г. Вологда
12 мая 2011 г. |
Дело N А52-4282/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 мая 2011 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Пестеревой О.Ю. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Любишкиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу предпринимателя Дмитриева Виктора Ивановича на решение Арбитражного суда Псковской области от 17 февраля 2011 года по делу N А52-4282/2010 (судья Жупанова Л.В.),
установил
предприниматель Дмитриев Виктор Иванович (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Государственному комитету Псковской области по имущественным отношениям (далее - Комитет) о признании недействительным отказа, изложенного в письме от 18.08.2010 N 1/4/8-4868, в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 60:27:080201:58, расположенного по адресу: г. Псков, ул. Коммунальная, д. 48-а, а также восстановлении нарушенного права путем возложении обязанности направить проект договора аренды на земельный участок в соответствии с постановлением администрации города Пскова от 11.03.2009 N 564 сроком на пять лет.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрации города Пскова, Государственный комитет по Псковской области по культуре.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 17 февраля 2011 года в удовлетворении требований отказано.
Предприниматель в апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит решение суда отменить, и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Государственный комитет по Псковской области по культуре в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судом, Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Пскова был предоставлен на основании договора аренды от 01.12.1999 N 1519 заявителю земельный участок площадью 2521 кв.м, расположенный по адресу: город Псков, ул. Коммунальная, д. 48-а, под временную открытую автостоянку. Названный договор расторгнут по соглашению сторон.
Дмитриев В.И. обратился 18.11.2008 в Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Пскова с заявлением о предоставлении права аренды спорного земельного участка на новый срок.
Администрация города Пскова приняла постановление от 11.03.2009 N 564 "О предоставлении Дмитриеву В.И. права аренды на земельный участок по ул. Коммунальная, д.48-а", которым предоставила Предпринимателю право аренды указанного земельного участка сроком на пять лет для использования под платную автостоянку и обязала Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Пскова заключить с заявителем договор аренды земельного участка. Договор не был заключен.
Предприниматель 28.01.2010 обратился в Комитет с заявлением N 680 о предоставлении в аренду земельного участка площадью 2521 кв.м, расположенного по адресу: город Псков, ул. Коммунальная, д. 48-а, в целях размещения автостоянки сроком на пять лет.
Письмом от 18.08.2010 N 1/4/8-4868 ответчик отказал в предоставлении земельного участка в аренду, поскольку не представлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории.
Считая отказ Комитета предоставить названный участок в аренду незаконным и нарушающим его права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Предприниматель обратился с соответствующим заявлением в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом указанной нормы права для удовлетворения требования о признании решения незаконным необходима совокупность двух условий: несоответствие решения закону и нарушение им прав и законных интересов заявителя.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, урегулирован статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Согласно пунктам 2, 3 названной статьи Кодекса граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявление в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Уполномоченные органы рассматривают поступившее заявление с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 4 статьи 34 ЗК РФ).
На основании пунктов 5, 6 этой же статьи исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
На день обращения Предпринимателя с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в аренду действовал Закон Псковской области от 29.12.2005 N 518-оз "Об отдельных положениях регулирования земельных отношений на территории Псковской области" в редакции Закона Псковской области от 14.05.2007 N 669-оз (далее - Закон N 518-оз).
Статьей 1 названного Закона предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Пскове, за исключением предоставления для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, осуществляется администрацией области или уполномоченным ею органом исполнительной власти области в случаях: предоставления земельных участков для строительства; предоставления земельных участков в границах территорий объектов культурного наследия и в границах зон охраны объектов культурного наследия; продажи земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные из собственности области до 1 июля 2006 года.
На день принятия оспариваемого отказа в предоставлении земельного участка в аренду статья 1 Закона N 518-оз действовала в редакции Закона Псковской области от 15.07.2010 N 995-оз, в соответствии с которой распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Пскове осуществляется администрацией области или уполномоченным ею органом исполнительной власти области.
Постановлением администрации Псковской области от 06.12.2007 N 435 утвержден Порядок принятия решений по распоряжению земельными участками в городе Пскове, государственная собственность на которые не разграничена (далее - Порядок).
Пунктом 3 Порядка установлено, что лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков обращаются в Комитет, решение о предоставлении земельных участков в аренду или собственность принимает администрация Псковской области.
