Постановлением Конституционного суда РФ от 22.03.2007 N 4-П снято ограничение с размера пособия по беременности и родам. Соответствующие изменения вступят по истечении 6 месяцев со дня принятия постановления. В каком порядке до внесения изменений учитывается доплата до фактического заработка в случае превышения пособия над максимальным размером для целей обложения единым налогом и НДФЛ и как будет учитываться пособие после внесения изменений?
Действующим законодательством ограничен размер пособия по беременности и родам, выплачиваемого за счет средств ФСС РФ. Согласно ст. 11 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ он не может превышать максимальный размер пособия по беременности и родам, установленный федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год. В случае, если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей, размер пособия по беременности и родам не может превышать указанный максимальный размер указанного пособия по каждому месту работы. Ограничение на 2007 год установлено п. 1 ст. 13 Федерального закона от 19.12.2006 N 234-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год" (далее - Федеральный закон о бюджете ФСС на 2007 год) - за полный календарный месяц пособие составляет 16 125 руб.
Конституционный суд в Постановлении от 22.03.2007 N 4-П "По делу о проверке конституционности положения части первой статьи 15 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" в связи с жалобой гражданки Т.А. Баныкиной" указал, что норма о максимальном размере пособия по беременности и родам, первоначально установленная ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год"*(1), действующая в настоящее время в редакции Федерального закона о бюджете ФСС РФ на 2007 год (ч. 1 ст. 13), не соответствует Конституции РФ в части ограничения размера этого пособия для застрахованных женщин, средний заработок которых превышает указанную максимальную величину, и утрачивает силу по истечении 6 месяцев с момента провозглашения постановления.
О действующей редакции Федерального закона о бюджете ФСС на 2007 год
Согласно ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ финансирование выплаты пособия по временной нетрудоспособности застрахованным лицам, работающим по трудовым договорам, заключенным с организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими УСНО, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2002 N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан". Согласно его ст. 2 выплата пособия по беременности и родам осуществляется за счет ФСС в общем порядке, следовательно, действует ограничение максимального размера пособия, выплачиваемого за счет средств ФСС.
Можно ли доплату данного пособия до среднего заработка учесть для исчисления единого налога? Да, но только как расход на оплату труда, то есть на основании пп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ в соответствии с его ст. 255, в которой такой расход не поименован.
Налоговики отказывают в учете этой доплаты. Письмо УФНС по г. Москве от 06.03.2006 N 18-11/3/17202: налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе уменьшить сумму налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, на размер выплаченных пособий по беременности и родам, а также на сумму доплаты до среднего (фактического) заработка при оплате отпуска по беременности и родам в размере, превышающем максимальный размер данного пособия, установленный действующим законодательством. Аналогичная позиция высказана ими в Письме от 06.06.2005 N 18-11/3/39619, так как указанный расход не содержится в перечне, установленном п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
Финансисты дали "зеленый свет" плательщикам налога на прибыль. Они считают, что п. 15, в соответствии с которым можно учесть расходы на доплату до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленную законодательством РФ, применим и в отношении превышения пособия по беременности и родам над его максимальным размером (Письмо от 04.07.2005 N 03-03-04/1/49): расходы на доплату до фактического заработка при выплате пособия по беременности и родам налогоплательщик имеет право отнести к расходам на основании п. 15 ст. 255 Кодекса. Аналогичное мнение высказано ими в Письме от 16.02.2005 N 03-05-02-04/26.
Таким образом, "упрощенец" вправе воспользоваться этими рекомендациями и учесть превышение пособия по беременности и родам в составе расходов на оплату труда.
Для целей исчисления НДФЛ, согласно п. 1 ст. 217 НК РФ освобождаются от налогообложения государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством, к которым отнесены пособия по беременности и родам. В Письме Минфина РФ от 16.02.2005 N 03-05-02-04/26 говорится о том, что данная норма не применяется в отношении рассматриваемого превышения, так как доплата пособия по беременности и родам до размера среднего заработка в случае, если средний заработок превышает максимальный размер ежемесячного пособия, установленный законом, производится организацией за счет собственных средств и не рассматривается как государственное пособие.
О новой редакции Федерального закона о бюджете ФСС на 2007 год
Отказ от ограничения размера пособия по беременности и родам позволит всю сумму пособия выплачивать за счет средств ФСС РФ. Соответственно, оно будет освобождено от обложения НДФЛ.
Интерес вызывает переходный период, когда отпуск по беременности и родам приходится на время до и после снятия ограничения. Полагаем, что по этой ситуации будут даны дополнительные разъяснения контролирующих ведомств.
Федеральное Собрание согласно вышеуказанному решению КС РФ должно будет внести соответствующие изменения в действующее законодательство. Пунктом 3 ст. 11 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ предусмотрено еще одно ограничение: застрахованной женщине, имеющей страховой стаж менее шести месяцев, пособие по беременности и родам выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов. Поэтому возникает еще один вопрос: будет ли впоследствии снято данное ограничение?
В.В. Никитин,
редактор журнала "Упрощенная система налогообложения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
1 мая 2007 г.
"Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, май 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 11.02.2002 N 17-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"