17 мая 2011 г. |
Дело N А55-19848/2010 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 мая 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Семушкина В.С., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Алтаевой Я.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя открытого акционерного общества "Самаранефтегаз" - до перерыва - Анаевой Е.А. (доверенность от 01 декабря 2010 года N СНГ-357/10), после перерыва - Губанеевой Е.А. (доверенность от 27 апреля 2011 года N СНГ-126/11),
представителя Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области - до перерыва - Дмитриенко Е.В. (доверенность от 11 января 2011 года N 4), после перерыва - Объедковой И.В. (доверенность от 11 января 2011 года N 6),
представитель Комитета по управлению имуществом Администрации Похвистневского района Самарской области - до и после перерыва - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 06 - 13 мая 2011 года в помещении суда апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Самаранефтегаз", г.Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 15 февраля 2011 года по делу N А55-19848/2010 (судья Холодкова Ю.Е.),
по заявлению ОАО "Самаранефтегаз", г.Самара,
к Министерству природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области, г.Самара,
третье лицо - Комитет по управлению имуществом Администрации Похвистневского района Самарской области, г.Похвистнево,
о признании недействительными предписаний,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Самаранефтегаз" (ОГРН 1026300956990, ИНН 6315229162) (далее - ОАО "Самаранефтегаз", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнений требований) о признании недействительным предписания Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области (далее - Министерство) об устранении нарушения лесного законодательства от 04.06.2010 в части требования о заключении договора аренды лесных участков, имеющих местоположение: Самарская область, Похвистневский район, Похвистневское лесничество, Кротовское участковое лесничество, квартал 114, выдел 26 и признании недействительным предписания Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области об устранении нарушения лесного законодательства от 04.06.2010 (т.1 л.д.3-5, т.3 л.д.20-27).
Определением суда от 30.11.2010 привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Похвистневский Самарской области (т.2 л.д.93).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.02.2011 по делу N А55-19848/2010 требования заявителя удовлетворены частично. Суд признал недействительным предписание Министерства от 04.06.2010 б/н со сроком исполнения предписания до 01.06.2011. В остальной части требования отказано (т.3 л.д.47-50).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным предписания Министерства от 04.06.2010 об устранении нарушения лесного законодательства по сроку исполнения предписания 04.11.2010 в части обязания ОАО "Самаранефтегаз" заключить договора аренды лесных участков, имеющих местоположение: Самарская область, Похвистневский район, Похвистневское лесничество, Кротовское участковое лесничество, квартал 114, выдел 26 и принять по делу новый судебный акт (т.3 л.д.56-63).
Министерство апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель общества поддержал апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в жалобе.
Представитель Министерства отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 06.05.2011 до 09 час 05 мин 13.05.2011, после перерыва рассмотрение дела продолжено.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части в соответствии с правилами, предусмотренными частью 5 статьи 268 АПК РФ, проверив доводы приведенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее и заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, распоряжением заместителя Министра природопользования принято решение от 05.05.2010 N 175 о проведении плановой выездной проверки в отношении ОАО "Самаранефтегаз" в период с 11.05.2010 по 04.06.2010 (т.2 л.д.131-132).
В ходе проверочных мероприятий на территории Похвистневского лесничества с участием представителя ОАО "Самаранефтегаз" Чагова А.В. по доверенности от 29.12.2009 выявлены факты нарушения ОАО "Самаранефтегаз" требований лесного законодательства при использовании участков лесного фонда. Результаты проверки нашли свое отражение в акте проверки от 04.06.2010, составленном старшим государственным лесным инспектором Похвистневского лесничества Абушмановым М.Х. (т.2 л.д.88-91).
По результатам выявленных нарушений, министерством выдано ОАО "Самаранефтегаз" предписание от 04.06.2010 N б/н об устранении нарушения лесного законодательства.
