а также позволят реализовать положение, содержащееся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июня 2004 г. N 11-П, согласно которому недопустимо изменять условия назначения пенсий до установления нового правового механизма пенсионного обеспечения лицам, работа которых связана с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста.
Таким образом, статьей 28 Закона будут закреплены категории граждан, имеющих право на установление досрочной трудовой пенсии по старости по условиям, которые носят не временный характер, а постоянный, поскольку в отношении данных категорий работников их перевод в профессиональные пенсионные системы невозможен.
В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Закона лицам, указанным в пункте 1 статьи 27 и пункте 1 статьи 28 Закона, до 1 января 2013 г. при определении страховой части трудовой пенсии применяется ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, установленный в соответствии с пунктом 1 статьи 32 Закона.
В течение этого времени ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости для оценки пенсионных прав, увеличенный на количество лет, недостающих при назначении досрочной пенсии до возраста, установленного статьей 7 Закона (60 лет - для мужчин, 55 лет - для женщин), применяться не может, поскольку он не равен аналогичному периоду, который учитывается при определении страховой части трудовой пенсии для указанных лиц.
Предлагаемое изменение пункта 5 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" позволит законодательно урегулировать имеющуюся противоречивую судебную практику.
Завершение работы по оценке пенсионных прав лиц, работа которых связана с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста на четыре года раньше, чем предусматривалось пунктом 9 статьи 30 Закона, позволит Пенсионному фонду Российской Федерации своевременно создать информационную базу данных о таких лицах, полностью учесть и проинвентаризировать их пенсионные права, приобретенные в прежней системе досрочных пенсий, и обеспечить их сохранение при переходе таких работников в профессиональные пенсионные системы.
С учетом изложенного Правительство Российской Федерации поддерживает проект федерального закона.
Кроме того, в рассматриваемом законопроекте представляется целесообразным дополнительно учесть отдельные положения принятого Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 8 июля 2006 г. в первом чтении проекта федерального закона N 308093-4 "О внесении изменений в статью 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", внесенного депутатами Государственной Думы А.В. Бездольным, Н.Н. Гончаром и И.Я. Мосякиным.
Заместитель Председателя |
А. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 12 декабря 2006 г. N 4625п-П12 "Заключение на проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", вносимый в Государственную Думу депутатами Государственной Думы А.К. Исаевым, Ф.И. Гайнуллиной, В.Н. Дубровским"
Текст письма официально опубликован не был