Отвечаем на ваши вопросы
Вопрос. Расскажите о налоговых вычетах по налогу на добавленную стоимость.
Ответ. При рассмотрении вопроса применения налоговыми агентами вычетов по налогу на добавленную стоимость в случае, когда налоговый агент не удержал сумму налога из денежных средств, перечисляемых иностранному лицу, не состоящему на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика, по мнению ФНС России, необходимо учитывать следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации товаров (работ, услуг), осуществляемой на территории Российской Федерации, иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма доходов от реализации этих работ (услуг).
Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
Согласно п. 3 ст. 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога, уплаченные в соответствии со ст. 173 Кодекса покупателями - налоговыми агентами.
Право на указанные налоговые вычеты имеют покупатели - налоговые агенты, состоящие на учете в налоговых органах и исполняющие обязанности налогоплательщика в соответствии с гл. 21 Кодекса.
Положения указанного подпункта применяются при условии, что товары (работы, услуги) были приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для целей, указанных в п. 2 ст. 171 Кодекса, и при их приобретении он удержал и уплатил налог из доходов налогоплательщика.
Таким образом, в случае уплаты налога в бюджет за счет собственных средств налогового агента права на применение налоговых вычетов не возникает.
В отношении даты применения налоговыми агентами налоговых вычетов необходимо принимать во внимание следующее.
Как указано выше, вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налоговыми агентами при приобретении товаров (работ, услуг), используемых ими для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения по налогу на добавленную стоимость.
Согласно п. 5 ст. 173 Кодекса налогоплательщики (налоговые агенты) обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено законом.
В соответствии с п. 1 ст. 80 Кодекса налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога. В ней содержатся и другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Таким образом, из вышеуказанных положений Кодекса следует, что сумма налога, является фактически уплаченной налоговым агентом только в случае ее отражения в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость.
Поскольку налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость представляется в налоговый орган в месяце, следующем за истекшим налоговым периодом, то право на вычет у налогового агента возникает не ранее месяца, в котором представлена указанная декларация.
Применение налогового вычета в текущем налоговом периоде, то есть одновременно с представлением налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость признается переплатой налога в бюджет по операциям, осуществляемым налоговым агентом.
Вышеизложенная позиция одобрена Минфином России при согласовании Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов, утвержденного приказом Минфина России от 3 марта 2005 г. N 31н, согласно которому по строке 350 раздела 2.1 декларации показывается подлежащая вычету сумма налога, фактически перечисленная в бюджет согласно расчету по разделу 2.2 "Расчет суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом" (п. 28).
Вопросы применения вычетов по НДС, уплаченному таможенным органам при ввозе оборудования на территорию Российской Федерации иностранными учредителями в качестве вклада в уставный капитал организации; налогообложения компенсационных выплат по возмещению расходов, связанных со служебными командировками; и уменьшения доходов, полученных налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, от реализации ранее приобретенных ценных бумаг, на расходы, связанные с их приобретением, прорабатываются с Минфином России.
Вопрос. Что Вы можете сказать о правомерности обложения некоммерческих организаций налогом на добавленную стоимость, налогом на прибыль организаций, единым социальным налогом и страховыми взносами в Пенсионный фонд?
Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Статьей 24 Закона N 7-ФЗ установлено, что некоммерческая организация может осуществлять один вид или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.
Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и в товариществах на вере в качестве вкладчика.
Некоммерческая организация ведет учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности.
Согласно ст. 26 Закона N 7-ФЗ источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются:
- регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
- добровольные имущественные взносы и пожертвования;
- выручка от реализации товаров, работ, услуг;
- дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
- доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;
- другие не запрещенные законом поступления.
Статьями 32, 33 Закона N 7-ФЗ установлено, что некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности налоговым органам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.
Некоммерческая организация в случае нарушения Закона N 7-ФЗ несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом согласно ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Таким образом, учитывая изложенное, некоммерческая организация признается налогоплательщиком, обязанным в соответствии с п. 1 ст. 3, подпунктом 1 п. 1 ст. 23 Кодекса уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Что касается уплаты некоммерческими организациями налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций, единого социального налога и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, то надо иметь в виду нижеследующие моменты.
1. В соответствии со ст. 143 Кодекса налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации. Объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с п. 1 ст. 146 Кодекса признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав, за исключением операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), перечисленных в ст. 149 Кодекса, и операций, не признаваемых объектом налогообложения в соответствии с п. 2 ст. 146.
Согласно ст. 39 Кодекса реализацией товаров, работ или услуг организацией признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результаты выполненных работ одним лицом для другого, а также оказание услуг на безвозмездной основе.
Таким образом, некоммерческие организации признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, и при осуществлении ими операций, признаваемых объектом налогообложения, исчисляют налог на добавленную стоимость в порядке, предусмотренном гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса.