Согласно пункту 1 указанного предписания заявитель должен в срок до 04.11.2010 заключить договор аренды лесных участков, имеющих местоположение: Самарская область, Похвистневский район, Похвистневское лесничество, Кротовское участковое лесничество, квартал N 114, выдел 26 для разработки месторождений полезных ископаемых со скважин N 50, N 51 Кротковско-Алешкинского месторождения нефти, путем подачи заявления в Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области согласно Порядку подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденному Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 12.02.2010 N48, и подписать проект договора аренды лесных участков.
Пунктом 2 данного Предписания определено, что общество в срок до 04.12.2010 и 04.09.2010 включительно обязано разработать и предоставить в министерство на арендуемые лесные участки "проект освоения лесов", "лесную декларацию" (т.2 л.д.7-8).
Общество не согласилось с данным предписанием и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования частично, правильно применил нормы материального права.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод общества о необоснованном признании судом первой инстанции правомерности предписания министерства от 04.06.2010 об устранении нарушения лесного законодательства по сроку исполнения предписания 04.11.2010 в части обязания ОАО "Самаранефтегаз" заключить договора аренды лесных участков, имеющих местоположение: Самарская область, Похвистневский район, Похвистневское лесничество, Кротовское участковое лесничество, квартал 114, выдел 26.
Согласно статье 96 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) государственный лесной контроль и надзор осуществляется органами государственной власти в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 настоящего Кодекса.
На основании части 3 статьи 96 ЛК РФ должностные лица, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор, имеют право давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений лесного законодательства и контролировать исполнение указанных предписаний в установленные сроки.
В соответствии с пунктом 3 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.06.2007 N 394, государственный лесной контроль и надзор осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Министерство в соответствии с полномочиями, закрепленными в Положении о министерстве природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 18.02.2009 N 34, осуществляет государственный лесной контроль и надзор.
В силу пункта 14 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора", приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 30 августа 2007 года N 225 утверждены формы документов, составляемых по результатам проведения мероприятий по государственному лесному контролю и надзору, том числе, форма предписания.
В утвержденной форме предписания в графе "содержание" указываются конкретные мероприятия, которые должно выполнить лицо, в отношении которого проведена проверка, в графе "основания вынесения предписания" указываются ссылки на нормативный правовой акт, предусматривающий предписываемую обязанность.
В оспариваемом пункте 1 Предписания от 04.06.2010 существо нарушения лесного законодательства РФ описано, имеется указание на отнесение лесных участков к землям лесного фонда, нарушенные нормы лесного законодательства приведены, срок устранения нарушения установлен.
Суд первой инстанции правомерно признал несостоятельным довод заявителя о том, что предписание вынесено в нарушение требований статей 7, 92 ЛК РФ.
В силу пункта 11 части 1 статьи 25 ЛК РФ разработка месторождений полезных ископаемых является самостоятельным видом использования лесов.
При этом, исходя из части 1 статьи 43 ЛК РФ использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 21 ЛК РФ на землях лесного фонда строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры допускаются, в том числе, для разработки месторождений полезных ископаемых.
Согласно части 4 стати 43 ЛК РФ порядок использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр для разработки месторождений полезных ископаемых устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок использования лесов для указанных целей утвержден Приказом МПР России от 24.04.2007 N 109 (далее по тексту - Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду в соответствии со статьями 43, 74 ЛК РФ.
Частью 3 статьи 74 ЛК РФ предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду без проведения аукционов на основании решения органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе для разработки полезных ископаемых.
В силу статьи 9 ЛК РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством.
В соответствии с пунктом 4 статьи 74 ЛК РФ полномочия по заключению договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности предоставляются соответствующим органам государственной власти, органам местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями Кодекса.
Доказательств того, что заявителем в установленном лесным законодательством порядке оформлены права на участки лесного фонда для разработки месторождений полезных ископаемых со скважин N 50, N 51 Кротковско - Алешкинского месторождения и использование лесного фонда для их эксплуатации и обслуживания, в материалы дела не представлено.
Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы ОАО "Самаранефтегаз" об отсутствии у Министерства оформленных документов о праве собственности на лесные участки, так как участки лесного фонда в силу положений норм Лесного Кодекса Российской Федерации являются федеральной собственностью, независимо от того, оформлены ли данные права или нет.