Из письма от 18.08.2010 N 1/4/8-4868 следует, что Комитет, руководствуясь статьей 34 ЗК РФ, обратился в администрацию города Пскова с просьбой об утверждении и предоставлении схемы расположения испрашиваемого Предпринимателем земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории или предоставлении ранее принятого решения по данному земельному участку.
Поскольку наличие таких документов предусмотрено указанными выше нормами, и они не поступили в Комитет, он отказал заявителю в предоставлении земельного участка.
Постановление администрации г. Пскова от 11.03.2009 N 564 "О предоставлении Дмитриеву В.И. права аренды на земельный участок по ул. Коммунальная, д.48-а" не является для ответчика обязательным, поскольку принято администрацией города Пскова, а не администрацией Псковской области.
Доводы подателя жалобы о том, что названное постановление является законным и достаточным решением, принятым органом местного самоуправления в соответствии со статьями 29, 34 ЗК РФ и подтверждает выделение заявителю на праве аренды земельного участка, площадью 2521 кв.м, расположенного по адресу: г. Псков, ул. Коммунальная, д. 48-а, сроком на 5 лет, а также об отсутствии у ответчика полномочий на принятие решения по выделению спорного земельного участка и заключение соответствующего договора аренды до принятия Закона от 15.07.2010 N 995-оз отклоняются судом апелляционной инстанции.
Согласно Проекту зон охраны памятников истории и культуры города Пскова, утвержденному решением Псковского областного Собрания депутатов от 29.06.1995 "О мерах по сохранению культурного наследия города Пскова" (далее - Решение от 29.06.1995) испрашиваемый Предпринимателем земельный участок находится в зоне регулирования застройки.
Из пункта 4.4. пояснительной записки Проекта зон охраны памятников истории и культуры города Пскова, утвержденного решением Псковского областного Собрания депутатов от 29.06.1995 "О мерах по сохранению культурного наследия города Пскова" зоны регулирования застройки распространяются на всю территорию застройки города.
В пункте 1 Решения от 29.06.1995 установлено, что территория города Пскова в административных границах 1994 года, согласно их описанию (приложение 1), является историческим населенным местом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
Пунктом 3 статьи 34 Закона N 73-ФЗ предусмотрено, что границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 4 этой же статьи порядок разработки проектов зон охраны объекта культурного наследия, требования к режиму использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Указанный порядок установлен в Положении о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Положение), утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 N 315.
В пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 05.10.2010 N 794 "О внесении изменений в Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" установлено, что до утверждения зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с Положением, сохраняются зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, установленные в соответствии с законодательством РСФСР.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что Проект зон охраны не отменен, в судебном порядке не признан незаконным, действующим законодательством не признан утратившим силу, иной нормативный акт, отменяющий нахождение спорного земельного участка в зоне охраны объекта культурного наследия (зоне регулирования застройки) не принят, Арбитражный суд Псковской области пришел к правильному выводу о том, что спорный земельный участок, находится в зоне охраны объекта культурного наследия. В связи с этим право распоряжение указанным земельным участком в силу пункта 2 статьи 1 Закона N 518-оз принадлежит администрации Псковской области.
Апелляционный суд также согласен с выводом суда первой инстанции о том, что из содержания статьи 34 ЗК РФ, Закона N 518-оз, Порядка не вытекает обязанность уполномоченного органа власти принять по результатам рассмотрения поданного заявления только положительное решение. Исключительное право, которому корреспондирует соответствующая обязанность исполнительного органа власти, на приобретение права аренды земельного участка предоставлено статьей 36 ЗК РФ собственникам расположенных на данном участке зданий, сооружений, иных объектов недвижимости.
Предприниматель не заявил и не представил соответствующие доказательства, подтверждающие наличие у него права собственности на объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемом земельном участке.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Псковской области от 17 февраля 2011 года по делу N А52-4282/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу предпринимателя Дмитриева Виктора Ивановича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
О.Ю. Пестерева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-4282/2010
Истец: ИП Дмитриев Виктор Иванович, Предприниматель Дмитриев Виктор Иванович
Ответчик: Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям
Третье лицо: Администрация г. Пскова, Государственный Комитет Псковской области по культуре
Хронология рассмотрения дела:
02.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7529/11
09.02.2012 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-248/12
22.11.2011 Решение Арбитражного суда Псковской области N А52-4282/10
29.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7529/11
12.05.2011 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2186/11