2. Порядок налогообложения некоммерческих организаций налогом на прибыль разъяснен в письме Минфина России от 3 августа 2005 г. N 03-03-02/45.
3. Пунктом 1 ст. 237 Кодекса установлено, что налоговая база налогоплательщиков - лиц, производящих выплаты физическим лицам, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 236 Кодекса, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц, за исключением сумм, не подлежащих налогообложению, указанных в ст. 238 Кодекса.
При этом следует принимать во внимание, что подпункт 8 п. 1 ст. 238 Кодекса, который предусматривал освобождение от налогообложения единым социальным налогом сумм, выплачиваемых за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций, признан утратившим силу Федеральным законом от 24 июля 2004 г. N 70-ФЗ "О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
От уплаты единого социального налога освобождаются налогоплательщики в соответствии со ст. 239 Кодекса.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" объектом налогообложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные гл. 24 "Единый социальный налог" Кодекса.
Льготы по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование Федеральным законом от 15 декабря 2005 г. N 167-ФЗ не предусмотрены.
Статья 239 Кодекса в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не применяется.
Таким образом, учитывая положения п. 1 ст. 236 Кодекса, с 1 января 2005 г. суммы, выплачиваемые налогоплательщиками за счет указанных взносов в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам подлежат включению в налогооблагаемую базу по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Вопрос. Что Вы можете сказать об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации - упрощении налоговой системы и снижении налоговой нагрузки.
Ответ. В целях обеспечения неукоснительного выполнения обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов, а также соблюдения принципов равенства и справедливости налогообложения, законодательство о налогах и сборах, ориентированное главным образом на добросовестных налогоплательщиков, одновременно содержит нормы, препятствующие применению различных схем ухода от уплаты налогов.
Предложения по налогообложению (освобождению от налогообложения) доходов при получении имущества от других организаций и физических лиц, которые учтены в гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации, способствуют не только развитию инвестиционной активности (как иностранных, так и российских инвесторов), но и исключению возможностей уклонения от уплаты налогов.
В текущем году принят Федеральный закон от 6 июня 2005 г. N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", который будет способствовать решению задач по стимулированию инвестиционной и инновационной активности, обновлению производственных фондов, росту объемов производства и др.
По вопросу государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей необходимо отметить следующее.
Гражданский кодекс Российской Федерации закрепил за всеми коммерческими организациями (за исключением унитарных предприятий) способность иметь права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых, не запрещенных законом видов деятельности, то есть общую правоспособность, согласно ст. 49 ГК РФ.
Указанное положение корреспондируется со ст. 52 ГК РФ, не содержащей требования об указании в учредительных документах (уставах) юридического лица целей и видов деятельности.
Необходимо отметить, что установления ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2005 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) не содержат положений, устанавливающих специальную правоспособность юридических лиц и не противоречат нормам гражданского законодательства Российской Федерации.
Включение в перечень сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), сведений о кодах по Общему классификатору внешнеэкономической деятельности (ОКВЭД), обусловлено необходимостью реализации концепции "одного окна" при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Сведения о видах экономической деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя на этапе их регистрации в качестве страхователей необходимы органам Фонда социального страхования Российской Федерации для определения класса профессионального риска с целью установления соответствующего тарифа страхового взноса в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 98 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Реализация концепции "одно окно" введена Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 185-ФЗ). Эта концепция подразумевает исключение обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей самостоятельно, на этапе государственной регистрации представлять какие-либо документы в государственные внебюджетные фонды и органы статистики, а их регистрация в качестве страхователей в государственных внебюджетных фондах, а также присвоение им кодов по общероссийским классификаторам осуществляется на основании Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
До реализации концепции "одного окна" (до 1 января 2004 г.) юридические лица определяли основной вид экономической деятельности на этапе представления документов в территориальные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации при постановке на учет в указанных органах.
Таким образом, сведения о кодах по ОКВЭД подлежат внесению в государственные реестры, в связи с чем уполномоченные юридических лиц, а также физические лица, обращающиеся за государственной регистрацией или зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей (далее - заявители), представляют в регистрирующие (налоговые) органы сведения о видах экономической деятельности.
Согласно п. 2 ст. 17 Закона N 129-ФЗ при представлении в регистрирующий (налоговый) орган документов (заявления по форме N Р14001) в отношении внесения изменения в сведения о видах экономической деятельности, уплата государственной пошлины не требуется.
В соответствии с пунктом Положения о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. N 677, определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Соответственно, заявители, обращающиеся за государственной регистрацией, имеют возможность самостоятельно заявлять в регистрирующие (налоговые) органы сведения о видах экономической деятельности.
Т.Н. Федорова,
специалист Московской налоговой службы
"Гражданин и право", N 3, март 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Отвечаем на ваши вопросы
Автор
Т.Н. Федорова - специалист Московской налоговой службы
"Гражданин и право", 2007, N 3