В материалы дела представлена копия свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на основании статьи 19 ЛК РФ от 20.09.2004 на участок лесного фонда площадью 107430000 кв.м. по адресу: Самарская область, Кротовское лесничество Похвистневского лесхоза в границах Похвистневского района (т.3 л.д.37).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, заявитель заключил с Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Похвистневский Самарской области договор аренды земельного участка от 27.01.2005 N 8/05-01946-010, кадастровый номер 63:29:0000000:0057 для нужд промышленности под объектами Кротковско-Алешкинского месторождения нефти (т.2 л.д.43-52).
По вышеуказанному договору в аренду передан земельный участок, в том числе для разработки скважин N N 50, 51 Кротковско-Алешкинского месторождения нефти, что также следует и из листа В3 кадастрового плана от 10.11.2004 (т.2 л.д.108).
Между тем, у заявителя отсутствуют какие-либо правоустанавливающие документы на использование участков лесного фонда, на территории которых расположены скважины N N 50, 51 Кротковско-Алешкинского месторождения нефти.
Договоры аренды земельных участков не могут заменить документы, подтверждающие право заявителя на лесопользование, оформленные в соответствии с требованиями статьи 43, 74, статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, то обстоятельство, что земельные участки под скважинами в Похвистневском районе поставлены на кадастровый учет как земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания и телевидения, информатики и иного значения, не свидетельствует об отсутствии у заявителя обязанности оформить в установленном лесным законодательством порядке использование участков лесного фонда, поскольку эксплуатируемые заявителем скважины N N 50,51 находятся в границах Похвистневского лесничества.
Пунктом 10 Правил проведения лесоустройства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.06.2007 N 377, определено, что материалы лесоустройства являются основанием для разработки лесных планов субъектов РФ, лесохозяйственных регламентов, проектов освоения лесов и внесения в них изменений, а так же для ведения государственного лесного реестра и осуществления государственной инвентаризации лесов. Согласно указанным Правилам подготовка материалов лесоустройства осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ.
Принадлежность участка, на который заявителю необходимо заключить договор аренды, к землям лесного фонда подтверждается материалами лесоустройства (планшетом и таксационным описанием), а так же свидетельством о регистрации права собственности на указанный земельный участок за Российской федерацией, как земли лесного фонда (свидетельство серия 63-АБ 273164).
Постановлением Губернатора Самарской области от 31.12.2008 N 149 "Об утверждении лесного плана Самарской области" утвержден лесной план, который является основой для ведения государственного лесного реестра.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 30.12.2008 N 435 определено количество лесничеств, расположенных на землях лесного фонда, а так же площадей, которые они занимают.
Таким образом, согласно указанным нормативным правовым актам Похвистневское лесничество располагается на землях лесного фонда, поэтому требование заинтересованного лица, изложенное в пункте 1 оспариваемого Предписании о заключении с Министерством договора аренды под занимаемыми скважинами, соответствует положениям статей 8, 9, 21, 43, 82, 83, 96 ЛК РФ.
Доказательств исключения этих территорий из состава лесного фонда в материалы дела не представлено.
Суд первой инстанции правильно указал, что указанными выше документами опровергается довод заявителя о том, что Министерством не представлено доказательств нахождения скважин N N 50, 51 в границах участка лесного фонда.
Суд первой инстанции обоснованно принял во внимание, что из акта проверки также следует, что проверка проведена по адресу: Самарская область, Похвистневский район, Похвистневское лесничество.
При проверке принимало участие должностное лицо заявителя - Чагов Антон Владимирович по доверенности от 29.12.2009 N б/н и им же представлен проверяющим договор аренды.
Изложенное опровергает довод заявителя, что из оспариваемого предписания не следует по какому участку необходимо заключить договор аренды лесного участка.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов - скважин, заявитель вынужден осуществлять вырубку и опиловку деревьев и кустарников в пределах охранных зон объектов, находящихся у заявителя допустимых расстояний до их крон, а также вырубку деревьев, угрожающих падением в соответствии в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для разработки месторождения полезных ископаемых.
Таким образом, заявителем в целях эксплуатации скважин осуществляются действия, связанные с вырубкой лесных насаждений либо их частей.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, то обстоятельство, что права заявителя на земельные участки, занятые скважинами, оформлены в соответствии с земельным законодательством и поставлены на кадастровый учет, не отменяет действия норм лесного законодательства, предусматривающих необходимость оформления заявителем своих прав на участки, на которых непосредственно расположены объекты для разработки месторождений.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27.09.2010 по делу N А55-12247/2009.
Из существа нарушения, допущенного обществом, вытекают и меры по его устранению, а именно: оформление прав на использование участков лесного фонда в соответствии с требованиями норм Лесного кодекса Российской Федерации, указанных в пункте 1 оспариваемого предписания.
Суд первой инстанции, с учетом изложенного, в соответствии со статьями 65, 200 АПК РФ, сделал правильный вывод, что пункт 1 предписания от 04.06.2010, выданного сразу после проведения проверки соответствует требованиям Лесного Кодекса Российской Федерации, вынесено уполномоченным лицом, поэтому отсутствуют основания для признания его недействительным и удовлетворения требований заявителя в данной части.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод общества о том, что вся плановая проверка осуществлена министерством в нарушение положений статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ, так как в плане проверок указано о проведении плановой проверки в отношении ОАО "Самаранефтегаз" на территории только Сергиевского лесничества, проведение проверки на территории Похвистневского лесничества не планировалось, судом отвергается по следующим основаниям.
Согласно положениям в статье 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.
Частью 4 статьи 9 Федерального закона N 294 определено, что в ежегодных планах проведения плановых проверок указываются следующие сведения:
1) наименования юридических лиц, фамилии, имена, отчества индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам;
2) цель и основание проведения каждой плановой проверки;
3) дата и сроки проведения каждой плановой проверки;
4) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля, осуществляющих конкретную плановую проверку. При проведении плановой проверки органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля совместно указываются наименования всех участвующих в такой проверке органов.
Таким образом, плановой проверке подлежит само юридическое лицо по всем адресам осуществления своей деятельности. При этом указание в плане проверки конкретных мест осуществления деятельности законом не предусмотрено.
В утвержденном Министром плане ежегодных проверок указано проведение проверки в отношении ОАО "Самаранефтегаз", что не противоречит положениям статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ.
То обстоятельство, что в плане проверок не перечислены все лесничества (в том числе и Похвистневское), в границах которых ОАО "Самаранефтегаз" осуществляет лесопользование, не противоречит закону и не свидетельствует о незаконности проведенной проверки.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, судебное решение в обжалуемой части является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, согласно статье 110 АПК РФ и ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации следует отнести на заявителя жалобы.
При подаче заявлений неимущественного характера, как заявление о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 200 руб. для физических лиц и 2000 руб. для юридических лиц (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ), при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 100 руб. для физических лиц и 1000 руб. для юридических лиц.
При подаче апелляционной жалобы ОАО "Самаранефтегаз" уплачена в доход федерального бюджета платежным поручением от 21.03.2011 N 778 государственная пошлина в сумме 2000 руб.
В соответствии со статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции возвращает ОАО "Самаранефтегаз" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением от 21.03.2011 N 778 государственную пошлину в размере 1000 руб.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 15 февраля 2011 года по делу N А55-19848/2010 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Самаранефтегаз" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Самаранефтегаз" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением от 21.03.2011 N 778 государственную пошлину в сумме 1000 (Одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е.Кувшинов |
Судьи |
В.С.Семушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-19848/2010
Истец: ОАО "Самаранефтегаз"
Ответчик: Министерство природопользования,лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области
Третье лицо: Комитет по управлению имуществом Администрации Похвистневского района, Прокуратура Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
30.05.2013 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8098/13
02.04.2013 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4427/13
22.01.2013 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-19848/10
21.11.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-19848/10
08.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16852/11
29.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16852/11
10.01.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16852/11
15.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16852/11
06.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-7626/11
17.05.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3394/11
15.02.2011 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-19848/10